I. Объект и предмет философии. Соотношение и развитие частных наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

II. Позитивистская концепция науки.

1. Исторические предпосылки позитивистской философии.

 2. Первая волна позитивизма.

3. Вторая волна позитивизма.

Позитивизм возник в начале 19 века и около полувека показывал свое влияние на все формы духовной и общественной жизни. Европейская культура про родила похитивизм.

До позитивизма уже существовала достаточно высокая степень философско-методологической разработки.

 Фрэнсис Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбница, Иммануил Кант, Г. Гегель.

Научная деятельность по Бэкону зависит от технического инструментария, развития конкретного человека и традиций.

 Бэкон говорил власти языка. Был первым теоретиком эксперимента. "люди связаны с языком, познают в значительной мере зависимости от языка. Глубокое изучение языка позволяет обрести мудрость. Но помимо позитивного, есть и отрицательное воздействие языка. Необходимо избирательно относиться к языку". Основной упор на эксперименты. Эксперимент: Деятельность, оперирование искусственно созданными условиями, техническими предпосылками.

 Эксперимент достоверен, потому что в нём исключён человек. Люди снимают показатели приборов. Человек "выведен за скобки". Человеком "не пахнет". Приборы независимо от состояния человека.

Развивал метод индукции: Движение мысли от частных суждений к общему посредством формулирования частных суждений.

Любой закон имеет ограниченное применение.

Пример: Закон всемирного тяготения не имеет всемирного применения.

Следовательно, индуктивное мышление не является абсолютно верным, применимом к общему, ограничен.

Ренэ Декарт говорил, дополняя, о дедуктивном методе. Мало хотеть открыть что-то, нужно сперва открыть новый метод. Мало знать всё о прошлом, важно открывать новые. Эмпирический (инструментальный) метод исследования не дает исчерпывающего и достоверного знания. Идеи рождаются не только на основе эмпирического знания, а могут иметь логический, интуитивный характер. На основе гипотезы могут производиться эксперименты, расчёты, то есть начинается отработка общих схем.

 Если из варианта идеи вызревает идея, в достоверности которой мы не сомневаемся, тут и начинается исследование.

 Дедуктивный способ мышления заключается в движении мысли от общего через сопоставление с частными к новым качественно новым суждением.

Глупо абсолютизировать конкретный метод, способ мышления.

Дэвид Юн: У человека нет гарантированных возможностей обосновать истинность общих идей.

Иммануил Кант анализировал процесс научного исследования. Формулировал идеи антиномии.

Мир бесконечен. Мир не бесконечный. Невозможность проверки.

То есть многие общие идеи есть абстракции.

 В каждой научной отрасли есть постулаты, достоверность которых нет оказывается.

 В науке к постулатам и аксиомам относятся без абсолютизации, рассматриваю как идею, которая нуждается в проверке.

Кант против бековского понимания науки. Априорные знания - доопытное знание. Обращал внимание только на спонтанное получение научного знания. Знания приходят, которая пытается что-то получить.

Субъект - носитель новых знаний, деятельности. Исследователь способен определять собственное творчество, способен к самопознанию. Это и есть активность. Главная роль в исследовании за исследователем человеком. Это открытие активности исследования Как назвал коперниканский открытием философии.

 

Гегель.

«Наука логики»

 

IV  II «волна» позитивизма.

Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Мах - физик. Не удовлетворён объяснением научного познания. умел соединять общиенаучные исследования и философию. Критик механики Ньютона, отмечал изъяны, не позволяющие применять её к некоторым процессам. Число Маха использовано Энштейном в формулировании теории относительности.

Начал анализировать процесс познания. Пришел к выводу о том, что в экспериментах приходится операться на ощущения. Теории следует сравнивать не только с приборными показаниями, но и с комплексом ощущений. Физические и психические комплексы ощущений.

Как физик Мах блистателен. Как теоретик познания он "уткнулся" в ошибки субъективного идеализма. Сводит теоретическую картину мира комплексу ощущений, но первое гораздо сложнее второго.

Рихард Авенариус говорит о принципе экономии мышления: "Чем меньше средств (инструментов) привлекается для достижения теоретической, чем она объективнее. О том же говорит Оккам ("Бритва Оккама").

Проблема: Как отличить чувственное познание от эмпирического?

Как проверить достоверность теоретического знания? Достаточно ли эмпирических данных или необходимы чувственные знания?

Эти проблемы решались 3 волной позитивизма.

Витгенштейн, Карнап, Рассел, Шлик.

 Новизна: позитивисты являлись философами науки. Начали подленно изучать научное познание.

Неопозитивизм. Прежние исследователи ушли от логики научного исследования. Вера в науке есть принятия положения без доказательства. Всё, что принято на веру, должно быть гипотетическим, может быть критически пересмотрено. Знание, принимаемое на веру, не является полностью достоверным.

Научная фраза есть утверждение о существовании или не существование чего-либо.

Неопозитивизм есть примерно то же, что и логический позитивизм (в том новизна).

Первое шире теории языка (терминология). С точки зрения неопозитивистская философия научный язык отличается от обыденного языка однозначностью. Нет метафор.

Различают смысл и значение. Смысл есть символическое значение слова или словосочетания.

Рассел основал математическую теорию для анализа структуры любого языка.

Уайтнед продолжил.

Неопозитивизм оказал влияние на все формы культуры.

Выгоняя привычную философии и науки, позитивисты создали научную философию. Требовали четкости языка (вспомнить права). Влияние на теорию обучения.

 

I. Объект и предмет философии. Соотношение и развитие частных наук.

1. Понятие метода, методологии и теории познания.

2. Роль филосовской науки в развитии системы научного знания.

 

Объектом филосовского анализа является наука, которая дифференцирована.

Наука делится так:

Естественно научные, общественные, гуманитарные.

 

1) Система идей, выражающих знания о спонтанных процессах, объективных закономерностях, о том, как устроен мир. Идеи (знания) логически связаны, имеют безличностную основу. Логические особенности первооткрывателя не имеют отношения к сути научного знания.

С точки зрения … начало науки относят к античности (основание математики) или к XV в. ( появление эксперимента).

Развитие каждой из наук, вышедшей на теоретический уровень нуждается в новых языковых средствах (открытие новых закономерностей).

Знания есть следствие человеческой деятельности. Пр: Р.Декарт, критика изученного.

2) Научное сообщество. Необходимость, цель учёного – только открытие новых (неизвестных) закономерностей (предназначение).

3) Деятельность научного сообщества осуществляется основе связи и взаимодействия между индивидами.

Наука как специализированная деятельность возникла, когда люди начали изучать то, что находится за пределами чувств.

Наука себя не анализируют не рефлексирует. Изучение процесса научного исследования удел философии.

4) Социальный институт система учреждений. Предметная деятельность людей определяется набором правил.

Философия науки возникла относительно недавно профессиональная исследования науки началось с Иммануила Канта. Позитивизм осознанно начал заниматься изучением науки. Огюст Конт, Мах.

 Неопозитивизм. Витгенштейн.

 Гносеология - наука познания.

 Эпистемология - теория научного познания.

 Постпозитивизм.

 По Конту история человека делится на три этапа: религиозный, метафизический, позитивный.

Проблема демаркации - проблема разграничения научного и ненаучного знания.

 Неопозитивизм, логический и семантический (лингвистический).

 Постпозитивизм переосмыслил суть позитивизма.

 

Листочек с практического занятия.

1. Наиболее крупное научное открытие в истории науки (человечества).

2. Отличия и сходства общенаучной картина мира и теории познания.

3. Отличия и сходства гносеологии (эпистемологии) и методологии.

 

 1. Изобретение рычага и колеса открытие свойств названных вещей. Без этих свойств немыслимо дальнейшее развитие механики. Архимед.

2. Общенаучная картина мира. Научная картина мира есть совокупность представлений об объектах, процессах, явлениях в рассматриваемой (какой-либо) области науки в области (компетенции) этой науки. Так же и обобщенная картина мира и есть совокупность представлений, закономерности, но примеси только ко всем наукам.

Теория познания представляет собой набор (совокупность) подходов к познанию (Способы) в разных областях теории познания.

 Таким образом, картины мира является плодом теории познания, следствие.

Общим чертам стоит отнести изменчивость, и изменения одного связаны с изменением другого.

3. Гносеология есть теория познания вообще.

Эпистемология есть наука теория научного познания, наука о выработке научного знания. Концепции.

1 шире 2, включает его в себя.

 Методология есть совокупность методов познания.

Из концепций проистекает методы и способы познания. Действия должны быть основаны на понимании.

 Теория познания и описывает познавательную деятельность.

Всякий метод познания и есть метод познания.

Движение есть хаотическое изменение, обратимо. Развитие необратимо, несёт качественное изменение.

Геоцентрическая картина мира. Аристотель, Птолемей.

 Гелиоцентрическая картина мира. Николай Коперник. Факт вращения Земли вокруг своей оси.

Теория относительности Альберта Эйнштейна.

Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева 1869 год.

Обновление картина мира (представлений о мире) связанно с новыми открытиями, появлением новых закономерностей, взаимосвязей. Ничто не является тождественно самому себе во время. Гегель.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.