III. Теория и методология Нового времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Иммануил Кант, Г. Гегель, Карл Маркс.

1. Чем отличие сенсуализма от эмпиризма.

 2. Эмпиризм - направление ... эксперимент.

 3. Исчерпывает ли эксперимент эмпирический процесс следования?

Не исчерпывает, один из методов.

Чувственное познание от эмпирического отличается тем, что первое осуществляется без использования специального инструмента (только органы чувств).

Потребность в гипотезах.

Сенсуализм - донаучное познание. Познание при помощи органов чувств не дает научного познания. Сенсуализм есть концепция познания. Поясняет особенности чувственного познания.

Эмпиризм как теория познания преувеличивать роль приборного познания. Аналогично сенсуализму.

Рационализм не есть логическое познание.

Априоризм не есть теоретическое познание.

Ученые "пауки" "плетут" концепции без опоры на факты.

Ученые муравьи изучает мир через факты. Накопления фактов, закономерностей, выстраивают свалку фактов, но не способны обобщить и выстроить теорию.

Ученые пчелы "собирают" факты и перерабатывают их в "мед", теории, картины мира.

Новое то, что концепции начали проверяться экспериментально.

Бэкон был теоретиком экспериментального исследования.

Критикует социальное исследование в рамках "теории идолов (образов)". Язык и однозначно.

Эмпиризм. Мы наблюдаем объективную реакцию приборов. "Прощупываем" с помощью приборов неощущаемые закономерности и свойства, прибор расширяет познавательные способности.

 Бэкон говорил о природной субстанции.

Декарт: Материя, Бог, разум.

От общих идей к частным суждением.

Проблема обоснования общих идей.

То, что не вызывает сомнений, является достоверным.

В какой степени теория познания Иммануила Канта противно теории бэкона, продолжение теории Декарта.

 

Кант обращал внимание на ограниченность возможностей инструментального познания.

Вводит понятие "априорного".

До всякой науки человек логические осмысляет ощущения и свои чувства. Такая обработка данных давала не всегда достоверную информацию.

Эмпирическое познание - синтез чувств и показания приборов.

Проблема интерпретации показаний прибора.

Логическое основание чувств не есть логическое обоснование показаний приборов.

Анализируя приборы показания человек выстраивает и достраивает картину мира.

По Гегелю бытие и познание развиваются по единым законам.

Абсолютная идея есть действительность, мировой разум. Идея первична.

Объективный идеализм Платона и объективный идеализм Гегеля. Абсолютная идея Гегеля изменяется, у Платона абсолютная идея постоянна, неизменна и вечна.

 Методология Гегеля есть руководство к действию. На объекты, явления нужно смотреть в процессе его развития от начала до предпосылок в будущее => методологический принцип историзма.

 Мир разнообразен по качеству. Все процессы взаимосвязаны, изменения одного вызывает изменение другого.

Метод исследования должен быть направлен на выявление этих зависимостей, на основании которых формулируются законы.

Источником всякого развития является противоречие. Принципы: Историзм (развития), взаимозависимость, противоречивость.

Природа и общество развиваются и имитируют развитие абсолютной идеи; также обучение не есть научное познание. Если в природе и обществе есть противоречия, то они имеет способность к саморазвитию; при этом абсолютная идея не нужна.

По Марксу развитие идет путем уничтожения старого новым. Уничтожение есть самоотрицание.

Новое повторяет старое, но на качественно новом уровне.

! Нет логики вещей, есть логика мышления о вещах.

Общественное бытие определяет общественное сознание.

Задача науки не изучать Мир, изменить его. Процесс научного исследования должен удовлетворять потребностям общества.

Общественное бытие есть реальные условия жизни, направленные на производство материальных благ.

Необходимо находить способы решения противоречий.

По Марксу практика первична, наука вторична.

Процесс материального производства материальных благ включает формы производства и взаимодействия форм производства.

Научные революции совершаются в форме человеческих объединений.

Старые законы обесцениваются. Всеобщие идеи становятся частными. Идея новаций.

 XVII - Научная революция, XVIII - промышленная революция.

Промышленная революция была тесно связана с научными достижениями 17 века. Поэтому 18 век называют второй научной революцией. Развитие шло на мощной промышленный базе. Развитие производства шагнуло очень далеко: паровые машины, ДВС, электродвигатели и генераторы, электричество и так далее. Изменения в науке мысли и технические и социальные потрясения. Например: Война 1812 года.

 

I "волна" позитивизма.

Огюст Конт. На то время ему немного лет. Задался вопросом: можно ли предвидеть, прогнозировать социальные процессы и явления? (После вторжение русских войск в Париж, что прервало обучение в ВУЗе). Он загорелся созданим общественной науки.

Он увлекся физикализмом. Общество есть совершенная часть природы, поэтому исследовательский аппарат естественного мира можно применить к социальным явлениям. Но это оказалось не так.

Огюст Конт понял, что социальные явления (реальность) есть совершенно иная субстанции. Приходит к идее о том, что вся жизнь общества делятся на 3 этапа: религиозный, метафизический, позитивный.

Метафизикой называют в философию. Изъян: философские методы носят схематический характер. Многое высосано из пальца, носит умозрительный характер. Мало опирается на факты. Картина мира есть отчасти плод фантазии философа. Иммануил Кант и здесь прав.

Не согласен с Гегелем. Жизнь общества не предрешена. Метафизические схемы не учитывали конкретных фактов общественной жизни. Жизнь многообразна, не ложилась в предлагаемые картины мира, схемы. Мало что давали в объяснении процессов общественного бытия.

Он предлагал новый подход - позитивизм - система идей, изучение общественной жизни на основе конкретных фактов. Это потребовало новых способов, методов научных исследований.

Герберт Спенсер - последователь.

Огюст Конт ищет раздел между научным и ненаучным знанием.

По Спенсеру: общество есть подобие муравейника. Роли распределены. Общество есть система взаимосвязанных элементов. Всё развивается в зависимости от всего. Ни один элемент не изолирован. В зависимости от развития меняется организационная структура общества.

Возникает понимание между социальными явлениями и методами исследования, то есть переход к гносеологии.

Считалось, что имеет место социальный прогресс, который делятся на статический (нечто остается неизменным) и динамический.

 Возникла проблема эмпирического исследования для создания научного знания.

 Джон Стюарт Милль усовершенствовал индуктивный метод исследования.

Эти исследователи первыми попытались отсечь ненаучные идеи. Но была проблема соотнесения знаний. Путаница между эмпирическими и чувственными сведениями - это крупная ошибка. Философия (метафизика) вносилась в ненаучное знание. Тезис на Ньютона: "физика, бойся метафизики", был повторим Ньютоном в новых исторических реалиях.

В результате первой волны позитивизма обозначалась вторая проблема. Размежевание философского и специального научного знания. Недооценка теоретического знания перед эмпирическим привела к проблеме верификации (проверки) знания.

 

Листочек для практического занятия.

I волна позитивизма. Огюст Конт, Джон Милль, Герберт Спенсер.

Конт - основатель. Идеал есть описательная модель научного знания, то есть только факты. Вопрос "как?", а не "почему?". Позитивизм предлагал ограничиться миром вещей, идеи не рассматривались.

Основные работы: "Курс позитивной философии", "Дух позитивной философии", "Система позитивной политики".

Главное в науке - факты.

 В 19 веке наука вышла на теоретический, знаковый уровень. Картины мира носили вид системы знаков, часто выведенных логически.

Исследователь изучает, открывает новое, дает ему новое название. Проблема объективного восприятия мира.

Мах не прав. Наука все более выходит за пределы неощущаемого.

Витгенштейн. Необходимо исследовать правила использования языка. О правилах договариваются. Язык есть средство научного исследования. Важно совершенствовать, развивать язык.

Нельзя сформулировать универсальные (общие) суждения на основе протокольных суждений, то есть нет непрерывного пути, непосредственной связи.

Накапливание данных и обобщение их оказались разными типами деятельности.

 Опыт через язык и логику сводится к эксперименту.

Задумались об обосновании математического знания . Математика не эмпирическая наука, не наука об естествознании. Нет качественного смысла. Математика позволяет смоделировать качественные явления в количественном виде.

Природа математического исследования. Формы мысли количественного. Язык формулируется по законам математической логики. Математическая лингвистика.

 

IV  II «волна» позитивизма.

Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Мах - физик. Не удовлетворён объяснением научного познания. умел соединять общиенаучные исследования и философию. Критик механики Ньютона, отмечал изъяны, не позволяющие применять её к некоторым процессам. Число Маха использовано Энштейном в формулировании теории относительности.

Начал анализировать процесс познания. Пришел к выводу о том, что в экспериментах приходится операться на ощущения. Теории следует сравнивать не только с приборными показаниями, но и с комплексом ощущений. Физические и психические комплексы ощущений.

Как физик Мах блистателен. Как теоретик познания он "уткнулся" в ошибки субъективного идеализма. Сводит теоретическую картину мира комплексу ощущений, но первое гораздо сложнее второго.

Рихард Авенариус говорит о принципе экономии мышления: "Чем меньше средств (инструментов) привлекается для достижения теоретической, чем она объективнее. О том же говорит Оккам ("Бритва Оккама").

Проблема: Как отличить чувственное познание от эмпирического?

Как проверить достоверность теоретического знания? Достаточно ли эмпирических данных или необходимы чувственные знания?

Эти проблемы решались 3 волной позитивизма.

Витгенштейн, Карнап, Рассел, Шлик.

 Новизна: позитивисты являлись философами науки. Начали подленно изучать научное познание.

Неопозитивизм. Прежние исследователи ушли от логики научного исследования. Вера в науке есть принятия положения без доказательства. Всё, что принято на веру, должно быть гипотетическим, может быть критически пересмотрено. Знание, принимаемое на веру, не является полностью достоверным.

Научная фраза есть утверждение о существовании или не существование чего-либо.

Неопозитивизм есть примерно то же, что и логический позитивизм (в том новизна).

Первое шире теории языка (терминология). С точки зрения неопозитивистская философия научный язык отличается от обыденного языка однозначностью. Нет метафор.

Различают смысл и значение. Смысл есть символическое значение слова или словосочетания.

Рассел основал математическую теорию для анализа структуры любого языка.

Уайтнед продолжил.

Неопозитивизм оказал влияние на все формы культуры.

Выгоняя привычную философии и науки, позитивисты создали научную философию. Требовали четкости языка (вспомнить права). Влияние на теорию обучения.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 210.