V. Постпозитивистская философия науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпосылки. Модель науки Карла Поппера, Томаса Куна, Пола Фейерабенда.

30...40-е гг. годы по 50...60 года.

Карл Поппер - представитель логического позитивизма.

Проблема демаркации науки и ненауки, то есть проблема разделения истины от лжи, достоверного от всего. Проблема поставлена еще первыми позитивистами. На каком основании производить отделения научного знания (критерии научного знания)?

Первый критерий - чувственные знания. Но чувства ограничены. Инструментальные сведения чувственных данных требуют логического продолжения. Наука, всякий раз строя картину мира, выходила за пределы инструментального познания, то есть дорабатывается логически.

Работа Поппера в русле критического рационализма. Он доказывал, что индуктивизм ограничен.

Индуктивное обобщение не гарантирует достоверность.

В науке привыкли подтверждать суждения. Это проверка кажется достаточной. Необъяснимые, аномальные факты данной системой не классифицируются.

Карл Поппер говорил, что знания нужно не проверять и опровергать.

Опровержение позволяет получить границы применимости теории.

Фаллиболизм есть учение Карла Поппера, по которому все теории имеют ограниченное применение, то есть содержат ошибку.

Критика индуктивизма (антииндуктивизм).

Научное знание достоверно, если оно прошло и "сито" опровержения.

Томас Кун обнаружил изъяны в концепции Карла Поппера. Например, Николай Коперник сформулировал достоверную теорию, но она не была принята сразу.

Это связано с тем, что есть парадигмы, то есть системы идей, принятых и используемых. Новая концепция не укладываются в старые парадигмы.

Кун говорил, что старая система научного знания есть "нормальная наука". Новая парадигма есть "ненормальная наука", позволяет решать новые вопросы, нерешаемые проблемы. Новая концепция не сразу становится действующими парадигмами. Факт - новые идеи в первое время терпят гонения. Причина в социальном характере научного сообщества. Идея должна быть принята подавляющим большинством научного сообщества.

Парадигма Есть образец.

Прогресс осуществляется не только логическим, но и социально-психологическим путем (сомнения, страх).

Периоды нормальной науки.

Имре Лакатос - противник концепции развития науки Куна. Разработал концепцию (методологию) научных программ. Говорил, что старые теории не отбрасываются при встрече с аномальными фактами. Существует "ядро" науки. Старые теории не отбрасываются, потому что есть "защитные пояса". Научная теория, встречаясь с аномальными фактами не отбрасывается полностью, а отбрасывается ложное, изменяется "ядро", а теория "подрастает".

У любой концепции есть функция прогнозирования, то есть задача предсказания новых фактов. Если научная теория не позволяет прогнозировать, то мало в ней проку.

Эвристическая функция. Научная среда создается в коллективе. Среда должна способствовать подготовке новых творческих личностей. Эвристические функции науки не обеспечиваются логическими ... .

 Разработал программы научного исследования.

Пол Фейерабенд говорил, что в науке могут использоваться любые методы. Обосновывает эпистемологический анархизм. Наука не является единственным источником знаний в мире, духовного освоения мира. Наука может быть переоценена людьми. Необходимо регулировать науку, она должна быть отделена от государства. Наука подвязана под какие-либо интересы, может заниматься онаучиванием любого знания, она ангажированна.

В науке не мало мифов. Ученые есть люди со всеми присущими достоинствами и недостатками и психологическими пристрастиями. Научное знание равноценно религиозному, политическому.

Пролиферация идей.

Не учитывал научных тенденций (теория должна быть подкреплена фактами), наука стремится к поиску объективного знания. Если ...

 

Листочек для практического занятия.

Карл Поппер.

Фальсифицируемость как критерий демаркации.

Противоположность верификации (с протокольными суждениями). Неопровержимость есть критерии истины.

Расширение эмпирического базиса научные теории (истинные + ложные суждения).

Фальсифицируемость предлагает наличие потенциальных фальсификаторов в теории, которые могут быть не подкреплены опытом. Фальсификация предполагает - подкрепленные опытом.

Общая черта постпозитивизма: стремление к соответствию концепций реальному научному знанию и его истории.

Карл Поппер "Нищета историзма": "Когда мы говорим, что социология является теоретической наукой, то имеем в виду, что она должна объяснять и предсказывать события с помощью теорий и законов. Именуя в социологию эмпирической дисциплиной, мы подразумеваем, что в ее основе должен лежать опыт. Объясняемые и предсказуемые события должны наблюдаться жизни, любая теория должна приниматься или отвергается в зависимости от наблюдений".

Так и со всяким научным знанием.

 

В целом позитивизм уходит от накопления знаний к пересмотру ранее признанного.

По Попперу необходим переход от анализа структуры научного знания к исследованию его развития.

 

Существует единство естественнонаучных и социологических методов познания. Портер утверждает невозможность какого-либо предсказания или предвидения в истории, так как наблюдать можно лишь уникальные процессы. Всеобщие законы формулируют положения относительно всех процессов определённого рода, но такая гипотеза непроверяема.

 

Ядро воззрений: "специфически человеческая способность познавать, как и производить научные знания, является результатом естественного отбора".

"Эволюция научного знания представляет собой, в основном, эволюцию в направлении построения все лучше и лучше теорий".

 

Прослеживаются дарвиновские нотки.

 

 Чувственные данные усваиваются, соотносятся, ассоциируется в голове.

Опыт не может дать бесконечное число фактов, следовательно, проверка на подтверждение может дать отрицательный результат. Истинность утверждающих положений может быть зафиксирована только относительно уже апробированных теорий. Новую теорию стоит сопоставлять с предшествующими теории. Если найдены опровергающие факты, что новая и старая теории становятся конкурентными. Выбор между ними есть главный вопрос об истинности теорий.

 

Критерий демаркации есть критерий Поппера (фальсификации) и не есть критерий осмысленности. Философия вносит понимание. По Попперу функция философии есть провоцирование новых знаний.

Фальсифицируемость, следовательно, законы ничего о мире не говорят, а лишь сообщают, что что-то есть, а чего-то нет в мире.

 

Рост знания есть смена теорий.

Объективное знание -> понятие трех миров.

1 - Мир физических объектов и состояний. 2 - мир состояние сознания. Три - мир объективного содержания мышления (идей). Мир 3 объективен и автономен от 2.

Каждый факт теоретически нагружен. Факт познается через знание теории.

 

Томас Кун.

3 стадии развития науки.

1. Формирование парадигмы, направление науки этой парадигмы, накапливание знаний. Парадигма система фундаментальных знаний и образцов деятельности.

Главное в парадигме - образцы последовательных действий, через которые происходит усваивание приемов и методов деятельности. Задает видения мира, следовательно, спектр решаемых задач, способов. Далее происходит накопление аномалий, за которым следует полоса кризиса критическое отношение к парадигме.

2. Кризис в науке. Формирование иных научных школ.

3. Научная революция.

 

Головоломка есть решение мелкой научной задачи.

Все крестьяне есть лжецы, - сказал крестьянин.

Если он лжет, то он лжет, следовательно, парадокс.

В процессе открытие нового известные знания о процессах и явлениях переносим на неизвестное.

Головоломка есть движитель исследования. Ответ приходится создавать.

 

Имре Лакатос.

Необходимо исследовать историю науки, чтобы построить верную концепцию. Противник

В ядре есть априорные суждения, аксиоматические знания, потому и ядро и устойчиво.

Эвристическая функция. Научная сфера должна обострять сознание, провоцировать на поиск нового.

Слабое место. Концепции несоизмеримы, следовательно, нет будущего в перспективе научных поколений. Одна сменяет другую.

Отрицает социально-психологический аспект прогресса. Только логическая замена одной теории другой.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.