Присоединим к множеству N натуральных чисел еще один элемент, который называется нулем и обозначается 0. Полученное множество называется множеством целых неотрицательных чисел и обозначается Zо. Таким образом, Zо = N È {0}.
Относительно числа 0 условимся, что оно меньше любого натурального числа, а арифметические операции в случае, когда одна из компонент равна нулю, определяются равенствами:
(" а ÎN) а + 0 = 0 + а = a; (" а ÎN) а - 0 = а;
(" а ÎN) а - 0 = 0 - а = 0; (" а ÎN) 0 : а = 0 .
Кроме того, будем считать, что:
0 + 0 = 0, 0- 0 = 0, 0 – 0 = 0, а – а = 0.
Теорема 28. Деление на нуль невозможно.
Доказательство. Пусть даны целое неотрицательное число а и b = 0.
Рассмотрим случай, когда а ¹ 0, Предположим, что частное такого числа и нуля существует. Тогда, по определению деления, найдется такое целое неотрицательное число c, что а – с = 0, откуда а = 0. Пришли к противоречию с условием, значит, частное чисел а ¹ 0 и b = 0 не существует.
Пусть теперь а = 0. Предположим опять, что частное а = 0 и b = 0 существуют, и тогда найдется такое целое неотрицательное число с, что выполняется равенство 0 = с × 0, истинное при любых значениях с.
Таким образом, частным чисел а = 0 и b = 0 может быть любое целое неотрицательное число, т.е. результат деления определяется не единственным образом. Поэтому в математике считают, что деление нуля на нуль также невозможно.
Рассматривая деление на множестве целых неотрицательных чисел, мы имеем в виду деление нацело, т.е. такое, при котором частное является также целым неотрицательным числом. Но такое частное существует не всегда. Например, нельзя разделить на 9 число 31. Но существуют числа 3 и 4 такие, что 31 =9×3+4. Говорят, что мы разделили число 31 на 9 с остатком 4, а число 3 называют неполным частным. В общем случае деление с остатком определяют так.
Определение. Пусть а - целое неотрицательное число, а b - число натуральное. Разделить а на b с остатком - это значит найти такие целые неотрицательные числа q и r, что а = b q + r , причем 0 < r г < b.
Из этого определения следует, что делить с остатком можно не только большее число на меньшее, но и меньшее на большее. Например, при делении числа 5 на 9 получаем, что неполное частное равно 0, а остаток 5: 5=0×9 + 5. Вообще если а < b то при делении а на b с остатком получаем q = 0 и r = а.
Если при делении а на b с остатком оказывается, что r = 0. то говорят, что имеем деление нацело. Вообще r = 0 тогда и только тогда, когда а делится на b.
В связи с этим новым действием возникают вопросы: если заданы числа а и b, всегда ли можно найти такие q и r, что будет выполняться равенство а = b q + r , причем 0 < r г < b. Если такая пара чисел q и r существует, то единственна ли она для заданных чисел а и b. Ответ на эти вопросы дает следующая теорема.
Теорема 29. Для любого целено неотрицательного числа а и натурального b > существуют целые неотрицательные числа q и r, такие, что а = b q + r, причем 0 < r < b. И эта пара чисел q и r г единственная для: заданных а и b .
Доказательство существования. Обозначим через М множество целых неотрицательных чисел, кратных b и не превосходящих а:
М = {х\х = bу, х £ а}
Так как для всех чисел из этого множества выполняется неравенство х £ а + 1, то в множестве М есть наибольшее число, которое обозначим через х₀.
Это число = имеет вид х₀ = b q, причем число b( q + 1) уже не принадлежит множеству М и поэтому b( q + 1) > а. Итак, найдено число q, такое, что b q <а< b( q + 1) . Из этих неравенств следует, что 0 < а - b q < b Если обозначить а – b q через r. то имеем: а - b q = r, т.е. а = b q + r и 0 £ r < b. Это означает, что q - неполное частное, а rг - остаток при делении а на b.
Доказательство единственности. Предположим, что b q + r, где 0 £ r < b и а = b q ₁ + r ₁, где 0 £ r ₁ < b, причем, например, r > r ₁,. Тогда имеем: b q + r = b q ₁ + r ₁, и поэтому r - r ₁ = b q ₁ - b q= b( q ₁ - q). Поскольку 0 £ r ₁ < r < b, то r - r ₁ < b. С другой стороны, r - r ₁ = b( q ₁ - q) и потому делится на b.
Пришли к противоречию, так как натуральное число, меньшее, чем b, не может делиться на b . Это противоречие и доказывает, что другой пары чисел с требуемыми свойствами не существует, следовательно, деление с остатком однозначно определено.
В любом начальном курсе математики изучается деление с остатком, так как оно лежит в основе алгоритма деления многозначного числа на многозначное. При этом часто используется запись: 9:2 = 4 (ост. 1). Учащиеся запоминают, что если при делении получается остаток, то он всегда меньше делителя.
Упражнения
1. Объясните, почему не существует значения выражения 7:0, проведя рассуждения, аналогичные тем, которые использовались при доказательстве теоремы 28.
2. Разделите с остатком:
а) 37 на 5; б) 83 на 4; в) 12 на 15.
3. Какие остатки могут получаться при делении чисел на 4? Какой вид имеют числа, при делении которых на 4 в остатке получается:
а) 1; б) 3?
4. Известно, что при делении х на у получили неполное частное г и остаток 17. Известно также, что одно из чисел х, у и z равно 13. Какое?
5. На множестве А - {х \ х е N и 1£ х £ 100} задано отношение «иметь один и тот же остаток при делении на 5». На какие классы разобьются числа множества А при помощи данного отношения? Почему это разбиение возможно? В каком классе окажется 27? 98? 100?
6. На сколько классов разбивается множество N при помощи отношения:
а) «иметь один и тот же остаток при делении на 2»;
б) «иметь один и тот же остаток при делении на 7»?
Почему возможно такое разбиение? Назовите по одному представителю из каждого класса разбиения множества N в случае б).
7. Одно число на 62 больше другого. При делении одного из них на другое с остатком в частном получается 5 и в остатке 6. Найдите эти числа.
Лекция 35. Метод математической индукции
План:
1. Метод математической индукции.
2. Решение задач.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 442.