Известны различные способы записи алгоритмов: словесная запись, формульная, табличная, на языке блок-схем или алгоритмическом языке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Словесная запись – это форма представления алгоритмических предписаний. Она допускает употребление естественного языка и математической символики, что делает предписание понятным и доступным для усвоения. Форму словесной записи имеют многие «бытовые» алгоритмические предписания, часто применяемые в повседневной жизни: как испечь пирог, как пользоваться электроприбором, как получить книгу в библиотеке и т.д. Вообще в этой форме могут быть описаны любые предписания, в том числе и математические. Например, алгоритмическое предписание нахождения середины отрезка АВ может иметь вид:

1) поставить ножку циркуля в точку А;

2) установить раствор циркуля в точку А;

3) провести окружность;

4) поставить ножку циркуля в точку В;

5) провести окружность;

6) отметить точки пересечения окружностей;

7) через отмеченные точки провести прямую;

8) отметить точку пересечения прямой с отрезком АВ.

Алгоритмы, используемые для вычислений, могут быть записаны в формульной (т.е. с помощью формулы) или табличной (т.е. с помощью таблицы) формах. Например, для нахождения корней квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 (а ¹ 0) удобнее применять не словесную запись, а формулу:

х = (- b ± √ b - 4ac) : 2a

Запись алгоритма, используемого для вычислений, в форме табли­цы удобно использовать, когда требуется найти не одно, а несколько значений одного и того же выражения для различных значений пере­менных, входящих в данное выражение.

Рассмотрим алгоритмическое предписание решения следующей за­дачи: «В одном куске 72 м ткани, а в другом в у раз больше. Сколько метров ткани во втором куске? Составь выражение и найди его значе­ние, если у =  2, 4, 8».

Словесная запись алгоритма решения данной задачи такова:

1)  составить выражение;

2)  найти его значение для  у = 2;

3)  найти его значение для  у = 4;

4)  найти его значение для  у = 8.

Если же оформить предписание в виде таблицы, то запись будет иметь вид:

 

Значение переменной у 2 4 8
Значение выражения 72 - у      

 

Алгоритмы можно записывать на языке блок-схем. Такое их пред­ставление, состоящее из блоков и стрелок, выполняется следующим образом:

1)  каждый шаг записывается в форме определенной геометриче­ской фигуры (блока);

2) блок, соответствующий команде, предусматривающей выполне­ние некоторого действия, в результате которого образуется какой-то новый промежуточный или конечный результат, изображается в виде прямоугольника. Внутри него записывается выполняемое действие.
Такие блоки называются арифметическими, или, в более общем виде, перерабатывающими информацию, так как не всегда выполняемые действия являются арифметическими;

3)  блок, соответствующий команде, предусматривающей проверку некоторого условия, изображается в виде ромба. Проверяемое логи­ческое условие записывается внутри него. Выполнение данной команды не приводит к новому результату, а лишь определяет дальнейший ход процесса решения. Такие блоки называются логическими;

4)  если за шагом А непосредственно следует шаг В, то от блока А к блоку В проводится стрелка. От каждого арифметического блока исхо­дит только одна стрелка; от каждого логического - две стрелки: одна с пометкой «да» (или «+»), идущая к блоку, следующему за логическим
блоком, если условие выполняется, другая - с пометкой «нет» (или «-»), идущая к блоку, следующему за логическим, если условие не выполняется;

5) начало и конец алгоритма изображаются блоками в виде ова­лов, внутри которых записываются соответственно слова «Начало» и «Конец».


х + 24


да

В качестве примера такой записи рассмотрим алгоритмическое предписание для решения задачи: «Из ряда чисел 15, 16, 17, 18 выпиши значения х при которых верно неравенство .у + 24 > 40

 

 

нет

 

х выписать

 

 

 

Рис 61.


 

В соответствии с этой схемой устанавливаем, что если х = 15, то х + 24 не больше 40, следовательно, при этом значении х неравенство х + 24 > 40 верным не будет. Аналогично для х = 16. Если же х = 17, то х + 24 будет больше 40, и, значит, при этом значении х неравенство х + 24 > 40 будет верным. Аналогично и для х  = 18.

Видим, что блок-схема наглядно представляет логику решения за­дачи. Поэтому запись алгоритмов в виде блок-схем имеет широкое распространение.

Еще один способ - это запись на определенном алгоритмическом языке. Она используется в том случае, когда исполнитель данного алго­ритма - машина, причем каждая машина имеет свой, только ей понят­ный язык: фортран, паскаль, бейсик, лого и др.

В зависимости от порядка выполнения действий различают сле­дующие виды алгоритмических процессов: линейные, разветвляющие­ ся, циклические.


Числа

Кончились

Да


Если в алгоритме действия выполняются последовательно друг за другом, то он называется линейным. Если в алгоритме порядок дейст­вий зависит от некоторого условия, он называется разветвляющимся. Если в алгоритме некоторые действия могут выполняться многократ­но, то он называется циклическим.

Рис. 62

Примером линейного алгоритмического предписания является ранее рассмотренное нами предписание нахождения середины отрезка. На рисун­ке 61 в виде блок-схемы представлен разветвляющийся алгоритм выбо­ра из данных чисел тех, которые удовлетворяют неравенству х + 24 > 40. Так как в этом алгоритмическом предписании последовательность дей­ствий должна повториться для каждого из данных чисел, то его можно сделать циклическим. Для организации цикла необходимо осуществить перебор всех значений и предусмотреть выход из цикла (рис. 62).








Упражнения

1.       Установите, для решения  каких задач используются следующие

алгоритмы:

А л г о р и т м  А.

1) Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2)  Складываю единицы: 4 + 2 = 6.

3)  Складываю десятки: 6 + 4 = 10, десять десятков равны одной сотне. Пишу под десятками 0, а одну сотню запомню и прибавлю к сотням.

4)  Складываю сотни: 2 + Я = 7, да еще 1, получится 8. Пишу 8 под сотнями.

5)      Читаю ответ: 806.
А л г о р и т м  Б.

1)  Отметь на листе бумаги точку О.

2)  Установи раствор циркуля равным длине отрезка АВ.

3)  Поставь ножку циркуля в точку О.

4)  Проведи окружность.

2. Объясните, почему следующая программа действий является алгоритмическим предписаннем:

Собери портфель

1)  Открой портфель.

2)  Положи в портфель тетради.

3)  Положи в портфель учебники.

4)  Положи в портфель карандаш.

5)  Положи в портфель ручку.

6)  Закрой портфель,

3.      Является ли следующая программа действий алгоритмом или
алгоритмическим предписанием

А. Измерение длины отрезка АВ.

1)  Совместить линейку с отрезком АВ, совместив О с А.

2)  Отметить число, соответствующее точке В.

3)  Записать полученное значение.

Б. Построение биссектрисы угла (рис.63).

                                                                                               

                                                                                  

                                                                                         

                                                                                        Рис.63

1) Провести циркулем дугу окружности, пересекающую стороны данного угла, и с центром в вершине угла.

2) Обозначить точки пересечения душ окружности со сторонами угла буквами А и В

3) Провести окружность с центром в точке А и тем же радиусом.      

4) Провести окружность с центром в точке В и тем же радиусом.

5) Обозначить одну из точек пере­сечения окружностей буквой С.

6) Провести луч из вершины угла через точку С.

4. Составьте алгоритм вычисления по формуле:

а) у = (5х -3) × (2х + 7);

б) у = 2× (х + 8)-1.

5. По приведенному алгоритму восстановите формулу для    вычисления значения у:

1) Умножить х на 4, обозначить результат R₁.

2) Сложить R₁, с числом 7, обозна­чить результат R₂.

3) Разделить R₂ на х, считать результат значением у.

6. Алгоритм получения кипятка задан при помощи блок-схемы

 

Какой вид будет иметь блок-схема этого алгоритма при условии, что:

а) в чайнике уже есть вода;

б) плита включена?

7. Составьте алгоритм вычисления в миллиметрах длины ломаной, состоящей из:

а) двух звеньев; 6) пяти звеньев.

8. Составьте алгоритм построения отрезка длиной 5 см. Какие изменения произойдут в нем с изменением длины отрезка?

9.Составьте и запишите алгоритм построения на клетчатой бумаге квадрата со стороной

5 см. Какие изменения надо внести в него, чтобы построить квадрат: а) со стороной 5 см на нелинованной бумаге; б) со стороной любой длины?



Дата: 2019-02-02, просмотров: 625.