Рассматривая процесс решения текстовой задачи, мы неоднократно использовали термин «модель», «моделирование». Это не случайно. Во всех науках модели выступают как мощное орудие познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому более простую, чем эта реальность.
Ранее мы установили, что текстовая задача - это словесная модель некоторого явления (ситуации, процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести ее на язык математических действий, т.е. построить ее математическую модель.
Вообще, математическая модель - это описание какого-либо реального процесса на математическом языке.
Математической моделью текстовой задачи является выражение (либо запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение (либо система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.
В процессе решения задачи четко выделяются три этапа математического моделирования:
I этап - это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;
II этап – внутримодельное решение (т.е. нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения);
III этап - интерпретация, т.е. перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача.
Проиллюстрируем сказанное на примере решения алгебраическим методом следующей задачи: «В одном вагоне электропоезда было пассажиров в 2 раза больше, чем в другом. Когда из первого вагона вышли 3 человека, а во второй вагон вошли 7 человек, то в обоих вагонах пассажиров стало поровну. Сколько пассажиров было в каждом вагоне первоначально?»
Обозначим через х первоначальное число пассажиров во втором вагоне. Тогда число пассажиров в первом вагоне – 2х. Когда из первого вагона вышли 3 человека, в нем осталось 2х - 3 пассажира. Во второй вагон вошли 7 человек, значит, в нем стало х + 7 пассажиров. Так как в обоих вагонах пассажиров стало поровну, то можно записать, что 2х - 3 = х + 7. Получили уравнение - это математическая модель данной задачи.
Следующий этап - решение полученного уравнения вне зависимости от того, что в нем обозначает переменная х: переносим в левую часть члены уравнения, содержащие х, а в правую - не содержащие х, причем у переносимых членов знаки меняем на противоположные: 2х – х = 7 + 3. Приводим подобные члены и получаем, что х = 10.
Последний, третий этап - используем полученное решение, чтобы ответить на вопрос задачи: во втором вагоне было первоначально 10 человек, а в первом - 20 (10-2 = 20).
Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, т.е. I этап математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели - схемы, таблицы и др. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и т.д.); от нее - к математической, на которой и происходит решение задачи.
Такой подход к процессу решения задачи разделяют и психологи. Они считают, что процесс решения задачи есть сложный процесс поиска системы моделей и определенной последовательности перехода от одного уровня моделирования к другому, более обобщенному, что решение задачи человеком есть процесс ее переформулирования. При этом используется такая операция мышления, как анализ через синтез, когда объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах. Главным средством переформулирования является моделирование.
Прием моделирования заключается в том, что для исследования какого-либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют. Построенный новый объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результат переносят на первоначальный объект.
Модели бывают разные, и поскольку в литературе нет единообразия в их названиях, уточним терминологию, которую будем использовать в дальнейшем.
Все модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения.
Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают. Вещественные (или предметные) модели текстовых задач обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и т.д.), они могут быть представлены разного рода инсценировками сюжета задач. К этому виду моделей причисляют и мысленное воссоздание реальной ситуации, описанной в задаче, в виде представлений.
Графические модели используются, как правило, для обобщенного, схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:
1) рисунок;
2) условный рисунок;
3) чертеж;
4) схематичный чертеж (или просто схема).
Разъясним суть этих моделей на примере задачи: «Лида нарисовала 4 домика, а Вова на 3 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?»
Рисунок в качестве графической модели этой задачи имеет вид (рис. 40).
Чертеж как графическая модель выполняется при помощи чертежах инструментов с соблюдением заданных отношений (рис. 42).
Схематический чертеж (схема) может выполняться от руки, на нем указываются все данные и искомые (рис. 43).
Рис. 43
Знаковые модели могут быть выполнены как на естественном, так и на математическом языке. К знаковым моделям, выполненным на естественном языке, можно отнести краткую запись задачи, таблицы. Например, краткая запись задачи о домиках Лиды и Вовы может быть такой:
Л. - 4 д.
В. - ?, на 3 д. больше, чем Л.
Таблица как вид знаковой модели используется главным образом тогда, когда в задаче имеется несколько взаимосвязанных величин, каждая из которых задана одним или несколькими значениями. Пример такой таблицы см. на с. 113.
Знаковыми моделями текстовых задач, выполненными на математическом языке, являются: выражение, уравнение, система уравнений, запись решения задачи по действиям. Поскольку на этих моделях происходит решение задачи, их называют решающими моделями. Остальные модели, все схематизированные и злаковые, выполненные на естественном языке, - это вспомогательные модели, которые обеспечивают переход от текста задачи к математической модели.
Не следует думать, что всякая краткая запись или чертеж, выполненные для данной задачи, являются ее моделями. Так как модель – это своеобразная копия задачи, то на ней должны быть представлены все ее объекты, все отношения между ними, указаны требования.
Для большинства текстовых задач приходится строить различные вспомогательные модели. С одной стороны, эти модели представляют собой результат анализа задачи, но с другой - построение таких моделей организует и направляет детальный и глубокий анализ задачи.
Рассмотрим процесс решения арифметическим методом текстовой задачи о пассажирах в двух вагонах.
Предварительный анализ задачи позволяет выделить ее объекты - это пассажиры в двух вагонах поезда. О них известно, что:
1) В первом вагоне в 2 раза больше пассажиров, чем во втором.
2) Из первого вагона вышли 3 пассажира.
3) Во второй вошли 7 пассажиров.
4) В первом и втором вагонах пассажиров стало поровну.
В задаче два требования:
1) Сколько пассажиров было первоначально в первом вагоне?
2) Сколько пассажиров было первоначально во втором вагоне?
Построим графическую модель данной задачи в виде схематического чертежа (рис. 44).
По схеме сразу видно, что математическая модель данной задачи имеет вид:
7 + 3 - это число пассажиров во II вагоне, а
(7 + 3)×2 - это число пассажиров в 1 вагоне.
Рис. 44 |
Произведя вычисления, получаем ответ на вопрос задачи: во II вагоне было 10 пассажиров, а в I - 20 пассажиров.
Упражнения
1. Используя материал данного параграфа, заполните следующую таблицу при условии, что решение задачи (РЗ) выполняется арифметическим методом,
Название этапа РЗ | Цель этапа | Приемы выполнении этапа |
Анализ задачи | ||
Поиск плана решения | ||
Осуществление плана решения | ||
Проверка |
2. Выполните анализ нижеприведенных задач, используя различные приемы:
а) Ученик купил тетрадей в клетку в 3 раза больше, чем тетрадей в
линейку, причем их было на 18 больше, чем тетрадей в линейку.
Сколько всего тетрадей купил ученик?
б) В трех классах всего 83 учащихся. В первом классе на 4 ученика
больше, чем во втором, и на 3 меньше, чем в третьем. Сколько учеников в каждом классе?
в) Мальчики полили 8 яблонь и 4 сливы, принеся 140 ведер воды. Сколько ведер воды вылили под яблони, а сколько под сливы, если на
полив одной яблони уходит воды в 3 раза больше, чем на полив одной сливы.
3. Выполните поиск плана решения арифметическим методом задачи а) из упражнения 2 по модели, а поиск плана решения задачи в)
по тексту.
4. Запишите решение задачи из упражнения 2 по действиям с пояснением.
5. Какие из задач упражнения 2 вы можете решить различными
арифметическими способами?
6. Каким образом можно проверить правильность найденного результата для задачи а) из упражнения 2?
7. Решите арифметическим методом задачи, выделяя этапы решения и приемы их выполнения:
а) Ручка в два раза дороже карандаша, а резинка в три раза дешевле карандаша. Ручка, карандаш и резинка стоят вместе 4000 р. Сколько стоит резинка?
б) Сын на 24 года младше мамы, а папа на 3 года старше мамы.
Сколько лет папе, если сыну 10 лет?
в) Один кусок проволоки на 54 м длиннее другого. После того как от
каждого из кусков отрезали по 12 м, второй кусок оказался в 4 раза короче первого. Найдите первоначальную длину каждого куска проволок!)..
8. Дана задача: «Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км.
Через 2 ч они встретились. Какова скорость каждого велосипедиста.
если известно, что скорость одного из них на 3 км/ч меньше другого»
Сравните разные способы ее решения.
1 способ 2 способ
1)76:2 = 38 (км/ч) 1)3∙2 = 6 (км)
2) 38 - 3 = 35 (км/ч) 2) 76 - 6 = 70 (км)
3) 35:2 = 17,5 (км/ч) 3) 70:2 = 35 (км)
4) 17,5 + 3 = 20,5 (км/ч) 4) 35:2. = 17,5 (км/ч)
5)17,5 +3 = 20,5 (км/ч)
При каком способе рассуждения проще?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 635.