Части риторической разработки речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):

1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);

2) расположение, или композиция, материала (dispositio);

3) словесное выражение, или дикция (elocutio);

4) память, запоминание (memoria);

5) исполнение, произнесение (actio).

3. Виды красноречия. Типология

Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, поэтому в ней есть разночтения. К началу XXI в. мы располагаем 8-10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов. К ним относятся:

1) речи политические: пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги и призывы;

2) дипломатическое общение: дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписки, составление юридически строгих документов, умение находить выход в сложных ситуациях и пр.;

3) деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность): деловые переговоры. Постоянный контакт (телефон), деловые бумаги - акты, контракты, протоколы, другие юридические и финансовые документы, планы работ и программ;

4) военное красноречие: боевой призыв, боевой приказ, воинские уставы, военные мемуары, письма командира часть родителям солдат;

5) академическое красноречие: университетская лекция, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, встречи с учеными, защита дипломных проектов, тезисы, резюме, диспуты, творческие работы и пр.;

6) педагогическое общение: рассказ и объяснение учителя, эгоцентрическая речь ребенка, детское литературное творчество, урок как сложный акт педагогического общения;

7) правовая сфера, судебное красноречие: тексты законов, кодексы законов, допрос, свидетельские показания, юридические консультации, дискуссия как судебный процесс, речи обвинения и защиты, дискуссия на суде;

8) духовно-нравственное красноречие: церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими и ищущими веры;

9) бытовое общение близких: дружеская беседа в непринужденных условиях, дружеские беседы на научные, политические темы, семейные деловые беседы, дружеская переписка и пр.;

10) диалоги с самим собой: мысленная подготовка к устному и особенно к письменному высказыванию, чтение про себя с критической оценочной деятельностью, воспоминание и размышления, внутреннее планирование и репетирование регулятивная функция внутренней речи.

 

4. Аргументация и логика. Виды аргументов

Аргументация – собрание доводов в пользу тезиса в его композиционном единстве и процесс предъявления этих доводов.

Аргументативные умения – освоенные человеком способы выполнения речевых действий, которые направлены на доказательство той или иной точки зрения и убеждение собеседника (оппонента).

Существенную роль в процессах аргументации играет логика – система законов и операций, гарантирующих правильность, определенность и доказательность человеческого мышления. В процессах аргументации постоянно используются не только логические законы, определяющие логическое следование, но и такие логические операции, как определения и деления, доказательство и опровержение.

Опровержение – та же аргументация, но с «противоположным знаком», т.е. собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса или, если основной антитезис не сформулирован – против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов.

Среди способов теоретического обоснования центральное место занимает логическое обоснование – логическое выведение обосновываемого положения из уже установленных истин.

Индукция представляет собой умозаключение, в котором заключение не вытекает логически из посылок и истинность последних не гарантирует истинности выводимого из них утверждения.

Дедукция представляет собой демонстративное доказательное умозаключение, в то время как индукция – это недемонстративное, правдоподобное рассуждение.

Умозаключение по аналогии, или просто аналогия, – индуктивное умозаключение о принадлежности определенного признака предмету на основе того, что сходный с ним иной предмет обладает этим признаком.

Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция.

В самом общем смысле определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Определения нужны для понятий, значения которых аудитория не знает, и для терминов, имеющих особый смысл в применении их оратором.

Виды определений:

а) классификационные, где определение при помощи классификации указывает род, к которому принадлежит понятие, и его видовые отличия;

б) определения при помощи синонимов и антонимов;

в) пример (самый выразительный), конкретный и характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия.

Виды авторских утверждений:

а) утверждения, основанные на авторитете самого автора;

б) утверждение на основе общественного мнения;

в) утверждения сведущих лиц, авторитетное мнение.

Риторические аргументы различаются прежде всего по топосам (местам), с помощью которых они могут быть изобретены или подобраны. На этом основании можно выделить две большие группы:

1) эмпирическая – аргументы, происходящие из «внешних» мест (наблюдение, иллюстрация, пример и свидетельство);

2) теоретическая – аргументы, происходящие из «внутренних» мест (дедуктивная, в частности, причинно-следственная, родовидовая и прочая аргументация, уподобление и противопоставление).

А.А.Ивин выделяет и другие общие классы риторических аргументов: аналогия, дилемма, индукция, а также и контекстуальные аргументы: традиция и авторитет, интуиция и вера, здравый смысл и вкус.

Дополнительные приемы аргументации: наступление, а не оборона, концентрация действий, отвлечение внимания оппонента, инициатива, внезапность, переложение бремени доказывания на оппонента и др.

Основные виды аргументов

В любом споре главным является правильно и логично доказать свою точку зрения. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения. Различают доказательства прямое и косвенное.

При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. При построении логического доказательства выступающему необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов.

Напр., в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения, реальные факты, где такие явления, как приблизительность и неточность, не допустимы. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса.

Аргументы должны быть достаточными и весомыми для данного тезиса. При нарушении этих правил происходят логические ошибки.

Начиная с античных времен принято делить аргументы на логические, обращенные к разуму слушающего, и на психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся суждения:

1. теоретические или эмпирические обобщения и выводы;

2. ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты;

3. определения основных понятий конкретной области знаний;

4. утверждения о фактах.

В процессе аргументации нужно разделять понятия «факт» и «мнение». Факт – это несомненное, реальное явление, то, что произошло на самом деле. Мнение же выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление. Факты существуют сами по себе независимо от нашего желания, от того, как мы их используем и относимся к ним. На мнения влияют различные субъективные факторы, а также они могут быть предвзятыми и ошибочными.

С помощью психологических аргументов можно затрагивать любые чувства, что помогает добиться желаемого результата. Данный вид аргумента можно подразделить на следующие подвиды:

1. к чувству собственного достоинства;

2. от сочувствия; аргумент от обещания;

3. от осуждения; от недоверия;

4. от сомнения.

При использовании психологических аргументов нельзя забывать, что риторическая этика запрещает оратору обращаться к низменным чувствам людей, вызывать эмоции, которые порождают конфликт между дискуссирующими.

Логические ошибки:

– подмена тезиса;

– ложное основание;

– предвосхищение основания;

– порочный круг.

5.  Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала,

начало, развертывание и завершение речи

Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

– выбор темы,

– определение цели речи,

– подбор материала,

– развертывание,

– завершение речи,

– овладение материалом.

Выбор темы – один из важнейших начальных этапов подготовки публичной речи. Если выступающий сам выбирает тему, то следует учитывать следующие моменты: тема должна соответствовать его собственным интересам и знаниям, лучше, если это будет тема, подкрепленная его теоретическими знаниями, круг вопросов должен быть освещен таким образом, чтобы дать слушающим что-то новое. Желательно, чтобы тема была приурочена к какому-либо событию, т.е. уместна в данный момент. Тема должна быть интересна всей аудитории и была ей чем-то полезна. Оратор должен представлять себе проблемы, интересы данной публики.

Эффективность речи – это реализация цели, которая была поставлена в начале работы. Оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для аудитории. Выступающий должен отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать уровню знаний и интересам данной аудитории. Чтобы не было подобных несоответствий, автор должен серьезно подойти к поиску материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому материал по теме нужно выбирать как можно более интересный и полезный.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересную и познавательную информацию, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

1)    официальные документы;

2)    научная, научно-популярная литература;

3)    справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари,   словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

4)   художественная литература;

5)   статьи из газет и журналов;

6)   передачи радио и телевидения;

7)   Интернет;

8)   результаты социологических опросов;

9)   собственные знания и опыт;

10) личные контакты, беседы, интервью;

11) размышления и наблюдения.

Чтобы высказывание получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов и разработка содержания ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению следует начинать заранее.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для выступающего навык отбора литературы. Для формирования этого навыка важную роль играют следующие действия:

1. Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.

2. Просмотр личной библиотеки или каталога.

3. Просмотр картотеки и каталогов книг в библиотеке.

4. Просмотр подшивок газет определенной тематики.

5. Просмотр библиографических изданий (летописей книг, журналов и т.п.).

6. Просмотр тематических справочников.

7. Получение консультации у специалиста.

Этот этап подготовки связан с работой начинающего оратора в библиотеке. Ему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Вот как об этом говорит П.Сопер: «Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и других местах сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы избавитесь от больших затрат времени и от больших хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное – исследовательские навыки и неутомимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительности речи». (Сопер, с.79)

Важнейший этап подготовки к выступлению – изучение отобранной литературы. Выступающий должен выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.

В учебном пособии для вузов «Русский язык и культура речи» авторы определяют особенности этого этапа подготовки речи следующим образом: «Работая с книгой, следует, прежде всего, определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Это особенно необходимо во время подготовки к лекции и докладу. Какой может быть установка во время чтения? Самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т.д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой и, прежде всего, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение – это сплошное чтение одних частей и выборочное других» (Введенская и др., с.237).

Работа над книгой включает в себя несколько этапов:

1) Прочтение титульного листа книги (Название дает первое, предварительное представление о ее содержании; также здесь нередко указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, роман и др.), позволяющая определить ее назначение.).

2) Просмотр года издания книги (Осведомленность оратора по новейшей литературе требует внимательного отношения к году издания книги. Если книга выпущена 15-20 лет назад, то существует вероятность, что приводимая в ней информация устарела и требует обновления.).

3) Просмотр аннотации к книге (Аннотация помещается на оборотной стороне титульного листа или в конце книги и служит для создания у читателя общего представления о содержании, в ней говорится о назначении книги, даются краткие сведения об авторе и т.д.).

4) Просмотр оглавления книги (Оглавление дает представление об основных вопросах, которые затрагиваются в книге, обращает внимание читателя на рисунки, схемы, таблицы).

5) Просмотр предисловия и послесловия (В предисловии рассказывается история написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.).

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально. Обратите внимание на мудрое высказывание известного английского философа Ф.Бэкона: «Одни книги можно лишь попробовать, другие – проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить».

Во время чтения важно уметь понять содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного – своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

При подготовке к публичному выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И.Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад.

Наиболее простой вид записи – это выписки. В ходе изучения отобранной литературы выписывается то, что относится к теме выступления, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии.

Такие выписки лучше всего делать на специальных тематических карточках (на каждой из них должно быть не больше одной записи, и только на одной стороне). Для того чтобы карточками удобно было пользоваться, надо уметь правильно их оформлять. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней – подробно и в определенной последовательности записать «выходные данные» источника, т.е. фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания.

Бесспорно, невозможно предложить рекомендации, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои методы и приемы работы с книгой. Главное, чтобы они были эффективными. Биограф знаменитого французского писателя и философа-просветителя Вольтера вспоминал: «Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если он замечал, что в нем содержится что-либо, заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой; кроме этого, он весьма внимательно перечитывал ее, иногда даже два раза, когда книга казалась интересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки. Эти заметки были чрезвычайно любопытны. Вольтер обладал поразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: «Посмотрите в таком-то сочинении, в таком-то томе, примерно на такой-то странице, нет ли того-то!» – и редко случалось, что он ошибался, хотя и не раскрывал эту книгу лет двенадцать-пятнадцать».

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.

При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому необходимо думать о прочитанном, спорить с авторами, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, когда и как использовать какое-то положение, а не просто переписывать материал, компоновать его, затем выступать.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. «Готовиться, – подчеркивает Д.Карнеги, – это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке» (Карнеги, с.305).

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. По определению «Словаря русского языка», план – это «взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения» (Ожегов, с.448).

Речи, написанные или составленные без предварительного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. «Для успеха речи, – писал известный русский юрист и общественный деятель А.Ф.Кони в статье «Советы лекторам», – важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать» (Кони, с.).

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т.д. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он будет способствовать вашей целеустремленной работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан подобный план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т.д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется.

Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. В учебном пособии «Русский язык и культура речи» приводится интересный пример рабочего плана – любопытный документ, хранящийся в квартире-музее Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге, – план речи, произнесенной литературоведом В.Е.Евгеньевым-Максимовым 5 декабря 1946 г. при открытии этого музея:

«Мы возвращаем поэту его дом».

Значение «дома». Здесь протекала его:

1) поэтическая деятельность,

какие произведения;

2) журнальная деятельность,

какие журналы и сколько (1857-1877).

Здесь помещался главный штаб революционно-демократической литературы.

«Мы возвращаем поэту дом» и в более узком смысле этого слова.

Здесь проходили наиболее важные события его жизни:

1) отцвела и расцвела любовь;

2) расцвела дружба с Ч. и Д.;

3) великое утешение» (Введенская, с.243-244).

Этот рабочий план можно условно разделить на две части: в первой части оратор говорит о творческой, общественной деятельности писателя, во второй – о событиях его личной жизни. План в какой-то мере передает эмоциональный настрой оратора. Чувствуется, что В.Е.Евгеньев-Максимов, знаток биографии Некрасова, один из редакторов Полного собрания сочинений, инициатор создания мемориального музея, говорит о нем тепло, сердечно, заинтересованно.

Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и отдельные слова.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план представлен перечнем микротем текста. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. При составлении плана публичного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое к нему. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

Выступление должно содержать начало (вступление), развертывание (главную часть) и завершение речи (заключение). Успех выступления во многом зависит от того, как автор начал выступление. Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы и заинтересовать аудиторию. В развертывании излагается основной материал. В этой части должны быть доказаны основные положения и автор должен подвести слушателей к логическому выводу. Основное правило композиции – это логичность и стройность изложения материала.

В завершение речи подводятся итоги сказанного, делаются выводы и даются ответы на возникшие вопросы.

Собственно риторические средства

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые помогут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слов. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.

Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются.

Назначение и особенности развлекательной речи

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлекать и потешать слушателя. В ней – шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Она или проникнута единством связного повествования, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура, преувеличение.

Назначение информационной речи

Информационная речь пробуждает любознательность и дает новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям

а) в ней не должно быть ничего спорного;

б) она должна вызывать пытливость;

в) она должна удовлетворять запросы слушателя;

г) сообщение должно быть актуально.

Особенности убеждающей речи

Убеждающая речь логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение. В этих речах любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не призывает к непосредственному действию.

Призывающая к действию или агитационная речь

Призывающая к действию речь является агитационной, она заставляет слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем просит оратор. Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию.

Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позиции просителя.

 

6. Тип связи в тексте

Работа над композицией. После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы:

1. вступление,

2. главную часть,

3. заключение.

Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Написание текста выступления. Сначала рекомендуется написать текст речи начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т.д. Одним словом, оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста своей речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ.

Написанную речь можно прочитать родственникам, товарищам, коллегам, показать специалистам, добиваясь, таким образом, улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, заучить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме.

Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления.

Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

По структуре планы бывают простые и сложные.

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи.

Принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

 

7. Средства выразительности устной речи

Выразительность устной речи зависит от многих факторов, на которые студенты редко обращают внимание в процессе подготовки к устному высказыванию: это умение правильно подбирать тон высказывания, выделять в произношении одно или несколько слов в предложении для усиления его смысловой нагрузки, правильно использовать паузу в высказывании, подбирать тембр голоса и темп речи, степень громкости речи, правильно пользоваться языком «внешнего вида» в зависимости от стилевой и жанровой принадлежности текста.

Средства выразительности устной речи – основной тон высказывания, логическое ударение, паузирование, тембр голоса, темп речи, степень громкости, язык «внешнего вида», лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические средства выразительности устной речи

Основной тон высказывания – это «выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения (чувств) к объекту или предмету речи (разговора)».

Мы познакомимся с двумя очень важными для устной речи понятиями – «логическим ударением» и «паузой». От правильной расстановки акцентов внутри каждой отдельной фразы зависит понимание смысла всего высказывания, от грамотного паузирования речи – ясность изложения или его выразительность.

Логическое ударение – это «выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя».

Пауза (греч.pausis – «остановка, прекращение») – «промежуток между речевыми тактами (смысловыми блоками).

Тембр голоса играет очень важную роль в общей окраске произносимых тем или иным способом звуков. Он зависит от особенностей голосовых связок и сугубо индивидуален. Тембр изменяется не только с возрастом, но и зависимости от физического и эмоционального состояния человека. На занятии мы узнаем, что такое тембр голоса, назовем основные недостатки тембра голоса и определим способы их устранения, научимся правильно подбирать тембр голоса в устных высказываниях разных жанров и стилей речи.

Тембр голоса – дополнительная артикуляционно-акустическая «окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон».

Четкость в произношении во многом зависит от темпа речи. Эта скорость произнесения элементов речи может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. На занятии мы узнаем, что такое темп речи и научимся правильно подбирать темп речи в соответствии со стилевой принадлежностью устного высказывания.

Темп речи (итал. tempo, от лат. tempus – время) – «скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)».

При произнесении речи большую роль играет то, насколько громко вы это делаете. Часто слишком тихая речь бывает причиной того, что восприятие речи ухудшается, слушателям приходится переспрашивать оратора, внимательно вслушиваться в каждое слово, что является причиной быстрого утомления. Поэтому правильно подобранная громкость делает речь понятной и доступной для восприятия. 

Громкость – это «субъективная характеристика силы звука. При восприятии возникает сложное взаимодействие между высотой и силой звука и их субъективной оценкой. Так, если низкий и высокий звуки одинаковы по силе (то есть имеют одинаковую интенсивность), то высокий звук воспринимается как более громкий».

Техника речи выражается не только в слуховых, но и в зрительных средствах, а основные элементы последних (взгляд, мимика, жест) могут удачно дополнять язык и существенно усиливать эффект выступления. Мы попытаемся определить, как правильно пользоваться языком «внешнего вида», чтобы они соответствовали целям и задачам выступления. 

Язык «внешнего вида» – взгляд, мимика, жесты.

Формы и виды работы: беседа со студентами, «мозговой штурм», диалог с аудиторией, самостоятельная работа.

 

Вопросы для самопроверки: 

1. Дайте определение понятию «речь». Назовите её основные отличительные признаки.

2. Назовите основные единицы общения и охарактеризуйте их.

3. Перечислите основные организационные принципы речевой коммуникации.

4. Что такое «риторика»? Переведите слово с латинского языка.

5. Назовите три функциональных типа речи.

6. Что такое «эвристическая риторика»?

7. Дайте определения понятиям «оратор» и «аудитория». Назовите их основные отличительные признаки.

8. Назовите пять канонов (этапов риторического действия). Какие два из них древние считали наиболее важными?

9. Охарактеризуйте основные виды красноречия.

10. Дайте определение понятию «аргументация», назовите и охарактеризуйте виды аргументов.

11. Перечислите этапы подготовки речи.

12. Какие виды чтения вы знаете?

13. Назовите основные виды планов выступления.

14. Перечислите собственно риторические средства.

15. Назовите и охарактеризуйте средства выразительности устной речи.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1993. – С. 97-99, 103-104.

2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Цитадель, 2001. 460 с. С. 70-89. 

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 8-е изд. испр. и доп. – Ростов н/Д.:”Феникс”, 2003. – 544 с. (Серия “Высшее образование”). – С. 201- 210, 267-301.

5. Грудцына Н.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 72 с. С. 11-17.    

6. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1989.– С.44-45.

7. Липатов А.Т. Основы риторики. – Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 1998. – С.140-150.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с. С. 50.

9. Русский языки и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413с.

10. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. 

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.