Лингвистические словари русского языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Орфоэпические словари, в которых указывается, как следует произносить слово, какие варианты произношения допускаются, какое произношение считается неправильным.

2. Толковые словари. Их назначение – объяснить слово, определить все его значения. Наиболее полный – «Словарь современного русского литературного языка», 17 т., около 120 тыс. слов. 1-й т. вышел в 1950 г., а 17-й – в 1965 г.

Наиболее известен и более доступен «Словарь русского языка», составленный С.И.Ожеговым. В 1993 г. вышел новый «Толковый словарь русского языка» И.С. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

В группу толковых словарей входят и словари иностранных слов.

3. Этимологические словари. Из них мы узнаем, как образовалось слово, каков его морфемный состав, с какими другими словами русского и иных языков оно связано, если слово заимствовано, то когда и из какого языка оно пришло к нам.

Крупным по значению и объему научным словарем является «Этимологический словарь русского языка», составленный А.Г.Преображенским (1850-1918). Известен словарь М.Фасмера.

Самый распространенный современный этимологический словарь – «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, В.В.Иванова, Т.В.Шанской, изданный в 1961 г.

4. Словари морфем, в которых приводятся в алфавитном порядке приставки, корни, суффиксы с характеристикой их словообразовательных возможностей.

Словообразовательные словари, показывающие, каким способом образуются слова. Наиболее полный «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова.

5. Синонимические словари, где собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и (или) значением. Эти объединения могут состоять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы); имеющих противоположные значения (антонимы); сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) или не полностью сходных в звучании, имеющих разные значения и ошибочно употребляющихся одно вместо другого (паронимы).

Например, «Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой под ред. Л.А.Чешко (М., 1968). Самое полное описание синонимов находим в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под ред. А.П.Евгеньевой (Л., 1970-1971), содержащем около 4000 словарных статей.

В 1971 г. вышли «Словарь антонимов русского языка», составленный Л.А.Введенской (Ростов-на-Дону), и «Словарь антонимов русского языка» Н.П.Колесникова (Тбилиси).

Наиболее полным словарем омонимов является «Словарь омонимов» Н.П.Колесникова (Ростов-на-Дону, 1995).

6. Последнюю группу составляют словари, описывающие лексику ограниченной сферы употребления. К ним относятся:

Терминологические словари.

Диалектные словари.

Словари жаргонной, арготической лексики.

В последние годы стали издавать словари-«библиотеки». Один словарь включает в себя несколько словарей. К такому типу словарей относится «Малый словарь русского языка» (М., 1999). В него вошли «Орфографический словарь», «Этимологический словарь» и «Словарь иностранных слов».

 

Формы и виды работы: беседа со студентами, «мозговой штурм», диалог с аудиторией, самостоятельная работа, просмотр учебного фильма и тестирование по его содержанию (письменная работа оценивается баллами от 1 до 5).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется нормой русского литературного языка?

2. Перечислите характерные особенности нормы.

3. Назовите виды норм русского литературного языка.

4. Каким образом возникает норма в языке? Кто является ее «творцом»?

5. Где закрепляются литературные языковые нормы?

6. Что изучает акцентология?

7. Какими характерными признаками обладает ударение в русском языке?

8. Какие функции выполняет ударение в русском языке?

9. Назовите основные правила постановки ударения в грамматических формах.

10. Какие варианты норм ударения считаются нормативными (ненормативными)? Каким образом определяется нормативность-ненормативность постановки ударения?

11. В каких словарях (справочниках, пособиях) можно узнать о правильности постановки ударения в слове?

12. Что изучает орфоэпия?

13. Охарактеризуйте орфоэпические нормы литературного языка:

14. а) в области безударных гласных;

15. б) в области согласных.

16. Перечислите основные правила произношения заимствованных слов.

17. Что называется диалектным произношением? Какие признаки нелитературного (диалектного) произношения характерны для жителей нашей республики?

18. Что называется лексическими нормами русского литературного языка?

19. Чем обусловлено своеобразие лексической нормы?

20. С чем связано и к чему приводит нарушение лексической нормы?

21. Назовите три типа сочетаемости слов в русском языке.

22. Что такое паронимы? Приведите примеры.

23. Какие трудности возникают при употреблении заимствованных слов?

24. В чем заключаются трудности употребления фразеологизмов?

25. Какими источниками необходимо пользоваться для уточнения лексических норм современного литературного языка?

26. Что называется стилистическими нормами русского литературного языка?

27. Что является основным критерием определения стилистической нормы?

28. С чем связано появление в речи стилистических ошибок?

29. Какие принципы лежат в основе квалификации типа стилистической ошибки?

30. Охарактеризуйте классификацию стилистических ошибок.

31. Что называется грамматическими нормами русского литературного языка?

32. Охарактеризуйте основные морфологические нормы русского литературного языка.

33. Употребление каких морфологических форм вызывает у вас затруднения?

34. Охарактеризуйте основные синтаксические нормы русского литературного языка.

35. Употребление каких синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?

36. На какие два основных типа делятся все словари?

37. Дайте определение понятию «лингвистические словари русского языка».

38. Назовите основные виды лингвистических словарей.

 

Рекомендуемая литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 8-е изд. испр. и доп. – Ростов н / Д.: изд-во «Феникс», 2010.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2010. – 432с.

4. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Русский язык и литература». – 2-е изд., испр.– М.: Высш.шк., 1988. – 320с. С.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 240с.

6. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2001. – 557с.

7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с. С.100-101.

8. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок.13000 слов. / А.А.Семенюк (руководитель, автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.: Рус.язык, 1994.– 586с.

9. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М.: Гардарики, 2010.

10.  Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М.: Просвещение, 1975.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.