План:
1. Понятие и виды норм.
2. Акцентологические нормы русского литературного языка.
3. Орфоэпические нормы русского литературного языка.
4. Лексические нормы русского литературного языка,
5. Стилистические нормы русского литературного языка,
6. Грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка,
7. Лингвистические словари русского языка.
1. Понятие и виды норм
Совокупность правил, регламентирующих употребление слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой (лат. norma – образец, правило, руководящее начало).
Норма обязательная как для устной, так и для письменной речи. Различают следующие виды норм:
1. Орфоэпические нормы русского литературного языка.
2. Акцентологические нормы русского литературного языка.
3. Лексические нормы русского литературного языка.
4. Стилистические нормы русского литературного языка.
5. Грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка
6. Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка.
В существующих определениях нормы литературного языка, как правило, указываются следующие признаки:
· относительная устойчивость;
· типичность;
· распространенность;
· соответствие узусу и возможностям системы языка;
· предпочтительность и обязательность;
· отражение реальных тенденций развития языка.
Литературные нормы складываются на протяжении длительной истории языка: из общенациональных языковых средств отбираются наиболее употребительные, которые в сознании говорящих оцениваются как самые правильные и обязательные для всех.
Литературно-языковые нормы закреплены в словарях, в справочной и учебной литературе, они обязательны для радио и телевидения, массовой печати, зрелищных предприятий и является предметом и целью школьного обучения русского языка, а также преподавания лингвистических дисциплин в вузах.
Норма – одно из важнейших условий стабильности национального языка. Однако неправильно было бы думать, что литературная норма неподвижна: она развивается и изменяется по времени, причем степень подвижности нормы неодинакова на разных языковых уровнях. Например, орфоэпические и акцентологические нормы (литературное произношение и ударение) претерпели значительные изменения на протяжении XX столетия, а грамматические нормы (правила образования слов, словосочетаний и предложений) более устойчивы. Их колебания проявляются в возникновении вариантов, одни из которых отражают норму, а другие воспринимаются как разговорные (просторечные, грубо просторечные). Например, во мн.ч. употребляются формы существительных тракторы – трактора, договоры – договора. Такие варианты указывают на колебания нормы и нередко являются переходными ступенями от устаревающей нормы к новой.
Выработкой литературной языковой нормы занимались многие поколения русской интеллигенции, мастера слова. Особенно много сделали в этом отношении М.В.Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.С.Пушкин и другие классики нашей литературы XIX- XX вв.
Норма – не плод воображения ученых-лингвистов, она создается не в кабинетах составителей словарей. Правила, определяющие образцовое применение языковых средств, выводятся из языковой практики. «Создать язык, – писал В.Г.Белинский, – невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами».
Литературная норма имеет важнейшее общественное значение: она ограждает национальный язык от привнесения в него всего случайного, частного. Без твердо установленных языковых норм люди плохо понимают друг друга.
2. Акцентологические нормы русского литературного языка
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает сейчас столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Все хотят знать, как же все-таки правильно: пе´тля или петл´я, тво´рог или твор´ог, инд´устрия или индустр´ия? Находясь в добросовестном заблуждении, некоторые наивно полагают, что языковеды особым декретом могут «искоренить» колебания в ударении, установить раз и навсегда единые и незыблемые правила.
Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus – ударение).
Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударным всегда бывает первый слог, в польском, грузинском – предпоследний, в армянском, французском – последний.
Изучение и нормализация русского ударения наталкиваются на ряд объективных трудностей.
1. Силовое ударение в русском языке не просто акустико-физиологическое явление, оно выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию (служит как бы «фонетическим паспортом»), играет роль важного смыслоразличительного средства и, наконец, участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической.
2. Русское ударение отличается разноместностью и подвижностью. Действительно, в русском языке ударение может падать и на приставку (при´город), и на корень (го´род), и на суффикс (город´ок) и на окончание (городск´ой); при словоизменении оно свободно переходит с одного слога на другой (земл´я, з´емлю) и даже выходит за пределы орфографического слова (н´а землю). Однако если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слова (м´ука – мук´а) и даже функционально-стилистическую закрепленность акцентных вариантов (лавр´овый лист, но в ботанике: семейство л´авровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоление омонимии словоформ. Ср.: анализ кр´ови (Р.п.) – в кров´и (П.п.); рук´и не подает (Р.п.) – чистые р´уки (Им.п. мн.ч.).
Таким образом, разноместность и подвижность русского ударения не только устраняют монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и являются важным различительным средством.
Первое, на что обычно обращается внимание, – это усиление грамматической функции ударения. При этом само направление в историческом перемещении акцентов может быть даже противоположным: на начальный слог (об´ух - ´обух) – на конечный слог (г´уба-губ´а). Однако и в том и другом случае изменение ударения было полезным, оправданным. В результате его возникло более четкое противопоставление грамматических форм. Ср.: Род.п. ед.ч. губ´ы – Им.п.мн.ч. г´убы. Постепенная грамматикализация связана с ростом подвижного ударения, что соответствует общим свойствам языка.
Важной особенностью развития ударения служит закрепление устаревающих или входящих акцентных вариантов за устойчивыми сочетаниями или фразеологическими оборотами. Ср.: ожидание ´утра, но с утр´а до утр´а; о в´ерстах, но в двух верст´ах.
Понятие нормы словесного ударения индивидуально и слагается из суммы признаков, важное место среди которых принадлежит сфере употребления конкретного слова, общественной оценке и осмыслению данного ударения на фоне историко-литературной традиции.
· Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт – бинт´а, штрих – штрих´а, зонт – зонт´а.
· В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне. Ср.:
1) весн'а – весн'у, нор'а – нор'у, стоп'а – стоп'у.
2) гор'а – г'ору, доск'а – д'оску, цен'а – ц'ену.
С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами «в» и «на» в обстоятельственном значении: на груд'и, на двер'и, в ноч'и, в сет'и, в чест'и.
· В родительном падеже множественного числа произносятся:
1) с ударением на основе: м'естностей, п'очестей, пр'ибылей;
2) с ударением на окончании: ведомост'ей, крепост'ей, новост'ей, повест'ей, скатерт'ей, четверт'ей.
Различается произношение ступ'еней (в лестнице) и ступен'ей (ступень развития чего-л.).
Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивает на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:
на: н'а воду, н'а ногу, н'а руку, н'а спину, н'а зиму, н'а два, н'а сто;
за: з'а волосы, з'а ночь, з'а года, з'а два, з'а душу, з'а нос;
под: п'од ноги, п'од руки, п'од гору, п'од нос, п'од вечер;
по: п'о морю, п'о лесу, п'о полю, п'о полу, п'о два, п'о сто;
из: и'з лесу, и'з дому, и'з носу, и'з виду;
без: б'ез вести, б'ез толку, б'ез году неделя.
· Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал'а, был'а, взял'а, жил'а, начал'а, спал'а.
· Во многих кратких страдательных причастиях прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме форм единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например:
Взят – взят'а, вз'ято, вз'яты; пр'одан — продан'а, пр'одано, пр'оданы; пр'инят — принят'а, пр'инято, пр'иняты; пр'ожит – прожит'а, пр'ожито, пр'ожиты.
В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести – пр'авы или прав'ы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы пр'авы, пр'авы!..
Однако не все разночтения в ударениях следует безоговорочно считать ошибкой. Для ударения тоже существует понятие вариативности, означающее наличие в некоторых словах вариантов ударения, применяемых в разных ситуациях общения.
Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками. Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка». В нем дается система нормативных помет (единая для оценки вариантов произносительных, акцентологических и морфологических), которая выглядит следующим образом.
1. Равноправные варианты. Они соединяются союзом и: в´олнам и волн´ам; ´искристый и искр´истый; авт´аркия и автарк´ия; л´осось и лос´ось. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы.
2. Варианты норм, из которых один признается основным:
а) помета «допустимо» (доп.): твор´ог и доп. тв´орог; ´отдал и доп. отд´ал. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находится в пределах правильного. Чаще всего используется в разговорной речи;
б) помета «допустимо устаревшее» (доп. устар.): индустр´ия и доп. устар. инд´устрия; собр´ался и доп. устар. собралс´я.
Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.
Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся так называемые запретительные пометы:
1) «не рекомендуется» (не рек.) – алфав´ит! не рек. – алф´авит; балов´ать! не рек. б´аловать.
2) «неправильно» (неправ.) – к´ухонный! неправ. кух´онный; доб´ыча! неправ. д´обыча.
3) «грубо неправильно» (грубо неправ.) – докум´ент! грубо неправ. док´умент; инжен´еры! грубо неправ. инженер´а.
Всем, чья речь должна быть образцовой, не следует употреблять варианты, имеющие запретительные пометы.
Кроме «Орфоэпического словаря русского языка» ценным пособием является «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составители Ф.А.Агеенко, М.В.Завра, под ред. Д.Э.Розенталя). В нем приводятся слова и их формы, постановка ударений в которых может вызвать затруднение, даются трудные по произношению географические названия, имена и фамилии политических деятелей, ученых, художников, писателей, артистов, названия газет, журналов, телеграфных агентств, музыкальных произведений. Особенность данного словаря состоит в том, что он указывает единую произносительную норму, т.е. фиксирует только предпочтительный вариант.
Об ударении в словах можно также справиться в толковых, орфографических словарях русского языка, в различных словарях-справочниках, в пособиях по культуре речи.
Слушателям предлагается мини-тест:
Расставьте в нижеперечисленных словах ударение, но так, как вы чаще всего произносите: договор, хозяева, процент, портфель, доллар, инструмент, квартал, километр, средства, ходатайствовать, мощностей, обеспечение, компьютер, агент, валовой, выборы, досуг.
Оцените свой уровень речевой культуры с точки зрения правильности произношения слов при постановке ударений, опираясь на следующую таблицу.
Число слов, в которых правильно расставлены знаки препинания | Уровень речевой культуры в произношении слов при расстановке знаков ударения |
18 17 16 15 14 13 12 11 10 и меньше | Очень высокий Высокий Выше среднего Чуть выше среднего Средний Чуть ниже среднего Ниже среднего Низкий Очень низкий |
3.Орфоэпические нормы русского литературного языка
Современный русский литературный язык отличается от жаргонов, внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов – всеми этими вопросами занимается орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos - речь). Следовательно, орфоэпию можно определить как совокупность правил, которые устанавливают литературное произношение.
Важнейшие черты русского литературного произношения сложились в ½ XVIII века на основе разговорного языка города Москвы.
Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Установление норм звучащей речи связано с рядом объективных трудностей. По сравнению с лексическими и грамматическими нормами, обладающими письменной традицией, нормы устной речи более уязвимы и проницаемы со стороны всякого рода нежелательных инородных вторжений. Сам процесс живого говорения подчас исключает возможность обдумывания и сознательного упреждения даже известной говорящему речевой ошибки. Вследствие этого значительно расширяется сфера фонетической вариантности не только с точки зрения стилей произношения, но и со стороны возрастных или социальных особенностей говорящих.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.