Схема простого управления рулевым электроприводом по системе Г – Д применя-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ется на транспортных судах типов «Волго-балт» и «Волго-Дон» ( рис. 10.23 ).

Схема предназначена для управления рулевым электроприводом при помощи кно-очного поста с кнопками «Лево», «Право» и «Ускорение». Такой вид управления называ-

ется простым..

Кнопки «Лево», «Право» задают направление перекладки пера руля, кнопка «Уско-

рение» при её нажатии увеличивает скорость перекладки пера руля.

 

           

 

 

                   Рис. 10.25. Схема простого управления РЭП судов типа «Волго-Балт»

 

       Силовая часть схемы

В данной схеме применена система генератор-двигатель, включающая в себя:

1. приводной асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором М1;

2. генератор постоянного тока смешанного возбуждения G;

3. двигатель постоянного тока независимого возбуждения М2.

Генератор G имеет на главных полюсах 3 обмотки:

1. независимую НОГ - L1C;

2. последовательную ( противокомпаундную ) ПКО - L2C.

3. параллельную ПрОВ - L3C;

Двигатель М2 имеет на главных полюсах независимую обмотку LM2.

Обмотки якорей генератора и двигателя соединены последовательно.

Магнитные потоки независимой НОГ и ПрОВ параллельной обмоток генератора G

направлены согласно и намагничивают генератор. Последовательная обмотка L2C включе

на с переброшенными выводами, поэтому её магнитный поток направлен встречно магнит

ным потокам параллельной и независимой обмоток, т.е. эта обмотка размагничивает гене-

ратор.

Таким образом, результирующий магнитный поток генератора

Ф рез = ( Ф ног + Ф пров ) - Ф пко.

Такое включение обмоток генератора G позволяет получить его крутопадающую внешнюю характеристику ( рис. 10.24, а ).

 

 

Рис. 10.26. Внешняя характеристика генератора G с ПКО ( а ); механическая характеристика исполнительного двигателя М2 ( б )

 

Напряжение генератора передаётся на обмотку якоря исполнительного электродви-

гателя М2, поэтому механическая характеристика двигателя ( рис. 10.24, б ) повторяет внешнюю характеристику генератора.

Как следует из графиков внешней и механической характеристик, описанное выше включение обмоток возбуждения генератора позволяет ограничить ток стоянки двигателя I  ( например, при заклинивании пера руля ) и равный ему ток короткого замыкания генератора I  до безопасных значений ( обычно ток стоянки I ≤ 2,5 I по услови-

ям коммутации ).

Для питания независимых обмоток генератора L1C и двигателя LМ2 используются 2 одинаковых трансформаторно-выпрямительных блока ( ТВБ ).

Каждый блок состоит из понижающего трансформатора Т1 ( Т2 ) и выпрямитель-

ного мостика V1 ( V2 ). При работе схемы один из блоков – рабочий, второй – резервный.

Для переключения блоков служит 4-полюсный переключатель S6. На схеме контак

ты переключателя 1…8 находятся в положении «В работе левый ТВБ, в резерве правый ТВБ .

Параллельно обмоткам возбуждения L1С, L3С и LМ2 включены разрядные резис-

торы соответственно R4, R6 и R5 , предназначенные для уменьшения перенапряжений на этих обмотках при их отключении. Эти перенапряжения возникают на обмотках под дей-ствием ЭДС самоиндукции при снятии питания с обмоток ( отключении обмоток ).

Последовательно с обмотками L3С и LМ2 включены регулировочные резисторы соответственно R3 и R2, предназначенные для получения необходимого значения токов возбуждения генератора ( резистор R3 ) и двигателя ( R2 ).

Ползунки этих резисторов перемещают только при настройке рулевого привода.

Основные элементы схемы

1. кнопка SB1 «Пуск» для включения приводного двигателя М1;

2. кнопка SB2 «Стоп» для остановки приводного двигателя М1;

3. КМ – катушка линейного контактора;

4. F1, F2, F3 – размыкающие контакты ( р.к. ) тепловых реле ( нагревательные эле

менты F1, F2, F3 включены последовательно в линейные провода А, В, С );

5. Н1 – сигнальная лампочка «Питание на схему подано» ( от шин ГРЩ );

6. Н2 - сигнальная лампочка «Приводной двигатель М2 включён»;

7. Н3 - сигнальная лампочка зеленого цвета «Право руля»;

8. Н4 - сигнальная лампочка белого цвета «Руль в диаметрали»;

9. Н5 - сигнальная лампочка красного цвета «Лево руля»;

10. Т1, Т2 – понижающие трансформаторы;

11. V1, V2 – выпрямительные мостики;

12. S6 – переключатель трансформаторно-выпрямительных блоков;

13. L1-C1, L2-C2 – фильтры на выходе выпрямительных мостиков, для уменьше-

ния пульсаций выпрямленного напряжения;

14. S2 – сдвоенная кнопка «Лево»;

15. S1 – сдвоенная кнопка «Право»;

16. S3 – кнопка «Ускорение», для увеличения скорости перекладки руля;

17. S7 – контакты конечного выключателя «Лево»;

18. S8 – контакты конечного выключателя «Право»;

19. РV – вольтметр, для контроля напряжения на выходе выпрямительных мости-

ков;

20. R1 – подстроечный резистор в цепи независимой обмотки возбуждения L1С ге-

енератора G;

21. R2 - подстроечный резистор в цепи независимой обмотки возбуждения LМ2

исполнительного двигателя М2;

22. R3 – подстроечный резистор цепи параллельной обмотки возбуждения L3С

генератора G;

23. R4 – разрядный резистор, для защиты независимой обмотки возбуждения L1C

генератора G от перенапряжений при размыкании контактов кнопок «Лево» или «Право»;

24. R5 – разрядный резистор, для защиты независимой обмотки возбуждения LМ2

двигателя М2 от перенапряжений при переключении контактов переключателя S6;

22. R6 – разрядный резистор, для защиты параллельной обмотки возбуждения генератора G от перенапряжений при размыкании контактов кнопок «Лево» или «Право»;

23. RS – шунт, для подключения амперметра рА;

24. рА – амперметр для измерения тока главной цепи;

25. S8 – контакты путевого выключателя «Руль в диаметрали»;

26. S7 - контакты путевого выключателя «Право руля»;

27. S9 - контакты путевого выключателя «Лево руля »;

28. F4, F5 – предохранители в цепи катушки контактора КМ и сигнальных лампо-

чек Н1, Н2;

29. F6, F9 - . предохранители в цепи первичной обмотки трансформатора Т2;

30. F7, F8 - . предохранители в цепи первичной обмотки трансформатора Т1;

31. F10, F11 - предохранители в цепях сигнальных лапочек Н3, Н4, Н5.

 

Подготовка схемы к работе

Для подготовки схемы к работе включают автоматический выключатель рулевого устройства на ГРЩ ( на схеме не показан ).

Загорается сигнальная лампочка Н1 ««Питание на схему подано».

Затем нажимают кнопку S4 «Пуск», включается линейный контактор КМ.

Замыкаются главные контакты КМ ( включается приводной двигатель М1 ) и пере

ключаются вспомогательные контакты.

Верхний ( на схеме ) вспомогательный контакт КМ шунтирует кнопку «Пуск», пос-

ле чего её можно отпустить; средний контакт КМ размыкается, отключая лампочку Н1 ««Питание на схему подано», а нижний замыкается, включая лампочку Н2 «Двигатель М1 включён».

Приводной двигатель М1 вращает якорь генератора G.

Через контакты S6.1, S6.3 и предохранители FU7, FU8 напряжение сети поступает на первичную обмотку трансформатора Т1. Вторичное напряжение выпрямляется мости-

ком V1.

При этом образуются цепь независимой обмотки возбуждения LM2 двигателя M2:

«плюс» на левом выводе V1 – контакт S6.5 – LM2 ( параллельно – R5 ) – R2 - контакт S6.7 – дроссель L1 - «минус» на правом выводе V1;

и цепь тока через вольтметр рV:

плюс» на левом выводе V1 – контакт S6.5 – FU13 – катушка вольтметра pV – F12 -контакт S6.7 – дроссель L1 - «минус» на правом выводе V1.

Двигатель возбуждается, а вольтметр показывает напряжение на выходе мостика V1. При необходимости это напряжение можно изменить в нужную сторону при помощи подстроечного резистора R2.

Схема готова к работе.

Работа схемы

Пусть необходимо положить руль на левый борт.

При нажатии сдвоенной кнопки S2 «Лево» образуется цепь тока через независи-

мую обмотку возбуждения генератора L1С:

плюс» на левом выводе V1 – S6.5 – S2.1( верхний ) – S1.2 – S7 - L1С ( параллельно – через R4) - R1 – S1.1 ( нижний ) – S2.2 ( нижний ) – S6.7 – L1 - «минус» на правом выводе V1.

Генератор G возбуждается, исполнительный двигатель М2 начинает перекладывать перо руля.

Перекладка продолжается до тех пор, пока не будет отпущена кнопка S2 или ( если эта кнопка своевременно не отпущена ) не разомкнётся контакт конечного выключателя S7 «Лево».

Аналогично работает схема при нажатии кнопки S1 «Право».

Если надо ускорить кладку, нажимают кнопку S3 «Быстрее», которая шунтирует резистор R1. Ток возбуждения генератора в обмотке L1C и напряжение генератора G увеличиваются, скорость перекладки возрастает.

С баллером руля механически связаны путевые выключатели S7, S8 и S9. Если перо руля находится в диаметральной плоскости, замкнуты контакты S8, горит лампочка Н4 белого цвета.

C началом кладки руля вправо контакт S8 размыкается ( гаснет лампочка Н4 ) и замыкается контакт S7, загорается  лампочка Н3 зелёного цвета.

При перекладки руля влево контакт S8 размыкается ( гаснет лампочка Н4 ), замыка

ется контакт S9, загорается  лампочка Н5 красного цвета.

Лампочки Н3, Н4, Н5 встроены в верхнюю часть рулевой тумбы, по ним рулевой матрос контролирует фактическое направление перекладки пера руля.

По Правилам Регистра, конечные выключатели S7 и S8 прекращают кладку пера руля при углах 32-33º.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1129.