ется на транспортных судах типов «Волго-балт» и «Волго-Дон» ( рис. 10.23 ).
Схема предназначена для управления рулевым электроприводом при помощи кно-очного поста с кнопками «Лево», «Право» и «Ускорение». Такой вид управления называ-
ется простым..
Кнопки «Лево», «Право» задают направление перекладки пера руля, кнопка «Уско-
рение» при её нажатии увеличивает скорость перекладки пера руля.
Рис. 10.25. Схема простого управления РЭП судов типа «Волго-Балт»
Силовая часть схемы
В данной схеме применена система генератор-двигатель, включающая в себя:
1. приводной асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором М1;
2. генератор постоянного тока смешанного возбуждения G;
3. двигатель постоянного тока независимого возбуждения М2.
Генератор G имеет на главных полюсах 3 обмотки:
1. независимую НОГ - L1C;
2. последовательную ( противокомпаундную ) ПКО - L2C.
3. параллельную ПрОВ - L3C;
Двигатель М2 имеет на главных полюсах независимую обмотку LM2.
Обмотки якорей генератора и двигателя соединены последовательно.
Магнитные потоки независимой НОГ и ПрОВ параллельной обмоток генератора G
направлены согласно и намагничивают генератор. Последовательная обмотка L2C включе
на с переброшенными выводами, поэтому её магнитный поток направлен встречно магнит
ным потокам параллельной и независимой обмоток, т.е. эта обмотка размагничивает гене-
ратор.
Таким образом, результирующий магнитный поток генератора
Ф рез = ( Ф ног + Ф пров ) - Ф пко.
Такое включение обмоток генератора G позволяет получить его крутопадающую внешнюю характеристику ( рис. 10.24, а ).
Рис. 10.26. Внешняя характеристика генератора G с ПКО ( а ); механическая характеристика исполнительного двигателя М2 ( б )
Напряжение генератора передаётся на обмотку якоря исполнительного электродви-
гателя М2, поэтому механическая характеристика двигателя ( рис. 10.24, б ) повторяет внешнюю характеристику генератора.
Как следует из графиков внешней и механической характеристик, описанное выше включение обмоток возбуждения генератора позволяет ограничить ток стоянки двигателя I ( например, при заклинивании пера руля ) и равный ему ток короткого замыкания генератора I до безопасных значений ( обычно ток стоянки I ≤ 2,5 I по услови-
ям коммутации ).
Для питания независимых обмоток генератора L1C и двигателя LМ2 используются 2 одинаковых трансформаторно-выпрямительных блока ( ТВБ ).
Каждый блок состоит из понижающего трансформатора Т1 ( Т2 ) и выпрямитель-
ного мостика V1 ( V2 ). При работе схемы один из блоков – рабочий, второй – резервный.
Для переключения блоков служит 4-полюсный переключатель S6. На схеме контак
ты переключателя 1…8 находятся в положении «В работе левый ТВБ, в резерве правый ТВБ .
Параллельно обмоткам возбуждения L1С, L3С и LМ2 включены разрядные резис-
торы соответственно R4, R6 и R5 , предназначенные для уменьшения перенапряжений на этих обмотках при их отключении. Эти перенапряжения возникают на обмотках под дей-ствием ЭДС самоиндукции при снятии питания с обмоток ( отключении обмоток ).
Последовательно с обмотками L3С и LМ2 включены регулировочные резисторы соответственно R3 и R2, предназначенные для получения необходимого значения токов возбуждения генератора ( резистор R3 ) и двигателя ( R2 ).
Ползунки этих резисторов перемещают только при настройке рулевого привода.
Основные элементы схемы
1. кнопка SB1 «Пуск» для включения приводного двигателя М1;
2. кнопка SB2 «Стоп» для остановки приводного двигателя М1;
3. КМ – катушка линейного контактора;
4. F1, F2, F3 – размыкающие контакты ( р.к. ) тепловых реле ( нагревательные эле
менты F1, F2, F3 включены последовательно в линейные провода А, В, С );
5. Н1 – сигнальная лампочка «Питание на схему подано» ( от шин ГРЩ );
6. Н2 - сигнальная лампочка «Приводной двигатель М2 включён»;
7. Н3 - сигнальная лампочка зеленого цвета «Право руля»;
8. Н4 - сигнальная лампочка белого цвета «Руль в диаметрали»;
9. Н5 - сигнальная лампочка красного цвета «Лево руля»;
10. Т1, Т2 – понижающие трансформаторы;
11. V1, V2 – выпрямительные мостики;
12. S6 – переключатель трансформаторно-выпрямительных блоков;
13. L1-C1, L2-C2 – фильтры на выходе выпрямительных мостиков, для уменьше-
ния пульсаций выпрямленного напряжения;
14. S2 – сдвоенная кнопка «Лево»;
15. S1 – сдвоенная кнопка «Право»;
16. S3 – кнопка «Ускорение», для увеличения скорости перекладки руля;
17. S7 – контакты конечного выключателя «Лево»;
18. S8 – контакты конечного выключателя «Право»;
19. РV – вольтметр, для контроля напряжения на выходе выпрямительных мости-
ков;
20. R1 – подстроечный резистор в цепи независимой обмотки возбуждения L1С ге-
енератора G;
21. R2 - подстроечный резистор в цепи независимой обмотки возбуждения LМ2
исполнительного двигателя М2;
22. R3 – подстроечный резистор цепи параллельной обмотки возбуждения L3С
генератора G;
23. R4 – разрядный резистор, для защиты независимой обмотки возбуждения L1C
генератора G от перенапряжений при размыкании контактов кнопок «Лево» или «Право»;
24. R5 – разрядный резистор, для защиты независимой обмотки возбуждения LМ2
двигателя М2 от перенапряжений при переключении контактов переключателя S6;
22. R6 – разрядный резистор, для защиты параллельной обмотки возбуждения генератора G от перенапряжений при размыкании контактов кнопок «Лево» или «Право»;
23. RS – шунт, для подключения амперметра рА;
24. рА – амперметр для измерения тока главной цепи;
25. S8 – контакты путевого выключателя «Руль в диаметрали»;
26. S7 - контакты путевого выключателя «Право руля»;
27. S9 - контакты путевого выключателя «Лево руля »;
28. F4, F5 – предохранители в цепи катушки контактора КМ и сигнальных лампо-
чек Н1, Н2;
29. F6, F9 - . предохранители в цепи первичной обмотки трансформатора Т2;
30. F7, F8 - . предохранители в цепи первичной обмотки трансформатора Т1;
31. F10, F11 - предохранители в цепях сигнальных лапочек Н3, Н4, Н5.
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе включают автоматический выключатель рулевого устройства на ГРЩ ( на схеме не показан ).
Загорается сигнальная лампочка Н1 ««Питание на схему подано».
Затем нажимают кнопку S4 «Пуск», включается линейный контактор КМ.
Замыкаются главные контакты КМ ( включается приводной двигатель М1 ) и пере
ключаются вспомогательные контакты.
Верхний ( на схеме ) вспомогательный контакт КМ шунтирует кнопку «Пуск», пос-
ле чего её можно отпустить; средний контакт КМ размыкается, отключая лампочку Н1 ««Питание на схему подано», а нижний замыкается, включая лампочку Н2 «Двигатель М1 включён».
Приводной двигатель М1 вращает якорь генератора G.
Через контакты S6.1, S6.3 и предохранители FU7, FU8 напряжение сети поступает на первичную обмотку трансформатора Т1. Вторичное напряжение выпрямляется мости-
ком V1.
При этом образуются цепь независимой обмотки возбуждения LM2 двигателя M2:
«плюс» на левом выводе V1 – контакт S6.5 – LM2 ( параллельно – R5 ) – R2 - контакт S6.7 – дроссель L1 - «минус» на правом выводе V1;
и цепь тока через вольтметр рV:
плюс» на левом выводе V1 – контакт S6.5 – FU13 – катушка вольтметра pV – F12 -контакт S6.7 – дроссель L1 - «минус» на правом выводе V1.
Двигатель возбуждается, а вольтметр показывает напряжение на выходе мостика V1. При необходимости это напряжение можно изменить в нужную сторону при помощи подстроечного резистора R2.
Схема готова к работе.
Работа схемы
Пусть необходимо положить руль на левый борт.
При нажатии сдвоенной кнопки S2 «Лево» образуется цепь тока через независи-
мую обмотку возбуждения генератора L1С:
плюс» на левом выводе V1 – S6.5 – S2.1( верхний ) – S1.2 – S7 - L1С ( параллельно – через R4) - R1 – S1.1 ( нижний ) – S2.2 ( нижний ) – S6.7 – L1 - «минус» на правом выводе V1.
Генератор G возбуждается, исполнительный двигатель М2 начинает перекладывать перо руля.
Перекладка продолжается до тех пор, пока не будет отпущена кнопка S2 или ( если эта кнопка своевременно не отпущена ) не разомкнётся контакт конечного выключателя S7 «Лево».
Аналогично работает схема при нажатии кнопки S1 «Право».
Если надо ускорить кладку, нажимают кнопку S3 «Быстрее», которая шунтирует резистор R1. Ток возбуждения генератора в обмотке L1C и напряжение генератора G увеличиваются, скорость перекладки возрастает.
С баллером руля механически связаны путевые выключатели S7, S8 и S9. Если перо руля находится в диаметральной плоскости, замкнуты контакты S8, горит лампочка Н4 белого цвета.
C началом кладки руля вправо контакт S8 размыкается ( гаснет лампочка Н4 ) и замыкается контакт S7, загорается лампочка Н3 зелёного цвета.
При перекладки руля влево контакт S8 размыкается ( гаснет лампочка Н4 ), замыка
ется контакт S9, загорается лампочка Н5 красного цвета.
Лампочки Н3, Н4, Н5 встроены в верхнюю часть рулевой тумбы, по ним рулевой матрос контролирует фактическое направление перекладки пера руля.
По Правилам Регистра, конечные выключатели S7 и S8 прекращают кладку пера руля при углах 32-33º.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1129.