Цель курсовой работы - разработка механизма информационного обеспечения обоснования воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон.
Достижение цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:
• изучение методов сбора и анализа информации, используемых в конфликтологии и оценка условий их эффективного использования;
• обоснование содержания информации, необходимой для обоснования воздействия на конкретный конфликт;
• обоснование выбора методов для получения информации в развитии конкретного конфликта;
• обоснование выбора методов для получения информации о поведении участников конкретного конфликта и их индивидуально-психологических особенностей;
• обоснование процедур сбора, проверки полноты и точности анализа информации о конкретном конфликте;
• обоснование содержания воздействий на взаимоотношения конфликтующих сторон и организации их осуществления.
Тема 18. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
Цель курсовой работы - разработка рекомендаций,
обеспечивающих эффективное участие руководителя организации
(подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
Достижение цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:
• изучение обязанностей и возможностей руководителя организации (подразделения) влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта;
• анализ источников и проявлений конфликтных и стрессовых ситуаций в конкретной организации (подразделении), обоснование необходимости участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами;
• обоснование системы ранних симптомов, указывающих руководителю на необходимость участия в управлении конфликтами и стрессами в конкретной организации (подразделении);
• описание методов, которые может использовать руководитель для управления конфликтами и стрессами в конкретной организации (подразделении);
• обоснование требований к поведению руководителя, выступающего посредником в разрешении конфликтов;
• разработка организационных процедур участия руководителя в управлении конфликтами и стрессами;
Тема 19. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях
Цель курсовой работы — разработка механизма обеспечения соответствия качеств и поведения руководителей особенностям управленческой Деятельности в конфликтных условиях.
Достижение цели курсовой работы предполагает решение следующих задач:
• изучение сущности и составляющих коммуникативной культуры руководителя;
• анализ влияния коммуникативной культуры руководителя на возникновение и развитие конфликтов;
• обобщение существующих методических подходов к оценке и развитию коммуникативной культуры руководителя;
• анализ и оценка коммуникативной культуры руководителя;
• разработка рекомендации по развитию коммуникативной культуры руководителей в конкретной организации (подразделении);
• разработка рекомендаций, определяющих поведение руководителей в конкретных ситуациях конфликтного взаимодействия.
Примерная тематика практических работ
Методы конфликтологии
Укажите, какие конкретные методы используются для изучения и оценки следующих показателей:
Группа методов | Конкретные методы |
Методы изучения и оценки личности | |
Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах | |
Методы диагностики и анализа конфликта | |
Методы управления конфликтами |
Структура конфликта
Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает, в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие определений:
1. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т. д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.1
2. Итак, социальный конфликт— это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.2
3. Конфликт— столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций.3
4. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.1
1 Социологический словарь.Минск, 1991. С. 80.
Анализ конфликтной ситуации
В предложенной ситуации выдайте и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта:
· конфликтную ситуацию
· объект конфликта
· предмет конфликта
· участников конфликта
· ранг оппонентов
· среду конфликта
· переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу
· личностные элементы конфликта.
Ситуация. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая №3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой №3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которой может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано. Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. “Как вам не стыдно,— обрушилась она на Евдокимова,— использовать служебное положение для сведения личных счетов”. А комиссии пояснила: “Моя столовая— ближайшая к управлению и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов”.
Типология конфликтов
Составьте таблицу типологии конфликтов.
Основания классификации конфликтов | Соответствующие типы конфликтов |
Свойства конфликта
Подчеркните основные признаки конфликтных явлений: агрессивность, враждебность, субъектность, конструктивность, биполярность, активность, негативность, управляемость, предметность, проблемность.
Формулы конфликта
Цель: Развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул (А, Б, В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.
Задача 1. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.
Задача 2. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депримирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
Задача 3. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства. Назревает конфликт.
Задача 4. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.
Задача 5. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Сотрудник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику учреждения, что его непосредственный начальник выживает его с работы. Непосредственный начальник клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Сотрудник же продолжает жаловаться.
Задача 6. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник учреждения дает задание сотруднику. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокой квалификации, добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают заработную плату.
Трансактный анализ
Цель: Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения таких конфликтов.
Задача 1. Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.
Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
Задача 2. Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель спрашивает своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».
Задача 3. Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».
Задача 4. Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
Словарный диктант
Вставьте слова в текст.
Наука, изучающая феноменологию, особенности возникновения и развития конфликтных явлений, называется ______________. Каждая наука изучает конфликт по-своему, однако есть общие основания или признаки конфликтных явлений:______________ , ____________, ______________,_______________. Существует большое количество классификаций конфликта. Например, по субъектам можно выделить____________________________,_______________,___________________,______________ конфликты. По последствиям выделяют ________________ и _______________ конфликт. Противоречие, которое переживается партнерами по общению при их взаимодействии как личностно значимое, называется ________________________________. Каждый из этих людей – это _________ конфликта. Однако для того, чтобы конфликт возник, необходимо наличие условий возникновения конфликтной ситуации, которые принято называть____________. Кроме того, существуют также __________ и ___________причины конфликтов. Для психологов в данном контексте особый интерес представляет личностная характеристика – _____________ , которая измеряется тремя основными параметрами: __________________, __________,______________________. Поведение, которое демонстрирует такая личность, называется _______________________.
Практические задания и методические рекомендации
по их выполнению – «Конфликтология»
Практическое задание № 1 по теме «Конфликтные ситуации»
(решение ситуационных задач)
Для закрепление знаний о сущности конфликта, развития навыка анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирования умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия студентам необходимо выполнить практические задания.
Порядок выполнения задания
Каждому студенту предлагается выполнить два ПЗ с конкретными ситуациями (на выбор), письменно ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.
Для решения задач необходимо самостоятельно проработать литературу по разделу «Теоретические основы конфликтологии».
Задания выполняются индивидуально.
Варианты решения задач должны быть достаточно развернутыми, обоснованными и опираться на использование таких основных понятий, как «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Работа оценивается оценками «зачтено» или «не зачтено».
Оба задания необходимо сдать на кафедру за две недели до экзамена.
Задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Подойти к курящим, представится, узнать их имена и должности, сказать, что в мои должности входит слежение за соблюдением порядка в рабочее время за работниками, оценивать их ценность для фирмы, что они произвели не самое хорошее впечатление на меня и во избежание дальнейших конфликтов лучше будет, чтобы они были на своих рабочих местах, а не в курилке. И если они еще будут замечены в нарушениях дисциплины мне придется действовать уже другими методами, а не разговорами. Сказать, что надеюсь, что мы поняли друг друга и в будущем будем разговаривать только на приятные темы.
Задача 2
Вы – начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Поздороваться, поинтересоваться, кого она ждет в аэропорту. Сказать, что немедленно жду ее на работе, что она ценный сотрудник и если она завтра выйдет на работу и будет старательно работать, то ее поведение закончится этим выговором. Если же нет, то придется искать другого сотрудника.
Объяснение: в обычной ситуации следовало бы применить более жестокие меры, вплоть до увольнения, но поскольку срываются сроки работ сотрудница нужна коллективу.
Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Причина конфликта – одна сотрудница делает слишком много ошибок из-за которых страдает вторая сотрудница, которой приходится их исправлять. Личностно-функциональная конфликтная ситуация.
Задача 4
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Взвесить, ценен ли принятый сотрудник, если ценен, поговорить с заместителем, что его не устраивает в его подчиненном. Постараться урегулировать отношения заместителя с новым работникам, сказать получше присмотреться к нему еще некоторое время. Послать работника на курсы повышения специализации, если нужно. Если работник не очень ценен позвать его себе, указать на недостатки и не профессиональность, указанные в записке заместителя. Дать срок влиться в коллектив и исправить свои ошибки. Если не справится – уволить.
Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Причина конфликта в неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов. Ситуативно-управленческие конфликтная ситуация.
Практическое задание № 2 по теме «Формулы конфликта»
(на примере решения ситуационных задач)
Цель задания: развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.
Порядок выполнения задания
Для выполнения задания студентам необходимо самостоятельно изучить материал, представленный ниже. После усвоения этого материала каждому студенту предлагается индивидуально решить семь предложенных ниже задач с конкретными ситуациями. Для решения задач необходимо ответить на один и тот же вопрос: «По какой формуле (А, Б или В) возможно разрешение конфликта в каждой из ситуаций?» Заполните бланк.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 925.