Выбор и реализация конструктивного способа разрешения конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Стратегии конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс. Равнозначность стратегии поведения в конфликте способу его разрешения. Базовые элементы для самоанализа действий в конфликте. Методический инструментарий для самодиагностики в конфликтной ситуации.

 Критерии конструктивного развития конфликта. Виды ущерба, которые могут быть трансформированы в конфликте. Показатели деструктивных и конструктивных процессов в конфликте.

 Основная задача разрешения конфликта — придание ему функционально-положительного характера, сведение к минимуму отрицательных последствий противостояния или острого противоборства. Полное или частичное разрешение конфликта, устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, или поверхностное ослабление разногласий. Выбор участниками конфликта оптимального для себя способа его разрешения, предпочтительного в данных условиях.

 Использование мер стимулирования, включая убеждение и принуждение, при урегулировании конфликтов в организации.

 

8. Применение коммуникативных технологий в конфликтах

 Основные функции коммуникаций. «Барьеры» коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации.

 Диагностические схемы коммуникации в конфликте. Какие речевые обороты способствуют управлению конфликтом в коммуникациях. Понятие и виды конфликтогенов. Универсальные правила для улучшения взаимоотношений в конфликтном взаимодействии. Деструктивные поведенческие реакции при групповом конфликтном взаимодействии. Технологии регулирования эмоционального напряжения в конфликтах. Методы работы с провокациями.

 

 9. Методы профилактики и коррекции стресса

 Основные подходы к борьбе со стрессом: «объектная» и «субъектная» парадигмы. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.

 Примеры методов устранения причин развития стресса — «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time - management , формирование условий для здорового образа жизни и др.).

 «Субъектная парадигма» — пассивный и активный субъект. Примеры методов непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия).

 Методы психологической саморегуляции и управление стрессом: базовые техники и вспомогательные средства. Программы обучения навыкам психологической саморегуляции, примеры их использования в практических условиях. Оценка эффективности использования методов профилактики и коррекции стресса при проведении индивидуальных и групповых тренингов управления стрессом.

 

 10. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны

 Предпосылки участия третьей стороны в разрешении конфликтов. Официальные и неофициальные медиаторы. Роли третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель.

 Процесс посредничества и его основные этапы. Стили и методы посредничества: рефлексивное вмешательство, контекстуальное вмешательство, независимое вмешательство. Личностные свойства и качества субъекта посреднических отношений: психический склад; логика неконфликтного (компромиссного) мышления; мировоззрение; информированность; коммуникабельность, авторитет. Условия результативности участи третьей стороны в урегулировании конфликтов.

 Руководитель в роли посредника, арбитра в конфликте между своими подчиненными. Оказание им содействия примирению конфликтующих сторон, достижению согласия по вопросам, вызвавшим ссору или тяжбу, выбору приемлемых средств заинтересованного рассмотрения и решения спорной проблемы.

 

 11. Технология проведения переговоров при разрешении конфликтов

 Переговоры как приоритетный и один из наиболее эффективных способов преодоления конфликтного противостояния. Технологический и этический аспекты переговоров. Структура и функции переговоров.

 Основное содержание переговорного процесса. Этапы переговорного процесса: подготовка к переговорам, ведение переговоров, анализ результатов переговоров, выполнения достигнутых договоренностей.

 Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Переговорные стратегии, тактические приемы на переговорах. Стили ведения переговоров. Личностный стиль переговоров. Переговоры в условиях неравенства сил. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Конфликт в процессе переговоров. Принятие решений в переговорах.

 Соблюдение общезначимых принципов переговорного процесса — условие снятия напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях, устранения помех взаимопонимания, примирения и согласия, равноправия и учета интересов сторон, вовлеченных в конфликт.

 

 12. Организационный механизм управления конфликтами и стрессами

 Место управления конфликтами и стрессами в системе управления организацией и ее персоналом. Основные функции и методы управленческого воздействия на конфликтные ситуации, обнаружение и нейтрализацию стрессовых состояний. Нормативное регулирование конфликтов.

 Стадии процесса управления конфликтами: диагностика конфликта, выявление его причин, определение степени функциональности (позитивности или негативности) конфликта, обоснование методов полного или частичного разрешения конфликта.

 Роль коллектива в преодолении конфликтов, возможности его влияния на конфликтное поведение отдельных сотрудников.

 Решающая роль руководителя в урегулировании конфликтов в организации, управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях. Его обязанности и возможности влиять на развертывание конфликтных столкновений, нести ответственность за последствия конфликта. Участие руководителя в разрешении конфликтов и преодолении стрессов личным примером, авторитетом, культурой поведения.

 

 

Критерии и показатели оценивания сформированности компетенций в процессе освоения разделов дисциплины

                

 

Разделы, темы Дисциплины

Формируемая

(ые)

компетенция

(Ии)

Критерии и показатели оценивания компетенций

 

Формы контроля уровня сформиро

ванности

компетенций

знать: уметь: владеть:
    Раздел 1. Теоретические основы управления конфликтами   ОПК-1 ОК-6 ПК-в 4 историю развития конфликтологических идей, подходы к пониманию природы конфликта в разные временные эпохи, структуру и особенности формирования конфликтологии как науки. сформировать от- ношение к конфликту как атрибуту общественной жизни; уметь распознавать различные виды конфликтов знаниями о при- роде конфликтов   Контрольный тест Написание эссе.
    Раздел 2. Конфликты в организациях   ПК в 1 ОК-6 ПК-24 Содержание понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «стресс», «фрустрация», механизм и функции соци- ального конфликта принципы и спосо- бы управления конфлик- тами; технологии управле- ния конфликтами;   проводить мониторинг неблагополучия в коллективе; прогнозировать возникновение конфликтов; распознавать модели по- ведения, приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства; - прогнозироватьи пре- дупреждатьразвитие внутри и межкорпоративных кон- фликтов; - осознанно выбирать стратегии поведения в конфликте; Навыками научного анализа конфликтов различных уровней; основными стратегиями поведения в конфликте, моделями разрешения межличностных и органи- зационных конфликтов;   Анализ конфликтных  ситуаций Контрольный тест
  3. Структура и динамика конфликта   ОК-6 ОПК-1 предметное поле· конфликтологии; способы психогигиены, основные стратегия поведения в конфликте, принципы и модели разрешения межличностных и организационных конфликтов; ориентироваться в предметном· поле современной конфликтологии; распознавать модели поведения, закономерно приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства; выявлять и анали- зировать истинные причи- ны конфликта и предлагать наиболее адекватные пути выхода из них;   навыками разрешения конфликтов основными стратегиями поведения в конфликте, моделями разре- шения межличностных и организационных конфликтов; знаниями об особенностях личности человека   Контрольный тест Составление «Карты восприятия конфликта» Определение стратегии поведения в конфликте Определение тенденции поведения к «мудрому» или «незрелому « поведению по модели Н.Власовой 3. Анализ и решение конфликтных ситуаций с помощью ТА Берна.  

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины используются следующие традиционные и инновационные методы обучения:

 

а) репродуктивные

- информационная лекция;

- опрос;        

б) активные:

- подготовка и защита реферата;

- работа с информационными ресурсами;

- проблемная лекция

в) интерактивные

 - консультации

- самостоятельная работа

- деловые игры

- тренинги

ОЦКНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.