РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ 38.03.03
Направление (специальность) подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Профиль (специализация) подготовки: УП
Квалификация (степень) выпускника_________бакалавр__________________
(бакалавр, магистр)
Форма обучения _______________________________________________
(очная, заочная)
Факультет (ы): Институт мировой экономики
Выпускающая (ие) кафедра (ы) ________ УП
Кафедра-разработчик программы _______Управление персоналом_________
Трудоемкость дисциплины
Семестр | Трудоёмкость дисциплины | Контрольные, расчетно-графич. работы, рефераты и т.п. | Курсовые работы, проекты | Форма отчетности (экз / зачет) | ||||
зач. ед. | Часы | |||||||
общая | Лекции | практ., лабор. | самост. работа | |||||
6 | 3 | 108 | 26 | 25 | 57 | Курсовая работа | Экзамен |
Заочная форма обучения
5 | 3 | 8 | - | 100 | Курсовая работа |
Екатеринбург 2017
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебная рабочая программа «Конфликтология» содержит разделы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Управление персоналом» 38.03.03.
Она включает в себя учебно-методический план, развернутую программу курса, вопросы к экзамену, тематику курсовых работ, список рекомендуемой литературы, глоссарий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины:
1. знакомство с историей конфликтологии, а также современными технологиями прогнозирования, предупреждения и преодоления конфликтов;
2. развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций в деловых отношениях.
Задачи освоения дисциплины:
1. Сформировать систему знаний об основных закономерностях возникновения конфликтов, их динамике, классификации и типологии;
2. Выработать умения и навыки анализа конфликтов, способы предупреждения и разрешения конфликтов, выработать навыки посредника при разрешении конфликтов в обществе и организации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина «Конфликтология» относится к модулю части основной образовательной программы по направлению подготовки «Управление персоналом»
Содержательно и методически связана с такими дисциплинами, как «Философия», «Социология», «Психология», «Основы теории управления», «Организационное поведение», «Экономика и социология труда», «Этика деловых отношений».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые такими дисциплинами, как: «Психология», «Социология», «Управление персоналом организации», «Политология», «Трудовое право».
Дисциплина «Конфликтология» является базовой для таких дисциплин, как: «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Организационное поведение», «Управление персоналом организации».
Она дает возможность расширения и углубления базовых знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Индекс по ФГОС ВО | Содержание компетенции |
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия |
ОПК-1 | Знание основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации |
ПК-24 | способность применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации |
ПК-в1 | Знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владение навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике |
ПКв4 | Знание основ научной организации и нормирования труда, владением навыкам проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизация норм обслуживания и численности, способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике |
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) знать:
- природу и причины возникновения социальных конфликтов;
- пути их преодоления; закономерности конфликтного и неконфликтного поведения;
- возможности управления конфликтной ситуацией и оказания позитивного влияния на окружающих.
2) уметь:
- распознавать модели поведения, закономерно приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства;
- прогнозировать развитие конфликтной ситуации;
- предупреждать появление нежелательных конфликтов;
выбирать наиболее эффективную тактику поведения в нестандартной ситуации;
3) владеть:
- методами диагностики конфликтов;
- методами и технологиями конструктивной коммуникации в конфликте, в том числе навыками управления эмоциональными переживаниями, поведения в стрессовой ситуации, позитивного влияния на партнеров;
- техниками успешного ведения переговоров и защиты своих интересов; методами управления конфликтами и стрессами;
навыками эффективного участия в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план для очной формы изучения дисциплины
№ п/п |
|
Раздел дисциплины | Виды учебной работы, часы | |||||
лекции | Практ. работы | Контрольные, расчетно-графические работы, рефераты и т.д. | Курсовые работы, пректы | СРС | Формы текущего контроля (по неделям семестра) | |||
1. | Теоретические основы управления конфликтами | 8 | 8 | - | 19 | Тест | ||
2. | Конфликты в организациях | 8 | 8 | - | 2 | 19 | Тест | |
3. | Основные технологии управления конфликтами | 10 | 9 | - | 18 | Тест |
Тематический план для заочной формы изучения дисциплины
№ п/п |
|
Раздел дисциплины | Виды учебной работы, часы | |||||
лекции | Практ. работы | Контрольные, расчетно-графические работы, рефераты и т.д. | Курсовые работы, пректы | СРС | Формы текущего контроля (по неделям семестра) | |||
1. | Теоретические основы управления конфликтами | 10 | - | 19 | ||||
2. | Конфликты в организациях | 4 | - | 2 | 10 | |||
3. | Основные технологии управления конфликтами | 10 | - | 23 |
Содержание учебной дисциплины
1. Объект, предмет, задачи и содержание дисциплины «Конфликтология»
Объект, предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Конфликтология». Логическая структура дисциплины. Междисциплинарные связи.
Становление конфликтологии как области научного знания вместе с формированием социологии, права, этики, психологии и других социальных и гуманитарных наук. Утверждение взглядов на социальную природу конфликтов, их неизбежность и роль в общественном развитии.
Структура современной конфликтологии как научной дисциплины: общая теория конфликтов, частные отрасли конфликтологии и прикладная конфликтология.
Общественная необходимость в конфликтологическом знании и мирных стратегиях в разрешении конфликтов. Сущность и составляющие конфлитологической компетентности.
2. Основы теории конфликта
Определение конфликта как широко распространенного нормального проявления социальных связей и отношений между людьми. Место и роль конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Возможности прогнозирования конфликтного поведения и урегулирования конфликта.
Неоднозначность функций конфликта, его позитивные и негативные последствия. Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам и видам. Основные типы конфликтных проявлений в экономической, национально-этнической и общественно-политической сферах.
Основные функциональные направления деятельности по предупреждению конфликтов в деловых отношениях: интеграция персонала, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности, информация о совместной деятельности и общем настрое, влияние на творческую инициативу, развитие деловых отношений, профилактика разрушительных противоборств.
Методы сбора эмпирических данных в конфликтологии: наблюдение, изучение документов, опрос. Методы анализа эмпирических данных: статистический анализ, исторический анализ, социометрический анализ. Конфликтологическое тестирование. Эксперимент в конфликтологии. Методики практической психологии и психотерапии в конфликтологии. Конфликтологический мониторинг.
3. Структура и динамика конфликта
Универсальная понятийная система описания конфликта. Структурная и процессуальная модели конфликта.
Основные элементы конфликтного столкновения: объективные и личностные. Различие между объектом и предметом конфликта. Характеристика объекта конфликта. Характеристика участников конфликта. Психологические доминанты поведения субъектов конфликта: мотивы, цели, интересы, ориентации, потребности. Образ конфликтной ситуации, формы и причины искаженного восприятия конфликта. Макро- и микросреда конфликта. Картографический метод выявления структуры конфликта.
Динамика конфликта. Стадии и этапы развития конфликта: предконфликтная стадия: осознание противоречий, идентификация оппонентов; проблема ложной идентификации. Собственно конфликтное взаимодействие: инцидент, эскалация противоборства, завершение конфликта. Различие в содержание понятий «завершение», «разрешение», «урегулирование» конфликта. Постконфликтная стадия: частичное и полное примирение сторон.
4. Поведение личности в конфликте
Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов.
Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Научное обоснование внутриличностного конфликта в работах зарубежных и отечественных психологов. Типология внутриличностных конфликтов. Причины и последствия внутриличностных конфликтов. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
Межличностные конфликты и межличностные отношения. Психологические признаки межличностных конфликтов. Причины межличностных столкновений — объективно и субъективно несовместимые или противоположные интересы, потребности, ценности, установки, ориентации, мнения, способы поведения. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности.
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристики. Определение уровня конфликтности личности и ее стрессоустойчивости. Измерение уровня конфликтности личности. Теория акцентуации характера. Типология конфликтных личностей.
Основные положения ролевой теории. Сущность трансактного анализа. Понятие трансакций и их типы. Алгоритм трансактного анализа.
Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте.
5. Источники конфликтов и стрессов в организациях
Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов в организациях. Организационные, социально-экономические, административно-управленческие, социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов. Непосредственные причины возникновения организационных, социально-трудовых и эмоциональных конфликтов. Влияние условий труда на возникновение конфликтов. Причины и особенности инновационных конфликтов.
Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессов. Факторы стрессовых состояний. Стрессы как причина возникновения конфликтных ситуаций, обострения конфликтов, создания дополнительных преград на пути их урегулирования. Психологический террор как причина конфликтов в организации.
Предпосылки и типы конфликтов в сфере управления. Руководитель в качестве субъекта конфликта, противостоящего своим подчиненным или партнерам по деловым отношениям из других подразделений (организаций). Нарушение служебной этики, несправедливая оценка деятельности, отступление от норм трудового законодательства и другие причины непосредственного вовлечения руководителя в конфликт. Конфликты стиля управления.
Факторы социальной напряженности и конфликтных противоречий в организациях на современном этапе социально-экономического развития России.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины используются следующие традиционные и инновационные методы обучения:
а) репродуктивные
- информационная лекция;
- опрос;
б) активные:
- подготовка и защита реферата;
- работа с информационными ресурсами;
- проблемная лекция
в) интерактивные
- консультации
- самостоятельная работа
- деловые игры
- тренинги
ОЦКНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Примерная тематика рефератов
1. Понятие конфликта в философии, социологии, психологии и конфликтологии.
2. Становление конфликтологии как науки.
3. Классики социологии о конфликтах (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм ).
4. Психоаналититческая концепция социального конфликта.
5. Структурно-функциональный подход к сущности социального конфликта. Т.Парсонс о конфликте как социальной аномалии.
6. Современные конфликтологические концепции.
7. Конфликт в понимании А.Турена.
8. Общая теория конфликта К.Боулдинга.
9. Неофрейдистское направление в конфликтологии.
10. Становление и развитие отечественной конфликтологии.
11. Конфликт как форма социального взаимодействия.
12. Сотрудничество и конфликт.
13. Типология конфликтных личностей.
14. Личностные особенности возникновения конфликтов.
15. Групповые особенности возникновения конфликтов в организации.
16. Конфликты в условиях специализированного высшего учебного заведения.
17. Формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на причины ее возникновения.
18. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний.
19. Концепция трансактного анализа Э.Берна.
20. Модели изучения конфликта: структурная и процессуальная.
21. Методы предупреждения конфликтов в организациях.
22. Концепция К.Томаса и Р.Килменна. Стили конфликтного поведения.
23. Роль руководителя в управлении конфликтами.
24. Переговоры как одна из форм сотрудничества при разрешении конфликтов.
Примерная тематика курсовых работ
. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности.
2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации.
3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.
4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метод предупреждения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях.
6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов.
7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний.
8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе.
9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах.
10. Усиление значимости примирительных процедур в урегулировании конфликтов.
11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов.
12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов.
13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства.
14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов.
15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.
16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов.
17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов.
18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку.
19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта.
20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон.
21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами.
22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях.
23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации.
24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения.
25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций. Предлагаемая тематика не исключает возможности выполнения курсовой работы по проблемам, предложенным студентом. При этом тема должна быть согласована с руководителем проекта.
26. Выявление и ослабление источника противоречий, вызывающих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности
27. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации.
28. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.
29. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений и рабочих групп как метод предупреждения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.
30. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях.
31.Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении ипреодолении организационных конфликтов.
32.Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний.
33. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе.
34. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах.
35. Усиление значимости примирительных процедур в урегулировании конфликтов.
36. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов.
37. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов.
38. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством
социального партнерства.
Примерная тематика практических работ
Методы конфликтологии
Укажите, какие конкретные методы используются для изучения и оценки следующих показателей:
Группа методов | Конкретные методы |
Методы изучения и оценки личности | |
Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах | |
Методы диагностики и анализа конфликта | |
Методы управления конфликтами |
Структура конфликта
Проанализируйте определения конфликта и дайте им свою оценку. Укажите, с чем согласны и что вас не устраивает, в том или ином определении; в чем состоит сходство и различие определений:
1. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т. д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты.1
2. Итак, социальный конфликт— это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.2
3. Конфликт— столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждений или действий на фоне проявления эмоций.3
4. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.1
1 Социологический словарь.Минск, 1991. С. 80.
Анализ конфликтной ситуации
В предложенной ситуации выдайте и проанализируйте следующие элементы и факторы конфликта:
· конфликтную ситуацию
· объект конфликта
· предмет конфликта
· участников конфликта
· ранг оппонентов
· среду конфликта
· переход конфликта из сферы деловых отношений в личностную сферу
· личностные элементы конфликта.
Ситуация. Шло совещание у начальника ОРСа. Подводились итоги трудового соревнования за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая №3. Возражения были только у главного инженера-кулинара ОРСа Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой №3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которой может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано. Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины, с большим опытом работы в общественном питании. “Как вам не стыдно,— обрушилась она на Евдокимова,— использовать служебное положение для сведения личных счетов”. А комиссии пояснила: “Моя столовая— ближайшая к управлению и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но в перерыв очереди всегда большие, поэтому он обычно обедал у меня в кабинете, я сама его обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить – была занята – и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас всегда аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов”.
Типология конфликтов
Составьте таблицу типологии конфликтов.
Основания классификации конфликтов | Соответствующие типы конфликтов |
Свойства конфликта
Подчеркните основные признаки конфликтных явлений: агрессивность, враждебность, субъектность, конструктивность, биполярность, активность, негативность, управляемость, предметность, проблемность.
Формулы конфликта
Цель: Развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул (А, Б, В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.
Задача 1. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.
Задача 2. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депримирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
Задача 3. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства. Назревает конфликт.
Задача 4. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.
Задача 5. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Сотрудник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику учреждения, что его непосредственный начальник выживает его с работы. Непосредственный начальник клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Сотрудник же продолжает жаловаться.
Задача 6. Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник учреждения дает задание сотруднику. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокой квалификации, добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают заработную плату.
Трансактный анализ
Цель: Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения таких конфликтов.
Задача 1. Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.
Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
Задача 2. Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель спрашивает своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».
Задача 3. Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».
Задача 4. Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
Словарный диктант
Вставьте слова в текст.
Наука, изучающая феноменологию, особенности возникновения и развития конфликтных явлений, называется ______________. Каждая наука изучает конфликт по-своему, однако есть общие основания или признаки конфликтных явлений:______________ , ____________, ______________,_______________. Существует большое количество классификаций конфликта. Например, по субъектам можно выделить____________________________,_______________,___________________,______________ конфликты. По последствиям выделяют ________________ и _______________ конфликт. Противоречие, которое переживается партнерами по общению при их взаимодействии как личностно значимое, называется ________________________________. Каждый из этих людей – это _________ конфликта. Однако для того, чтобы конфликт возник, необходимо наличие условий возникновения конфликтной ситуации, которые принято называть____________. Кроме того, существуют также __________ и ___________причины конфликтов. Для психологов в данном контексте особый интерес представляет личностная характеристика – _____________ , которая измеряется тремя основными параметрами: __________________, __________,______________________. Поведение, которое демонстрирует такая личность, называется _______________________.
Практические задания и методические рекомендации
по их выполнению – «Конфликтология»
Практическое задание № 1 по теме «Конфликтные ситуации»
(решение ситуационных задач)
Для закрепление знаний о сущности конфликта, развития навыка анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирования умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия студентам необходимо выполнить практические задания.
Порядок выполнения задания
Каждому студенту предлагается выполнить два ПЗ с конкретными ситуациями (на выбор), письменно ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.
Для решения задач необходимо самостоятельно проработать литературу по разделу «Теоретические основы конфликтологии».
Задания выполняются индивидуально.
Варианты решения задач должны быть достаточно развернутыми, обоснованными и опираться на использование таких основных понятий, как «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Работа оценивается оценками «зачтено» или «не зачтено».
Оба задания необходимо сдать на кафедру за две недели до экзамена.
Задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Подойти к курящим, представится, узнать их имена и должности, сказать, что в мои должности входит слежение за соблюдением порядка в рабочее время за работниками, оценивать их ценность для фирмы, что они произвели не самое хорошее впечатление на меня и во избежание дальнейших конфликтов лучше будет, чтобы они были на своих рабочих местах, а не в курилке. И если они еще будут замечены в нарушениях дисциплины мне придется действовать уже другими методами, а не разговорами. Сказать, что надеюсь, что мы поняли друг друга и в будущем будем разговаривать только на приятные темы.
Задача 2
Вы – начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Поздороваться, поинтересоваться, кого она ждет в аэропорту. Сказать, что немедленно жду ее на работе, что она ценный сотрудник и если она завтра выйдет на работу и будет старательно работать, то ее поведение закончится этим выговором. Если же нет, то придется искать другого сотрудника.
Объяснение: в обычной ситуации следовало бы применить более жестокие меры, вплоть до увольнения, но поскольку срываются сроки работ сотрудница нужна коллективу.
Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Причина конфликта – одна сотрудница делает слишком много ошибок из-за которых страдает вторая сотрудница, которой приходится их исправлять. Личностно-функциональная конфликтная ситуация.
Задача 4
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Взвесить, ценен ли принятый сотрудник, если ценен, поговорить с заместителем, что его не устраивает в его подчиненном. Постараться урегулировать отношения заместителя с новым работникам, сказать получше присмотреться к нему еще некоторое время. Послать работника на курсы повышения специализации, если нужно. Если работник не очень ценен позвать его себе, указать на недостатки и не профессиональность, указанные в записке заместителя. Дать срок влиться в коллектив и исправить свои ошибки. Если не справится – уволить.
Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Причина конфликта в неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов. Ситуативно-управленческие конфликтная ситуация.
Практическое задание № 2 по теме «Формулы конфликта»
(на примере решения ситуационных задач)
Цель задания: развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.
Порядок выполнения задания
Для выполнения задания студентам необходимо самостоятельно изучить материал, представленный ниже. После усвоения этого материала каждому студенту предлагается индивидуально решить семь предложенных ниже задач с конкретными ситуациями. Для решения задач необходимо ответить на один и тот же вопрос: «По какой формуле (А, Б или В) возможно разрешение конфликта в каждой из ситуаций?» Заполните бланк.
Оценка данных
1. Соедините оценки по баллам (крестиками) на каждой строке и постройте график. Отклонение влево от середины (цифра 4) указывает на склонность к конфликтности, вправо — на склонность избегать конфликтные ситуации.
2. Подсчитайте общее количество баллов. Сумма в 70 баллов свидетельствует об очень высокой степени конфликтности, 60 баллов — о высокой, 50 баллов — о выраженной конфликтности. Сумма 11 — 15 баллов говорит о склонности избегать конфликтные ситуации.
3. Сравните собственную оценку (по графику и баллам) и оценку данную вам другими. Сделайте выводы
Опросник
А.
Ключ к тесту
№ п /п | соперни чество | Сотрудни чество | компро мисс | избегание | приспосо бление |
1 | А | Б | |||
2 | Б | А | |||
3 | А | Б | |||
4 | А | А | Б | ||
5 | Б | ||||
6 | Б | А | |||
7 | Б | Б | А | ||
8 | А | ||||
9 | Б | А | |||
10 | А | Б | |||
11 | А | Б | |||
12 | Б | А | |||
13 | Б | А | |||
14 | Б | А | |||
15 | Б | А | |||
16 | Б | А | |||
17 | А | Б | |||
18 | Б | А | |||
19 | А | Б | |||
20 | А | Б | |||
21 | Б | А | |||
22 | Б | А | |||
23 | А | Б | |||
24 | Б | А | |||
25 | А | Б | |||
26 | Б | А | |||
27 | А | Б | |||
28 | А | Б | |||
29 | А | Б | |||
30 | Б | А |
Обработка: подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбик набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Критерии оценки выполнения оценочного средства для текущего контроля успеваемости студентов
6.2 Перечень оценочных средств для проведения промежуточного контроля успеваемости студентов
В опросы к экзамену
1. История развития представлений о причинах и природе социальных конфликтов в трудах философов Древнего мира.
2. Предмет и объект конфликтологии.
3. Трактовка необходимости социальных конфликтов в точки зрения средневековых теологов.
4. Методы исследований в конфликтологии.
5. Причины социальных конфликтов в изложении философов Нового времени и социологов Новейшего времени.
6. Понятие, сущность конфликта.
7. Процессуально-динамический метод в конфликтологии. Его достоинства и недостатки.
8. Современные концепции конфликта в работах зарубежных и отечественных социологов и психологов.
9. Прогностический метод в конфликтологии. Особенности его использования.
10. Объективные элементы конфликта (объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта).
11. Субъективные элементы конфликта (тип темперамента и характер личности, установки и мотивы, манера поведения, этические ценности).
12. Деструктивные функции конфликта.
13. Конструктивные функции конфликта
14. Анализ различий между инцидентом и причиной конфликта.
15. Проблема классификации конфликтов. Классификация конфликтов по сферам жизнедеятельности людей и по направленности воздействия и распределения полномочий.
16. Классификация конфликтов на основании выделения сторон конфликта.
17. Влияние личностных особенностей на возникновение и разрешение конфликтных ситуаций.
18. Различные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Оценка положительных и отрицательных сторон каждой из них.
19. Пять основных тактик поведения в конфликтных ситуациях.
20. Понятие внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт в трудах психологов (З.Фрейд, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, А. Н.Леонтьев).
21. Внешние причины внутриличностных конфликтов.
22. Внутренние причины внутриличностных конфликтов, их последствия.
23. Концепция стресса Г. Селье.
24. Понятие «стресс» и «дистресс», их отличие друг от друга.
25. Физиологический смысл оборонительной реакции организма против неблагоприятных факторов.
26. Профилактические меры, предпринимаемые организацией для снижения влияния стрессогенных факторов.
27.Понятие межличностного конфликта. Его основные составляющие.
28. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта.
29. Динамика развития межличностного конфликта по Д. Дэна
30. Методы разрешения межличностных конфликтов.
31. Понятие «управление конфликтом».
32. Виды, способы управления и разрешения конфликтов в организации.
33. Понятие и специфика межгрупповых конфликтов.
34. Виды межгрупповых конфликтов.
35. Два механизма возникновения межгрупповых конфликтов – их достоинства и недостатки.
36. Процесс формирования социальной группы. Влияние, которое группа оказывает на образ мыслей и поведение человека.
37. Понятие «социальная потребность». Ее место в структуре потребностей человека и механизм формирования.
38. Характеристика социально-психологических методов профилактики конфликтов.
39. Современный менеджмент как средство профилактики конфликтов: правила эффективного администрирования.
40. Использование норм деловой этики в предотвращении конфликтных ситуаций.
41. Юмор как средство профилактики конфликтной ситуации.
42. Достоинства и недостатки четырех основных тактик улаживания конфликта
43. Повышение уровня зрелости коллектива как важный фактор снижения его конфликтности.
44. Общая теория конфликтного взаимодействия Б. К. Боулдинга
45. Позитивная роль отрицательных эмоций в борьбе организма с неблагоприятными факторами.
46. Периоды развития межличностного конфликта по А. В. Анцупову и
А.И. Шипилову
47. Организационно-личностные стрессогенные факторы выделенные В. Зигерт и Л. Ланг
48. Организационные факторы, способные вызвать стресс у работников.
49. Профилактика внутриличностных конфликтов.
50. Своевременная коррекция иррациональных убеждений как способ снизить негативное влияние нереализованной стрессовой реакции на организм человека.
51. Механизмы психологической защиты личности от внутриличностного конфликта.
52. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
53. Понятие организационной культуры на макроуровне и микроуровне.
54. Поверхностный, внутренний и глубинный уровни организационной культуры по Э. Шейн.
55. Методы внедрения и поддержания организационной культуры.
56. Десять содержательных характеристик организационной культуры по
Ф. Харрис и Р. Моран.
57. Ролевое моделирование как способ демонстрации менеджером неконфликтных форм поведения сотрудникам.
58. Организационная культура как средство предупреждения конфликтов в организации.
59. Понятие и история возникновения корпоративной культуры как способа профилактики межличностных конфликтов.
60. Сравнительная характеристика структурно-функционального и процессуально-динамического методов в конфликтологии.
Примеры тестовых заданий
Итоговый тест 1
1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:
а) в конце Х1Х века;
б) в начале ХХ века;
в) в зо-е годы ХХ века;
г) в конце 50-х годов Х1Х века;
д) в 70-е годы ХХ века.
2. Становление конфликтологической практики происходит:
а) в конце Х1Х века;
б) в 70- е годы ХХ века;
в) в начале 50-х годов ХХ века;
г) в 30-е годы ХХ века;
д) в 80-е годы ХХ века.
3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;
б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;
д) Р. Фишера, У. Юрии, К. Томоса.
4. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали:
а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;
б) К. Томас и Р. Киллмен;
в) М. Шериф и Д. Рапопорт;
г) В. Линкольн и Л. Томпсон;
д) Р. Фишер и У. Юрии.
5. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:
а) в США (70-80-х годах);
б) в США (60-х годах);
в) в Германии (70-х годах);
г) В Австралии (80-х годах);
д) в России (конец 80-х годов).
6. Предметом конфликтологии являются:
а) конфликты;
б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;
в) любые столкновения;
г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликтов;
д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.
7. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:
а) социологический метод;
б) метод тестирования;
в) метод картографии;
г) метод наблюдения;
д) метод эксперимента.
8. Семейный конфликт – это:
а) конфликт между супругами;
б) конфликт между родителями и детьми;
в) конфликт родственников;
г) конфликт между различными семьями;
д) конфликт между любыми членами семьи.
9. К причинам семейных конфликтов относятся:
а) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
б) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;
в) изменение положения женщины в обществе, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
г) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;
д) ухудшение материального положения в семье; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; социально-экономическая ситуация в обществе.
10. К факторам микросреды, обусловливающих семейные конфликты в обществе относятся:
а) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
б) ухудшение материального положения в семье; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;
в) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе;
г)ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; девальвация моральных ценностей;
д) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе.
11. К факторам макросреды, обусловливающим семейные конфликты, относятся:
а) ухудшение материального положения в семье; чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства супругов или других членов семьи; длительное отсутствие жилья;
б) рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики и социальной сферы; деформация норм сексуальных отношений; изменение положения женщин в обществе.
в) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
г) изменение положения женщины в обществе, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; сексуальная дисгармония партнеров в браке;
д) ограничение свободы активности, действия; отклоняющееся поведение одного из членов семьи; авторитарный, жесткий тип семейных отношений; изменение положения женщины в обществе.
12. Для каких конфликтов характерны следующие причины: неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата:
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между неформальным лидером и коллективом?
13. Для каких конфликтов характерны следующие причины: взаимная зависимость по выполненным задачам; распределение ресурсов; неудовлетворенные коммуникации; структурная перестройка:
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между руководством и коллективом?
14. Для каких конфликтов характерны следующие причины: противоположность интересов; целей; амбиции лидеров; неудовлетворенные коммуникации:
а) конфликт между микрогруппами в коллективе;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между руководством организации и персоналом;
г) конфликт между подразделениями внутри организации;
д) конфликт между руководством и коллективом?
15. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров:
а) конфликт между руководством и коллективом;
б) конфликт между лидером и микрогруппой;
в) конфликт между администрацией и персоналом;
г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;
д) конфликт между подразделениями внутри организации?
16. Инновационные конфликты в организации – это:
а) конфликты между структурными подразделениями;
б) конфликты, связанные с изменением организационной структуры;
в) конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;
г) конфликты, в основе которых лежат причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации;
д) конфликты, возникающие на основе нарушения принципов справедливости или целесообразности в распределении ограниченных ресурсов
17. Социальные конфликты – это:
а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;
б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;
д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.
18. Отметьте, верно или неверно утверждение
а) конфликтная ситуация неизбежно приводит к конфликту
б) посредник выносит решение, которое не могут принять стороны
самостоятельно
в) внутриличностный конфликт изучался бихевиористами в контек-
сте теории социального научения
г) в структуру конфликта входят этапы развития конфликта
д) с труктура конфликта является универсальной для конфликтов всех
сфер жизни
ж) к видам конфликтных действий относятся действия, направленные
на оправдание ситуации в глазах других
з) ротация – это процедура, когда стороны открыто заявляют о своих
намерениях
19. Философы древнего мира пытались определить:
а) критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия;
б) условия возникновения социальных конфликтов;
в) конфликт как многоуровневое социальное явление.
20. Наиболее последовательной в оценке насилия и войны является:
а) христианская религия;
б) ислам;
в) буддизм и индуизм.
21. 14. Объектом конфликтологии являются:
а) конфликты в целом;
б) субъекты конфликтного взаимодействия;
в) причины конфликта.
5.Объективные причины конфликтов связаны с
а) индивидуальными психологическими особенностями оппонентов;
б) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
в) феноменами «групповой динамики».
16. Субъективные причины конфликтов связаны с
а) индивидуальными психологическими особенностями оппонентов;
б) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
в) феноменами «групповой динамики».
17. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с
а) индивидуальными психологическими особенностями оппонентов;
б) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
в) созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.
18. Социально-психологические причины конфликтов связаны с
а) обстоятельствами социального взаимодействия людей;
б) созданием и функционированием организаций, коллективов, групп;
в) включением людей в социальные группы.
19. Формула конфликта включает в себя следующие компоненты:
а) инцидент, конфликтная ситуация;
б) конфликтная ситуация, участники конфликта;
в) участники конфликта, повод.
20. Конфликтная ситуация – это:
а) накопившиеся противоречия;
б) трудная жизненная ситуация;
в) стечение обстоятельств.
21. Причина конфликта — это:
а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его.
22. Предмет конфликта – это:
а) ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента;
б) объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта;
в) инцидент.
23. Объект конфликта – это:
а) ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента;
б) объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта;
в) личностные особенности оппонентов.
24. Сферой противодействия субъектов конфликта является:
а) общение, поведение, деятельность;
б) общение, деятельность;
в) деятельность, поведение.
25. Содержание управления конфликтами включает:
а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
в) прогнозирование, регулирование, разрешение.
26. Предпосылками разрешения конфликта являются
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
Критерии оценки успеваемости студентов на экзамене
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.
2. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Конфликтология. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Кошелев А. Н., Иванникова Н. Н. Конфликты в организации. М.: Альфа-Пресс, 2007.
4. Кибанов А. Я., Коновалова В. Г, Белова О. Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами: учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Проспект, 2012.
5. Управление персоналом: Энциклопедия / под ред. А. Я. Кибанова. М: ИНФРА-М, 2010.
б) Дополнительная литература
1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Адизес И. Как преодолеть кризис менеджмента. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006.
3. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2007.
4. Богданова Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2004.
5. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2007.
6. Ведение переговоров и разрешение конфликтов. М.: Альпина, 2006.
7. Вершинин М. С. Конфликтология. Конспект лекций. М.: Издательство Михайлова В. А., 2003.
8. Гагин Т. Руководитель-эксперт. Руководство по эксплуатации человека человеком. М.: Добрая книга, 2008.
9. Галустова О. В. Конфликтология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2007.
10. Грей К. Организации: теории, конфликты и менеджеры. М.: Гуманитарный центр, 2008.
11. Джонс П. Управляйте людьми эффективно. М.: Дело и сервис, 2008.
12. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2004.
13. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
14. Зазыкин В. Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М.: МКО, 1998.
15. Иванова Е. Н. Иду на конфликт. Разнимательная» конфликтология. СПб.: Издательство ДНК, 2003.
16. Кибанов А. Я., Ворожейкин И .Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Кильмашкина Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты. М.: Юнити-Дана, 2004.
18. Клок К., Голдсмит Дж. Конфликты на работе: искусство преодоления разногласий. М.: Претекст, 2007.
19. Козлов В. В. Управление конфликтом. М.: Экзамен, 2004.
20. Козырев Г. И. Основы конфликтологии. М: Форум, 2007.
21. Левин Ст. Разрешение конфликтов: от конфликта к сотрудничеству. М.: Олимп-Бизнес, 2008.
22. Леонов Н .И. Конфликтология. М.: МОДЭК, 2006.
23. Ломан Ф. Разрешение конфликтов с помощью НЛП. М.: Издательство Вернера Регена, 2007.
24. Лукин Ю .Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. М.: Академический проект, 2007.
25. Д. Стресс-менеджер: Пер. с англ. М.: Рефл-бук: ACT, 2001.
26. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
27. Нуайе Д. Управление конфликтными ситуациями: от противостояния к сотрудничеству. М.: Претекст, 2007.
28. Паттерсон К., Гренни Дж., Мак-Миллан Р., Свитцлер Э. Управление конфликтом. М.: Вильяме, 2007.
27. Пичугин В. Г. Эмоциональная устойчивость. Техника развития. М.: Вершина, 2009.
28. Прикладная Конфликтология. Антология. М.: Харвест, ACT, 2003.
29. Ратников В. П. Конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
30.Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления Харьков: Институт прикладной психологии, 2005.
31. Рубин Дж., Пруйт Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2001.
32. Сандоминский М. Е. Зашита от стресса. Телесные технологии. СПб.: Питер, 2008.
33. Светлов В. А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. СПб.: Питер, 2003.
34. Сивилд Д. Стресс-менеджмент. М.: HIPPO, 2006.
35. Словцова И. В. Этим надо воспользоваться! Гендерные различия в стилях управления. М.: Вершина, 2007.
36. Степанов Е. И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. СПб.: Издательство ЛКИ, 2008.
37. Уизерс Б. Управление конфликтом. СПб.: Питер, 2004.
38. Фелау Э. Г. Конфликты на работе. Как их распознавать, разрешать, предотвращать. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2008.
39. Фрейджер Р., Дейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001.
40. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003.
41. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. М.: Академия, 2006.
42. Цой Л. Н. Организационный конфликт менеджмент: 111 вопросов 111 ответов. М.: Книжный мир, 2007.
43. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. М.: Издательство Вернера Регена, 2007.
44. Шейнов В. П. Искусство управлять людьми. М.: Харвест, 2007.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Мультимедийное учебное пособие «Конфликтология». М.: Кордис-Медиа, 2007 (содержит учебные тесты, рисунки, иллюстрации, мастер кроссвордов, полнотекстовые ссылки на сопутствующие ресурсы Интернета, кейсы и задачи по курсу, глоссарий, мастер формирования тестов и тестовую систему).
2. Электронная версия учебно-методического комплекса по дисциплине.
3. Презентации к лекциям в формате Powerpoint.
4. Рекомендуемые Интернет-ресурсы: www.executive.ru, www.dist-cons.ru, www.cipd.co.uk, www.hr-land.com, ww.treningoff.ru, www.hr-portal.ru.
5. http://search.epnet.com EBSCO Универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний.
6. www.emeraldinsight.com/ft «Emerald Management Extra 111» (ЕМХ111) база данных по экономическим наукам, включает 111 полнотекстовых журналов издательства Emerald по менеджменту и смежным дисциплинам.
7. http://proquest.umi.com/login — ProQuest: ABI /Inform Global — полно текстовая база данных по бизнесу, менеджменту и экономике.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Конфликтология» включает в себя: TV, видеоплейер, DVD, видеокамера, мультимедийные средства, персональный компьютер.
9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ
Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины 38.03.03 «Конфликтология» может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных особенностей и по личному заявлению обучающегося.
Автор: Веселова Н.А.
Программа одобрена на заседании кафедры «Управление персоналом»
Протокол № _________от ___________________________________
Программа согласована с выпускающей кафедрой____________________________________
Заведующий кафедрой_______ ________________________ _____________________
Прогамма одобрена методической комиссией_________________ фкультета
Председатель методической комиссии факультета__________ __________ ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ 38.03.03
Направление (специальность) подготовки 38.03.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Профиль (специализация) подготовки: УП
Квалификация (степень) выпускника_________бакалавр__________________
(бакалавр, магистр)
Форма обучения _______________________________________________
(очная, заочная)
Факультет (ы): Институт мировой экономики
Выпускающая (ие) кафедра (ы) ________ УП
Кафедра-разработчик программы _______Управление персоналом_________
Трудоемкость дисциплины
Семестр | Трудоёмкость дисциплины | Контрольные, расчетно-графич. работы, рефераты и т.п. | Курсовые работы, проекты | Форма отчетности (экз / зачет) | ||||
зач. ед. | Часы | |||||||
общая | Лекции | практ., лабор. | самост. работа | |||||
6 | 3 | 108 | 26 | 25 | 57 | Курсовая работа | Экзамен |
Заочная форма обучения
5 | 3 | 8 | - | 100 | Курсовая работа |
Екатеринбург 2017
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебная рабочая программа «Конфликтология» содержит разделы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Управление персоналом» 38.03.03.
Она включает в себя учебно-методический план, развернутую программу курса, вопросы к экзамену, тематику курсовых работ, список рекомендуемой литературы, глоссарий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины:
1. знакомство с историей конфликтологии, а также современными технологиями прогнозирования, предупреждения и преодоления конфликтов;
2. развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций в деловых отношениях.
Задачи освоения дисциплины:
1. Сформировать систему знаний об основных закономерностях возникновения конфликтов, их динамике, классификации и типологии;
2. Выработать умения и навыки анализа конфликтов, способы предупреждения и разрешения конфликтов, выработать навыки посредника при разрешении конфликтов в обществе и организации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина «Конфликтология» относится к модулю части основной образовательной программы по направлению подготовки «Управление персоналом»
Содержательно и методически связана с такими дисциплинами, как «Философия», «Социология», «Психология», «Основы теории управления», «Организационное поведение», «Экономика и социология труда», «Этика деловых отношений».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые такими дисциплинами, как: «Психология», «Социология», «Управление персоналом организации», «Политология», «Трудовое право».
Дисциплина «Конфликтология» является базовой для таких дисциплин, как: «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Организационное поведение», «Управление персоналом организации».
Она дает возможность расширения и углубления базовых знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения в магистратуре.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Индекс по ФГОС ВО | Содержание компетенции |
ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия |
ОПК-1 | Знание основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации |
ПК-24 | способность применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации |
ПК-в1 | Знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владение навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике |
ПКв4 | Знание основ научной организации и нормирования труда, владением навыкам проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизация норм обслуживания и численности, способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике |
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) знать:
- природу и причины возникновения социальных конфликтов;
- пути их преодоления; закономерности конфликтного и неконфликтного поведения;
- возможности управления конфликтной ситуацией и оказания позитивного влияния на окружающих.
2) уметь:
- распознавать модели поведения, закономерно приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства;
- прогнозировать развитие конфликтной ситуации;
- предупреждать появление нежелательных конфликтов;
выбирать наиболее эффективную тактику поведения в нестандартной ситуации;
3) владеть:
- методами диагностики конфликтов;
- методами и технологиями конструктивной коммуникации в конфликте, в том числе навыками управления эмоциональными переживаниями, поведения в стрессовой ситуации, позитивного влияния на партнеров;
- техниками успешного ведения переговоров и защиты своих интересов; методами управления конфликтами и стрессами;
навыками эффективного участия в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план для очной формы изучения дисциплины
№ п/п |
|
Раздел дисциплины | Виды учебной работы, часы | |||||
лекции | Практ. работы | Контрольные, расчетно-графические работы, рефераты и т.д. | Курсовые работы, пректы | СРС | Формы текущего контроля (по неделям семестра) | |||
1. | Теоретические основы управления конфликтами | 8 | 8 | - | 19 | Тест | ||
2. | Конфликты в организациях | 8 | 8 | - | 2 | 19 | Тест | |
3. | Основные технологии управления конфликтами | 10 | 9 | - | 18 | Тест |
Тематический план для заочной формы изучения дисциплины
№ п/п |
|
Раздел дисциплины | Виды учебной работы, часы | |||||
лекции | Практ. работы | Контрольные, расчетно-графические работы, рефераты и т.д. | Курсовые работы, пректы | СРС | Формы текущего контроля (по неделям семестра) | |||
1. | Теоретические основы управления конфликтами | 10 | - | 19 | ||||
2. | Конфликты в организациях | 4 | - | 2 | 10 | |||
3. | Основные технологии управления конфликтами | 10 | - | 23 |
Содержание учебной дисциплины
1. Объект, предмет, задачи и содержание дисциплины «Конфликтология»
Объект, предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Конфликтология». Логическая структура дисциплины. Междисциплинарные связи.
Становление конфликтологии как области научного знания вместе с формированием социологии, права, этики, психологии и других социальных и гуманитарных наук. Утверждение взглядов на социальную природу конфликтов, их неизбежность и роль в общественном развитии.
Структура современной конфликтологии как научной дисциплины: общая теория конфликтов, частные отрасли конфликтологии и прикладная конфликтология.
Общественная необходимость в конфликтологическом знании и мирных стратегиях в разрешении конфликтов. Сущность и составляющие конфлитологической компетентности.
2. Основы теории конфликта
Определение конфликта как широко распространенного нормального проявления социальных связей и отношений между людьми. Место и роль конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Возможности прогнозирования конфликтного поведения и урегулирования конфликта.
Неоднозначность функций конфликта, его позитивные и негативные последствия. Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам и видам. Основные типы конфликтных проявлений в экономической, национально-этнической и общественно-политической сферах.
Основные функциональные направления деятельности по предупреждению конфликтов в деловых отношениях: интеграция персонала, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности, информация о совместной деятельности и общем настрое, влияние на творческую инициативу, развитие деловых отношений, профилактика разрушительных противоборств.
Методы сбора эмпирических данных в конфликтологии: наблюдение, изучение документов, опрос. Методы анализа эмпирических данных: статистический анализ, исторический анализ, социометрический анализ. Конфликтологическое тестирование. Эксперимент в конфликтологии. Методики практической психологии и психотерапии в конфликтологии. Конфликтологический мониторинг.
3. Структура и динамика конфликта
Универсальная понятийная система описания конфликта. Структурная и процессуальная модели конфликта.
Основные элементы конфликтного столкновения: объективные и личностные. Различие между объектом и предметом конфликта. Характеристика объекта конфликта. Характеристика участников конфликта. Психологические доминанты поведения субъектов конфликта: мотивы, цели, интересы, ориентации, потребности. Образ конфликтной ситуации, формы и причины искаженного восприятия конфликта. Макро- и микросреда конфликта. Картографический метод выявления структуры конфликта.
Динамика конфликта. Стадии и этапы развития конфликта: предконфликтная стадия: осознание противоречий, идентификация оппонентов; проблема ложной идентификации. Собственно конфликтное взаимодействие: инцидент, эскалация противоборства, завершение конфликта. Различие в содержание понятий «завершение», «разрешение», «урегулирование» конфликта. Постконфликтная стадия: частичное и полное примирение сторон.
4. Поведение личности в конфликте
Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов.
Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Научное обоснование внутриличностного конфликта в работах зарубежных и отечественных психологов. Типология внутриличностных конфликтов. Причины и последствия внутриличностных конфликтов. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.
Межличностные конфликты и межличностные отношения. Психологические признаки межличностных конфликтов. Причины межличностных столкновений — объективно и субъективно несовместимые или противоположные интересы, потребности, ценности, установки, ориентации, мнения, способы поведения. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности.
Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристики. Определение уровня конфликтности личности и ее стрессоустойчивости. Измерение уровня конфликтности личности. Теория акцентуации характера. Типология конфликтных личностей.
Основные положения ролевой теории. Сущность трансактного анализа. Понятие трансакций и их типы. Алгоритм трансактного анализа.
Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте.
5. Источники конфликтов и стрессов в организациях
Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов в организациях. Организационные, социально-экономические, административно-управленческие, социально-психологические и социально-культурные источники конфликтов. Непосредственные причины возникновения организационных, социально-трудовых и эмоциональных конфликтов. Влияние условий труда на возникновение конфликтов. Причины и особенности инновационных конфликтов.
Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессов. Факторы стрессовых состояний. Стрессы как причина возникновения конфликтных ситуаций, обострения конфликтов, создания дополнительных преград на пути их урегулирования. Психологический террор как причина конфликтов в организации.
Предпосылки и типы конфликтов в сфере управления. Руководитель в качестве субъекта конфликта, противостоящего своим подчиненным или партнерам по деловым отношениям из других подразделений (организаций). Нарушение служебной этики, несправедливая оценка деятельности, отступление от норм трудового законодательства и другие причины непосредственного вовлечения руководителя в конфликт. Конфликты стиля управления.
Факторы социальной напряженности и конфликтных противоречий в организациях на современном этапе социально-экономического развития России.
Предупреждение конфликтов в организациях
Система распорядительных (структурных) методов предупреждения конфликтов и стрессов в организации. Разъяснение и четкое выполнение требований к сотрудникам. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений, рабочих групп и отдельных сотрудников. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей. Соблюдение принципа социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников, применении административных санкций и дисциплинарных взысканий.
Социально-психологические правила предупреждения и улаживания конфликтов посредством повышение уровня культуры межличностного общения и использования примирительных процедур.
Поддержание сотрудничества в организациях. Методы поддержания и развития сотрудничества: согласие, практическая эмпатия, сохранение репутации партнера, взаимное дополнение, исключение социальной дискриминации, разделение заслуг, «психологическое» поглаживание.
Институционализация отношений в организации как форма предупреждения конфликтов. Юмор как психологическая форма предупреждения конфликтов.
Требования к качествам руководителя в конфликтных условиях. Умение осуществлять диагностику конфликтных ситуаций, прогнозировать развитие конфликтов, принимать и реализовывать управленческие решения по урегулированию конфликтных столкновений, направлению их в позитивное русло.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 397.