Террористических актов и иных преступлений террористической направленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенности организации раскрытия и расследования террористических акций состоят:

1) во-первых, в специфическом составе лиц, которые выезжают на место происшествия. Наряду с членами постоянно действующих СОГ может возникнуть потребность в привлечении к расследованию соответствующих специалистов других ведомств (минеров, судебно-медицинских экспертов, врачей, специалистов пожарного дела или другого вида деятельности – по характеру происшествия). Следует ориентироваться на возможность вызова на место происшествия и ОМОНа, СОБРа (особенно, когда речь идет о захвате или разрушении объектов повышенной опасности – литерных и специальных поездов, аэродромов, электростанций и т.п.).

Кроме того, при получении информации о преступлении террористического характера требуется немедленно задействовать и организовать деятельность очень большого количества сотрудников различных правоохранительных органов. Например, по ряду уголовных дел в первые сутки расследования работали более 50 следователей, оперативных работников и специалистов, которые выполняли более 100 следственных действий, в осуществлении оперативных и розыскных мероприятий задействовались одновременно более трех 3 тыс. сотрудников ФСБ России, МВД России и военнослужащих, до 20 вертолетов и т.д.

2) во-вторых, на месте происшествия необходимо использовать специальные технические средства. Кроме следственного чемодана, могут потребоваться:

‑ авиаскоп, эндоскоп (типа ЭТ) – для осмотра труднодоступных полостей;

‑ газоанализаторы – для установления определенных газов, паров взрывоопасных жидкостей и определения их концентрации. Такие приборы (типа УГ-2, Шмель-ДС) могут использоваться и для забора проб газовоздушной смеси в очаге пожара или взрыва здания, поезда, самолета и т.д.; стетоскоп, фонендоскоп – для прослушивания хода механических часов; металлоискатели («Эбингер», «Шпур», «Осциллов», «Сомет», «Поиск-5», «Медуза» или армейский миноискатель типа МП для поиска пуль, гильз, оружия, ВУ, их осколков и других деталей; магниты – для извлечения осколков черных металлов из воронок; средства для экспресс-анализа ВВ (с помощью тонкослойной хромато-графии); взрывозащитное одеяло из специальной ткани или другие устройства, локализующие взрыв; специальный трал — для извлечения трупов, одежды и других предметов из водоемов, болот и т.п.; сито — для просеивания разрыхленной взрывом почвы, грунта со дна воронок или продуктов горения в очаге пожара в целях обнаружения деталей взрывного или зажигательного устройства (особенно из немагнитных материалов — цветных металлов, пластмасс, дерева и т.п.), личных предметов преступника и т.п.;досмотровый комплект зеркал;гидроразрушитель (водяная пушка) – для разрушения мощной струёй воды корпуса, упаковки и конструктивных деталей ВУ; взрывозащитные контейнеры для хранения и перевозки обнаруженных предметов с признаками ВУ типа ЭТЦ-1 и ЭТЦ-2; специальные роботы — для обследования, обезвреживания или эвакуации ВУ. Робот с помощью специальных захватов и видеокамер обследует предмет, может его вращать в любой плоскости, подвести гидроразрушитель, загрузить ВУ в контейнер; жирорастворимые красители — для выявления следов горючих жидкостей; бинокль, фото- и видеокамера со сменной оптикой или трансфокатором – для осмотра и фиксации общего вида места происшествия и его деталей (например, ВУ под днищем автомобиля). Наряду с этим могут понадобиться и другие устройства и приборы.

3) в-третьих, производство следственных и розыскных действий (прежде всего осмотр места происшествия) проводится в условиях спасательных и восстановительных работ, которые начинаются чаще всего еще до прибытия СОГ. Типичные варианты такого рода условий проявились в случаях взрыва жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске; при взрыве на рынках во Владикавказе, в московском метрополитене и др.

4) в четвертых, для расследования наиболее серьезных террористических акций необходимо создать (как уже раннее было сказано) специальные межведомственные СОГ и штабы.

Создание СОГ по направлениям: обработка следственных материалов; выявление и допрос свидетелей; работа с потерпевшими; работа со свидетелями из числа спасателей и т.д.

Каждый руководитель СОГ должен регулярно информировать начальника штаба, а от него получает сведения, необходимые для решения собственных задач. Важнейшее значение субъектами расследования должно быть уделено сохранению следов и предметов, имеющих отношение к расследуемому событию, в ходе спасательных и восстановительных работ.

Для расследования дела по факту взрыва в Москве троллейбуса 48-го маршрута 12 июля 1996 г. следственная группа была образована в следующем составе:

‑ руководитель (начальник отдела Следственного управления ФСБ России);

‑ три следователя и старший следователь-криминалист того же Управления;

‑ пять следователей, прикомандированных из областных управлений ФСБ России;

‑ следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ;

‑ следователь военной прокуратуры;

‑ следователь УВД Юго-Западного округа;

‑ старший следователь Симоновского ОВД г. Москвы.

Постановление об этом вынес заместитель Генерального прокурора РФ.

Для расследования взрывов жилых домов на ул. Гурьянова и на Каширском ш. в сентябре 1999 г. была создана приказом ФСБ России, Генеральной прокуратуры РФ и МВД России совместная оперативно-следственная бригада, процессуально оформленная постановлением начальника Следственного управления ФСБ России. В ее составе реально работали следователи ФСБ России, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры г. Москвы и ее округов, на территории которых были взорваны дома, следователи ГУВД г. Москвы и УВД округов, следователи милиции по охране метрополитена.

Руководство бригадой было сосредоточено в руках одного человека — принявшего уголовное дело к производству. В расследовании определялись основные направления работы, на каждое из которых выделялась отдельная рабочая группа. Из ее числа назначался ответственный сотрудник, осуществлявший распределение обязанностей каждого из ее членов. Руководители групп регулярно отчитывались перед следователем, в производстве которого находилось дело.

В наиболее сложных случаях, когда в результате крупномасштабных актов терроризма имеются человеческие жертвы, значительные разрушения и т.п., целесообразно создавать оперативный штаб во главе с руководителем органа ФСБ России, привлекать сотрудников МВД России, прокуратуры, научно-технических учреждений, криминалистической службы ФСБ России, ЭКЦ МВД России и т.п.

Чтобы обеспечить постоянную готовность сотрудников правоохранительных органов к своевременному и квалифицированному реагированию на факты чрезвычайных происшествий с признаками терроризма, в каждом следственном подразделении должны быть определены следователи, специализирующиеся на расследовании данных преступлений.

В особо сложных случаях, когда преступления приобретают большие масштабы и влекут тяжкие последствия, Закон о борьбе с терроризмом предусматривает контртеррористическую операцию – специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения такой операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории и акватории, в пределах которых проводится операция.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в субъектах Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависит от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на их территориях.

В международной кооперации правоохранительных органов в борьбе с терроризмом важная роль принадлежит Интерполу. В его составе в 1986 г. создана специальная антитеррористическая группа, действующая довольно успешно. В связи с событиями 11 сентября 2001 г. в США увеличилось число стран, которые начали обмен информацией о совершенных на их территориях террористических актах. Представительным органом Интерпола в России является его Национальное центральное бюро. Каналы Интерпола позволяют оперативно связываться с правоохранительными органами других государств и направлять запросы, касающиеся данных о совершенных преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, а также обращаться с просьбами об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности.

Таким образом, организовать раскрытие и расследование преступления террористического характера в полном объеме означает:

‑ заблаговременно разработать типовой план мероприятий на случай опасных чрезвычайных происшествий с признаками терроризма;

‑ иметь каждой дежурной службе органа безопасности и следователям схему, содержащую четкую последовательность организационных мер по подготовке и производству осмотра места чрезвычайного происшествия;

‑ задействовать всю структуру силовых и правоохранительных органов России;

‑ своевременно подключать к расследованию рабочие группы и обеспечить соответствующую их техническую оснащенность;

‑ обеспечить централизованную обработку криминалистически значимой информации, поступающей в процессе расследования;

‑ спланировать и наладить взаимодействие между субъектами раскрытия преступления (различных подразделений органов прокуратуры, ФСБ России и МВД России) между собой и другими правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами, а также Интерполом, и систематический обмен информацией между ними;

‑ организовать регулярные совещания субъектов раскрытия преступления с обсуждением результатов и очередных задач расследования;

‑ предпринять меры, исключающие разглашение данных предварительного расследования и методов оперативно-розыскной деятельности;

‑ по групповым делам подозреваемых и обвиняемых распределять персонально между следователями, которые будут их допрашивать, а другим следователям поручить работу по допросу свидетелей, осмотру изъятых предметов и документов, назначение экспертиз и т.д.

В каждом конкретном случае организация раскрытия преступления зависит от следующих факторов:

‑ специфики объекта преступного посягательства (люди, объекты жизнеобеспечения, промышленности, транспорта, связи; объекты Минобороны России, ФСБ России, МВД России и т.п.);

‑ характера последствий преступления (численность жертв, размер материального ущерба, политический урон и моральный ущерб);

‑ наличия или отсутствия опасности радиационного, химического или бактериологического заражения;

‑ оперативной обстановки и криминальной ситуации в районе чрезвычайного происшествия.

Анализ практики показывает: чем сложнее оперативная обстановка и благоприятнее для преступников криминальная ситуация, чем серьезнее объект воздействия, чем больше погибло людей и крупнее материальный или другой ущерб, тем больше подразделений правоохранительных органов и спецслужб и их сотрудников, а также технических средств, будет задействовано в раскрытии и расследовании и тем большей организованности оно требует.

Таким образом, организация расследования преступлений террористического характера имеет ряд особенностей, существенных черт, приобретает специфическую окраску, и знание этих особенностей позволит следователям, оперативным работниками, специалистам и их руководителям более эффективно вести борьбу со столь опасными преступлениями, как терроризм.

Расследование же преступлений крупных террористических формирований обычно проводится группой следователей и оперативных работников, специализированных подразделений, действующих вместе до конца расследования в составе единой следственно-оперативной группы.

В настоящее время поводами к возбуждению уголовных дел о преступлениях террористических преступных групп являются:

1) результаты оперативной проверки; 2) заявления и сообщения о преступлениях террористических сообществ, которым не предшествовала оперативно-розыскная проверка.

При наличии второго повода необходима проверка заявлений и сообщений терроризме. Первейшая задача такой проверки – как можно быстрее, выявить признаки деятельности террористической группы. При этом особое внимание необходимо обратить на конкретные признаки проявления указанных черт:

продуманность; особая дерзость деяния; сложный способ совершения подобной акции; участие нескольких исполнителей с четким распределением ролевых функций; тщательно продуманный (неслучайный) выбор объектов преступного посягательства (банковские, коммерческие и иные структуры, обладающие большими ценностями; длительное, тщательное и скрытое наблюдение за объектом преступного посягательства; высокая техническая оснащенность и вооруженность ее исполнителей (использование подслушивающих устройств, передатчиков, автомашин иностранных марок, полицейской формы и соответствующих документов, современного огнестрельного оружия, электрошоковых дубинок и пр.); характер направленности преступной акции, связанной с получением крупных денежных сумм или дорогостоящих материальных ценностей.

Обобщение опыта расследования преступлений террористической направленности позволило выработать ряд общих методических требований:

1. Необходимо как можно быстрее выявить базовую (стержневую) преступную направленность террористического формирования, деятельность которого вскрыта и расследуется (если это не сделано в ходе оперативно-розыскной проверки). Установление базовой направленности террористического формирования в самом начале расследования имеет важное значение, ибо помогает точнее определить сферу, регион и степень общественной опасности преступной деятельности данной организации, ее примерную численность и структуру.

2. Методика расследования преступлений террористического формирования должна быть наступательной, т. е. необходимо выработать такую систему следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которая бы обеспечивала психологическое и тактическое превосходство правоохранитель органов, упреждала возможные меры противодействия расследованию.

Для этого важно быстрее выяснить численность, структуру формирования, роли, которые исполняют преступники, их типологические черты, лидеров (с учетом базовой преступной направленности), предполагаемые политические и коррумпированные связи и т.д.

3. Используемая следователем методика должна быть привязана к типовым следственным ситуациям, характерным для расследования преступлений, совершаемых террористическими формированиями.

4. При планировании расследования террористических преступлений и предупреждения новых, следует учитывать наряду с относительной стабильностью зоны (территории, сферы деятельности и т.д.) и временные факторы активности террористических групп, территориальную разбросанность и временную цикличность активности отдельных преступных формирований.

5. Расследование и оперативно-розыскная работа не могут быть успешными без взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами (в рамках следственно-оперативных групп или вне их).

6. Существенное значение в обеспечении эффективного расследования имеет четко налаженное управление процессом расследования и умелый выбор тактики проведения отдельных следственных действий следователем.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.