Пространство и время в обыденном представлении считаются чем – то самоочевидным.
Пространство- свойство объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с ними.
Время – понятие, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм, темп. Оно однонаправлено, характеризуется необратимостью процессов. Философский материализм рассматривает пространство и времякак основные формы существования материи.
Признавая объективность материи, диалектический материализм признает объективную реальность пространства и времени. Пространственно – временные отношения обусловлены материей, зависят от нее и определяются ею. Пространству и времени присуще такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность.
Пространство-время нашего мира имеет четыре измерения: трехмерное пространство, одномерное время. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время – длительность их существования. Наконец, пространство обладает свойством симметрии, время не обладает им, оно необратимо.
Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. Бесконечность понимается в количественном и качественном отношении.
Количественная бесконечность пространства – это не имеющая ни начала ни конца, нигде не прекращающаяся связь примыкающих друг к другу материальных объектов и систем.
Качественная бесконечность – это бесконечное многообразие качественно различных уровней структурной организации материи.
Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в прошлом и в будущем, что время – всеобщая форма существования бесконечной материи.
Конечность пространства находит выражение в прерывности движения, в дискретности материи. Конечность же времени в том, что оно складывается их бесконечного множества длительностей существования отдельных материальных процессов, проходящих качественные изменения.
Литература:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр. 202-327
Тема 10. Философское учение о развитии
Вопросы:
1. Концепция развития – диалектика – метафизика
2. Метафизика и диалектика
3. Понятие закона. Понятие категории
Концепция развития – диалектика – метафизика
Развитие - это одна из характеристик бытия, необратимые качественные изменения. Развитие изучает диалектика и на ее основании оно определяется как учение о развитии, где подчеркивается, что развивается само бытие и все процессы в нем.
Развитие как атрибут бытия имеет следующие черты: всеобщность, необратимость, направленность изменений.Понятие развития позволяет проследить причину возникновения явлений, его генетическую связь с другими явлениями. Это помогает делать прогнозы развития общества, деятельности человека, направления развития мира и т.д.
Направленность развития связано с пониманием понятий прогрессаи регресса. Смысл понятия прогресса заключается в развитии от низшего к высшему и включает в себя особую ценностно-мировоззренческую позицию, позволяющую человеку осмыслить процессы, происходящие в обществе и в мире в соответствии с той социо - культурной ситуацией, в которой он оказался.
Метафизика и диалектика
«Метафизика»имеет два значения:
1. Тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия;
2. Метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.
Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII – XVIII века. Метафизика создаёт статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолировано.Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII–XVIII вв., ввел в науку приёмы анализа, систематизации предметов и явлений.
Крупнейшим достижением является открытие законов механического движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учёта изменений их внутренних свойств.
«Диалектика» (от греч. – искусство вести беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Еще в античном мире под диалектикой понимали умение вести спор или беседу путем вскрытия противоречий в мышлении и доводах противника. Уже тогда диалектика выступала как особый метод логического мышления, лишенной односторонности формальной логики.
Еще в древности зародилась мысль о том, что возможно построение некоторой теоретической системы, представляющей собой определенную совокупность логических приемов, правил, норм, способов интерпретации с помощью которых, ученый может существенно ускорить процесс познания. Таким эффективным инструментом теоретического мышления стала диалектика.
В философии Гегеля диалектика принимает вид стройной теоретической системы с идеалистическим характером.
Основой в его концепции является идея саморазвития понятий, совершающегося путем взаимодействия и взаимопроникновения противоположных понятий друг в друга, перехода количества в качество и обратно, отрицания старого содержания новым и т.д. Гегель теоретически и научно обосновал идею развития.
Попытка преодолеть идеалистическую ограниченность была предпринята в марксизме, где прошлый материализм после переработки стал диалектическим (в него была включена теория развития), а диалектика утвердилась как учение о законах развития действительности, а не только мышления.
Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.Расцвет диалектики приходится на XIX–XX вв.
С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах.
Основными принципами диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития, принцип тождества(единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического.
Принцип развития является следствием признания движения основным свойством материи. Принцип развития выделяет в его многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратным), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).
Принцип всеобщей связи есть отражение организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Принцип всеобщей связинеотделим от принципа развития. Возникновение, изменение, развитие невозможно без связи.
Связь – это соединение множества предметов, явлений и процессов между собой, их взаимовлияние. Связь не существует без взаимодействия.
Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.
Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает принцип развития мира.
Метафизика считает источником развития – внешнее воздействие, диалектика – борьбу противоположных сил и тенденций, т.е. противоречие.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.