Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятельности.
В зависимости от участников электронная коммерция подразделяется на основные секторы коммерческого взаимодействия между:
• юридическими лицами, организациями (Business-to-Business - В2В);
• юридическими и физическими лицами (Business-to-Customer - В2С);
• юридическими лицами и государственными организациями (Business- to-Governraent - B2G);
• физическими лицами (Customer-to-Customer - С2С);
• государственными организациями и физическими лицами (Government- to-Customer - G2C).
Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и информационные технологии, используемые в электронной коммерции.
В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-dis-tri button, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные системы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; Интернет-инкубаторы; Интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems — BBS); информационные бизнес-системы.
В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электронные магазины; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; электронные платежные системы; Интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; Интернет-реклама; спонсорские программы; туристические и прочие услуги.
B2 G: участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставление налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.
С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акциях; участие в партнерских и спонсорских программах.
С2С: доски объявлений; Интернет-аукционы; системы Р2Р; системы вирусного и многоуровневого маркетинга.
C2 G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата налогов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан,
G2 B (электронное правительство): системы распределения государственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.
G2 C(электронное правительство): системы социального обслуживания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального обслуживания; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.
G2 G (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах; геоинформационные системы.
Наиболее ярко выраженной формой электронной коммерции являются интернет-магазины.
На сегодняшний день можно выделить четыре функционально различающихся типа интернет-магазина.
1) частный магазин, принадлежащий какой-то одной фирме и торгующий одним видом продукции (однородные моно-товары). Обычно ассортимент при этом очень небольшой и однородный. Такими магазинами владеют, например, фирмы, торгующие своими собственными программными продуктами;
2) частный магазин, являющийся собственностью одной фирмы, в котором продают товар одной узконаправленной категории (компьютеры и комплектующие, книги, музыка и пр.). Как правило, фирмы, обладающие интернет-магазинами данного типа, имеют свои собственные магазины в реальном мире (off-line магазины) и торгуют товаром того же вида. Наибольшей популярностью пользуются интернет-магазины, торгующие компьютерами и периферией, а также книгами, видео- и музыкальными дисками (оЗон, Болеро). Номенклатура и вид товара в данных магазинах могут быть достаточно велики;
3) тип интернет-магазина, принадлежащего конкретной фирме. Но при этом данный магазин обладает широким набором различных категорий товаров (так называемые супермаркеты): компьютеры и периферия, одежда, книги и музыка, сотовая связь, подарки, бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д. Кроме своего товара такие магазины могут продавать товары других поставщиков того же географического региона;
4) глобальные торговые системы, которые объединяют набор интернет-магазинов в систему на основе общего каталога товаров, общей системы поиска, оплаты, доставки и общей корзины. Торговая система (торговый центр, универмаг) имеет возможность гибкой настройки с учетом требований магазинов и их особенностей ведения торгового процесса. География поставщиков имеет малую роль и определяется в основном возможностями системы доставки и дилерской сети.
Электронный магазин содержит следующие элементы:
■ способ представления товаров покупателю;
■ система регистрации пользователя;
■ система оплаты товаров;
■ система доставки товаров покупателю.
Способ представления товаров покупателю. Все товары и услуги делятся на группы и представляются в специализированном каталоге. Внешний вид каталога имеет разнообразные представления: дерево, вложенные списки, выпадающие списки и пр. С увеличением номенклатуры товаров происходит увеличение количества подкаталогов (подкатегорий), что затрудняет поиск товаров.
Система регистрации пользователя. Это система, которая позволяет либо сразу, либо постепенно, по мере передвижения пользователя по сайту, собирать о нем информацию, отслеживать, на какие ссылки он больше кликает (Click), какими новостями больше интересуется. Благодаря этой информации в дальнейшем можно динамически настраивать контент (попутная информация) сайта под интересы пользователя. Данный элемент (персонифицированные web-страницы) наиболее актуален, и если разработчики интернет-магазинов используют такой подход в работе с клиентом, то это большой плюс.
Система оплаты товаров. Никакой интернет-магазин не может обойтись без хорошо налаженной системы оплаты своих товаров. Существуют различные виды платежей: кредитные карты, смарт-карты или e-cash, электронные деньги, оплата курьеру и др. Выбор надежной и безопасной системы оплаты — очень важный этап в разработке интернет-магазина.
Система доставки товаров покупателю. Имеется широкий выбор способов доставки, начиная от пересылки по электронной почте, если это какая-нибудь компьютерная программа, и закапчивая авиапочтой. Существуют специальные курьерские службы. Особое внимание следует обратить на следующие важные параметры: тарифы, время доставки и широта охвата территории.
Финансовые учреждения используют электронные средства для перевода денег на дебетовые и кредитовые счета своих клиентов в течение более чем 20 лет. Развивающаяся индустрия электронной коммерции требует создания таких платежных систем, которые бы удовлетворяли всем видам бизнеса и позволяли осуществлять трансакции через Интернет.
В электронной коммерции используются системы расчетов, специально разработанные для Интернета. Эти системы характеризуются практически мгновенной (менее минуты) авторизацией и обеспечением платежей. Такие системы расчетов уже используются в Европе, Северной Америке и некоторых других регионах. В России тоже существует ряд проектов, обеспечивающих осуществление платежных расчетов через Интернет.
Клиринговые системы Интернета. Центральная идея клиринговых систем в Интернете состоит в том, что клиент не должен каждый раз при покупке раскрывать свои персональные и банковские данные поставщику товара. Вместо этого он лишь сообщает ему свой идентификатор или свое имя в этой системе, после чего поставщик запрашивает систему и получает подтверждение или опровержение оплаты. Фактически система гарантирует оплату поставщику, при этом клиент передает свои данные один раз с помощью хорошо защищенных протоколов, или вообще минуя Интернет (например, почтой), в систему, где они надежно защищаются. Деньги депонируются в системе любым доступным клиенту образом. Если есть кредитная карта, то расплачиваться с помощью такой системы клиент может практически сразу после регистрации, если нет, то придется подождать, пока деньги (переводом или по чеку) реально дойдут. Кроме того, система эмитирует цифровые сертификаты, подтверждающие identity (т.е. удостоверяющие) клиента и продавца, а протокол «обмена данными» покупателя и поставщика использует эти сертификаты и цифровую подпись.
В настоящий момент в российской сети существуют следующие виды платежей:
■ оплата наличными или кредитной карточкой курьеру при доставке;
■ наложенным платежом;
■ предоплата;
■ оплата с помощью электронных платежных систем в сети Интернет.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.