Структура рынка электронной коммерции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, на­чиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным элек­тронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятель­ности.

В зависимости от участников электронная коммерция подразделя­ется на основные секторы коммерческого взаимодействия между:

• юридическими лицами, организациями (Business-to-Business - В2В);

• юридическими и физическими лицами (Business-to-Customer - В2С);

• юридическими лицами и государственными организациями (Business- to-Governraent - B2G);

• физическими лицами (Customer-to-Customer - С2С);

• государственными организациями и физическими лицами (Government- to-Customer - G2C).

Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и информационные технологии, используемые в электронной коммерции.

В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-dis-tri button, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные систе­мы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аук­ционы; Интернет-трейдинг; Интернет-инкубаторы; Интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems — BBS); информационные бизнес-системы.

В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электрон­ные магазины; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; электрон­ные платежные системы; Интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; Интернет-реклама; спонсорские про­граммы; туристические и прочие услуги.

B2 G: участие в электронных торгах по закупке продукции для госу­дарственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставле­ние налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.

С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акци­ях; участие в партнерских и спонсорских программах.

С2С: доски объявлений; Интернет-аукционы; системы Р2Р; систе­мы вирусного и многоуровневого маркетинга.

C2 G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата нало­гов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан,

G2 B (электронное правительство): системы распределения государ­ственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с на­логовыми, таможенными органами, органами государственной серти­фикации и лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2 C(электронное правительство): системы социального обслужи­вания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального об­служивания; юридические и информационно-справочные службы; гео­информационные системы.

G2 G (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранитель­ной сферах; геоинформационные системы.

Наиболее ярко выраженной формой электронной коммерции явля­ются интернет-магазины.

На сегодняшний день можно выделить четыре функционально различающихся типа интернет-магазина.

1) частный магазин, принадлежащий какой-то одной фирме и торгу­ющий одним видом продукции (однородные моно-товары). Обычно ассортимент при этом очень небольшой и однородный. Такими магази­нами владеют, например, фирмы, торгующие своими собственными программными продуктами;

2) частный магазин, являющийся собственностью одной фирмы, в котором продают товар одной узконаправленной категории (компь­ютеры и комплектующие, книги, музыка и пр.). Как правило, фирмы, обладающие интернет-магазинами данного типа, имеют свои собствен­ные магазины в реальном мире (off-line магазины) и торгуют товаром того же вида. Наибольшей популярностью пользуются интернет-магазины, торгующие компьютерами и периферией, а также книгами, видео- и музыкальными дисками (оЗон, Болеро). Номенклатура и вид товара в данных магазинах могут быть достаточно велики;

3) тип интернет-магазина, принадлежащего конкретной фирме. Но при этом данный магазин обладает широким набором различных категорий товаров (так называемые супермаркеты): компьютеры и пери­ферия, одежда, книги и музыка, сотовая связь, подарки, бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д. Кроме своего товара такие магазины могут продавать товары других поставщиков того же географического региона;

4) глобальные торговые системы, которые объединяют набор интернет-магазинов в систему на основе общего каталога товаров, общей системы поиска, оплаты, доставки и общей корзины. Торговая система (торговый центр, универмаг) имеет возможность гибкой настройки с учетом требований магазинов и их особенностей ведения торгового процесса. География поставщиков имеет малую роль и определяется в основном возможностями системы доставки и дилерской сети.

Электронный магазин содержит следующие элементы:

■ способ представления товаров покупателю;

■ система регистрации пользователя;

■ система оплаты товаров;

■ система доставки товаров покупателю.

Способ представления товаров покупателю. Все товары и услу­ги делятся на группы и представляются в специализированном каталоге. Внешний вид каталога имеет разнообразные представления: дерево, вложенные списки, выпадающие списки и пр. С увеличением номен­клатуры товаров происходит увеличение количества подкаталогов (под­категорий), что затрудняет поиск товаров.

Система регистрации пользователя. Это система, которая поз­воляет либо сразу, либо постепенно, по мере передвижения поль­зователя по сайту, собирать о нем информацию, отслеживать, на какие ссылки он больше кликает (Click), какими новостями больше инте­ресуется. Благодаря этой информации в дальнейшем можно динами­чески настраивать контент (попутная информация) сайта под интересы пользователя. Данный элемент (персонифицированные web-страницы) наиболее актуален, и если разработчики интернет-магазинов исполь­зуют такой подход в работе с клиентом, то это большой плюс.

Система оплаты товаров. Никакой интернет-магазин не может обойтись без хорошо налаженной системы оплаты своих товаров. Существуют различные виды платежей: кредитные карты, смарт-карты или e-cash, электронные деньги, оплата курьеру и др. Выбор надежной и безопасной системы оплаты — очень важный этап в разработке интер­нет-магазина.

Система доставки товаров покупателю. Имеется широкий выбор способов доставки, начиная от пересылки по электронной почте, если это какая-нибудь компьютерная программа, и закапчивая авиапочтой. Существуют специальные курьерские службы. Особое внимание следует обратить на следующие важные параметры: тарифы, время доставки и широта охвата территории.

Финансовые учреждения используют электронные средства для перевода денег на дебетовые и кредитовые счета своих клиентов в тече­ние более чем 20 лет. Развивающаяся индустрия электронной коммер­ции требует создания таких платежных систем, которые бы удовлетво­ряли всем видам бизнеса и позволяли осуществлять трансакции через Интернет.

В электронной коммерции используются системы расчетов, спе­циально разработанные для Интернета. Эти системы характеризуются практически мгновенной (менее минуты) авторизацией и обеспечением платежей. Такие системы расчетов уже используются в Европе, Север­ной Америке и некоторых других регионах. В России тоже существует ряд проектов, обеспечивающих осуществление платежных расчетов через Интернет.

Клиринговые системы Интернета. Центральная идея клирин­говых систем в Интернете состоит в том, что клиент не должен каж­дый раз при покупке раскрывать свои персональные и банковские данные поставщику товара. Вместо этого он лишь сообщает ему свой идентификатор или свое имя в этой системе, после чего поставщик запрашивает систему и получает подтверждение или опровержение оплаты. Фактически система гарантирует оплату поставщику, при этом клиент передает свои данные один раз с помощью хорошо защищенных протоколов, или вообще минуя Интернет (например, почтой), в систе­му, где они надежно защищаются. Деньги депонируются в системе любым доступным клиенту образом. Если есть кредитная карта, то рас­плачиваться с помощью такой системы клиент может практически сразу после регистрации, если нет, то придется подождать, пока деньги (пере­водом или по чеку) реально дойдут. Кроме того, система эмитирует цифровые сертификаты, подтверждающие identity (т.е. удостоверя­ющие) клиента и продавца, а протокол «обмена данными» покупателя и поставщика использует эти сертификаты и цифровую подпись.

В настоящий момент в российской сети существуют следующие виды платежей:

■ оплата наличными или кредитной карточкой курьеру при доставке;

■ наложенным платежом;

■ предоплата;

■ оплата с помощью электронных платежных систем в сети Интернет.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.