Получение информации
Распределение ресурсов
Контроль и оценка
Этот цикл никогда не обрывается, поскольку решение одной проблемы, как правило, составляет базис следующей. Шесть этапов или шагов цикла не всегда обязательно выполняются в описанной ниже последовательности, хотя приведенный порядок является, по-видимому, наиболее типичным.
Распознавание проблемы.
Чтобы решать проблему, необходимо сначала понять, что она существует. Этот этап в определенном смысле является ключевым, поскольку, не распознав проблему, вы не приложите никаких усилий, чтобы решить ее. Для этого необходимо уметь выявлять индикаторы проблемы. Как правило, индикаторы проблемы проявляют себя в виде ОТКЛОНЕНИЙ от заданных значений: целевых показателей, временных параметров, затрат ресурсов – людских, материальных, финансовых.
Распознавание проблемы является для многих людей камнем преткновения. Например, алкоголики, как правило, не в состоянии признать существование проблемы, которая губит их здоровье и делает невыносимой жизнь окружающих людей. Традиционным защитным механизмом в случае алкоголизма является всеобщее отрицание: делается вид, что ничего страшного не происходит.
Школы постоянно учат детей решать задачи — тоже своего рода проблемы. Они поставлены достаточно определенно. Эти задачи пронумерованы, в конце каждой из них стоит вопросительный знак и появляются они обычно в конце тестов или глав учебника. Но в реальном мире проблемы никто не нумерует, вопросительные знаки не расставляют, а появляться они могут где угодно: и в середине главы жизни, и в ее начале. Надо различать умение, навыки преодоления ТРУДНОСТЕЙ от умения решать ПРОБЛЕМЫ.
Что же указывает на наличие проблемы? Однозначного ответа здесь нет. Как уже говорилось, для этого необходимо научиться выделять индикаторы проблем в виде отклонений от заданных параметров функционирования системы. В первую очередь в системе координат ЦЕЛИ – ЗАТРАТЫ. Но симптомы, как правило, в том, что система уже не работает так, как должна; что людям, включая и вас самих, как-то не по себе; что подходы, которые раньше давали одни результаты, сейчас приводят совсем к другим, гораздо менее приемлемым. Когда люди неспособны вовремя распознать проблему, они бездействуют до тех пор, пока не становится слишком поздно или пока не приходится применять радикальные меры. Отрицание симптомов серьезной болезни и запоздалое лечение, как правило, к добру не приводит.
Например, одним из видов симптомов проблем может являться невостребованность. Невостребованность выпускников ВУЗа по определенной специальности (не нашли работу по специальности более половины выпускников). Спад продаж продукции определенного вида. Симптомы демографических проблем – падение рождаемости и рост смертности населения.
Определение проблемы.
Просто распознать наличие проблемы еще недостаточно - ее необходимо определить. Например, люди часто понимают, что в их взаимоотношениях есть проблемы, но суть их они определить не могут или делают это неправильно.
Как правило, чем больше времени тратится на выяснение сути проблемы, тем меньше времени тратится на ее решение: правильная постановка задачи - половина решения. Проводились сравнительные исследования методов работы выдающихся и менее выдающихся специалистов по решению проблем. Более преуспевшие в этом люди, занимаясь сложными задачами, большее время обдумывают, что именно предстоит сделать, и меньшее тратят на саму работу; у менее преуспевающих все наоборот — они длительное время тратят на борьбу со всевозможными трудностями, поскольку не всегда точно определяют истинное содержание проблемы.
Именно такие различия характерны для экспертов и новичков в самых различных сферах деятельности. Эксперты больше ломают голову над тем, что из себя представляет проблема, а новички пытаются решать проблему, не разобравшись толком в ее сути. С другой стороны, хорошо разобравшись в сути проблемы, дальше будет проще ее типизировать, то есть подобрать типовое решение среди аналогов. Ведь по ходу решения проблем должна накапливаться база данных сценариев решений проблем.
В смысле выработки решений, от уникальных – до типовых, проблемы, как фактор порождения решений, в первом приближении можно подразделить на четыре типа.:
Типичные проблемы (их большинство). Чем раньше руководитель на производстве или в бизнесе поймет это и обнаружит механизмы их возникновения, тем лучше. В хорошо отлаженном бизнесе число подобных проблем минимально, в начале процесса или у плохого управляющего – их хоть отбавляй, причем менеджеры пытаются бороться с каждым следствием одной глубинной проблемы, как с самостоятельным фактором, что очень неэффективно. К этому типу относятся, например, решения, касающиеся товарных запасов на предприятии или производственные процессы.
Вторая группа проблем (и их решений), которые, будучи специфическими, в отношении отдельных учреждений, носят общий характер. То есть менеджер считает, что столкнулся с уникальной проблемой, не зная, что это – общий момент для всех других систем. Это обуславливается отсутствием опыта решения проблем. Например, в свое время основные проблемы фирмы IBM – крупнейшего производителя вычислительных систем и программного обеспечения, были решены за счет приглашения топ-менеджера из фирмы по производству прохладительных напитков.
Третья группа – это действительно исключительные, уникальные проблемы. Следует отметить, что действительно уникальные проблемы возникают достаточно редко, чаще – это всего лишь предвестник новой тенденции. Когда такая проблема возникает, следует задать вопрос: «Является ли это действительно исключением или же просто проявлением чего-то нового?». Тот руководитель, который первым правильно ответит на этот вопрос, в дальнейшем будет иметь максимальные шансы стать лидером отрасли. Так, при организации производства самолета ТУ-4 на основе американской технологии проблемой была координация и налаживание кооперации более 800 заводов.
Начальное проявление новой проблемы, которая в будущем может стать типичной, является четвертой и последней категорией, с которыми приходится иметь дело в процессе принятия решений. Например, проблема автомобильных «пробок» на дорогах поначалу была новой для Москвы, а затем стала типичной для всех крупных городов России.
Формулировка стратегии решения проблемы.
После определения проблемы отдельный человек или группа должны выработать стратегию ее решения.
Принятие решения (ПР) - акт формирования подкрепленной ресурсами последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности. Процесс ПР является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности. Основные этапы процесса ПР включают информационную подготовку решения и собственно процедуру ПР - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру ПР образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора.
Схема принятия решений (Г.Саймон) как последовательность шагов, приведена в таблице 1:
Таблица 1. Последовательность шагов процедуры принятия решения
Обдумывание
Проектирование
Решение
Получение информации.
Умение находить нужную информацию при решении проблемы играет не последнюю роль для достижения успеха и заметно влияет на конечный результат. Достоверная и своевременная информация необходима как при диагностике проблемы, так при принятии решения и его реализации.
Предварительная и часто ошибочная информация почти всегда оказывает свое влияние. Одним из средств своевременного предоставления необходимой информации являются автоматизированные системы.
П. Друкер пишет: «Не старайтесь собрать все факты, относящиеся к делу – это невозможно в принципе. Отбирайте в основном те факты, которые имеют наибольшее влияние на ситуацию, оставляя в стороне мелкие детали. Чем больше у вас фактов, тем труднее бывает свести их воедино и учесть все их взаимосвязи».
Учитесь действовать в ситуации неопределенности. Развивайте свою интуицию, которую психофизиолог П.Симонов называл «надсознательным» компонентом разума. Для этого перед началом действия «прикиньте» вероятность наступления того или иного ходя событий, а после разрешения ситуации сравните свои прогнозы с реальностью и выявите возможные причины этого рассогласования, с тем, чтобы в дальнейшем предвидеть ситуацию более точно.
Имейте в виду, что субъективные ошибки и негативные последствия принятия любого решения неизбежны, а вопрос состоит лишь в минимизации возможных потерь. При этом концентрироваться нужно не на потерях, а на выигрыше, стараясь сделать его максимальным.
Вся деятельность в сфере информационных технологий собственно направлена на обеспечение лиц, принимающих решения информацией, обладающей следующими качествами:
- своевременность – информация должна быть предоставлена в нужное время;
- достоверность;
- полнота;
- непротиворечивость;
- актуальность;
- отсутствие избыточности.
Например, одним из подходов к решению проблемы пробок является оперативный сбор информации с телекамер, размещенных над трассами с целью оптимизации работы светофоров.
Распределение ресурсов.
В процессе решения проблемы необходимо определить, какие ресурсы можно выделить для достижения поставленной цели в рамках сценария реализации принятого решения. Это очень важно, поскольку времени почти всегда не хватает даже на самые важные дела. Сценарий решения состоит из связок
КТО
ЧТО
КОГДА
КАК
КАКИМИ СИЛАМИ (средствами).
Эти компоненты сценария ложатся в нейролингвистическую формулу (основу языка) «субъект – объект – предикат». Понимание этого триединства является ключевым для понимания особенностей построения мыслительной деятельности, освоения окружающего мира и формирования системы знаний о нем, наконец построения объяснительных схем как основы самопонимания, понимания и взаимопонимания.
Контроль и оценка.
Под контролем имеется в виду постоянное отслеживание процесса решения проблемы. Оценка подразумевает вынесение заключения о качестве как процесса решения, так и полученных результатов. Это - заключительные, аналитические этапы решения проблем. Контроль в первую очередь состоит в сравнительном анализе нормативных («как должно быть») положений с реально полученными результатами. Воздействие с целью устранения расхождения между нормативом и реалией составляет суть управления процессом. Если это воздействие осуществляется по ходу реализации процесса, то говорят об оперативном управлении, если сравнивают окончательный результат с поставленной целью, то говорят о стратегическом управлении. Оперативное управление позволяет направлять процесс разрешения проблем в нужное русло. Стратегическое управление позволяет скорректировать методику разрешения проблем.
Оценка может быть представлена как многокритериальный анализ результата, например, на основе функции штрафа следующего вида:
Где - значение оцениваемого показателя, - эталонное значение i-го показателя качества результата, значимость показателя для качества результата в целом, n – число оцениваемых показателей.
Отметим, что отклонения при решении проблем организационных систем могут быть двух видов:
- отклонения процесса от плана решения проблемы;
- отклонения плана от конкретных реалий - вследствие недостатков процедуры планирования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.