Арифметика аналитических расчетов всегда влечет за собой логические выводы, которые тем действеннее, чем глубже и «быстрее» интеллект руководителя. Поэтому на рабочих местах менеджеров и руководителей распространяются системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере процессы мышления и ускоряющие их.
Система искусственного интеллекта (СИП) - это программная система, имитирующая на компьютере процесс мышления. Перед ее созданием структурируется совокупность знаний:
1) изучается процесс мышления человека, решающего определенные задачи или принимающего решения в конкретной профессиональной области;
2) выделяются основные шага этого процесса;
3) разрабатываются программные средства, воспроизводящие изученный процесс на компьютере. Методы искусственного интеллекта основаны на структуризации систем принятия решений.
В СИИ знания структурированы и организованы таким образом, что они отделены от знаний других предметных областей и от общих знаний. К общим знаниям относят, например, правила написания программы и команд, правила выполнения команд программы. Выделенные знания о предметной области называют базой знаний, общие знания, использованные в конкретной СИИ для нахождении решений, - механизмом вывода (под термином «вывод» подразумевается вывод логических заключений).
Для представления структурированных знаний используют в основном три метода: правила, семантические сети и фреймы.
Правило имеет следующую структуру:
ЕСЛИ <условие>, ТО <заключение>.
Обе части правила выражены символами. В теории баз знаний эта конструкция носит название правила-продукции. Пример: ЕСЛИ коэффициент соотношения заемных и собственных средств превышает единицу при низкой оборачиваемости, ТО финансовая автономность и устойчивость критическая.
Основными структурными элементами СИИ являются правила (в них выражены знания) и факты (их оценивают с помощью правил).
Зачастую в управленческой практике правила бывают выведенными эмпирически из совокупности фактов, а не путем математического анализа или алгоритмического решения. Такие правила называют эвристиками. Знания — это информация, необходимая программе, чтобы она вела себя «интеллектуально». Например, в электронной таблице вы легко организуете вычисление коэффициента оборачиваемости, равно как и других коэффициентов. Но словесное заключение о финансовом состоянии вы построите сами в зависимости от усвоенных вами специальных экономических знаний и запишете эту оценку в аналитическую записку. Однако можно структурировать ваше знание (в виде правил), поместить правило в базу знаний и организовать автоматическое появление соответствующего заключения в определенном месте экрана, где вы введете логические формулы вывода определенного заключения при истинности проверяемого условия.
Основная идея представления знаний с помощью семантических сетей базируется на предположении о том, что предметную область (проблемную среду) можно представить совокупностью сущностей (объектов) и бинарных отношений, определяющих связи между этими сущностями. Сущности и связи семантически устойчивы в данной предметной области.
Объекты могут быть обобщенными и индивидными (конкретными). Например, сущность «человек» является обобщенным объектом, а «Петр Первый» - индивидным объектом.
Между двумя обобщенными объектами может существовать родовая связь. Например, «примат» - «человек», «транспорт» - «автомобиль». Обратной к родовой выступает видовая связь. Например, автомобиль- вид транспорта. Между обобщенным и конкретным объектом выступает связь «являться представителем». Между агрегатными объектами и их частями возникает связь типа «быть частью». Эта связь позволяет структурировать объект. Очевидно, бинарное отношение этого вида транзитивно. Обратным для отношения «быть частью» будет отношение «содержит». Еще один тип базовых отношений - отношение «есть свойство». Например, «красивый» является свойством для объекта «цветок». Другие отношения: «быть причиной», «быть агентом», «быть инструментом», «быть объектом воздействия», класс пространственно-временных отношений типа «быть справа (слева, внизу раньше, позже, одновременно и пр.)».
Фрейм определяют как структуру данных для представления стереотипных ситуаций. Эти ситуации выделяет исследователь, опираясь на опыт. Понятие — неформальные звания о стереотипных ситуациях.
Фреймы — формализованные ситуации. Фреймы соответствуют понятиям, отражающим объекты, явления, характеристики предметной области. Фрейм рассматривают как модуль модели представления знаний. Эта модель строится в виде сети фреймов.
Особенность фреймов: наличие в информационных и процедурных элементах незаполненных частей—слотов. Они могут заполняться в процессе активизации фрейма.
Искусственный интеллект как отрасль знаний прошел долгий и тернистый путь: первые увлечения (1960 г.); лженаука (1960— 1965 гг.); успехи при решении головоломок и игр (1965—1975 гг.); разочарование при решении практических задач (1970—1985 гг.); первые успехи при решении ряда практических задач (1962—1992 гг.); массовое коммерческое использование при решении практических задач (1993—1995 гг.). Но основу коммерческого успеха по праву составляют экспертные системы, в первую очередь экспертные системы реального времени. Именно они позволили искусственному интеллекту перейти от игр и головоломок к массовому использованию при решении практически значимых задач.
Экспертные системы
В экспертной системе (ЭС) как системе искусственного интеллекта используются знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой профессиональной области. Экспертные знания в ЭС выделены в обособленную базу знаний и получены от эксперта - человека, который за годы обучения и практики научился чрезвычайно эффективно решать задачи, относящиеся к такой области. Инструментальными средствами построения ЭС служат язык программирования и поддерживающий пакет программ, используемые при создании ЭС.
Основой создания экспертной системы являются знания реальных экспертов в различных областях. Когда создается крупная ЭС, база знаний и процесс экспертизы обычно проектируются инженером по знаниям из фактов и правил, предоставляемых экспертом. ЭС дает рекомендации конечному пользователю. Эксперты и конечные пользователи могут быть и сами себе инженерами по знаниям, если умеют использовать программные оболочки ЭС или интеллектуальные возможности электронных таблиц.
По сферам использования ЭС их можно разделить на производственные и управленческие. Производственные ЭС дают экспертное заключение по управлению производственными процессами, экономические ЭС помогают менеджерам принимать решения.
Искусственная экспертиза постоянна, непротиворечива, легко передается, документируется и уточняется, она повышает ценность человеческих знаний, делая их широко применяемыми.
К ЭС предъявляются особые требования. В отличие от обычных программ ЭС должна обладать следующим набором свойств: компетентность, символьные рассуждения, глубина, самосознание.
Компетентность означает, что ЭС должна достигать экспертного уровня решений - быть умелой, т.е. «рассуждать» исходя из фундаментальных принципов для нахождения правильного решения даже в случае некоторых некорректных данных. Последнее свойство называют также робастностью, т.е. правильное логическое заключение может быть получено на основе знания фундаментальных принципов при нехватке или некорректности некоторых фактов.
Символьные рассуждения. Это требование означает, что эксперты обходятся без решения систем уравнений или сложных математических формулировок, используя знания, выраженные обычными символами строк (например, «платежеспособность», «финансовая устойчивость», «рентабельность»). Результат экспертизы всегда выражен обычными предложениями в терминологии профессиональной области знаний. Если компьютер имеет современные средства мультимедиа, то эти предложения могут быть даже озвучены (проговорены) компьютером. Символьные строки объединяют в символьные структуры (блоки) по их логическим взаимосвязям, что позволяет переформулировать задачу, если это необходимо.
Требование глубины означает, что ЭС должна работать в предметной области, содержащей трудные задачи, а также использовать сложные правила. ЭС, не обладающая глубиной, вырождается в искусственную задачу.
Наличие самосознания означает, что ЭС должна быть способна объяснять свои выводы и действия. Если такого объяснения нет, то про СИИ говорят, что это игрушечная задача, искусственная, такая, как игра или нереалистическое представление сложной проблемы.
Программные средства, базирующиеся на технологии и методах искусственного интеллекта, получили значительное распространение в мире. Их важность, в первую очередь экспертных систем, состоит в том, что данные технологии существенно расширяют круг практически значимых задач, которые можно решать на компьютерах, и их решение приносит значительный экономический эффект. Вместе с тем технология экспертных систем служит важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования, например: длительность, следовательно, высокая стоимость разработки приложений; высокая стоимость сопровождения сложных систем; повторная используемость программ. Кроме того, объединение технологий экспертных систем и нейронных сетей с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к коммерческим продуктам за счет обеспечения динамической модификации приложений пользователем, а не программистом, большей «прозрачности» приложения (например, знания хранятся на ограниченном естественном языке, что не требует комментариев к ним, упрощает обучение и сопровождение), лучших графических средств, пользовательского интерфейса и взаимодействия.
По мнению специалистов, в недалекой перспективе экспертные системы будут играть ведущую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи, поддержки и оказания услуг. Их технология, получив коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально-взаимодействующих модулей. Помимо прочего, использование экспертных систем приносит значительный экономический эффект.
Коммерческие успехи к экспертным системам пришли не сразу. На протяжении ряда лет (с 60-х годов) успехи касались в основном исследовательских разработок, демонстрировавших пригодность систем искусственного интеллекта для практического использования. Начиная примерно с 1985 г. (а в массовом масштабе, вероятно, с 1990 г.) в первую очередь экспертные системы, потом и нейронные сети стали активно использоваться в реальных приложениях.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.