Интеллектуальные информационные технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений — обра­ботки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации, что позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситу­ацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться стро­ить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также гене­рировать недостающие знания.

Использование информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов инфор­мации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации инфор­мационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями (ИТТ) обычно понимают такие информационные технологии, в которых пре­дусмотрены следующие возможности:

• наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, при решении творческих задач в опре­деленных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогати­вой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые за­дачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т.п.);

• наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логи­ческих выводов, аргументации и рассуждения, распознавания и клас­сификации ситуаций, обобщения и понимания и т.п.;

• способность формировать вполне четкие решения на основе не­четких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;

• способность объяснять выводы и решения, т.е. наличие механиз­ма объяснений;

• способность к обучению, переобучению и, следовательно, к раз­витию.

Технологии неформализованного поиска скрытых закономернос­тей в данных и информации Knowledge Discovery (KD) базируются на новейших технологиях формирования и структурирования инфор­мационных образов объектов, что ближе всего лежит к принципам об­работки информации интеллектуальными системами.

Информационные технологии поддержки процесса принятия реше­ний Decision Support (DS) представляют собой оболочки экспертных систем или специализированные экспертные системы, которые предо­ставляют возможность аналитикам определять отношения и взаимо­связи между информационными структурами в базах структурирован­ной информации предприятия, а также прогнозировать возможные результаты принятия решений.

Тенденции развития ИИТ. Системы связи и коммуникаций. Гло­бальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необхо­димости через сети. Известен, например, успешный опыт создания новой модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллек­тивом специалистов, взаимодействующих по Интернет. Местонахож­дение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников. Дру­гая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложне­нием систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребо­вался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких про­граммных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки ре­шений в распределенных системах и т.п.

Образование. Уже сегодня дистанционное обучение начинает иг­рать важную роль в образовании, а внедрение ИИТ позволит суще­ственно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностя­ми и способностями каждого обучаемого.

Быт. Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ по­явятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль над состоянием здо­ровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как ув­лажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкаль­ные центры, средства медицинской диагностики и т.п. Другими сло­вами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

Перспективы развития ИИТ. Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления но вых теорий и представлений. Узловыми точками в развитии ИИТ считаются:

· переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуж­дения;

· поиск релевантных знаний и порождение объяснений;

· понимание и синтез текстов;

· когнитивная графика, т.е. графическое и образное представление знаний;

· мультиагентные системы;

· интеллектуальные сетевые модели;

· вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);

· проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мульти­агентные системы. Здесь предполагается, что агент - это самостоя­тельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаи­модействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня - метаинтеллектом. В мультиагентных системах моделирует­ся виртуальное сообщество интеллектуальных агентов - объектов, которые автономны, активны, вступают в различные социальные от­ношения - кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т.п. Социальный аспект решения современ­ных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной но­визны передовых интеллектуальных технологий - виртуальных орга­низаций, виртуального общества.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.