Принципы построения клинического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными принципами построения психологического исследования являются: моделирование обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении; направленность на качественный анализ психической деятельности больных; требование точной и объективной регистрации эксперимента.

Одной из основных задач, стоящей перед психологом, является помощь врачу в дифференциально-диагностической работе. Поэтому психологическое исследование должно быть направлено на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов психических нарушений. Если речь идет об изменении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются те или иные мыслительные операции больного, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования системой старых связей. Исходя из того, что всякий психический процесс имеет известную динамику и направленность, исследование следует строить таким образом, чтобы оно отразило нарушение этих параметров. Полученные экспериментальные данные должны быть надежны, и качественно психологически интерпретированы.

Принцип качественного анализа психической деятельности является крайне важным. Главное не только в том, насколько трудным или большим по объему было задание и как больной его выполнил, но и в том, как он его осмыслил, чем были обусловлены ошибки и затруднения. Не только количество ошибок и трудности в процессе выполнения эксперимента, но главным образом, структура и анализ их дают наиболее интересный и показательный материал для оценки тех или иных особенностей психической деятельности больных.

Другой принцип строения психологического эксперимента заключается в том, чтобы получить возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного. Такой подход особенно важен при решении вопросов восстановления нарушенных функций, работоспособности, активности и т. д. Соблюдать этот принцип необходимо при решении психокоррекционных и реабилитационных задач (оценка трудоспособности, возможности продолжения учебы, смена профессии и т. д.). Поэтому построение эксперимента должно давать возможность учитывать поиски решений самого больного, а психологу вмешаться в «стратегию» исследования, чтобы обнаружить, как больной принимает «помощь» экспериментатора, может ли он ею воспользоваться. В этой связи эксперимент, построенный по типу жестко стандартизированных тестов, не позволяет выявить сохранные звенья.

При построении эксперимента всегда следует учитывать отношение больного к исследованию, которое зависит от его болезненного состояния. Например, при наличии бредовых отношений, возбуждения или заторможенности, эксперимент строится по-разному, иногда ход его в процессе исследования меняется.

Сущность психологического эксперимента состоит в том, что, предлагая то или иное задание, психолог просит больного проделать определенную работу в заданном или свободном режиме. В ходе эксперимента фиксируются реакции больного, его высказывания, вопросы, поведение. Задание должно быть содержательным, а инструкция к нему – краткой, четкой, понятной и мотивированной. Оно должно представлять достаточно адекватную модель психической деятельности, типичной для обучения, общения и труда. Такой принцип моделирования психической деятельности делает психологический эксперимент похожим на общепринятый в медицине прием «функциональной пробы». В медицинском психологическом исследовании роль такой пробы могут играть экспериментальные задачи, помогающие анализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности.

Для изучения психосоматических больных. В настоящее время экспериментальная медицинская психология располагает большим количеством методик. Они достаточно полно описаны в специальных пособиях, письмах, руководствах и отдельных сборниках. Медицинский психолог должен знать и владеть большинством из них, уметь выбирать наиболее целенаправленные и прогностичные в соответствии с конкретными задачами исследования. Методический прием или комплекс методик должен подбираться так, чтобы он был адекватен изучаемому психическому процессу и тем вопросам, которые ставит клиницист перед медицинским психологом. Подбор методик в каждом конкретном случае зависит не только от задачи исследования, но и от образования больного, его отношения к эксперименту и его психического состояния.

Большинство клинических психологических методик достаточно надежны, эффективны и прогностичны и позволяют тонко выделить качественное своеобразие нарушения психики при различных психосоматических заболеваниях. Успешность работы медицинского психолога во многом зависит от того, какие параметры исследования были подвергнуты оценке, насколько квалифицированно проводился качественный анализ полученного материала и сам эксперимент.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.