Методика «СЧЕТ ПО КРЕПЕЛИНУ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика была предложена Е. Kraepelin в 1895 г. для исследования работоспособности – упражняемости и утомляемости. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

Мы пользуемся этой методикой в модификации R. Schulte – обследуемый производит сложение в столбцах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, R. Schulte предложил при получении в сумме двухзначного числа записывать только единицы, отбрасывая десяток. Например:

3 7 5 8 4 6
2 4 2 2 3 8
5 1 7 0 7 4

 Однако это затрудняет для некоторых больных выполнение задания и поэтому не обязательное условие.

Для проведения опыта необходим специальный бланк (см. Приложение). При отсутствии бланков, отпечатанных типографским путем, их можно напечатать на пишущей машинке (обязательно четко, желательно первый или второй экземпляр). Больному дается инструкция – производить сложение чисел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследующий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности испытуемого, однако могут сказаться его профессиональные навыки. Так, счетные работники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя в других методиках (например, в корректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенностей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособности. Это должно учитываться при проведении опыта. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью обследуемого в дальнейшем.

Методика «ОТСЧИТЫВАНИЕ»

Методика была предложена Е. Кгаеpelin. При исследовании ею обнаруживаются возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 все время одного и того же числа. Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между числами исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид:

(100-7). .93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Первый – ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток – свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности, например:

(100-7)..93....85....78..71....64....58 и т. д.

Второй – ошибки в десятках – характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. Например:

93.-.86...69..62.....55...38 и т.д.

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики (например, при прогрессивном параличе) отсчитывание ведется вопреки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17–20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном выполнении задания можно либо указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.

Методика МЮНСТЕРБЕРГА

Методика Мюнстерберга предназначена для определения избирательности внимания Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова Задача испытуемого как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится две минуты Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов)

Методика Мюнстерберга (бланк)

бсолнцевтргщоцрайонзшгучнвостььъхэьгчяфактьукэкзаментрочагщ
щгирокуроргурстабеютеорияентоджеубъамхоккейтруицыфцуигах
елевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогхеюжпждрегщхнздвосприятие
йцукенгшизхъвафыпролдблюбовьавыфрплосдспектакпььячсимтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшлджьхэшщгиернкуыфйшрепортаж
ждорлафывюефбьконкурсйфныувскапрличностьзжэьеюдшщглоджин
эпрплаваниедггижэзбьтрдшщжнпркывкомедияшлдкуивотчаяниефрлнь
ячвтджэхьгфтаснлабораториягшдщиптукруцтршчпрсснованиязхжьб
щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмочьйфясмтшзаяцэълкнгитэхтм

 

Нарушения внимания не являются специфичными для каких-либо психических заболеваний, типов психического реагирования, уровней психических расстройств. Однако, можно отметить специфику их изменений при различной психической патологии. Так, наиболее ярко они представлены в структуре экзогенно-органического типа психического реагирования, проявляясь нарушениями концентрации и устойчивости внимания, быстрой истощаемостью, трудностями переключаемостью внимания Сходные нарушения встречаются при неврозах. В рамках эндогенного типа психического реагирования нарушения внимания не являются определяющими (как правило, они либо отсутствуют, либо являются вторичными по отношению к другим психопатологическим феноменам). Несмотря на это существуют данные (Э Крепелин) о том, что при шизофрении характерными оказываются нарушения активного внимания при сохранности пассивного Это отличает пациентов с шизофренией от больных с экзогенно-органическими и невротическими психическими расстройствами.

Больные шизофренией внешне невнимательные и рассеянные могут хорошо воспринимать все, что происходит вокруг, выхватывая случайные детали, и в то же время им редко удается активно направлять и длительно удерживать внимание на каком-либо заранее указанном объекте. Вследствие этого, по соотношению сохранности у пациента активного и пассивного внимания можно косвенно определить тип психического реагирования. Кроме того, у больных шизофренией нарушен механизм фильтрации, что можно заметить в экспериментах на помехоустойчивость (к примеру, в методике Мюнстерберга)

Нарушения внимания типичны для соматических заболеваний, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями. Наиболее часто расстройства внимания отмечаются у больных с патологией центральной нервной системы, церебральным атеросклерозом, гипертонической болезнью и другими заболеваниями, сопровождающимися общемозговыми явлениями (к примеру, при нейроинтоксикациях).

 

Лекция № 6

РАССТРОЙСТВО ИНТЕЛЛЕКТА

Интеллект – сложное синтетическое понятие, которое объединяет склонность человека к рассуждению, умозаключению, к расчленению главного и второстепенного, к адаптации в новой ситуации, приобретению новых знаний, применению их на практике, в творчестве.

В процессе интеллекта участвуют память, мышление, знания.

Выделяется три формы интеллектуального поведения:

1. вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;

2. способность решать проблеммы;

3. практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 741.