Роль клинического психолога в системе оказания медицинской помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с современной концепцией организации медико-психологической помощи в здравоохранении клинический психолог - это специалист с высшим психологическим образованием, прошедший последипломную переподготовку по клинической психологии для работы в учреждениях здравоохранения.

Положения о клиническом психологе и ряд других документов, использование которых необходимо для практической организации медико-психологической помощи, утверждены приказом Минздрава России от 30.10.95 №294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», Приказом Минздрава России от 26.11.96 № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь».

Клинический психолог работает в тесном содружестве с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом, другими специалистами бригады, осуществляющей оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в рамках лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программ для пациентов при наличии у них реакций дезадаптации, стрессовых и постстрессовых расстройств, неврозов и других пограничных и психосоматических расстройств. Проводит реализацию мероприятий по психологическому сопровождению лечебно-диагностического процесса. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом), в качестве консультанта или в качестве сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими заболеваниями в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы.

Различия в контингентах обслуживания, которые определяются особенностью работы лечебно-профилактических учреждений влияют на содержание индивидуальных психотерапевтических, психопрофилактических и реабилитационных программ, средние сроки лечения и планирование работы психотерапевтического учреждения, предусматривающее преимущественное применение тех или иных психотерапевтических методов.

При обращении за помощью в учреждение пациента клинический психолог проводит консультативные, психодиагностические, психокорекционные мероприятия, принимает участие в процессе психотерапии, участвует в мероприятиях реабилитационного, психопрофилактического и психогигиенического характера.

Консультативно-диагностические мероприятия проводятся по направлению врача-психиатра или врача-психотерапевта в случаях первичного обращения пациентов в психотерапевтический кабинет или другое психотерапевтическое подразделение. В ряде случаев применяется практика, при которой клинический психолог напротив сам является первичным консультантом и на этом этапе общения с пациентом осуществляет первичную психодиагностическую работу. Особое значение консультативно-диагностическая функция клинического психолога приобретает в детских поликлиниках, психологических реабилитационных центрах. Здесь клинический психолог, с учетом его специальной подготовки рекомендует дальнейшее ведение пациента врачом-специалистом (детским психиатром, детским невропатологом). При обращении за психологической помощью людей с проблемами без признаков патологии, клинический психолог может осуществлять функцию куратора, по отношению обратившимся и руководит бригадным взаимодействием в рамках конкретного случая.

При уточнении показаний и противопоказаний для самостоятельного ведения пациента клиническим психологом последний с участием врача-психиатра или врача-психотерапевта составляет и реализует индивидуальную психотерапевтическую программу. При необходимости врач-психотерапевт поручает клиническому психологу проведение патопсихологического обследования в целях обеспечения дифференциальной диагностики, приглашает консультантов. По окончании консультативно-диагностических и первоочередных терапевтических мероприятий клинический психолог дает психологическую оценку состояния пациента, производит разработку психологической плоскости функционального диагноза.

При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами лечащего врача либо собственными целями, вытекающими из психологического плана реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы. Проводя эти мероприятия всоответствии с действующим законодательством, клинический психолог обязан обеспечить соблюдение этико-деонтологических норм и правил.

Психокоррекционная работа клинического психолога проводится по индивидуальному плану. На начальных этапах ведения пациента большое значение уделяется созданию психотерапевтического контакта, атмосферы безусловного принятия и доверия со стороны пациента. Психотерапевтическая программа составляется с учетом необходимости достижения лечебного эффекта в оптимальные сроки, для чего используются методы индивидуальной, семейной, групповой психотерапии, мероприятия по созданию психотерапевтической среды и (или) терапевтического поля. Проведение отдельных психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий клинический психолог осуществляет совместно с другими сотрудникам психотерапевтического кабинета или другого психотерапевтического или психиатрического подразделения - специалистам по социальной работе (социальным работникам), методисту по арттерапии, трудовой терапии. При сотрудничестве с ними клинический психолог пользуется методическими и нормативными документами, в частности, методическими рекомендациями о сотрудничестве врача-психотерапевта и медицинского (клинического) психолога, утвержденными Приказом Минздрава России от 26.11.96 №391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь», а также рекомендациями лечащего врача или врача-психиатра (врача-психотерапевта) - руководителя бригады.

При проведении реабилитационной работы клинический психолог проводит группы суппортивной (поддерживающей) психотерапии, заседания клуба бывших пациентов. Осуществляет периодические консультации (работает с семьей пациента, проводит различные виды тренинга, принимает участие в работе социального работника, по поручению врача-психотерапевта участвует в проведении социально-реабилитационных мероприятий (терапии средой, терапии занятостью, решении социальных вопросов и др.).

В связи с высокой эффективностью использования психологических и психотерапевтических методов при осуществлении мероприятий первичной, вторичной и третичной психопрофилактики клинический психолог принимает также участие в проведении психопрофилактических мероприятий.

Его участие особенно необходимо при проведении первичной профилактики применительно к здоровым людям: работа со средствами массовой информации по пропаганде здорового образа жизни и достижений психотерапии и клинической психологии, формирование современного имиджа психотерапевтических учреждений; встречи клинических психологов и специалистов по социальной работе с населением, лекции и беседы на предприятиях и в медицинских учреждениях, издание популярной тематической литературы. Важным направлением деятельности учреждений психотерапевтического и психиатрического профиля по первичной профилактике пограничных психических расстройств является активная методическая и практическая работа с врачами других специальностей по обучению их основам психотерапии, контакты с лечебно-профилактическими учреждениями, позволяющие своевременно выявлять больных с пограничными психическими расстройствами, которые обращаются в общесоматические поликлиники. Важной стороной сотрудничества клинического психолога с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений, чаще всего там, где располагается психотерапевтическое подразделение, является проведение психопрофилактических мероприятий с самим медицинскими работниками с целью повышения их психологической компетенции, предотвращения конфликтов с пациентами и их родственниками, а также с целью профилактики профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании им профессиональной помощи (так называемого «синдрома эмоционального сгорания»).

Необходимо создание в психотерапевтических учреждениях условий для обращения за психологической помощью и психотерапией здоровых лиц с психологическими проблемами, реакциями дезадаптации. Для этой цели в учреждениях, оказывающих психотерапевтическую и психиатрическую помощь могут создаваться группы личностного роста, семинары и тренинги, развивающие практические и коммуникативные умения. Привлечение здоровых людей благотворно влияет на имидж учреждений психиатрической и психотерапевтической помощи, снижает «порог обращаемости» населения на территории обслуживания, что в конечном счете увеличивает вероятность ранней обращаемости больных.

В настоящее время не существует обязательных нормативов времени врачебного амбулаторного приема в лечебно-профилактических учреждениях. Существующая практика однако показывает, что затрата труда врачей-психотерапевтов и клинических психологов могут измеряться несколькими способами.

1. На основе количества посещений пациентов (нормативный вариант). При этом учитываются время приема одного пациента, составляется план приема на функцию врачебной должности или должности клинического психолога.

2. В качестве единицы учета труда используется условный законченный случай, оцениваемый с учетом разработанных медико-экономических стандартов и клинико-статистических групп (технологический вариант). Это более сложный вариант планирования объема медицинской помощи, предполагающий проведение специальных методических разработок, учитывающих специфику и технологию организации всей системы здравоохранения региона. В этом случае используются условные параметры времени и применяемых методов, необходимых для лечения пациентов с конкретным диагнозом до выздоровления или подтвержденного с применением специально-разработанных критериев улучшения состояния больного. При выздоровлении или улучшении состояния пациент переводится в соответствующую клинико-статистическую группу пациентов, у которых достигнуто значительное улучшение здоровья.

3. Промежуточный вариант, учитывающий разработанные условные единицы для измерения затрат труда врачей и психологов. Каждому элементу работы врача (и психолога) присваивается определенное количество условных единиц. Например, первичная встреча - 5 баллов, проведение симптоматической психотерапии -10 баллов, личностно-ориентированной психотерапии - 25 баллов. Далее проводится анализ количества баллов, «отработанных» за определенное время.

Два последних варианта позволяют осуществлять более гибкое управление лечебным процессом, создавать контрактные условия оплаты труда, исходя из интенсивности и качества проведенных мероприятий. В настоящее время эти более сложные системы организации помощи создаются в некоторых ресурсов, более широкого внедрения в медицинскую практику персональных компьютеров.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 261.