Методики для исследования памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в клинический психологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь клинический психологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.

Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияния оказывает состояние аффективно-волевой сферы больного.

Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в настоящем разделе, – это исследование памяти. Из многочисленных когда-либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие клинический психологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.

Тест зрительной и слуховой памяти.

Методика состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия – 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.

Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.

После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.

Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.

Полученные результаты могут быть подвергнуть количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100 % при воспроизведении 18–20 зрительных образов и 20–22 слов, к 80 % – 15–16 образов или слов, к 60 % – 14 образов и 13–14 слов, к 40 % – 12–13 образов и 13 слов, к 20 % – 11–12 образов и 9–11 слов.

Описанная методика относится к методам определения удержанных членов ряда. Для клинический психолога может оказаться более полезным метод выучивания, позволяющий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более полную характеристику динамики процесса активного запоминания, проверка запомнившегося через определенные интервалы времени характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жизни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоминание.

Проба на запоминание 10 слов.

При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3–4 повторений (иногда, при тренированной памяти – после 2 повторений). Через 20–30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10–15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.

В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.

Результаты пробы на запоминание могут быть отображены Графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Тест БЕНТОНА

Методика исследует зрительную память, непосредственно репродукцию пространственного восприятия. Тест предложен Бентоном в 1952 году. Материал тестов включает 10 карточек, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации (см. Приложение 2).

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору: «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

Оп БП – Опущение Большой Правой.

Оп БЛ – Опущение Большой Левой

Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90­0 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов (Приложение № ).

6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.

Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

(норма от 15 до 44 лет включительно)

Оценка По Бентону Уровень интеллекта Оценка IQ по StanfordBinet Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)
9-10 Выше среднего я много выше среднего выше 109 «Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма»
8 Средний уровень 95 – 109 «Средняя норма»
7 Низкий, малоодарен тын 80 – 94 «Низкая (плохая) норма»
6 Пограничный 70 – 79 «Пограничная зона»
5 Слабоумие Ниже 70 «Умственный дефект»

 

Поправки на возраст:

от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл

от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

(от 75 лет и выше–можно прибавитьМетодики для исследования памяти

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в клинический психологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь клинический психологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.

Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияния оказывает состояние аффективно-волевой сферы больного.

Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в настоящем разделе, – это исследование памяти. Из многочисленных когда-либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие клинический психологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.

Тест зрительной и слуховой памяти.

Методика состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия – 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.

Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.

После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.

Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.

Полученные результаты могут быть подвергнуть количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100 % при воспроизведении 18–20 зрительных образов и 20–22 слов, к 80 % – 15–16 образов или слов, к 60 % – 14 образов и 13–14 слов, к 40 % – 12–13 образов и 13 слов, к 20 % – 11–12 образов и 9–11 слов.

Описанная методика относится к методам определения удержанных членов ряда. Для клинический психолога может оказаться более полезным метод выучивания, позволяющий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более полную характеристику динамики процесса активного запоминания, проверка запомнившегося через определенные интервалы времени характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жизни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоминание.

Проба на запоминание 10 слов.

При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3–4 повторений (иногда, при тренированной памяти – после 2 повторений). Через 20–30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10–15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.

В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.

Результаты пробы на запоминание могут быть отображены Графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Тест БЕНТОНА

Методика исследует зрительную память, непосредственно репродукцию пространственного восприятия. Тест предложен Бентоном в 1952 году. Материал тестов включает 10 карточек, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации (см. Приложение 2).

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору: «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

Оп БП – Опущение Большой Правой.

Оп БЛ – Опущение Большой Левой

Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90­0 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов (Приложение № ).

6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.

Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

(норма от 15 до 44 лет включительно)

Оценка По Бентону Уровень интеллекта Оценка IQ по StanfordBinet Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)
9-10 Выше среднего я много выше среднего выше 109 «Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма»
8 Средний уровень 95 – 109 «Средняя норма»
7 Низкий, малоодарен тын 80 – 94 «Низкая (плохая) норма»
6 Пограничный 70 – 79 «Пограничная зона»
5 Слабоумие Ниже 70 «Умственный дефект»

 

Поправки на возраст:

от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл

от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

(от 75 лет и выше–можно прибавитьМетодики для исследования памяти

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в клинический психологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь клинический психологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.

Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияния оказывает состояние аффективно-волевой сферы больного.

Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в настоящем разделе, – это исследование памяти. Из многочисленных когда-либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие клинический психологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.

Тест зрительной и слуховой памяти.

Методика состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия – 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.

Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.

После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.

Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.

Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.

Полученные результаты могут быть подвергнуть количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100 % при воспроизведении 18–20 зрительных образов и 20–22 слов, к 80 % – 15–16 образов или слов, к 60 % – 14 образов и 13–14 слов, к 40 % – 12–13 образов и 13 слов, к 20 % – 11–12 образов и 9–11 слов.

Описанная методика относится к методам определения удержанных членов ряда. Для клинический психолога может оказаться более полезным метод выучивания, позволяющий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более полную характеристику динамики процесса активного запоминания, проверка запомнившегося через определенные интервалы времени характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жизни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоминание.

Проба на запоминание 10 слов.

При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3–4 повторений (иногда, при тренированной памяти – после 2 повторений). Через 20–30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10–15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словесного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.

В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.

Результаты пробы на запоминание могут быть отображены Графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Тест БЕНТОНА

Методика исследует зрительную память, непосредственно репродукцию пространственного восприятия. Тест предложен Бентоном в 1952 году. Материал тестов включает 10 карточек, на которых изображены простые геометрические фигуры и их комбинации (см. Приложение 2).

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются па квотах. Красота рисунка ни­какой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга (если фигур на карте не­сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам по­кажется, что Вы уже все запомнили Вам попятно?» (при не­соблюдении–отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору: «Держим карточки перед испы­туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж­дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7», особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряже­ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен­ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От­дельно подсчитаются ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: «Оп» с указанием:

Оп БП – Опущение Большой Правой.

Оп БЛ – Опущение Большой Левой

Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.

Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.

2. Деформация фигуры – «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды­дущей карты). Обозначается - «Перс» (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90­0 или 180°) – «Рот», например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) – «Лок»: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (осо­бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре­мени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность ре­зультатов (Приложение № ).

6. Величина–«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству­ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.

Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта

(норма от 15 до 44 лет включительно)

Оценка По Бентону Уровень интеллекта Оценка IQ по StanfordBinet Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)
9-10 Выше среднего я много выше среднего выше 109 «Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма»
8 Средний уровень 95 – 109 «Средняя норма»
7 Низкий, малоодарен тын 80 – 94 «Низкая (плохая) норма»
6 Пограничный 70 – 79 «Пограничная зона»
5 Слабоумие Ниже 70 «Умственный дефект»

 

Поправки на возраст:

от 45 до 54 лет к оценке но Бентону прибавляется 1 балл

от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла

от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла

(от 75 лет и выше–можно прибавить4-5 баллов)

 

Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интел­лекта

(норма от 15 до 39 лет включительно)

Кол-во ошибок по Бентону Уровень интеллекта Оценка IQ по Stanford-Binet Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC)
0 - Выше среднего и много выше среднего Выше 109 «Хорошая норма», а также «Высокая» и «Очень высокая норма»
2 Хорошая - средняя 105-109 «Средняя норма» (три «подуровня»)
3 Средний уровень 95-104  
4 Низко-средняя 90–94  
5 Малоодаренный 80–89 «Низкая («плохая») норма»
6 Пограничный 70–79 «Пограничная зона»
7 Слабоумие Ниже 70 «Умственный дефект»

Поправки на возраст:

от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка

от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки

от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет–можно отнять 4–5 ошибок)

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу­чают не более 4–5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6–8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6–7 баллов.

Норма получает в среднем 8–9 баллов, но может быть и 7, и даже меньше–при «Низком» или «Пограничном» интел­лекте (см. таблицу).

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90°.

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

Методика Бентона предполагает существенную нагрузку прежде всего па память испытуемого, особенно, когда одновременно в поле зрения предъявляется не одна, а несколько фигур. Это делает/задание по Бентону особенно трудным для больных с височными, височно-теменными и диффузными органическими поражениями, сопровождающимися снижением памяти. Специфическое же требование конструирования в пространстве или запоминания расположения элементов фигур в пространстве делает обе эти пробы особенно чувствительными к органической патологии теменной и теменно-затылочной области, обусловливая не только общее снижение оценки по этим методикам, по и типичные ошибки в виде характерной деформации или ротации (поворот фигур на 45°, 90° и 180°), а также преимущественной локализации ошибок в правом и левом поле зрения. Так, например, ошибки в воспроизведении рисунка чаще связаны с элементами конструктивной апракто-агнозии или апраксии при преимущественном поражении левой гемисферы у праворуких в теменной и теменно-затылочной областях, а игнорирование фигур в левом поле зрения – при поражении симметричных областей правою полушария. Отмеченные особенности методики позволяют ее использовать особенно эффективно для получения дополнительной информации относительно функциональной асимметрии полушарии и дифференциации поражении левого и правого полушарии в случаях слабовыраженной симптоматики Следует добавить, что тест Бетона, как относительно простой и портативный психодиагностический инструмент весьма полезен в качестве дополнительной методики к «неиропсихологической батарее» не только для исследования больных неврологического и нейрохирургического профиля, но и больных с диффузными органическими поражениями сосудистою или атрофического генеза, например, в диагностике начальных проявлении деменции у больных в геронтопсихиатрической клинике. Собственно, первоначально именно для этих целей он и был предложен автором. Несомненно, что в этих и других случаях существенную роль играют психометрические характеристики методики, в частности, позволяющие косвенно оценивать и интеллектуальный уровень испытуемых. Следует отметить, что признаки поражения темснно-затылочной области могут проявиться в методике Векслера и на других субтестах невербальной части, задания которой адресованы к зрительному восприятию, в частности, при выполнении субтестов «недостающие детали» или «расположение картинок», когда субъект не может вычленить существенные элементы изображений и их изменения от картинки к картинке, что необходимо для установления их последовательности, и потому не справляется даже с относительно простыми заданиями.

Для выявления тонких случаев органических поражений при теменной и теменно-затылочной локализациях может быть полезным и сопоставление результатов выполнения методики Векслера с методикой Бетона, которая позволяет соотносить результаты ее выполнения с уровнем интеллекта, что наряду с общей оценкой или особенностями выполнения методики Бентона предусмотрено инструкцией теста. Сходный смысл может иметь и сопоставление результатов выполнения больным методик Векслера и Равена.

Таким образом, особенности выполнения испытуемыми заданий тестовых методик имеют существенное значение для предположений не только о наличии органическою поражения мозга, но и о локализации очагов поражения. Однако, окончательное принятие топико-диагностическою решения может быть принято лишь при более целенаправленном и дифференцированном нейропсихологическом исследовании.

Лекция № 5

РАССТРОЙСТВО ВНИМАНИЯ.

 

Внимание - определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений.

Выделяют: произвольное, непроизвольное внимание.

Критерии внимания

- концентрация, или сосредоточенность,

- устойчивость,

- переключаемость

- объем

Виды расстройств:

Рассеянность - нарушение способности длительно сосредотачиваться с постоянными переходами от одного объекта к другому, ни на чем не задерживаясь. Часто наблюдается при переутомлении, астенических состояниях.

Мнимая рассеянность – обусловлена углублением в работе, человек не замечает окружающего.

 Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания с постоянным переходом от одного вида деятельности на другой. Наблюдается у больных в маниакальном состоянии.

Истощаемость внимания – вначале испытуемый отвечает верно, затем идет снижение продуктивности. Наблюдается при органических заболеваниях и астенических состояниях.

Апрозексия – полное отсутствие внимания

 Снижение внимания – наблюдается при олигофрении, эпилепсии, Методы исследования внимания и сенсомоторных реакций.

 

1. Корректурная проба

2. Таблицы Шульте

3. Черно-красные таблицы

4. Отсчет по Крепелину

5.Отсчет от 100 до 7

6. Обратный

Дата: 2019-02-02, просмотров: 318.