Наблюдение – ведущий метод медицинской психологии. Умение наблюдать – ценнейшее качество психолога. При наблюдении важно ничего не упустить и ничего не прибавить от себя, результаты наблюдения фиксировать.
Наблюдение – способ получение информации о психический и социальных явлениях, при целенаправленном восприятии и регистрации социальных и психических явлений.
Структура наблюдения:
1. Постановка цели наблюдения (что хотим увидеть, изучить)
2. Определяется предмет (что изучается) и объект исследования (кого изучаем)
3. Ведется дневник наблюдения (регистрация полученной информации)
4. Подводятся итоги, выводы.
Виды наблюдения:
1. - Включенное (медицинский психолог непосредственно включен во взаимодействие с испытуемым. Экспериментатор не имеет право влиять на поведение испытуемого. Испытуемый не должен знать что за ним ведется наблюдение).
- не включенное (психолог наблюдает со стороны, возможно использование видеосьемки)
2. Открытое \ скрытое
3. Сплошное – наблюдается все поведение (группа) в целом.
Выборочное – выделяются какое-то одно качество или свойство чего-либо.
Достоинства наблюдения:
1. Человек исследуется в естественных условиях
2. Простота в проведении и организации
Недостатки наблюдения:
1. Размыт, неограничен во времени
2. Затруднено применение методов математической обработки результатов
3. Сложности в фиксировании результатов
2. В эксперименте в отличии от наблюдения, экспериментатор сам создает ситуацию в которой то или иное качество должно проявиться наиболее полно.
Виды эксперимента:
1. Естественный – проходит в обычных жизненных условиях
Лабораторный – предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше изучить.
2. По степени влияния психолога на ход эксперимента:
Констатирующий – происходит констатация того или иного психического явления
Формирующий – формирование тех или иных качеств или свойств человека (обучающий, воспитывающий)
Достоинства эксперимента:
– Четко очерчен во времени
– Могут быть использованы методы математической обработки данных
Недостатки эксперимента:
Испытуемый знает, что его изучают.
3.Автобиографический метод – изучение этапов жизненного пути
Необходимо проследить особенности формирования личности, преморбид (что способствовало болезни).
Особенно помогает отследить причины неврозов, депрессий, рецидивов.
Важно знать раннее развитие больного: какой по счету родился, возраст матери, по счету какая беременность, отношения с родителями, братьями, сестрами; наличие психотравмирующих ситуаций (что было неприятного), идеалы, планы, мечты и их осуществление.
4.Психофизиологический метод – диагностика с помощью аппаратов, где снимаются показатели работы головного мозга:
ЭЭГ – представляет собой запись биотоков ГМ, отражающий процесс метаболизма
МХО (узи головного мозга);
ПЭГ (пневмоэнецефолограмма - рентгенография ГМ);
Краниография – рентгенограмм костей черепа. Позволяет судить об органических нарушениях ГМ
Анеография – определение опухоли ГМ
Компьютерная томография – рентгенологическое исследование тканей ГМ
5.Анализ изучения продуктов деятельности больного – стихи, рисунки, поделки, песни (их содержательная часть)
6.Анамнез – история болезни (начало, течение и т.д.).
Субъективный (от больного)
Объективный (от родственников)
Показания могут совпадать и нет.
7.Экспериментальный метод – с использованием тестов, методик, выбор которых зависит от:
1. цели исследования;
2. образовательного уровня больного;
3. степени сложности психических нарушений;
4. психического состояния больного;
5. жизненного опыта больного;
6. индивидуальных особенностей больного (слепота, глухота)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.