Методы клинической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наблюдение – ведущий метод медицинской психологии. Умение наблюдать – ценнейшее качество психолога. При наблюдении важно ничего не упустить и ничего не прибавить от себя, результаты наблюдения фиксировать.

Наблюдение – способ получение информации о психический и социальных явлениях, при целенаправленном восприятии и регистрации социальных и психических явлений.

Структура наблюдения:

1. Постановка цели наблюдения (что хотим увидеть, изучить)

2. Определяется предмет (что изучается) и объект исследования (кого изучаем)

3. Ведется дневник наблюдения (регистрация полученной информации)

4. Подводятся итоги, выводы.

Виды наблюдения:

1. - Включенное (медицинский психолог непосредственно включен во взаимодействие с испытуемым. Экспериментатор не имеет право влиять на поведение испытуемого. Испытуемый не должен знать что за ним ведется наблюдение).

- не включенное (психолог наблюдает со стороны, возможно использование видеосьемки)

2. Открытое \ скрытое

3. Сплошное – наблюдается все поведение (группа) в целом.

Выборочное – выделяются какое-то одно качество или свойство чего-либо.

Достоинства наблюдения:

1. Человек исследуется в естественных условиях

2. Простота в проведении и организации

Недостатки наблюдения:

1. Размыт, неограничен во времени

2. Затруднено применение методов математической обработки результатов

3. Сложности в фиксировании результатов

 

2. В эксперименте в отличии от наблюдения, экспериментатор сам создает ситуацию в которой то или иное качество должно проявиться наиболее полно.

Виды эксперимента:

1. Естественный – проходит в обычных жизненных условиях

Лабораторный – предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше изучить.

2. По степени влияния психолога на ход эксперимента:

Констатирующий – происходит констатация того или иного психического явления

Формирующий – формирование тех или иных качеств или свойств человека (обучающий, воспитывающий)

Достоинства эксперимента:

– Четко очерчен во времени

– Могут быть использованы методы математической обработки данных

Недостатки эксперимента:

Испытуемый знает, что его изучают.

3.Автобиографический метод – изучение этапов жизненного пути

Необходимо проследить особенности формирования личности, преморбид (что способствовало болезни).

Особенно помогает отследить причины неврозов, депрессий, рецидивов.

Важно знать раннее развитие больного: какой по счету родился, возраст матери, по счету какая беременность, отношения с родителями, братьями, сестрами; наличие психотравмирующих ситуаций (что было неприятного), идеалы, планы, мечты и их осуществление.

4.Психофизиологический метод – диагностика с помощью аппаратов, где снимаются показатели работы головного мозга:

ЭЭГ – представляет собой запись биотоков ГМ, отражающий процесс метаболизма

МХО (узи головного мозга);

ПЭГ (пневмоэнецефолограмма - рентгенография ГМ);

Краниография – рентгенограмм костей черепа. Позволяет судить об органических нарушениях ГМ

Анеография – определение опухоли ГМ

Компьютерная томография – рентгенологическое исследование тканей ГМ

5.Анализ изучения продуктов деятельности больного – стихи, рисунки, поделки, песни (их содержательная часть)

6.Анамнез – история болезни (начало, течение и т.д.).

Субъективный (от больного)

Объективный (от родственников)

Показания могут совпадать и нет.

7.Экспериментальный метод – с использованием тестов, методик, выбор которых зависит от:

1. цели исследования;

2. образовательного уровня больного;

3. степени сложности психических нарушений;

4. психического состояния больного;

5. жизненного опыта больного;

6. индивидуальных особенностей больного (слепота, глухота)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.