Функциональные особенности организма недоношенного ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Системы Функциональные особенности
Нервная Синдром угнетения: вялость, сонливость, слабый крик, снижение мышечного тонуса и физиологических рефлексов; несовершенство терморегуляции
Дыхательная Первичные ателектазы легких, лабильность частоты и глубины дыхания, частые апноэ
Кровообращения Лабильность частоты сердечных сокращений, сосудистая дистония, шумы вследствие функционирования фетальных коммуникаций
 Пищеварительная Снижение толерантности к пище, повышенная проницаемость кишечной слизистой
Мочевыделительная Низкая фильтрационная, реабсорбционная, концентрационная и секреторная функции
Иммунная Низкий уровень клеточного и неспецифических факторов защиты

Иная система проведения оценки степени зрелости и гестации была предложена Дубовитцем с соавт. (Баларда). Она состоит из 11 морфологических и 10 функциональных признаков, оценка каждого из которых проводится соответственно по 5-балльной шкале. Полученная общая сумма баллов соотносится к таблице, указывающей на срок гестации новорожденного ребенка. Использование этой системы дает более точную оценку степени зрелости и гестационного возраста новорожденного ребенка ( 2 нед.).

УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ

 

Уход за новорожденными в родзале

 

Первичный туалет новорожденного

Заранее перед родами подготавливается индивидуальный стерильный комплект для новорожденного: 3 стерильные пеленки, одеяло, катетеры для отсасывания слизи из верхних дыхательных путей и носа, пипетки и ватные шарики для профилактики гонобленнореи, 2 зажима Кохера (для пережатия пуповины), ножницы для рассечения пуповины, скобка Роговина (накладывается на остаток пуповины), палочки с ватой для обработки пуповины.

Этапы первичного туалета новорожденного:

Отсасывание слизи из ротоглотки проводится резиновой грушей или катетером в момент рождения головы.

Новорожденного принимают в стерильную подогретую пеленку и укладывают на одном горизонтальном уровне с матерью (чтобы не допустить трансфузии крови к плаценте или к ребенку).

Повторно проводят отсасывание слизи из ротоглотки.

Обработка пуповины. Проводится в 2 этапа. 1-й — в первые 10 с после рождения пуповину пережимают двумя зажимами Кохера: один накладывается на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй — на несколько сантиметров выше. Отрезок пуповины между зажимами обрабатывается 5 %-ным спиртовым раствором йода или 96-градусным спиртом, затем пересекается ножницами.

Ребенка показывают матери, объявляют пол и переносят на пеленальный столик с подогревом, покрытый стерильной пеленкой под лампу. 2-й этап обработки пуповины: пуповину протирают сначала спиртом, затем сухой салфеткой, туго отжимают между пальцами и на расстоянии 0,2–0,3 см от пупочного кольца накладывают скобку Роговина. Затем пуповину перерезают на расстоянии 1,5–2 см от скобки Роговина, после чего срез обрабатывают 5 %-ным спиртовым раствором йода или 5 %-ным раствором KMnO4.

Профилактика гонобленнореи проводится 30 %-ным раствором альбуцида (натрия сульфацила) дважды — сразу после родов и через 2 ч после родов (по 1 капле в оба глаза). Девочкам в половую щель закапывают по 1–2 капли 1–2 %-ного раствора серебра нитрата. Делается запись в истории болезни с указанием точного времени проведения профилактики.

Удаление первородной смазки. Осуществляется стерильной марлевой салфеткой, смоченной стерильным вазелиновым или растительным маслом из индивидуальных флаконов. Если ребенок загрязнен меконием или кровью, его нужно искупать под проточной водой.

Взвешивание производят на весах, покрытых индивидуальной стерильной пеленкой.

Измерение ребенка проводят на столе, к торцу которого прикрепляют сантиметровую ленту. К ней после измерения прикладывают полоску клеенки, которой измеряли ребенка.

Уход за ребенком в палатах новорожденных

Ежедневный туалет новорожденного. Проводится утром перед первым кормлением. Ребенка взвешивают, измеряют температуру тела, затем проводят обработку глаз от наружного угла глаза к внутреннему стерильными ватными шариками, смоченными физиологическим раствором. Для туалета носовых ходов используют жгутики, смоченные стерильным растительным маслом (жгутики вводят в носовые ходы на глубину 1–1,5 см). Затем протирают лицо ватными шариками (растворы как для глаз). После этого тампонами, смоченными в стерильном вазелиновом или растительном масле, обрабатывают естественные складки (сначала подмышечные, затем паховые).

При пеленании (перед каждым кормлением) детей подмывают под проточной водой в направлении спереди назад. Обработка остатка пуповины проводится ежедневно 3 %-ным раствором перекиси водорода, затем сухой палочкой культю просушивают, после чего пуповинный остаток смазывают 5 %-ным раствором KMnO4. После отпадения пуповинного остатка необходимо проводить обработку пупочной ранки этими же растворами до ее эпителизации (к 14 дню жизни у доношенных и до 3–4-х недель жизни — недоношенных).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДОНОШЕННЫХ
НОВОРОЖДЕННЫХ. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУДНОГО
ВСКАРМЛИВАНИЯ. ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОГО
ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

Организация вскармливания и кормления детей
в родильном доме

В 1989–1990 гг. Всемирной организацией здравоохранения была подготовлена крупномасштабная программа в поддержку грудного вскармливания, в цели и задачи которой входили пропаганда грудного вскармливания и создание в роддомах условий для успешного кормления новорожденных материнским молоком.

Суть программы изложена в 10 принципах успешного грудного вскармливания:

1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.

2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.

3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.

5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они временно отделены от своих детей.

6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.

8. Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.

9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).

10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

Для выполнения данных принципов работа родильных домов должна быть организована так, чтобы обеспечить контакт матери и ребенка сразу после родов, совместное пребывание матери и ребенка, круглосуточный «свободный» режим кормления новорожденного. Первое прикладывание здоровых новорожденных к груди необходимо проводить в родзале в первые полчаса после родов. Для этого ребенка после перевязки пуповины выкладывают на живот матери и он сам «приползает» к груди и начинает сосать.

Преимущества раннего прикладывания к груди:

происходит более раннее заселение кожи и кишечника ребенка нормальной микрофлорой;

повышается устойчивость новорожденного к инфекциям;

активнее стимулируется лактация у матери;

улучшается течение III-го периода родов и послеродового периода;

быстрее устанавливается психоэмоциональный контакт между матерью и ребенком.

Преимущества совместного пребывания матери и ребенка:

возможность постоянного контакта и доступа матери к новорожденному (круглые сутки);

возможность осуществлять кормление «по требованию»;

возможность наблюдать каждую реакцию ребенка;

легче проводить подготовку и обучение матери правилам ухода за ребенком;

укрепляется связь между матерью и новорожденным;

уменьшается риск больничных инфекций.

 

Преимущества грудного вскармливания:

1. Качество и соотношение белков, жиров и углеводов материнского молока идеально для усвоения организмом ребенка (оптимальная и сбалансированная пищевая ценность).

2. Женское молоко содержит биологически активные вещества и факторы иммунитета (ферменты, гормоны, иммуноглобулины, лизоцим), способствующие противоинфекционной устойчивости детей (защитная роль грудного молока).

3. Минеральные вещества (кальций, фосфор, микроэлементы) оптимально соответствуют потребностям ребенка, всасываются в 2 раза лучше, чем из коровьего молока (высокая усвояемость как микро- и макроэлементов, так и белков, жиров и углеводов).

4. Грудное молоко обеспечивает активное размножение в кишечнике новорожденных бифидо-флоры, т. е. благоприятно влияет на формирование биоценоза кишечника.

5. Для грудного молока характерны оптимальная температура и низкая осмолярность.

6. Грудное вскармливание адекватно регулирует формирование зубочелюстной системы.

7. При кормлении грудью устанавливается лучший психоэмоциональный контакт между матерью и ребенком, сильнее взаимная привязанность.

8. Грудное молоко — самая дешевая пища (экономический эффект грудного вскармливания).

9. У детей, находящихся на грудном вскармливании ниже риск развития язвенно-некротического энтероколита, синдрома внезапной смерти, аллергических заболеваний.

10. Исследованиями зарубежных авторов установлено, что у детей, которые находились на грудном вскармливании, реже наблюдаются гипертония, атеросклероз, сахарный диабет, лимфомы. Кроме того, для них характерны более высокие показатели умственного развития.

Принципы успешного грудного вскармливания касаются только здоровых новорожденных, родившихся от здоровых матерей. В случае болезни матери и/или ребенка, невозможности вскармливать грудью вопросы кормления решаются индивидуально.

Виды вскармливания новорожденных.
Формулы расчета питания у доношенных новорожденных

По терминологии ВОЗ выделяют следующие виды грудного вскармливания:

Полное грудное вскармливание (по отечественной терминологии — естественное вскармливание). При нем ребенок не получает ничего, кроме грудного молока или наряду с грудью матери получает соки или воду в объеме не более 1–2 глотков не чаще 1–2 раз в день.

Частичное грудное вскармливание (по отечественной терминологии приближается к термину «смешанное вскармливание»).

Выделяется III степени частичности:

I. «Высокий уровень» — грудное молоко составляет более 80 % суточного объема.

II. «Средний уровень» — грудное молоко составляет 20–79 % суточного объема.

III. «Низкий уровень» — грудное молоко составляет до 20 % суточного объема.

3. Знаковое или символическое грудное вскармливание — такое прикладывание к груди, при котором ребенок практически не получает пищи и которое проводится только как форма психологической защиты.

Необходимое количество молока для доношенных новорожденных рассчитывается по следующим формулам:

1. Формула Финкельштейна (применяется до 7–8 дня жизни): суточное количество молока составляет 70 мл ´ n (при массе до 3200 г), 80 мл ´ n (при массе более 3200 г), где  n — день жизни.

2. Формула Зайцевой: суточное количество молока в миллилитрах составляет 2 % массы тела (в граммах) ´ n, где n — день жизни.

3. Количество молока на одно кормление: 10 мл ´ n, где n — день жизни.

4. С 10 дня до 2 месяцев жизни. Суточное количество молока (в мл) составляет 1/5 массы тела (в граммах).

5. Энергетический метод: Суточная калорийность пищи составляет в первые сутки — 30–35 ккал/кг массы тела ребенка, в последующие дни увеличивается ежедневно на 5 ккал в сутки. С 10-го дня жизни ребенок получает 100 ккал/кг в сутки, на 14 день жизни — 110–120 ккал/кг в сутки, в 1 месяц — 130–140 ккал/кг в сутки.

УХОД ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ РЕБЕНКОМ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

При первом посещении ребенка врач должен тщательно собрать анамнез, проанализировать течение беременности и родов, наличие пограничных состояний или заболеваний в раннем неонатальном периоде. При осмотре ребенка оценивается состояние кожи и слизистых оболочек, его поведение, наличие и выраженность физиологических рефлексов, вид вскармливания, активность сосания, прибавка в массе, характер стула. Особое внимание следует обратить на состояние пупочной ранки, обязательно обучить мать ребенка технике ее обработки. Обычно заживление пупочной ранки происходит на 3-й неделе жизни (на 15–18 дни жизни). Длительно незаживающая пупочная ранка должна насторожить в отношении инфекций (омфалиты) или хирургической патологии (пупочный свищ).

Основные требования по уходу за новорожденными на дому

Ежедневный туалет. Туалет кожи, слизистых, пупочной ранки, подмывание ребенка осуществляются по тем же правилам, что и в палате новорожденных родильного дома. Полость рта обрабатывается только в случае молочницы. Ногти обрезаются маленькими ножницами с тупыми концами, которые предварительно обработаны 96-градусным спиртом.

Пеленание. По желанию родителей можно с первых дней жизни использовать кофточки и ползунки. Но в случае, если ребенка решили пеленать, применяют метод свободного и широкого пеленания. Суть свободного пеленания заключается в одевании ребенку с первых дней жизни тонкой распашонки, а поверх нее — кофточки с зашитыми рукавами. При этом ручки ребенка остаются свободными, объем их движений увеличивается, что благотворно сказывается на нервно-психическом развитии, а также функции дыхания. Широкое пеленание необходимо для правильного формирования тазобедренных суставов. При этом способе бедра разведены в стороны и создаются условия для правильного формирования тазобедренных суставов. Для этого на подгузник кладут 2 фланелевые пеленки, сложенные прямоугольником 15´35 см, которые заворачиваются между ножек к животику ребенка так, чтобы бедра находились в разведенном состоянии.

Купание. До 6 месяцев — ежедневно, затем можно купать через день. Температура воды должна быть 37–37,5°С, продолжительность ванны 5–7 мин. Мыло для мытья тела используется 1–2 раза в неделю, область промежности моют с мылом ежедневно.

Прогулки на свежем воздухе. Летом начинают сразу после выписки из стационара. Продолжительность первой прогулки — 15–20 мин, затем пребывание на улице увеличивают на 10–20 мин ежедневно. Весной и осенью продолжительность прогулки сокращается до 10–15 мин и длительность пребывания на свежем воздухе увеличивают на более короткий срок. В зимний период режим пребывания на свежем воздухе устанавливается индивидуально с учетом климата, состояния здоровья и особенностей ребенка.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 








Дата: 2019-02-02, просмотров: 191.