ФТС России (ранее ГТК РФ) проводит большую работу по созданию договорно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации со странами дальнего зарубежья. За период с 1991 года по 2003 год по линии ГТК России подготовлено и от имени Правительства Российской Федерации заключено 33 межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, в том числе с США, КНР, странами Латинской Америки, с подавляющим большинством европейских государств. Практическая реализация этих соглашений позволяет осуществлять обмен информацией о таможенных правонарушениях, проводить совместные операции с таможенными и другими правоохранительными органами зарубежных государств.
В июне 2003 года Российская Федерация впервые избрана Заместителем Председателя Совета Всемирной таможенной организации (СТС/ВТО). В течение двух лет Россия являлась координатором деятельности СТС/ВТО в Европейском регионе этой организации, который объединяет 49 государств.
Важнейшим направлением деятельности в период председательства России в СТС/ВТО стали: создание предпосылок для ускорения процесса встраивания российской системы таможенного транзита в европейскую, разработка и внедрение совместно с Евросоюзом единого транзитного документа с целью упрощения таможенных формальностей при перемещении товаров на границах Европейского региона, обеспечение безопасности поставок товаров.
Россия также является наблюдателем во Всемирной торговой организации (бывшей ГАТТ, ныне – ВТО). Членами Всемирной торговой организации являются 161 страна мира, и с каждым годом их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Однако стоит помнить, что особенность процедуры вступления в ВТО такова, что ее негативное воздействие на отечественный бизнес может проявиться быстрее, чем долгосрочные позитивные последствия. Открытие рынков (пусть и постепенное и небезусловное), установление закрытого списка тарифов, утрата возможности принятия дополнительных протекционных мер начнут сказываться в ближайшие годы после вступления России в ВТО.
Чтобы вступить в эту организацию России необходимо выполнить массу условий, прежде всего по унификации законодательной базы (в области возмещения инвестиционных затрат, в сфере валютного, таможенного и антимонопольного регулирования, переход на международную систему бухгалтерского учета, внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты). Став членом ВТО, Россия будет вынуждена чуть ли не полностью открыть свой рынок, существенно снизить ввозные пошлины на многие виды продукции – автоавиатехнику, мебель, табачные и винно-водочные изделия, что не только больно ударит по российским производителям, но и сделает Россию более зависимой в стратегическом отношении.
Ситуацию в российской экономике в настоящее время можно охарактеризовать двумя факторами: недостаток конкурентоспособной отечественной продукции при наличии значительных валютных средств от экспорта сырья. Развитые страны хотят видеть в России стабильного поставщика минерального сырья, который на вырученные средства приобретал бы излишки их продукции. России же нужно развивать производство готовой продукции, для чего просто необходимы некоторые протекционистские меры для отечественных производителей. Пока же российские компании не испытывают сильной конкуренции на внутреннем рынке и не сталкиваются с серьезными торговыми ограничениями на внешнем рынке.
Россия, присоединяясь к ВТО, должна согласовать перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок, в том числе в форме коммерческого присутствия. Такие обязательства могут быть общими для всех услуг и конкретными, затрагивающими только определенные сектора.
В отличие от торговли товарами, любая количественная оценка последствий присоединения к ВТО для российской индустрии услуг вряд ли может считаться корректной. Тем более что согласовывать обязательства России приходится по десяткам видам услуг, совершенно разных по своему характеру, степени вовлеченности в систему международной конкуренции, особенностям национального контроля и регулирования.
Отрасли услуг в России находятся на начальной стадии становления и испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Объем производимых услуг на душу населения в России (в сопоставимых ценах) не превышает 3 тыс. долл. в год, в то время как в США он равен 25, в Западной Европе и Японии – 15-16 тыс. долл. Без ускоренного развития этой сферы создать в России цивилизованный рынок и повысить эффективность экономики не удастся.
Не менее важно и то обстоятельство, что конкурентное давление со стороны иностранных поставщиков услуг оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры. Это принесет непосредственные выгоды потребителям и будет, в свою очередь, стимулировать расширение спроса как основу для дальнейшего прогресса рассматриваемых отраслей
Принятие наработанных ВТО нормативов в секторе услуг поможет устранению множества пробелов в правовом обеспечении этого сегмента российского рынка, формированию правовой системы, сопоставимой с западным и международным законодательством.
Интеграция России в мировой рынок услуг, как и любое новое значимое событие, имеет в то же время негативные стороны и сопряжена с целым рядом неизбежных издержек. При сложившемся в рассматриваемой сфере довольно либеральном внешнеторговом режиме возможно проникновение на российский рынок фирм-однодневок и недобросовестных производителей, разнообразные злоупотребления с их стороны. Наибольшие опасения вызывает угроза захвата рынка мощными и многоопытными зарубежными конкурентами, их утверждение в самых выгодных секторах, использование наиболее квалифицированной части российской рабочей силы. И действительно, практически все российские рынки слабы по любому критерию, и опасения относительно потери контроля над ними вполне обоснованы. Но, оценивая степень опасности рыночной экспансии иностранных конкурентов, следует принимать во внимание целый ряд моментов, касающихся особенностей российского рынка, а также потенциала конкурентоспособности российских производителей.
Сильная сторона российских производителей услуг – детальное знание общих хозяйственных условий и конкретных проблем бизнеса в России. Западные специалисты, привязанные к стандартным подходам и схемам, сталкиваясь с нетипичными российскими условиями и ситуациями, часто проигрывают российским производителям в способности принимать адекватные решения. Рыночная устойчивость российских поставщиков услуг основывается пока на ценовых преимуществах. Дешевая рабочая сила, труд высокой квалификации определяет более низкие (иногда до пяти и более раз) цены на аналогичные услуги, чем у зарубежных конкурентов. Таким образом, присутствие на рынке иностранных конкурентов будет способствовать повышению оплаты труда российских специалистов (причем не только в сфере услуг).
В целом угроза захвата зарубежными конкурентами российского рынка услуг явно преувеличена и выгоды для страны от интеграции в ВТО будут превосходить возможные минусы. Протекционизм нанес бы больший ущерб национальным интересам, так как затормозил бы развитие отраслей, насущно необходимых для развития страны и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В интересах ускорения развития рассматриваемых отраслей крайне важно переломить утвердившееся со времен плановой экономики отношение к услугам, как к второстепенному виду деятельности. Необходимо ликвидировать пробелы в информационном обеспечении индустрии услуг. Без подробной и достоверной статистики эффективно регулировать эту сферу вряд ли возможно.
Современное состояние большинства высокотехнологичных отраслей гражданского назначения в России характеризуется стагнацией (т.е. некоторым застоем), обусловленной глубиной и длительностью переходного кризиса в экономике и последовавшим сокращением спроса со стороны государства и потребительского рынка. Среди технологических направлений, в которых, по мнению российских экспертов, Россия сохраняет передовые позиции, следует, в первую очередь, отметить разработки, связанные с освоением и использованием космического пространства. Сопоставимые с лучшими мировыми образцами разработки Россия имеет и в отдельных областях информационных технологий, касающихся, в первую очередь, применения сложных математических методов и разработки соответствующего программного обеспечения. Кроме того, Россия стоит в одном ряду с мировыми технологическими лидерами в разведке и добыче полезных ископаемых, атомной энергетике, ряде технологий авиастроения.
В статистике мирового рынка высоких технологий Россия присутствует в таких сегментах, как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной аппаратуры. Наиболее крупным сегментом наукоемкой высокотехнологичной индустрии, способным на равных конкурировать с экспортной продукцией развитых стран на мировых рынках, является ориентированная на внешние поставки часть оборонного комплекса России.
Вместе с тем, имеющийся научно-технологический и кадровый потенциал России остается высоким по самым строгим мировым критериям, но до сих пор во многом не востребован как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Одна из причин – отсутствие комплексной внешнеэкономической политики, одним из направлений которой должна стать преференциальная поддержка разработчиков и производителей конкурентных на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг.
Одним из наиболее дискуссионных в настоящее время в России является вопрос об условиях присоединения к Соглашению о торговле гражданской авиатехникой. Это соглашение предусматривает:
- ликвидацию импортных пошлин, НДС и таможенных сборов при ввозе в страну воздушных судов (кроме военных), компонентов и узлов, авиадвигателей и их частей, авиационных тренажеров;
- любую закупку авиатехники только на основе конкурса с участием иностранных производителей;
- включение в стоимость воздушных судов всех форм государственной поддержки.
Эти условия могут ограничить возможности прямой государственной поддержки авиастроения. Вместе с тем, задачи развития отрасли на принципиально новом технологическом уровне по оценкам большинства специалистов невозможны без широкой международной кооперации.
Присоединение к ВТО в ближайшие несколько лет и открытие российского рынка банковских услуг для иностранной конкуренции вряд ли окажет серьезное влияние на отечественную банковскую систему. В более отдаленной перспективе (10-15 лет) привлекательность российский рынка для крупнейших мировых банков неизбежно повысится. Но трудно дать однозначную оценку последствий вхождения этих банков на российский рынок. Не имея одобренной концепции развития банковской системы России квалифицированно оценить возможные последствия вступления в ВТО для неё представляется крайне сложным.
На некоторых секторах рынка банковских услуг иностранные банки имеют все шансы составить серьезную конкуренцию российским кредитным организациям, например:
- обслуживание работающих в России, иностранных фирм, традиционно ориентирующихся на сотрудничество с западными банками;
- привлечение средств с мирового рынка капитала;
- осуществление международных расчетов – как по экспортно-импортным контрактам, так по операциям, связанным с движением капитала.
Однако, несмотря на успешное освоение отдельных секторов российского рынка банковских услуг, крупнейшие иностранные банки пока воздерживаются от расширения своих операций в России, ограничиваясь «стратегическим присутствием». Такая позиция западных банков объясняется, прежде всего, действием следующих факторов, затрудняющих прибыльную работу банка, организованного по западным принципам, в российских условиях:
1. Принципиальное различие условий функционирования банковской системы в России и в наиболее развитых странах.
2. Недостаток рыночных ниш, в которых банк, оперирующий по западным принципам, мог бы рассчитывать на получение значительной прибыли, даже после значительных капиталовложений.
В то же время, в более долгосрочной перспективе (10-15 лет) можно прогнозировать постепенное повышение привлекательности российского рынка для иностранных банков. Это будет связано как с общим улучшением экономической ситуации, так и с постепенным повышением культуры ведения бизнеса в стране. Как можно предположить, и через 10-15 лет даже крупнейшие российские банки будут несопоставимо малы по сравнению с крупнейшими иностранными банками, и вхождение последних на российский рынок будет означать резкое повышение конкурентной борьбы на нем. Вместе с тем, если структурные реформы в промышленности, законодательные и налоговые преобразования будут осуществляться высокими темпами, то такая ситуация может сложиться уже в ближайшие 3-5 лет, как это произошло в странах Восточной и Центральной Европы.
Однако при оценке перспектив развития ситуации необходимо, прежде всего, определить, с чьих позиций будет производиться эта оценка. С точки зрения российских банков возможное усиление конкуренции со стороны иностранных банков является крайне нежелательным, и его необходимо предотвратить. В то же время, с точки зрения экономики в целом начало полномасштабной работы в Россию одного или нескольких крупнейших западных банков будет иметь весьма позитивные последствия по следующим причинам:
- повысится конкуренция в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг;
- крупный западный банк сможет осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков, а это как раз то, что нужно российской экономике.
Среди негативных последствий можно выделить следующие:
- иностранные банки хотя и будут регулироваться российскими банковскими требованиями, но в политике размещения ресурсов (предоставления кредитов реальному сектору) будут руководствоваться указаниями своих головных контор, которые будут учитывать в первую очередь собственные национальные интересы и национальное банковское регулирование;
- иностранные банки, в случае доминирования, смогут диктовать процентную политику на российском банковском рынке. Учитывая его небольшие размеры, такая ситуация реальна. Кризис 1998 года был отчасти вызван массовым оттоком средств нерезидентов.
Таким образом, вряд ли можно говорить о существенных негативных последствиях вступления в ВТО для российской банковской системы. Но, с другой стороны, существенного выигрыша от вступления России в ВТО отечественные банки тоже не получат.
Решения об условиях доступа иностранных операторов на российский страховой рынок, принимаемые в ходе переговоров о присоединении России к ВТО, носят стратегический характер.
Большая часть их последствий проявится не ранее, чем через 4-6 лет, при условии позитивных тенденций в российской экономике. Именно в эти сроки можно ожидать активизации практического интереса иностранных операторов к рынку прямого страхования в России. Сегодня их интерес носит скорее стратегический характер. Эти решения практически не отразятся на российском рынке страхования в краткосрочной перспективе (до 3 лет), в силу низкой привлекательности прямых иностранных инвестиций в страховую инфраструктуру России.
Сбалансированное открытие национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков позволяет:
- повысить емкость национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;
- привлечь иностранные инвестиции в развитие страховой инфраструктуры;
- использовать передовые страховые технологии и «ноу-хау»;
- расширить структуру и повысить качество страховых услуг, а также снизить издержки на их предоставление;
- активизировать конкуренцию на внутреннем страховом рынке и интенсифицировать деятельность национальных операторов.
С другой стороны, чрезмерная либерализация доступа может привести к доминированию иностранных операторов что, в свою очередь, обращает преимущества международной конкуренции в их противоположность:
- потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами, сформированными из взносов населения и юридических лиц, даже при условии размещения этих резервов внутри страны происхождения
- сильный иностранный капитал оказывается порой сильнее национальных органов страхового надзора. В России вероятность этого возрастает вследствие несовершенной системы страхового надзора, которая нуждается в реформировании;
- доминирующее иностранное участие на страховом рынке или в отдельных его сегментах ограничивает возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике (пенсионное страхование, медицинское страхование и т.п.);
- экспансия крупных иностранных страховщиков, проводящих агрессивную политику, зачастую сопровождается ценовым демпингом, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять. Это подрывает его устойчивость и создает условия для возникновения монопольного положения иностранного страховщика в отдельных секторах;
- сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего – высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.
Таким образом, в интересах российской экономики – обеспечение стимулирующего воздействия разумной иностранной конкуренции при сохранении «национального суверенитета» в страховой отрасли – как по отдельным секторам, так и на рынке в целом.
Вступление в ВТО требует от любой страны, включая Россию, соблюдения ряда основных условий, относящихся к аграрной сфере:
- снижение барьеров входа на внутренние рынки, в том числе: перевод нетарифных технических барьеров (количественные ограничения, запреты, дискриминационное лицензирование импорта) в обычные тарифы;
- сокращение общего уровня сельскохозяйственных тарифов (по группам развитых и развивающихся стран);
- обеспечение определенного минимального уровня возможного импорта по относительно низким тарифам на основе так называемых тарифных квот;
- снижение экспортных субсидий;
- снижение общего уровня поддержки сельскохозяйственного сектора.
Кроме указанных основных ограничений и сокращений, страна, входящая в ВТО должна пройти долгий путь синхронизации отраслевого отечественного законодательства и правоприменения с мировыми стандартами. К таким сферам относятся синхронизация отраслевых стандартов, норм фитосанитарного контроля и т.д. Кроме того, детали переговорной позиции страны должны быть согласованы и одобрены странами-членами ВТО.
Наиболее острой при вступлении в ВТО является проблема совокупной внутренней поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей. Россия настаивает на принятии в качестве базового уровня поддержки 1989-1991 гг., когда она была более значима. Наши партнеры по переговорам настаивают на принятии в качестве базового уровень 1996-1998 гг. В странах мира существует два типа поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: искусственное поддержание высоких цен на сельскохозяйственную продукцию («ценовые трансферты» или своеобразный налог на конечного потребителя) и государственные субсидии (бюджетная поддержка). В силу низкой покупательной способности конечного потребителя Россия, в отличие от развитых стран мира, практически лишена возможности применять ценовые трансферты. Отечественное сельское хозяйство поддерживается, прежде всего, за счет бюджетных средств. Поэтому в свете переговоров о вступлении в ВТО огромное значение приобретает сохранение, или даже увеличение уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства.
Нельзя также забывать, что в современных условиях усиливается зависимость состояния отечественного АПК от макроэкономических факторов – темпов инфляции, обменного курса и его динамики, общего состояния финансово-кредитной системы. Это характерно для всех стран мира, включая Россию. Таким образом, валютно-курсовая политика играет не менее важную роль, чем специальные протекционистские меры государства. Меры внутренней аграрно-продовольственной политики должны быть направлены на поиски и использование таких путей повышения эффективности аграрнопродовольственной системы, которые не вступали бы в прямое противоречие с задачами вступления и членства в ВТО.
Среди таких мер внутренней аграрно-продовольственной политики можно отметить следующие.
Внешнеторговые тарифы и таможенная политика. В сфере экспорта продовольствия из России было бы исключительно важно провозгласить долгосрочную политику нулевых экспортных тарифов и поощрения экспорта (разумеется, за исключением форс-мажорных обстоятельств, которые должны определяться в соответствии с установленной законом процедурой). Последовательная реализация такой политики усилит стимулы для расширения отечественного производства, даст возможность производителям заработать дополнительные средства, привлечёт в сельское хозяйство и производство продовольствия крупных отечественных и иностранных инвесторов и повысит общую ликвидность сектора.
В сфере импорта продовольствия тарифы также должны быть максимально стабильными и устанавливаться на достаточно высоком уровне. Такой подход позволяет предохранить местных производителей аналогичных продуктов от воздействия иностранной конкуренции, и в то же самое время не приводит к повышению цен на потребительском рынке.
Изменение направлений и характера бюджетной поддержки сельского хозяйства. За последнее десятилетие на фоне общего сокращения доли бюджетных расходов на сельское хозяйство в совокупных бюджетных расходах (с примерно 12 до 1%), произошла децентрализация бюджетной поддержки – в настоящее время около 2/3 государственных расходов осуществляется на региональном уровне. При этом основная доля расходов (около 9/10) приходится на текущую поддержку хозяйств. Такая структура поддержки резко отличается от подавляющего большинства стран-членов ВТО, где значительная доля затрат на сельское хозяйство приходится на развитие и поддержку рыночной инфраструктуры, аграрной науки.
С точки зрения макроэкономической политики ключевую роль может играть политика валютного курса. Осуществление политики относительно слабой национальной валюты повышает конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства так, что возможные уступки ВТО по импортным тарифам не приведут к росту импорта продовольствия. И наоборот, чрезмерное укрепление рубля может привести к негативным последствиям для отечественных производителей продовольствия даже при установлении относительно высоких импортных тарифов.
Обеспечение гласности и прозрачности переговорного процесса при вступлении в ВТО. Опыт стран Центральной и Восточной Европы и других стран показывает на важность своевременного информирования и широкого общественного обсуждения хода переговоров. Такой подход особенно важен для России, ведь базовый Уровень осведомленности о ВТО в стране исключительно низок. В такой ситуации отечественные участники рынка нуждаются в информировании по элементарным вопросам организации мировой торговли продовольствием. На данный момент переговорная позиция России по вступлению в ВТО, поддержанная Минсельхозом, состоит в том, чтобы регулирование импорта продовольствия в страну видоизменялось в два этапа.
На первом переходном этапе в 6-10 лет устанавливается максимальный уровень связанных пошлин, и по мере роста объемов производства и конкурентоспособности российского продовольствия импортные тарифы постепенно снижаются. На втором этапе устанавливается согласованный обеими сторонами уровень связанных пошлин, что фактически означает свободный доступ товаров на рынки.
Представителей ЕС, США и некоторых других стран не устраивают представленные Россией предложения по импортным тарифам на сельхозпродукцию и продовольственные товары. Так, Россия предлагает на первом этапе установить связанные пошлины на зерно и мясо в размере 40 и более процентов, а представители западных стран требуют сглаживания ставок и замораживания режима импорта на срок переговоров. ВТО, кроме того, негативно относится к восстановлению и увеличению Россией экспортных пошлин на подсолнечник.
По тем видам продовольствия, которые поставляются в Россию в небольших количествах, не производятся в стране или по которым существует дефицит (пальмовое масло, какао-остро стоит вопрос согласования ставок по товарам, для увеличения объема производства которых Россия имеет реальный потенциал. В отношении них Россия заинтересована в установлении на первом этапе самых высоких импортных тарифов для создания российским производителям конкурентных преимуществ перед импортерами. К ним относятся так называемые «стратегически важные» виды продовольствия – такие, как зерно, растительное масло, мясо птицы. Именно по этим товарам в отдельных странах ВТО отмечается перепроизводство. Очевидно, что они заинтересованы в том, чтобы первоначальный уровень пошлин был максимально низким, что и приводит к основным разногласиям в сельскохозяйственной сфере.
Промышленные отрасли российской экономики в силу раздробленности интересов не имеют общей позиции по вопросу вступления России в ВТО, в тоже время отрасли, ориентированные на экспорт (черная и цветная металлургия, производство минеральных удобрений), в целом выступают за вступление в ВТО, а отрасли, работающие на внутренний рынок, находятся в оппозиции к «проблеме ВТО» и выступают за сохранение высоких ставок тарифов на импортную продукцию.
Различные отрасли промышленности в разной степени осознают последствия вступления страны в ВТО. Наибольшую активность проявляют автомобилестроители и авиастроители, в то время как фармакологическая и химическая промышленности пока относительно менее активны. В некоторых ситуациях вступление в ВТО выгодно с точки зрения экспортного компонента отрасли, но невыгодно для той же отрасли, работающей на внутренний рынок (например, металлургия).
В любом случае последствия присоединения – положительные или отрицательные – проявятся в полном объеме только через пять-семь лет, когда снизятся пошлины на продукцию тех отраслей, в защите которых Россия особенно заинтересована, и в стране появятся компании, конкурентоспособные на внутреннем и на внешнем рынке. Стоит помнить, что результат в значительной степени зависит от того, в какой мере Россия сумеет проводить эффективную экономическую политику, в максимальной мере использующую механизмы ВТО.
Новый Таможенный кодекс РФ – это один из основополагающих документов, который на современном этапе необходим России для вступления в ВТО. Кодекс полностью основан на международных признанных нормах и адекватен тому законодательству, которое требует от стран Всемирная торговая организация. Этот документ должен стать основным ключом к дверям в мировое торговое сообщество. Все статьи Таможенного кодекса посвящены собственно таможенному делу и четко регламентируют как права и обязанности таможенных органов, так и права и обязанности участников внешней торговли. Это меняет характер взаимоотношений таможни и бизнеса и предоставляет широкие возможности для эффективного обжалования действий таможенных органов. Положения Таможенного кодекса свидетельствуют о том, что российская таможня стремится стать органом, обслуживающим бизнес в части его внешнеторговой деятельности.
Очевидно, что работа, проводимая сегодня руководством страны по снижению налогового бремени, модернизация таможенной службы на основе Таможенного кодекса РФ позволят создать принципиально новый деловой климат, благоприятные условия для активизации внешней торговли. Главная задача таможни сегодня – содействовать развитию внешней торговли в России.
Контрольные вопросы
1. В чем смысл гармонизации и унификации таможенного дела России с общепринятыми международными нормами и мировой практикой?
2. Таможенный кодекс 2003 года, его характеристика.
3. В чем выражена либерализация таможенного законодательства?
4. Какие преимущества дает России участие в ВТО?
5. Охарактеризуйте проблемы, связанные со вступлением России в ГАТТ/ВТО.
6. Дайте характеристику таможенному сотрудничеству России с государствами СНГ.
7. В каких экономических объединениях на пространстве СНГ участвует Российская Федерация?
8. Что предполагает создание единого таможенного пространства?
9. Сотрудничество России с международными экономическими и таможенными организациями.
10. Перечислите приоритетные стратегические задачи внешней политики Российской Федерации, которая последовательно проводит курс на углубление интеграции стран Сообщества.
Тест для итогового контроля
Вопрос 1. Какой орган государственной власти осуществляет общее руководство таможенным делом?
Ответ 1: Президент РФ;
Ответ 2: Правительство РФ;
Ответ 3: Министерство экономического развития и торговли РФ;
Ответ 4: Федеральная таможенная служба.
Вопрос 2. Разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета – это?
Ответ 1: таможенная политика;
Ответ 2: таможенное дело;
Ответ 3: таможенный тариф;
Ответ 4: таможенный режим.
Вопрос 3. Что представляет собой таможенное дело?
Ответ 1: совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;
Ответ 2: совокупность средств по обеспечению защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
Ответ 3: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и сборов;
Ответ 4: совокупность государственных органов, участвующих в разработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации.
Вопрос 4. В настоящее время систему таможенных органов образуют?
Ответ 1: Государственный таможенный комитет, Региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты;
Ответ 2: Региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты;
Ответ 3: Федеральная таможенная служба, Региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты;
Ответ 4: Таможни, таможенные посты.
Вопрос 5. Что не относится к принципам взимания тамги?
Ответ 1: с целого ряда товаров она взималась не с цены, а с их количества;
Ответ 2: с цены весчих товаров она взималась в большем размере;
Ответ 3: иногда ее ставка зависела от вида и типа транспортного средства, доставившего товар;
Ответ 4: все относятся.
Вопрос 6. Как называется экономическая политика государства, выступающая за свободу торговли и невмешательство в хозяйственную деятельность предпринимательства?
Ответ 1: фритредерство;
Ответ 2: протекционизм;
Ответ 3: эмбарго;
Ответ 4: любой из перечисленных правильный.
Вопрос 7. Явка – это?
Ответ 1: пеня за тайный провоз товаров через заставу;
Ответ 2: пошлина за предъявленный в таможне товар;
Ответ 3: сбор за клеймение лошадей при купле-продаже;
Ответ 4: плата за разгрузку товаров на заставе при взвешивании.
Вопрос 8. Что такое протекционизм?
Ответ 1: экономическая политика государства, выступающая за свободу торговли и невмешательство в хозяйственную деятельность предпринимательства;
Ответ 2: систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении через таможенную границу государства;
Ответ 3: экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и защиты ее от иностранной конкуренции;
Ответ 4: любой вариант правильный.
Вопрос 9. Чем занималась Посольская новая таможня?
Вопрос 1. оформлением торговых операций с лошадьми;
Ответ 2: оформлением сделок зерна, овощей и некоторых других товаров;
Ответ 3: оформлением иностранных товаров;
Ответ 4: оформлением любых из перечисленных сделок.
Вопрос 10. Укажите, что относится к обязанностям таможенного головы?
Ответ 1: лично присутствовать при заключении всех торговых сделок;
Ответ 2: производить оценку таможенной стоимости товаров;
Ответ 3: взимать таможенные пошлины с продажи (покупки) товаров;
Ответ 4: любое из перечисленного.
Вопрос 11. В каком году был принят Торговый устав?
Ответ 1: 1653;
Ответ 2: 1655;
Ответ 3: 1663;
Ответ 4: 1667.
Вопрос 12. Какой нормативный акт был принят в 1667 году?
Ответ 1: Соборное уложение;
Ответ 2: Торговый устав;
Ответ 3: Новоторговый устав;
Ответ 4: все перечисленные документы.
Вопрос 13. Кто из русских правителей ввел 13% «новоположенную» таможенную пошлину?
Ответ 1: Петр I;
Ответ 2: Екатерина II;
Ответ 3: Елизавета Петровна;
Ответ 4: Петр III.
Вопрос 14. «Арифметический масштаб обложения товаров» по тарифу 1724 означал, что размер пошлинного обложения зависел от
Ответ 1: количества перевозимого товара;
Ответ 2: таможенной стоимости товара;
Ответ 3: развития внутреннего производства;
Ответ 4: любой из перечисленных ответов правильный.
Вопрос 15. Тариф какого года устанавливал размер таможенного обложения в зависимости от освоенности их производства в России и степени обработки в среднем в 15-20%?
Ответ 1: 1724;
Ответ 2: 1731;
Ответ 3: 1757;
Ответ 4: 1850.
Вопрос 16. В каком документе говорилось, что по прибытии в гавань в течение 24 часов с того момента как брошен якорь, необходимо представить на своем языке правильную декларацию, в которой следует указать название корабля, свое имя, национальность, количество кип, тюков и ящиков, все данные о товаре, с которого необходимо брать пошлину?
Ответ 1: таможенном тарифе 1724 года;
Ответ 2: морском торговом регламенте 1724 года;
Ответ 3: морском пошлинном регламенте (уставе) о правилах захода иностранных судов в Российские порты;
Ответ 4: таможенном тарифе 1731 года.
Вопрос 17. В каком году был утвержден Указ "Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов"?
Ответ 1: 1731;
Ответ 2: 1747;
Ответ 3: 1753;
Ответ 4: 1757.
Вопрос 18. Какие правила были положены в основу тарифа 1766 года?
Ответ 1: все импортные товары, которые в России не производились, «и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя», были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;
Ответ 2: весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в стадии зарождения;
Ответ 3: ввозные пошлины на «материалы или составы» для отечественных предприятий также отличались умеренностью, а готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами;
Ответ 4: все из перечисленных.
Вопрос 19. Согласно Таможенного устава какого года российским и иностранным купцам, привозившим товары в российские порты или таможни из-за границы, предоставлялась отсрочка в уплате новоположенных или «внутренних» пошлин сроком на один год?
Ответ 1: 1755;
Ответ 2: 1757;
Ответ 3: 1766;
Ответ 4: 1782.
Вопрос 20. Какие серьезные недостатки содержал таможенный тариф 1757 года?
Ответ 1: импортируемые товары широкого потребления (даже те, которые в стране не производились) облагались той пошлиной, что и ввозимые предметы роскоши;
Ответ 2: отдельные товары русского экспорта подлежали чрезмерному таможенно-пошлинному обложению;
Ответ 3: потребительские товары «равной надобности» были «не равно обложены пошлинами»;
Ответ 4: любой из перечисленных.
Вопрос 21. Применение каких мер способствовало снижению контрабанды в большей степени?
Ответ 1: закрытие границ;
Ответ 2: понижение пошлин на контрабандные товары;
Ответ 3: передача таможен на откуп;
Ответ 4: усиление охраны границы.
Вопрос 22. В соответствии с Указом Екатерины II "Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров» Таможенная пограничная стража состояла из
Ответ 1: объездчиков и армейских отставных чинов;
Ответ 2: надзирателей и объездчиков;
Ответ 3: армейских отставных чинов;
Ответ 4: казачьих полков.
Вопрос 23. В каком году было учреждено Таможенное управление по Европейской торговле?
Ответ 1: 1810;
Ответ 2: 1811;
Ответ 3: 1812;
Ответ 4: нет правильного ответа.
Вопрос 24. Какой нормативный акт был принят с целью преградить усиление непомерной роскоши, сократить привоз иностранных товаров и поощрять внутреннее производство?
Ответ 1: «Положение о нейтральной торговле на 1811 год в портах Белаго, Балтийкаго, Чернаго и Азовскаго морей и по всей Западной сухопутной границе»;
Ответ 2: Таможенный тариф 1819 года;
Ответ 3: Таможенный тариф 1857 года;
Ответ 4: Таможенный устав 1857 года.
Вопрос 25. Тариф 1868 года
Ответ 1: уменьшил тарифные ставки 152 товаров и увеличил для 35 товаров;
Ответ 2: предоставлял право на получение из-за границы без уплаты таможенных пошлин чугуна и железа;
Ответ 3: разрешил ввоз 65 из 89 наименований товаров, запрещенных тарифом 1841 г.;
Ответ 4: содержал все перечисленное выше.
Вопрос 26. Что не входило в компетенцию Коммерц-коллегии в начале 19 века?
Ответ 1: дела внешней торговли, а также представление соображений о необходимых изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе;
Ответ 2: дела внутренней торговли;
Ответ 3: транспортные сообщения;
Ответ 4: дела таможенные.
Вопрос 27. В состав какого Министерства вошли таможенные учреждения в начале 19 века?
Ответ 1: Министерства коммерции;
Ответ 2: Министерства финансов;
Ответ 3: Министерства внутренних дел;
Ответ 4: Министерства юстиции.
Вопрос 28. В создании таможенного тарифа какого года принял участие Д.И. Менделеев?
Ответ 1: 1891;
Ответ 2: 1893;
Ответ 3: 1903;
Ответ 4: нет правильного ответа.
Вопрос 29. Согласно Закону о двойном таможенном тарифе
Ответ 1: ставки таможенных пошлин на ввозимые из Германии товары уменьшались в два раза;
Ответ 2: товары из стран, отказавших в предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинами, на 15-20% превышавшими обычные ставки;
Ответ 3: увеличивались ставки таможенных пошлин на товары вывозимые из России на 15-20%;
Ответ 4: предусматривал все перечисленное.
Вопрос 30. Что послужило началом таможенной войны России с Германией?
Ответ 1: Германия отказывалась распространить на товары из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор;
Ответ 2: Германия отказывалась подписать с Россией торговый договор;
Ответ 3: Германия увеличила на поставляемые из России товары пошлины на 50%
Ответ 4: все ответы правильные.
Вопрос 31. В каком году был принят Конвенционный тариф?
Ответ 1: 1891;
Ответ 2: 1892;
Ответ 3: 1893;
Ответ 4: 1894.
Вопрос 32. Устав какого года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и изъятии контрабандных товаров?
Ответ 1: 1904 года;
Ответ 2: 1910 года;
Ответ 3: 1924 года;
Ответ 4: данное положение содержалось во всех перечисленных таможенных уставах.
Вопрос 33. Чем занималась Корчемная стража?
Ответ 1: охраной границы;
Ответ 2: пресечением тайного изготовления, перевоза или продажи предметов, облагаемых акцизом (вино, табак, соль);
Ответ 3: борьбой с незаконным перемещением товаров;
Ответ 4: борьбой с неуплатой таможенных пошлин и сборов.
Вопрос 34. Таможенный устав 1924 г. устанавливал следующую систему управления таможенным делом
Ответ 1: НКВТ – уполномоченные НКВТ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные посты;
Ответ 2: НКВТ – ГТУ – уполномоченные НКВТ – таможни и таможенные посты;
Ответ 3: НКВТ – ГТУ – уполномоченные НКВТ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные посты;
Ответ 4: НКВТ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные посты.
Вопрос 35. Какие задачи предусматривал Таможенный кодекс 1964 года
Ответ 1: осуществление контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли;
Ответ 2: совершение таможенных операций;
Ответ 3: борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой;
Ответ 4: все перечисленные задачи.
Ответ 36. В каком году был учрежден Таможенно-тарифный комитет (ТТК)
Ответ 1: 1918 г.;
Ответ 2: 1919 г.;
Ответ 3: 1922 г.;
Ответ 4: 1924 г.
Вопрос 37. Какие товары в основном оформлялись таможнями в годы Великой Отечественной войны?
Ответ 1: товары, поступающие по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста;
Ответ 2: предметы спецснабжения;
Ответ 3: оружие и военная техника;
Ответ 4: дипломатические грузы, поступающие из-за границы.
Вопрос 38. Что входит в понятие таможенная инфраструктура?
Ответ 1: технические средства таможенного контроля, экспертизы и связи;
Ответ 2: информационные системы;
Ответ 3: материально-техническая база таможенных органов;
Ответ 4: все перечисленное является таможенной инфраструктурой.
Вопрос 39. Чем вправе заниматься сотрудник таможенного органа?
Ответ 1: совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
Ответ 2: заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
Ответ 3: использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
Ответ 4: получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Вопрос 40. Какой таможенный режим подразумевает вывоз товаров, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе?
Ответ 1: временный вывоз;
Ответ 2: экспорт;
Ответ 3: реимпорт;
Ответ 4: реэкспорт.
Вопрос 41. Какие таможенные режимы относятся к завершающим таможенным режимам?
Ответ 1: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит;
Ответ 2: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная таможенная зона (свободный склад);
Ответ 3: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, реэкспорт, реимпорт, уничтожение;
Ответ 4: реэкспорт, реимпорт, уничтожение, отказ в пользу государства.
Вопрос 42. Как называется таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, статус товаров и транспортных средств для таможенных целей?
Ответ 1: Таможенный тариф;
Ответ 2: Таможенный кодекс;
Ответ 3: Таможенный режим;
Ответ 4: Любой из перечисленных вариантов.
Вопрос 43. В каком году вступил в силу новый таможенный кодекс, действующий в настоящее время?
Ответ 1: 1997 году;
Ответ 2: 2003 году;
Ответ 3: 2004 году;
Ответ 4: 2005 году;
Вопрос 44. С какого года Россия принимает участие в деятельности Всемирной торговой организации?
Ответ 1: 1989 года;
Ответ 2: 1991 года;
Ответ 3: 1993 года;
Ответ 4: 2003 года.
Вопрос 45. Какие государства на пространстве СНГ объединились в Евразийское экономическое сообщество?
Ответ 1: Белоруссия и Россия;
Ответ 2: Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан;
Ответ 3: Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина;
Ответ 4: Белоруссия, Россия, Казахстан, Таджикистан и Украина.
Правильные ответы
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
1 | 2 | 16 | 3 | 31 | 4 |
2 | 1 | 17 | 3 | 32 | 2 |
3 | 1 | 18 | 4 | 33 | 2 |
4 | 3 | 19 | 1 | 34 | 3 |
5 | 4 | 20 | 4 | 35 | 4 |
6 | 1 | 21 | 2 | 36 | 3 |
7 | 2 | 22 | 2 | 37 | 1 |
8 | 3 | 23 | 2 | 38 | 4 |
9 | 3 | 24 | 1 | 39 | 2 |
10 | 4 | 25 | 1 | 40 | 2 |
11 | 1 | 26 | 3 | 41 | 4 |
12 | 3 | 27 | 1 | 42 | 3 |
13 | 3 | 28 | 1 | 43 | 3 |
14 | 3 | 29 | 2 | 44 | 1 |
15 | 2 | 30 | 1 | 45 | 2 |
Список литературы
1. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. – М., 1997.
2. Габричидзе Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
3. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учеб. – М.: Норма, 2001.
4. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России: Курс лекций. – М., 2000.
5. Захаров В.Н. Таможенное управление в России в XVII в. // Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. – М., 1991.
6. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. – 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. – М. РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
7. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: История и современность. – М., 1996.
8. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского 907-1995 гг. – М., 1995.
9. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1956.
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М.: Политиздат, 1956.
11. Козырин А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. – М., 1994.
12. Козырин А.Н. Таможенное право России. – М.: Фирма «Спарк», 2004.
13. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 2225-р.
14. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. – Челябинск: Социум, 2005.
15. Малоизвестные страницы биографии А.Н. Радищева // Таможенные ведомости (Бюллетень таможенной информации). – Москва: Центр экономики и маркетинга, 1997. – № 4. – С. 187-193.
16. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987.
17. Менделеев Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. – СПб., 1892. – С.4,40-46, 702-705.
18. Менделеев и его «Толковый тариф» // Таможенные ведомости (Бюллетень таможенной информации) – Москва: Центр экономики и маркетинга, 1997. – № 7. – С. 179-183.
19. Мерзон А.Ц. Таможенные книги XVII века: Учеб. пособие по источниковедению истории СССР. – М., 1957.
20. Мовчан И.И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей: Практ. пособие: В 2 т. – М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
21. Николаева А.Т. Отражение в уставных таможенных грамотах Московского государства XVI-XVII вв. процесса образования всероссийского рынка // Основы таможенного дела: Учебное пособие. – Вып.1. – М., 1995.
22. О государственном таможенном комитете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. №2014.
23. О государственном таможенном комитете РСФСР: Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 года.
24. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 года
№ 114-ФЗ.
25. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1.
26. О Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 года № 429.
27. О чем писали газеты и журналы в 1909 году // Таможенные ведомости (Бюллетень таможенной информации) – Москва: Центр экономики и маркетинга,
1997. – № 1. – С. 95-98.
28. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон
от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ.
29. Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне: Приказ ФТС РФ от 12 января 2005 года № 7.
30. Об утверждении общего положения о таможенном посте: Приказ ГТК РФ от 10 октября 2002 года № 1082.
31. Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск I. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор д.и.н. проф. П.В. Дзюбенко. – М.: РИОРТА, 1996.
32. Осокин Е.Г. Внутренние таможенные пошлины в России. – Казань, 1850.
33. Памятники южновеликорусского наречия: Тамож. кн. / Изд. подгот. С.И. Котков, Н.С. Коткова. – М., 1982.
34. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.
35. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. – М., 1996.
36. Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке: (По материалам таможенных и оброчных книг города) /
А.И. Раздорский; РАН. Ин-т рос. истории. СПб. филиал. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.
37. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. – Томск, 1911.
38. Соловьев С.М. Собрания сочинений в 18 томах. – М.: Мысль, 1988.
39. Таможенная Москва XVI-XVIII веков // Таможенные ведомости (Бюллетень таможенной информации) – Москва: Центр экономики и маркетинга, 1997. – № 8. – С. 199-202.
40. Таможенное дело в России X - начало XX в. // Исторический очерк. Документы. Материалы; Под. ред. д.и.н. проф. А.Н. Мячина – Санкт-Петербург: «Пик», 1995.
41. Таможенное дело России: Сб. документов и материалов. – Т. 1. – 907-1721 гг. – М., 1997.
42. Таможенное дело России: Сб. документов и материалов. – Т.З. 1864-1917. – М., 2000.
43. Таможенное дело России: Сб. документов и материалов. – Т.2. – 1772-1864. – М., 1998.
44. Таможенно-тарифная политика в научном наследии Д.И. Менделеева и современность: Материалы менделеевских чтений, состоявшихся в РТА 18 июля 1998 г. – М.: РИОРТА, 1999.
45. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ.
46. Таможенный кодекс Российской Федерации
от 18 июня 1993 года № 5221-1.
47. Таможенный тариф Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 года
№ 830.
48. Тарасова Е.Е. Совершенствование коммерческой деятельности оптовых предприятий: Учеб. пособие. – Белгород: БУПК, 1997.
49. Тарасова Е.Е., Прушковский Л.В. Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2001.
50. Тихонов Ю.А. Таможенная политика Русского государства с середины XVI в. до 60-х годов XVIII в. // Исторические записки. – Т.53. – М.,1955. – С.258-290.
51. Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия / Под. ред. В.Г. Драганова. – М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», АОЗТ «Терминал», 1997.
52. Шапошников Н.Н. Протекционизм и свобода торговли. – М., 1924.
53. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после Революции. – М., 1924.
54. Шумилов М.М. История торговли и таможенного дела в России IX-XVII вв. – СПб., 1999.
Глоссарий
Адвалорная пошлина | пошлина, начисляемая в процентах к стоимости облагаемых товаров. |
Амбарное (анбарное) | плата за наем амбара |
Аршин | 71 см |
Беспошлинная торговля | таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
Бурмистр (Обер-цольнер) | управляющий таможней |
Верста | 1,1 км |
Весовое, весчее | плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком |
Весчее | пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых 1 взыскивалась с покупателя, а другая с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя |
Временный ввоз | таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
Всемирная таможенная организация (СТС/ВТО) | международная межправительственная организация, главной задачей которой является улучшение, упрощение и унификация таможенной деятельности. Всемирная таможенная организация обеспечивает функционирование 15 конвенций |
Выпуск | передача таможенными органами РФ товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица |
ГАТТ | Генеральное соглашение по тарифам и торговле |
Головщина | пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя; подать с души, головы; плата за человека на возу, лодье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар |
Гостиное | пошлина с привозных товаров; взималось с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара» |
Гостиное | плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, «долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбары были дороже, и наоборот». Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимся под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать |
Гость | 1) иноземный или иногородний купец, живущий и торгующий не там, где приписан; 2) почетное звание купца, послужившего в должности головы |
Гривна | серебряная монета в 10 копеек |
ГС | Гармонизированная система описания и кодирования товаров |
ГТК РФ | Государственный таможенный комитет России |
ГТУ | Главное таможенное управление |
ГУГТК при СМ СССР | Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (образовано в 1986 г.) |
Дюйм | 2,5 см |
ЕврАзЭС | Евразийское экономическое сообщество (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Казахстан) |
Задние калачи | разновидность годовщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара |
Замыт | сбор, акциз; взыскивался с цены товара |
Заповедь | пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади: «А кто продаст лошадь, или кто купит, а не явит таможенником и у пятенщиков не пятнит, ино с того заповеди и пропятенья два рубля: рубль наместнику, а рубль таможенником»; штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц помимо гостиного двора Взимался как с хозяина товара, так и с человека, поместившего его на своем дворе; штраф за продажу померного товара», например, зерна, без меры; штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшейся как с купца, так и с продавца; пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье). «Величина заповеди, – писал Д. Толстой, – была обыкновенно в два рубля: один рубль шел государю, а другой – лицам, заведывавшим таможенным сбором». Иногда вся заповедь принадлежала государю |
Искунное | фискальная пошлина с продажи товаров |
Квотирование | количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот) |
Контарное | пошлина с массы товара (один контарь равен 2,5 пуда) |
Копейка | единица русского денежного счета; в гривне – 10 копеек, в рубле – 100 копеек, в копейке – 2 деньги, или 4 полушки |
Косая сажень | 3 аршина, 2 м 13 см |
Костки | налог с людей, сопровождавших товар |
Ленд-лиз (англ. Lend - lease ) | система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия, сырья союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны |
Лицензирование | метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом |
Локоть | единица длины – 10 вершков, 44 см |
Международный таможенный транзит | перемещение иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) |
Меры нетарифного регулирования | механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами |
Мостовщина и перевоз | налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался поставщиками и перевозчиками |
Мыто сухое, мыто водяное | основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654г. «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства |
НКВТ | Народный комиссариат внешней торговли |
НКТиП | Наркомат торговли и промышленности (в 1920 г. был преобразован в НКВТ) |
Осьмничее (осьмичее, восьмничее, восьменичее) | фискальная пошлина, равна 1/8 стоимости товара; взималась как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималось с рубля, в то время как померное – с меры. «Поэтому и встречаем в яхтах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер» |
Отказ в пользу государства | таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
Откуп | взятие чего-либо в пользование за обусловленную плату |
Перевоз | пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины освобождались служилые люди, их запасы и государственные гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и др. нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича – Бориса Годунова издало указ 1596г., который вместе с мытами присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну |
Перемещение припасов | таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
Переработка вне таможенной территории | таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров на территории иностранного государства в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов |
Переработка для внутреннего потребления | таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения |
Перемещение через таможенную границу РФ | совершение действий по ввозу на таможенную территорию (или вывозу с этой территории) товаров или транспортных средств любым способом и видом транспорта, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач |
Писчая деньга | сбор за оформление (написание) бумаг |
Побережное | сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товаром, находившемся на судне, в зависимости от количества судов и их размеров |
Подужное | сбор с количества телег в купеческом обозе |
Подъемная и рукознобная пошлина | за поднятие товара и его установку на весах; взималась на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей |
Полавочное | пошлина за право торговли или за наем лавок |
Полозовое | сбор с количества саней в обозе |
Померное | «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, гречиха, горох...и с известной меры, а не рубля. Размер померной пошлины колебался от полденьги до 2 денег. Ее взыскивали только с продавца; с купца никогда помера не брали» |
Померное | сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями |
Порядное | фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже – с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до 2 денег с рубля |
Посаженное | разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размера в саженях |
Пошлина | денежный сбор с товара |
Припуск | «пошлина с наведением весов в равновесие при взвешивании товаров» |
Проезжая | плата за пользование устроенными дорогами |
Промыт | пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины: «А кто пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт», взимался обыкновенно с воза или судна |
Промыта | а) уклонение от уплаты мыта (промытитися – уклониться от уплаты мыта: «который гость где промытится, мыто проедет, незаплативши, тот товар свои тратит»); б) пеня за неплатеж мыта: «а кто промытится, ино с воза промыты по штидесят, а заповеди шестьдесят одина, колько бы возов ни было». Уложением 1649 г. размер промыты был установлен в 5 рублей с человека; промытившийся также подлежал наказанию кнутом |
Протамга | пеня за неявку товара в таможне: «А кто не явя таможенником сложи товар свои с воза и из судна, и он то протамжил,... ино с него протамги два рубля» |
Протаможье | пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне: «А кто протаможит своего товару на рубль... с него протаможья тридцать алтын без гривны». По мнению Д. Толстого, размер этого штрафа составлял: с товара на два рубля или боле – два рубля, а «с товара на рубль и менее – заповедь в тридцать алтын без гривны» |
Протекционизм | Экономическая политика международной торговли, проводимая государством, направленная на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем введения высоких таможенных пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрещения ввоза отдельных товаров |
Пуд | единица веса – 16,38 кг |
Пятно | сбор за клеймение лошадей при купле – продаже; взимались с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца |
Реимпорт | таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
Реэкспорт | таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
РТА | Российская таможенная академия |
РТУ | Региональное таможенное управление |
Сажень | единица длины – 2,1 м |
Свальное | плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара |
Служба в таможенных органах | особый вид государственной службы граждан России, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ |
СНГ | Содружество Независимых Государств |
СНК | Совет Народных комиссаров |
Тамга | клеймо, знак, таможенная пошлина |
Таможенная грамота | Официальный письменный нормативный акт, выдававшийся в Московском государстве, в котором определялись размеры таможенных пошлин, подлежащих взысканию с различных видов товаров либо предписывалось, какие товары освобождались от обложения таможенными пошлинами |
Таможенная декларация | заявление установленной формы, подаваемое декларантом в таможенный орган и содержащее необходимые для таможенных целей сведения о перемещаемых через таможенную границу страны товарах и транспортных средствах |
Таможенная инфраструктура | комплекс (совокупность) институциональных, социальных структур и видов деятельности, технических средств (систем) таможенного контроля, экспертизы и связи, информационных систем, материально-технической базы таможенных органов, обеспечивающих условия таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, функционирования таможенной системы в целом и осуществления таможенного дела в частности, социального обслуживания таможенных работников |
Таможенная конвенция | международное соглашение, регулирующее отношения между его участниками по реализации тех или иных вопросов таможенного дела в их взаимных интересах |
Таможенная политика | разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета |
Таможенная стоимость | цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации |
Таможенное дело | совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу |
Таможенно-тарифное регулирование | комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот |
Таможенный режим переработки на таможенной территории | таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок |
Таможенный тариф | свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) |
Таможенные книги | ежегодные книги записей сбора таможенных пошлин на местных рынках Русского государства XVI-XVIII вв. |
Таможенный голова | выборное должностное лицо для сбора таможенных пошлин в Московском государстве |
ТТК | Таможенно-тарифный комитет (утвержден декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г.) |
Узольцовое (узловое, поузолыщина) | сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков |
Уничтожение | таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности |
Фритредерство | в современном виде определяется как экономическая политика государства, выступающая за свободу торговли и невмешательство в хозяйственную жизнь предпринимательства |
ФТС России | Федеральная таможенная служба России |
Фунт | единица веса – 409 г |
Фут | единица длины – 30 см |
Целовальник | выборное должностное лицо, принявшее присягу – «крестоцелование» |
Червонец | золотая монета, около трех рублей серебром |
Четверть, четь | единица объема (для сыпучих тел) – 0,20 куб. м |
Штоф | единица объема равная 1/10 ведра |
Экспорт | таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об их обратном ввозе |
Эмбарго | наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой и представляющая собой запрет на ввоз в страну или вывоз из страны определенных товаров или валюты |
ЮНКТАД | Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) |
Явка | пошлина за предъявленный в таможне товар (по прибытию в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или «явленного». Пройти через таможнею обязаны были все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар); взимался как при провозе товаров на место торгов так и с их продажи; пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взимался также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга |
Приложения
Приложение 1
Варианты определения коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка в различных экономических условиях
№ п/п | Авторы | Определение |
1 | 2 | 3 |
1. | Баканов М.И. Бирман A.M. Язев В.А. | Под коммерческой работой в советской торговле следует понимать изучение и прогнозирование экономической обстановки, установление хозяйственных связей, умение наладить эти связи по-деловому, выполнять свои обязанности и требовать того же от своего партнера, строго соблюдать государственную плановую, договорную дисциплину, находить в пределах, очерченных законом, оптимальное решение хозяйственных задач, предусматривая это в соглашениях со своими экономическими партнерами |
2. | Балабанова Л.В. | Коммерческая деятельность – это совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов |
3. | Вахрин П.И. | Коммерческая работа в торговле – это основанная на хозяйственном расчете деятельность торговых предприятий и организаций, связанная с отношением торгового обмена и организацией доведения товаров от производства до сферы потребления в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения |
4. | Гандштак Я.И. | Коммерческая работа представляет собой совокупность элементов торгово-оперативной деятельности розничных торговых организаций и предприятий, направленной на доведение товаров народного потребления из сферы производства до потребителя с наименьшими затратами средств и труда |
5. | Гуз Р.З. | Под коммерческой работой в розничной торговле следует понимать торгово-оперативную деятельность по обеспечению розничной сети товарами, необходимыми для удовлетворения покупательского спроса и выполнения планов розничного товарооборота и прибыли |
1 | 2 | 3 |
6. | Дзуцев А.С. | Коммерческая работа в торговле – это торговая деятельность на рынке, осуществляемая предприятиями на принципах полной хозяйственной самостоятельности и обеспечивающая высокую экономическую эффективность торговли и достижение социальных целей общественного производства |
7. | Дарбинян М.М. | Коммерческая работа в торговле – это совокупность операций по организации торгово-оперативных процессов, по управлению ими, направленных на принятие оптимальных решений, обеспечивающих выполнение и перевыполнение плановых заданий при минимальных материальных, финансовых и трудовых затратах и высоком уровне культуры обслуживания населения |
8. | Малков А.Ф. | Коммерческая работа – это ведущая область хозяйственного управления кооперативной торговли, в функции которой входят организация и руководство всей деятельностью, связанной с преобразованием покупательной способности населения в эффективный спрос на товары народного потребления, доведением их до конечного потребителя |
9. | Крутиков Ф.А. | Коммерческая деятельность – это умение и искусство хорошо купить и еще лучше продать для своей и потребителя пользы с учетом перспективы, своевременное и гибкое реагирование на изменения конъюнктуры. Коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов промежуточного и конечного потребителя. Коммерческая деятельность включает планирование объемов закупки и реализации (перепродажи) товаров с учетом намеченного уровня прибыли: поиск и выбор наилучшего партнера (поставщика или покупателя); проведение торгов, включая назначение цены, соответствующей качеству товаров и спросу; выявление и активное использование факторов, способных ускорить (или замедлить) реализацию товара и соответственно увеличить (уменьшить) выручку |
10. | Новиков О.А. | Коммерческая деятельность – это предпринимательская деятельность, содержательную сторону которой составляет товарный обмен |
1 | 2 | 3 |
11. | Панкратов Ф.Г. | Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спрос населения и получения прибыли |
12. | Половцева Ф.П. | Коммерческая деятельность – неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли |
13. | Самсонов Л.А. | Коммертизацию можно рассматривать как систему хозяйственно-организационных мероприятий по обобществлению социалистического рынка соответствующих производственных, транспортных, складских, торговых, бытовых предприятий в интересах наилучшего удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах при наименьших затратах ресурсов |
14. | Синецкий Б.И. | Чтобы обеспечить продажи и приобретения товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых организаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется коммерческой деятельностью |
Приложение 2
Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.