Тенденции гармонизации и унификации таможенного дела России с общепринятыми международными нормами и мировой практикой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), который заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов участников внешнеэкономической деятельности.

Главной целью данного нормативно-правового акта является выработка механизмов защиты участников внешнеэкономической деятельности от беззакония и произвола со стороны государственной власти. Таможенный кодекс РФ построен на принципиально иных основах, которые используют наиболее развитые страны, работающие в условиях значительных объемов внешнеторговой деятельности.

Интеграция в мировое хозяйство, решение задач вступления во Всемирную торговую организацию потребовали приведения Таможенного кодекса Российской Федерации в соответствие с международно признанными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности при соблюдении норм Конституции Российской Федерации.

Проект Таможенного кодекса РФ по просьбе ГТК России рассматривался Секретариатом Всемирной таможенной организации. В результате детальной экспертизы проект получил положительную оценку.

Новый Таможенный кодекс – это документ XXI века. Он подготовлен на основе изучения и обобщения международного опыта таможенной деятельности, соответствует нормам таможенного законодательства, которыми руководствуются Всемирная таможенная организация и Всемирная торговая организация, и отечественного законодательства, регулирующего развитие экономики, предпринимательства в сфере торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры.

В частности, кодекс подготовлен в соответствии с общепринятыми международными нормами и, прежде всего, с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятой в июне 1999 году.

Нормы нового Таможенного кодекса открывают широкие возможности для активизации внешней торговли в России, для участия таможенной службы в осуществлении экономических реформ в стране и решения социальных вопросов, для создания условий вступления России во Всемирную торговую организацию, для развития взаимного товарооборота со странами Европейского союза. Положения статей кодекса способствуют ускорению интеграционных процессов, повышению конкурентоспособности, ускорению гармонизации.

Хотя Таможенный кодекс не затрагивает вопросов Таможенного союза России и других стран, так как подобные вопросы относятся к уровню международных договоров, следует отметить, что для России пространство СНГ не безразлично. Важную роль сыграл в свое время принятый всеми документ «Основы таможенного законодательства». Направленность на совершенствование таможенного законодательства на базе Таможенного кодекса остается актуальной и сегодня, что отвечает общей заинтересованности в экономическом прогрессе всех стран СНГ.

Основные положения кодекса направлены на поддержание законности внешнеэкономической деятельности и отличаются многовариантностью применения всей системы таможенных мер, обеспечивающих таможенно-тарифную защиту участников внешней торговли и облегчение процедур таможенного оформления и контроля.

Положения Таможенного кодекса Российской Федерации позволяют разработать единые подходы к мероприятиям по углублению интеграционных процессов в сфере таможенного дела, формированию единой таможенной территории, общей системы таможенного регулирования, унификации таможенных законодательств и таможенного контроля, введению единых таможенных режимов, по борьбе с контрабандой, таможенными правонарушениями и обустройству таможенных и государственных границ в рамках государств-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Таможенный кодекс – это государственный акт, позволяющий упростить и унифицировать таможенные процедуры, документ, создающий надежную правовую основу российской таможенной службы. Таможенный кодекс подготовлен на фундаментальной методологической основе, с использованием положений 16 международных конвенций и более 50 различных рекомендаций. Хотя конвенции носят рекомендательный характер, они содержат множество важных принципов и норм, определяющих роль таможенной службы в международных торговых отношениях.

Таможенные формальности, изложенные в кодексе, значительно упрощаются. Это связано с тем, что нормы кодекса терминологически максимально приближены к положениям Киотской конвенции и европейского законодательства. Таможенным кодексом предусмотрено предварительное декларирование, т. е. оформление документов на груз, который еще в пути, в том числе не ввезен на таможенную территорию Российской Федерации; проведение основных проверочных мероприятий после передачи товаров импортерам; всестороннее информационное обеспечение.

Таможенный кодекс РФ сформулирован на основе принципиально новых идеологических принципов, согласно которым основная задача таможенных органов в настоящее время – содействие внешней торговле и предоставление услуг участникам внешнеэкономической деятельности.

Либерализация таможенного законодательства предопределяется также перспективой вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведь либеральные таможенные процедуры, основанные на Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), являются одним из важнейших условий такого присоединения.

Построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентоспособности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.

Проведенные в государстве за последние годы реформы позволили сформировать необходимый потенциал для дальнейшего развития таможенной службы Российской Федерации. С введением нового Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается на второй план. Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризму, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

В связи с чем настоящее время можно выделить следующие основные направления, по которым происходит реформирование современного таможенного законодательства:

- максимальное сближение с существующими в международной практике стандартами по таможенному делу;

- создание стабильных и четких правил, в соответствии с которыми участник внешнеэкономической деятельности строит свои отношения с таможней, – таких правил, которые создавали бы на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных процессов;

- эффективная защита публичного порядка и национальных интересов Российской Федерации.

Объективные экономические предпосылки развития государств на постсоветском пространстве потребовали восстановления и развития прежних экономических связей. С учетом приоритетного характера развития отношений России со странами СНГ, особое внимание уделяется этим государствам, сотрудничество с которыми осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В результате интеграционных процессов на пространстве СНГ появились различные экономические объединения с участием Российской Федерации, в частности, Союзное государство России и Белоруссии («двойка»), Евразийское экономическое сообщество России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана («пятерка»), а также формирующееся единое экономическое пространство в соответствии с заявлением президентов Белоруссии, Казахстана, России и Украины («четверка»).

Объединяющим фактором процесса интеграции является формирование единого экономического и, соответственно, таможенного пространства.

Создание единого таможенного пространства предполагает отмену таможенных пошлин и других ограничительных мер во взаимной торговле между странами – участниками, а в торговле с третьими странами – принятие общего таможенного тарифа, унификацию систем тарифного и нетарифного регулирования.

С учетом расхождений по многим условиям формирования единого экономического и таможенного пространства, ФТС России решает поставленные перед ней задачи в области единства управления таможенными службами, унификации таможенных правил и процедур, через органы управления интеграцией – Таможенный комитет Союзного государства и Совет руководителей таможенных служб ЕврАзЭС и аналогичный Совет в рамках государств-участников СНГ, с учетом приоритета защиты экономических интересов России.

Процессы формирования единого таможенного пространства обуславливают также необходимость унификации таможенного законодательства и организации таможенного дела на одинаковых принципах. В этой связи ГТК России возглавил работу по подготовке проекта Основ таможенного законодательства в рамках ЕврАзЭС и Союзного государства.

Такой документ позволит решить одну из приоритетных задач Евразийского экономического сообщества в области внешней торговли и таможенной политики – создание общей гармонизированной системы таможенного регулирования.

Ожидается, что результатом комплексного участия ФТС России в интеграционных объединениях «двойки», «пятерки» и «четверки» в ближайшей перспективе будет снятие таможенных барьеров на внутренних границах и перенос таможенного контроля на внешние границы, максимальное упрощение процедур таможенного оформления, а также установление эффективного противодействия таможенным правонарушениям в борьбе с контрабандой.

Уже сегодня интеграционные процессы реализуются в информационном обмене, который проводится между ФТС России и таможенными службами этих государств.

ФТС России проводит большую работу по созданию договорно-правовой базы сотрудничества Российской Федерации со странами дальнего зарубежья. За период с 1991 года по 2003 год по линии ГТК России подготовлено и от имени Правительства РФ заключено 33 межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, в том числе с США, КНР, странами Латинской Америки, с подавляющим большинством европейских государств. Практическая реализация этих соглашений позволяет осуществлять обмен информацией о таможенных правонарушениях, проводить совместные операции с таможенными и другими правоохранительными органами зарубежных государств.

Таким образом, можно выделить следующие направления унификации норм и правил таможенного дела (рис. 57).

 

Рис. 57. Активизация работы по унификации норм и правил таможенного дела

В июне 2003 года Российская Федерация впервые избрана Заместителем Председателя Совета Всемирной таможенной организации (ВТО). В течение как минимум двух лет Россия будет являться координатором деятельности ВТО в Европейском регионе этой организации, который объединяет 49 государств.

Важнейшим направлением деятельности в период председательства России в ВТО станут:

- создание предпосылок для ускорения процесса встраивания российской системы таможенного транзита в европейскую;

- разработка и внедрение совместно с Евросоюзом единого транзитного документа с целью упрощения таможенных формальностей при перемещении товаров на границах Европейского региона;

- обеспечение безопасности поставок товаров.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 432.