Несмотря на недостаток финансирования, за последние годы ГТК России проделал определённую работу по строительству и обустройству пунктов пропуска на государственной границе. Только за 2002 год введены в эксплуатацию 7 современных автомобильных пунктов пропуска мощностью около 14 тысяч автомобилей в сутки, в том числе крупнейший в Европе пункт пропуска «Нехотеевка» на российско-украинской границе.
С введением в строй международных автомобильных пунктов пропуска «Светогорск» и «Салла» в целом завершено обустройство российско-финляндского участка границы.
В 2003-2004 годах планируется закончить строительство 8 международных автомобильных пунктов пропуска. Два из них – «Борисоглебск» на российско-норвежской границе и «Яраг-Казмаляр» на российско-азербайджанской границе открыты в начале 2003 года.
В связи с тем, что обустройство пунктов пропуска на Северо-западном направлении в целом завершено, основные усилия будут сконцентрированы на обустройстве границ с Украиной и Казахстаном. «Закрытие» этих участков границы позволит решить целый комплекс проблем, связанных с контрабандой товаров и другими таможенными правонарушениями.
С января 2001 года ГТК России участвует в разработке раздела к проекту Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)», которая предусматривает обустройство автомобильных пунктов пропуска по всему периметру государственной границы.
Реализация программы, при условии обеспечения её финансирования в полном объёме, позволит качественно изменить подход к осуществлению задачи по обустройству автомобильных пунктов пропуска и обеспечить поэтапный ввод объектов в эксплуатацию следующими темпами:
- 2003 год – 9 автомобильных пунктов пропуска (с учетом строительства, начатого в предыдущие годы);
- 2004 год – 14 автомобильных пунктов пропуска;
- 2005 год – 10 автомобильных пунктов пропуска;
- с 2006 по 2010 годы – 65 автомобильных пунктов пропуска.
Создание принципиально новой схемы организации таможенного контроля требует новых подходов к вопросам обустройства границы и развития приграничной инфраструктуры (рис. 45).
Рис. 45. Обустройство таможенной границы Российской Федерации
Предполагается строительство, оборудование и техническое оснащение по новой схеме 114 автомобильных пунктов пропуска, реконструкция 37 ранее обустроенных автомобильных пунктов и закрытие 11 автомобильных пунктов пропуска.
Общие проблемы функционирования пунктов пропуска требуют создания единой структуры, отвечающей за содержание пунктов пропуска, их строительство, реконструкцию и техническое оснащение. Одновременно данная структура должна быть и балансодержателем. Это позволит внедрять единые нормы, правила строительства и эксплуатации, позволит значительно сократить расходы на содержание пунктов пропуска.
Существующая ныне система ведет к разобщенности в работе, общей неразберихе в строительстве и эксплуатации пунктов пропуска.
Реализация мер, направленных на обустройство и интегрированное управление на границе позволит в целом повысить эффективность таможенного контроля сократить время на его проведение, увеличить пропускную способность пунктов пропуска, сократить время на выполнение таможенных формальностей, повысить эффективность борьбы с контрабандой, увеличить поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.
Одновременно это позволит ликвидировать очередь на границе, сократить время и финансовые затраты участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур, которые, в конечном итоге, тяжелым грузом ложатся на плечи и карманы простых людей. Ведь один час простоя в очередях на границе – это дополнительно 0,04% к стоимости товара.
Имеющиеся недостатки в информационно-техническом обеспечении таможенной службы обусловливают необходимость разработки мероприятий на приоритетных направлениях информационно-технического обеспечения таможенной службы Российской Федерации.
В соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и законом о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2003 год ГТК России подготовил проект модернизации информационной системы таможенных органов, который будет финансироваться за счет кредитных средств Международного банка реконструкции и развития
Проект рассчитан на 2003-2008 годы и предусматривает проведение комплексной модернизации информационной системы, совершенствование нормативно-правовой базы, рабочих процессов и информационных технологий.
Кроме того, за счёт средств займа будет произведена модернизация имеющихся и приобретение новых технических средств таможенного контроля, в том числе и дорогостоящих, но крайне необходимых таможенным органам – инспекционно-досмотровых комплексов.
Реализация проекта будет способствовать внедрению приемлемой для международного сообщества практики оформления внешнеторговых грузов таможенными органами Российской Федерации, сокращению времени таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств без ущерба для их эффективности, и, тем самым, решению задачи по содействию таможенными органами развитию внешней торговли Российской Федерации, а также повышению степени соблюдения положений Таможенного кодекса участниками ВЭД и единообразию его применения.
14.7. Кадровая работа, укрепление таможенных органов и учреждений кадрами
Проводимая с 2001 года планомерная работа по изменению структуры таможенных органов позволила оптимизировать структуру и штаты таможенных органов в соответствии с возложенными на них функциями и решаемыми задачами.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определяет Федеральный закон от 21 июня 1997 года
«О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (рис. 46).
Приказом ФТС РФ от 31 января 2005 года № 68 утверждены квалификационные требования, предъявляемые к начальникам таможен.
Рис. 46. Служба в таможенных органах
К начальникам таможен предъявляются следующие квалификационные требования:
1) наличие высшего профессионального образования (государственное и муниципальное управление, таможенное дело, юридическое, экономическое либо другое высшее образование со специальной профессиональной подготовкой в области управления);
2) стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
3) знание законодательства Российской Федерации, в частности, таможенного, налогового и уголовного, основ административного и международного права, нормативных актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей начальника таможни.
Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.
Сотрудник таможенного органа не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;
8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.
Введение в действие нового Таможенного кодекса Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования и оптимизации функциональной и организационно-штатной структуры центрального аппарата таможенных органов России и территориальных таможенных органов. В 2003-2004 годах продолжалось реформирование территориальных таможенных органов в направлении сокращения лишних управленческих звеньев между центральным таможенным органом России и таможенными постами, укреплении низового звена таможенных органов – таможенных постов и оптимизации их размещения (рис. 47).
Рис. 47. Работа по подбору и расстановке кадров
Сокращаемая штатная численность и соответствующие бюджетные средства реорганизуемых таможенных органов будут перераспределяться по таможням, имеющим высокую напряженность деятельности, а также по таможням, расположенным на границе.
Совершенствование структуры таможенных органов, проводимое в рамках административной реформы Правительства Российской Федерации, неразрывно связано с анализом и оптимизацией функций таможенных органов России как федерального органа исполнительной власти и региональных таможенных органов.
В соответствии с основными направлениями административной реформы определён исчерпывающий перечень функций таможенных органов, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач своевременно, качественно и в полном объёме.
Вместе с тем, вступление в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации, диктует необходимость дальнейшей работы по определению рационального соотношения функций, закрепленных за таможенными органами, с их структурой.
Итогом реализации указанных мероприятий станет повышение эффективности управления таможенными органами и более рациональное распределение кадровых и материальных ресурсов, что обеспечит повышение результативности деятельности таможенной системы.
Новые условия функционирования таможенной службы требуют активизации работы по подготовке и переподготовке таможенных кадров. Вопросы подготовки и переподготовки кадров таможенных органов решаются через систему образовательных учреждений ФТС России, включающую в себя Российскую таможенную академию с её филиалами в трёх федеральных округах и систему учебных центров и подразделений подготовки кадров.
За время своего существования академия подготовила более 2500 специалистов с высшим образованием, 10 докторов и 61 кандидата наук. В системе учебных центров боле 10 тысяч должностных лиц повысило свою квалификацию.
В 2002 году Российская таможенная академия приобрела международный статус регионального учебного центра Всемирной таможенной организации, став головным учебным заведением таможенных служб стран – участников Евразийского экономического сообщества.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» в 2002 году организованно и без ощутимых потерь осуществлен перевод 70% сотрудников таможенных органов на новые условия службы (работы). В процессе перехода была обеспечена целостность таможенной системы и ее управляемость, сохранен кадровый потенциал.
Вместе с тем, образовавшийся разрыв в уровне оплаты труда сотрудников и государственных служащих послужил причиной оттока специалистов из фискальных, технических, правовых подразделений. Существенно снизился уровень денежного содержания слушателей и преподавателей Российской таможенной академии. Отмена ряда льгот и социальных гарантий, в том числе в связи с отменой с 1 января 2004 года действующей редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, недостаточно компенсируется повышением денежного содержания должностных лиц таможенных органов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.