Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим (статья 156 ТК РФ).
В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов (рис. 44).
Рис. 44. Понятие и виды таможенных режимов
Таможенным режимам посвящена одна треть объема Таможенного кодекса. В подразделе встречаются новые нормы, соответствующие требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, об общем режиме наиболее благоприятствуемой нации, о свободе транзита, оценке товаров для таможенных целей, о сборах и формальностях, связанных с ввозом и вывозом, о публикации и применении правил торговли и др.
Комплекс статей о таможенных режимах дополняют статьи о соблюдении запретов и ограничительных мер, о требованиях, предъявляемых к документам и сведениям, подтверждающим соблюдение таможенных режимов, гарантиях таможенного режима и др.
В соответствии со статьей 3 Таможенного кодекса РФ источниками правового регулирования отношений по установлению и применению таможенных режимов в Российской Федерации законодатель определил непосредственно Таможенный кодекс Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, составляющие категорию актов таможенного законодательства, а также указы Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
Таможенный режим в соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса РФ, представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Исходя из указанного определения, таможенные режимы представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры.
Таможенная процедура определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Иными словами таможенный режим, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с учетом административных ограничений.
Перечень таможенных режимов определен в статье 155 Таможенного кодекса РФ. Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой. Выбор таможенного режима, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемый таможенный режим и только лицом, отвечающим определенным Таможенным кодексом РФ требованиям.
Следует отметить, что запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
К таким запретам можно отнести, например, запрет на перемещение через таможенную границу Российской Федерации определенной категории товаров, то есть запрет на ввоз (вывоз) товаров на (с) таможенной территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Таможенного кодекса РФ, товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Лицом, ответственным за такой вывоз, является перевозчик. Если немедленный вывоз таких товаров в силу каких-либо причин не возможен, они подлежат помещению на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации на срок не более трех суток. Оплата услуг по временному хранению и транспортировке таких товаров осуществляется за счет лиц, на которых, в соответствии с Таможенным кодексом РФ возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.
Выпуск товаров производится таможенными органами при выполнении определенных условий в установленные Таможенным кодексом РФ сроки.
Общий срок для принятия решения о выпуске товаров установлен статьей 152 Таможенного кодекса РФ и составляет три рабочих дня с момента совершения такого юридически значимого действия, как принятие таможенным органом таможенной декларации, а также представления таможенному органу всех необходимых документов и сведений. В указанный срок включено время, необходимое для проведения таможенным органом проверки достоверности заявленных в таможенной декларации сведений, а также выполнения иных действий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации. В случае, если на момент принятия таможенной декларации товары не предъявлены таможенному органу, указанный срок выпуска исчисляется с момента предъявления декларируемых товаров таможенному органу. Указанный срок также может быть увеличен, если лицо не представило необходимые документы для подтверждения сведений, заявленных в таможенной декларации, документы, свидетельствующие о соблюдении ограничений как экономического, так и неэкономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на срок, необходимый для осуществления лицом указанных действий.
Условиями выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с выбранным таможенным режимом являются:
- соблюдение декларантом всех условий и необходимых требований, установленных в отношении избранного таможенного режима или в отношении применения соответствующей таможенной процедуры;
- уплата всех пошлин, налогов в отношении выпускаемых товаров либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей;
- таможенным органом не выявлено недостоверности заявленных о товарах сведений;
- устранены нарушений, которые не явились поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области таможенного дела (при их наличии);
- товары не изъяты в качестве вещественных доказательств и на них не наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае принятия начальником таможенного органа решения о выпуске при наличии возбужденного дела об административном правонарушении до завершения производства по делу);
- в таможенный орган представлены документы (лицензии, разрешения, сертификаты), подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда такие документы могут быть представлены после осуществления выпуска товаров.
В случае выявления в процессе таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы выявляют у товаров признаки контрафактной продукции, выпуск товаров может быть приостановлен на 10 дней, а также продлен еще на 10 дней, если представлен мотивированный запрос правообладателя и лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы за защитой прав правообладателя.
Содержание таможенного режима выпуска для внутреннего потребления раскрыто в статье 163 Таможенного кодекса РФ.
Основной характеристикой данного таможенного режима является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т.е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации (статья 164 ТК РФ).
Условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления являются:
- уплата всех таможенных платежей (таможенной пошлины, налогов и сборов за таможенное оформление) на момент заявления таможенного режима;
- соблюдение всех запретов и ограничений (в том числе экономического характера), установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Следует учитывать, что несоблюдение таких мер влечет условный выпуск товаров, что, в свою очередь, предопределяет статус таких товаров как иностранных и налагает ряд ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением указанными товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом). Например, в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, на использование (эксплуатацию, потребление) таких товаров налагается запрет (статья 151 ТК РФ). Также будут считаться условно выпущенными товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Одной из особенностей таможенного режима выпуска для внутреннего потребления является совпадение моментов помещения товаров под таможенный режим (момент начала действия таможенного режима) и окончания действия таможенного режима. Таким моментом является выпуск товаров.
Момент окончания действия рассматриваемого таможенного режима сопряжен с изменением статуса товаров как находящихся под таможенным контролем иностранных товаров на товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
Выдача таможенным органом разрешения на выпуск товаров для внутреннего потребления осуществляется путем проставления отметок о выпуске товаров в таможенной декларации, заполненной в соответствии с порядком, установленным приказом ГТК России от 21 августа 2003 года № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».
Осуществление таможенным органом выпуска в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления приводит к изменению статуса товара для таможенных целей – товар считается находящимся в свободном обращении.
Вместе с тем следует учитывать, что в случае осуществления условного выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, на пользование и распоряжение товарами может быть наложен ряд ограничений до момента выполнения в полном объеме всех требований и соблюдения условий, необходимых для осуществления выпуска товаров. До выполнения таких требований и соблюдения условий такие товары рассматриваются для таможенных целей как иностранные.
Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об их обратном ввозе (статья 165 ТК РФ).
Исходя из содержания рассматриваемого таможенного режима лицу предоставляется полная свобода пользования и распоряжения товарами после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, но при этом в отношении товаров должны быть уплачены таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление, а также соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнены все иные условия, установленные Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Основной особенностью данного таможенного режима является то, что под него могут быть помещены только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
Согласно статье 11 Таможенного кодекса РФ категорию товаров, имеющих для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации (российские товары) составляют:
- товары, полностью произведенные в России и не вывезенные ранее за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;
- товары, изготовленные в Российской Федерации из полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения товаров.
При помещении товаров под таможенный режим экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины (если таковые установлены). Внутренние налоги подлежат возмещению.
Установление таможенных пошлин на экспортируемые из Российской Федерации товары продиктовано, в первую очередь, необходимостью воспрепятствовать массовому вывозу сырьевых ресурсов государства за границу. Это обусловило особенность российского экспортного тарифа – более 80 % пошлин установлены именно на сырьевые и стратегические товары.
При помещении товаров под таможенный режим экспорта предоставляется освобождение от уплаты, налогов либо осуществляется возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, исходя из содержания таможенного режима экспорта и порядка проведения таможенных процедур, как представляется, можно сделать вывод, что определение в качестве требования рассматриваемого таможенного режима возвращение валютной выручки, не обоснованно.
В случае перемещения иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации без намерения их оставления и использования на этой территории подлежит заявлению таможенный режим международного таможенного транзита.
Таможенный режим международного таможенного транзита предполагает перемещение иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации).
При международном таможенном транзите предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, к товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита.
Под таможенный режим транзита могут помещаться любые товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещен транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (веществ, которые могут использоваться при создании наркотических средств и психотропных веществ).
Дополнительные условия помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим также могут быть установлены законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Моментом начала действия таможенного режима является осуществление таможенным органом отправления условного выпуска товаров (выдачи этим органом разрешения на международный таможенный транзит). Таможенным органом отправления является таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Порядок получения разрешения на международный таможенный транзит (МТТ), а также совершения иных таможенных операций при использовании рассматриваемого таможенного режима, установлен Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 8 сентября 2003 года № 973.
Разрешение таможенного органа на международный таможенный транзит выдается либо перевозчику, либо экспедитору (если он является российским лицом) при соблюдении следующих условий:
1) если ввоз товаров в Российскую Федерацию не запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) если в отношении ввозимых товаров проведены пограничный контроль и иные виды государственного контроля в месте их прибытия в случае, когда товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации в месте их прибытия;
3) если в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение этих товаров по таможенной территории Российской Федерации допускается при наличии указанных разрешений и (или) лицензий;
4) если в отношении товаров представлена транзитная декларация (статья 81 ТК РФ);
5) если обеспечена идентификация товаров (статья 83 ТК РФ);
6) если транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями (статья 84 ТК РФ);
7) если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (статья 86 ТК РФ).
При несоблюдении условий, указанных в подпунктах 1-3, товары могут быть перевезены на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля и расположенные в регионе деятельности таможенного органа отправления, при условии таможенного сопровождения транспортных средств, на которых перевозятся товары.
При несоблюдении условий, указанных в подпунктах 4-7, товары могут быть заявлены к определенному таможенному режиму согласно установленному порядку.
Сроки международного таможенного транзита определяются исходя порядка установления сроков в отношении внутреннего таможенного транзита.
Таможенный режим переработки на таможенной территории установлен статьями 173-186 Таможенного кодекса Российской Федерации и представляет собой таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Под рассматриваемый таможенный режим могут помещаться как товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для проведения операций по переработке, так и товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы.
Условия помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории:
- возможность идентификации таможенным органом ввезенных товаров в продуктах переработки (за исключением случая последующего вывоза продуктов переработки товаров, эквивалентных ввезенным);
- ввозимые товары не входят в устанавливаемый Правительством Российской Федерации перечень видов ввезенных товаров, идентичных по описанию и техническим характеристикам товарам, производимым в Российской Федерации, в отношении которых переработка на таможенной территории не допускается. Правительство Российской Федерации также вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. В случае, если на момент вступления в силу соответствующего решения Правительства РФ таможней было выдано разрешение на переработку, такое разрешение подлежит отзыву в соответствии с порядком, установленным статьей 181 Таможенного кодекса РФ. Характерно, что помещение товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории в этом случае не допускается, а в отношении товаров, которые уже помещены под этот таможенный режим, допускается проведение операций по переработке до завершения его действия.
Дополнительно следует учитывать, что в соответствии с положениями статей 151 и 160 Таможенного кодекса РФ при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории таможенными органами может быть потребовано предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.
Идентификация товаров в продуктах переработки может быть осуществлена следующим образом:
- заявителем таможенного режима, переработчиком или должностным лицом таможенного органа проставлены печати, штампы, цифровая или иная маркировка на ввезенных товарах;
- составлено подробное описание товаров, их фотографии, масштабное изображение;
- путем сопоставления результатов проб и образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки;
- использование серийных номеров или иной маркировки производителя ввезенных товаров.
Таможенный орган устанавливает приемлемость способа идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки с учетом характера товаров и предполагаемых к совершению операций по переработке.
Переработка для внутреннего потребления, согласно статье 187 Таможенного кодекса РФ, представляет собой таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения.
При последующем выпуске продуктов переработки для свободного обращения подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
Переработка для внутреннего потребления допускается при соблюдении следующих условий:
- суммы таможенных пошлин, подлежащие уплате в отношении продуктов переработки, ниже тех, которые подлежали бы уплате на день помещения ввезенных товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, если бы они были выпущены для свободного обращения;
- таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки (статья 189
ТК РФ);
- продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Под таможенный режим переработки для внутреннего потребления могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, при соблюдении требований и условий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
Переработка вне таможенной территории – таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров на территории иностранного государства в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (статья 197 ТК РФ).
При помещении товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории предоставляется полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
Условия помещения товаров под таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории.
Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении. При этом также допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается в отношении определенных видов товаров, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Такие запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства Российской Федерации. В качестве одного из условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории законодатель установил возможность идентификации вывезенных товаров в продуктах переработки (статья 199 ТК РФ) таможенными органами, за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со статьей 206 Таможенного кодекса РФ.
Временный ввоз – таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории Российской Федерации временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и так далее целесообразно использовать таможенный режим временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.
Условия помещения товаров под таможенный режим:
- возможность идентификации помещаемых товаров таможенным органом при их последующем обратном вывозе (за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами такого же типа). Идентификация представляет собой установление тождественности временно ввезенных товаров обратно вывозимым;
- представление лицом, заявляющим таможенный режим, гарантий соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом РФ,
в том числе представления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров, при наличии такого требования со стороны таможенного органа.
Под таможенный режим временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы при условии соблюдения требований и условий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в части завершения ранее заявленного таможенного режима, а также соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим временного ввоза.
Гарантиями соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом РФ, при временном ввозе являются:
- обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения;
- представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.
О применении обеспечения уплаты таможенных платежей подробнее изложено в общих положениях.
В соответствии с общими условиями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов такое обеспечение не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20000 рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.
Таможенный склад. В ряде случаев импортеру товаров на территорию Российской Федерации ввиду отсутствия на момент декларирования ряда разрешительных документов, денежных средств, необходимых для уплаты таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров для внутреннего потребления, для решения вопроса о целесообразности оставления товаров для внутреннего потребления на таможенной территории Российской Федерации, в целях приостановления действия таможенных режимов в отношении иностранных товаров, не предусматривающих выпуска для свободного обращения, а также исходя из иных соображений, целесообразно использовать таможенный режим таможенного склада. В отдельных случаях таможенный режим таможенного склада используется также и экспортером товаров.
Таможенный режим таможенного склада – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, хранятся на условиях, предусмотренных ТК РФ.
Условия помещения товаров под таможенный режим таможенного склада.
Под таможенный режим таможенного склада могут быть помещены товары:
- не запрещенные к ввозу и соответственно вывозу с таможенной территории или на таможенную территорию Российской Федерации;
- не входящие в установленный Правительством Российской Федерации перечень товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и запрещенных к помещению под таможенный режим;
- имеющие достаточные сроки годности для хранения в течение заявленных сроков хранения.
Под таможенный режим таможенного склада могут быть помещены иностранные товары как ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, так и ранее помещенные под иные таможенные режимы. На таможенный склад так же могут быть помещены иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, в целях приостановления действия этих таможенных режимов.
Под таможенный режим таможенного склада также могут быть помещены российские товары, предназначенные для вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Приказом ГТК РФ от 25 февраля 2004 года № 236 «Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада» также установлено, что на таможенном складе могут находиться товары, не помещенные под таможенный режим таможенного склада, если такие товары являются товарами:
- в отношении которых действие таможенного режима таможенного склада завершено и которые предназначены к вывозу с таможенного склада;
- срок хранения которых на таможенном складе истек, и распоряжение которыми осуществляется в соответствии с положениями главы 41 Таможенного кодекса РФ;
- находящимися на временном хранении в случаях, установленных статьей 117 Таможенного кодекса РФ.
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на таможенных складах или в отдельных помещениях таможенного склада, специально приспособленных для хранения таких товаров, с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Хранение на таможенном складе отдельных видов товаров, которые в силу своих свойств могут храниться наливом, россыпью или навалом, допускается с неприменением в этом случае отдельных требований, установленных обязательными требованиями к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, по решению ФТС России.
Таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие предъявляемым Таможенным кодексом РФ требованиям и являющиеся зонами таможенного контроля.
Таможенные склады могут принадлежать как юридическим лицам, так и таможенным органам.
Типы таможенных складов:
- таможенный склад открытого типа – доступен для хранения любых товаров и использования любыми лицами;
- таможенный склад закрытого типа – предназначен для хранения товаров владельца таможенного склада.
Таможенные склады открытого и закрытого типа могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам (специализированные таможенные склады).
Правительство Российской Федерации вправе определять виды товаров, которые могут храниться на таможенном складе закрытого типа.
Реимпорт – таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, приобретают статус товаров выпущенных для свободного обращения.
Таможенный режим реимпорта отнесен законодателем к группе завершающих таможенных режимов и предполагает завершение нахождение товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ за ее пределами путем их обратного ввоза на эту территорию.
Условия помещения товаров под таможенный режим:
- к помещению под таможенный режим реимпорта заявлены товары, имеющие на день вывоза с таможенной территории Российской Федерации статус российских товаров (находящихся в свободном обращении), либо такие товары были продуктами переработки иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории;
- товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение 3-х лет со дня, следующего за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации. Указанный срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по мотивированному запросу заинтересованного лица в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях, при условии соблюдения всех иных положений, относящихся к правовому регулированию таможенного режима реимпорта;
- товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, за исключением изменений, произошедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
- уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров.
Следует учитывать, что пунктом 2 статьи 235 Таможенного кодекса РФ четко установлено, что не препятствует помещению товаров под этот таможенный режим использование товаров за пределами таможенной территории Российской Федерации в целях извлечения прибыли, а также совершение с ними операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая операции по ремонту (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническому обслуживанию и другие операции, которые необходимы для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда операции по ремонту привели к увеличению стоимости товаров по сравнению с их стоимостью на день вывоза.
Под таможенный режим реимпорта могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные режимы, предполагающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Так, с 1 января 2004 года помещением товаров под таможенный режим реимпорта завершается действие таможенного режима временного вывоза при обратном ввозе временно вывезенных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В связи с тем, что помещение товаров под таможенный режим реимпорта возможно только до истечения трехлетнего срока со дня их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, а возможность продления данного срока установлена только в отношении ограниченной категории товаров, данное обстоятельство следует учитывать при вывозе товаров за границу с намерением их последующего возврата на таможенную территорию Российской Федерации по истечении длительного срока.
Реэкспорт – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный режим реэкспорта применяется для осуществления вывоза иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз и подлежащих в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Таможенного кодекса РФ немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.
Таможенным режимом реэкспорта завершается действие таможенного режима временного ввоза при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Под таможенный режим реэкспорта могут помещаться товары:
- иностранные товары, в том числе ранее помещенных под иной таможенный режим, не предполагающий выпуска таких товаров в свободное обращение, в целях завершения действия такого режима в порядке;
- товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, если такие товары могут быть идентифицированы таможенными органами, не использовались и не ремонтировались в Российской Федерации, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.
При реэкспорте товаров, ранее выпущенных для свободного обращения, производится возврат уплаченных при таком выпуске сумм таможенных пошлин, налогов. Такие товары для целей возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 356 Таможенного кодекса РФ должны вывозиться в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
Уничтожение – таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Под таможенный режим уничтожения, как правило, подлежат помещению иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, использование которых на этой территории, а также вывоз с этой территории, нецелесообразны или коммерчески невыгодны.
Положениями Таможенного кодекса РФ также предусмотрена возможность помещения под таможенный режим уничтожения товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны, либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, в том числе, ранее помещенные под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.
В соответствии со статьей 244 Таможенного кодекса РФ уничтожение допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (при применении критерия экономической выгодности, как представляется, следует исходить из сопоставления стоимости восстановления товаров в первоначальное состояние и средней рыночной стоимости аналогичных товаров на день помещения товаров под таможенный режим уничтожения).
Под таможенный режим уничтожения не могут помещаться российские товары, а также такие категории товаров, как:
- культурные ценности;
- виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий;
- товары, принятых таможенными органами в качестве предметов залога, до прекращения отношений залога;
- изъятые товары или на которые наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- входящие в перечень товаров, уничтожение которых не допускается, установленный Правительством РФ.
Перечень товаров, уничтожение которых не допускается в настоящее время Правительством РФ не установлен. Уничтожение также не допускается, когда оно может причинить вред законным интересам граждан и государства в случаях:
- такое уничтожение может причинить существенный вред окружающей среде и не представляет непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей;
- уничтожение будет производиться путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
- такое уничтожение повлечет расходы для государственных органов Российской Федерации.
Таможенный режим уничтожения завершается:
- если в отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, вывозятся с таможенной территории Российской Федерации – совершением таможенных процедур, связанных с вывозом;
- если отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом – составлением акта об уничтожении товаров (при этом следует учитывать условие помещения товаров под таможенный режим уничтожения, установленное пунктом 1 статьи 244 ТК РФ);
- в иных случаях – уплатой таможенных пошлин, налогов, как если бы эти отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, что предопределяет необходимость декларированием таких отходов.
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении отходов, полученных в результате уничтожения товаров, несет декларант.
Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как альтернативный вариант таможенному режиму уничтожения в отношении товаров, использование которых на таможенной территории Российской Федерации, а также вывоз с этой территории, нецелесообразны или коммерчески невыгодны, по желанию декларанта может быть применен таможенный режим отказа в пользу государства.
Как и в случае уничтожения декларант, помещая товары под таможенный режим отказа в пользу государства, утрачивает права собственности на такие товары, передавая в последнем случае такие права государству.
Под таможенный режим отказа в пользу государства, в отличие от таможенного режима уничтожения, могут быть помещены как иностранные товары, ввозимые либо ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, а также российские товары.
В соответствии со статьей 251 Таможенного кодекса РФ ответственность перед третьими лицами за отказ от товаров в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Условия помещения товаров под таможенный режим:
- отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от реализации таких товаров;
- товары не должны быть запрещены в соответствии с законодательством Российской Федерации к обороту на территории Российской Федерации;
- товары не входят в перечень товаров, которые не могут помещаться под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень не установлен.
С момента передачи товаров, от которых лицо отказалось в пользу государства, таможенным органам указанные товары имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, что предопределяет их оборот на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Российской Федерации.
Последующая реализация таких товаров и транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок совершения таможенных операций при применении таможенного режима отказа в пользу государства установлен приказом ГТК России от 27 ноября 2003 года № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства».
Временный вывоз – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Содержание данного таможенного режима предполагает его использование в большинстве случаев для организации выставочных, спортивных и иных зрелищных мероприятий.
Условием помещения товаров под таможенный режим временного вывоза является возможность идентификации временно вывозимых товаров таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа.
Беспошлинная торговля – таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условия помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли установлены статьей 259 Таможенного кодекса РФ и включают в себя:
- предназначение товаров только для продажи в магазине беспошлинной торговли;
- предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.
Под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением запрещенных к ввозу, вывозу, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, а также входящих в перечень товаров, запрещенных к помещению под данный таможенный режим, определяемый Правительством РФ.
Такой Перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2003 года № 1642-р и включает в себя следующие категории товаров:
- товары, не предназначенные для личного пользования или потребления физическими лицами;
- тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
- товары, предназначенные для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенный режим беспошлинной торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания).
- российские товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением:
- изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
- икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года;
- лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в Российской Федерации, в упаковках для розничной продажи, если они могут продаваться без рецепта (назначения) врача;
- ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также янтаря, за исключением уникальных янтарных образований;
- сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.
Перемещение припасов – таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
До вступления в силу Таможенного кодекса РФ 2003 года таможенный режим перемещения припасов был установлен постановлением Правительства РФ от 09 июля 2001 года № 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов». Указанное постановление Правительства РФ является в настоящее время действующим. Вместе с тем, все его положения были включены в параграф 3 главы 21 Таможенного кодекса РФ.
Содержание таможенного режима перемещения припасов предполагает его применение при использовании иностранных и российских товаров при перемещении транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации при осуществлении международных перевозок. Такими транспортными средствами могут быть морские (речные) суда (при этом помещение товаров под таможенный режим перемещения припасов допускается при эксплуатации этих судов в целях торгового мореплавания, в том числе не связанных с осуществлением международных перевозок), поезда, а также воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации. При перемещении транспортных средств физическими лицами для личного пользования таможенный режим перемещения припасов использоваться не может.
Для целей применения данного таможенного режима такие товары должны рассматриваться как припасы.
К припасам относятся:
- товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов). Припасами не могут являться запасные части и оборудование, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортного средства;
- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Припасы помещаются под таможенный режим перемещения припасов вне зависимости от страны регистрации или национальности морских (речных) судов, воздушных судов или поездов.
Свободная таможенная зона (свободный склад). В международной практике данный таможенный режим применяется достаточно широко, поскольку, по своей сути, представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности.
Содержание указанной модели заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке. Государство, в свою очередь, получает прямую и косвенную прибыль от привлечения инвестиций как национальных, так и иностранных для развития производства и отдельных видов коммерческой деятельности. Создание свободных зон также способствует развитию торговли, созданию дополнительных рабочих мест, что благоприятно отражается на экономической и социальной сфере.
Источником международно-правового регулирования функционирования свободных зон является международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1979 года).
К новой редакции Киотской конвенции Российская Федерация до настоящего времени не присоединилась, однако, основные принципы создания, функционирования и ликвидации свободных зон на территориях договаривающихся сторон, установленные в Специальном приложении «D» указанной конвенции, нашли отражение в российском законодательстве в виде специального таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Одной из особенностей таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) является то, что указанный таможенный режим не определяется Таможенным кодексом РФ (в ТК РФ отсутствует даже понятие и содержание рассматриваемого таможенного режима), а устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
В настоящее время действует Федеральный Закон
от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», определяющий общий порядок создания, функционирования и ликвидации территориальных образований с особым порядком налогообложения – особых (свободных) экономических зон, а также ведется работа по подготовке и принятию постановления Правительства Российской Федерации «О свободных складах».
Однако следует отметить, что отдельные положения, относящиеся к определению статуса таких территориальных образований, установлены Таможенным кодексом РФ.
Так, в соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса РФ на территории Российской Федерации могут находиться особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Для целей налогообложения и применения ограничений экономического характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
При этом из пунктов 4 и 5 указанной статьи однозначно следует, что пределы таких территорий являются таможенной границей.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недостаточной проработке законодателем вопроса определения статуса границ территорий особых экономических зон, что привело не только к противоречию норм друг другу в рамках одной статьи, но и к противоречию пунктов 4 и 5 статьи 2 Таможенного кодекса РФ статье 74 Конституции Российской Федерации, провозгласившей недопустимость установления таможенных границ на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, анализ российского законодательства позволяет судить, что территории особых экономических зон и свободных складов все-таки включаются в таможенную территорию Российской Федерации и лишь ввезенные на такие территории товары для целей налогообложения рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
При всей схожести принципов функционирования свободных таможенных зон и свободных складов на территории Российской Федерации, в настоящее время существуют серьезные различия в содержании данных институтов. Такие различия вытекают из порядка их создания, особенностей функционирования и применения льготного таможенного режима. Таким образом, как представляется, целесообразно было бы рассматривать таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) в двух направлениях: применительно к свободной таможенной зоне и применительно к свободному складу.
Свободная таможенная зона. В настоящее время в России функционируют созданные на основании отдельных Федеральных законов от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» две Особые экономические зоны.
На территориях указанных зон применяется льготный, по сравнению с действующим на остальной части таможенной территории Российской Федерации, режим налогообложения, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также в связи с таким перемещением.
Следует отметить, что функционирующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны позволяют лицам осуществлять достаточно широкий спектр операций с ввезенными товарами. На территории Калининградской области даже разрешена розничная торговля товарами.
Основной особенностью указанных зон является то, что при ввозе товаров на их территории допускается заявление любого таможенного режима, в зависимости от целей такого перемещения. То есть они представляют собой территориальные образования, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на которые, наряду с общим порядком перемещения, применяется таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).
В случае ввоза иностранных товаров и помещения их под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) применяется освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом не вводится никаких ограничений права пользования и распоряжения такими товарами, за исключением необходимости использования таких товаров только в рамках границ территорий особых экономических зон.
Для целей ввоза товаров с территорий особых экономических зон на остальную часть таможенной территории Российской Федерации таможенный режим свободной таможенной зоны должен быть изменен на иной. При этом уплачиваются таможенные платежи, установленные в отношении вновь избранного таможенного режима.
Следует отметить, что в случае совершения с иностранными товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, операций по переработке, в результате которой величина добавленной стоимости переработки составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, – не менее 15 процентов, и такая переработка влечет изменение кода товара по таможенной классификации, товар считается произведенным в Особой экономической зоне. Товары, считающиеся произведенными в Особой экономической зоне, что подтверждается сертификатом о происхождении товара, и ввозимые на остальную часть таможенной территории (а также на территории стран таможенного союза), освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. К указанным товарам не применяются меры экономической политики.
В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны и затем вывозимых за границу (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, меры экономической политики не применяются. При этом указанный порядок налогообложения применяется только в случае заявления лицом таможенному органу о намерении вывезти товары еще при ввозе таких товаров на территорию Особой экономической зоны.
В Калининградской области бенефициаром таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать любое российское лицо. Пользователями рассматриваемого таможенного режима в Магаданской области могут выступать только участники Особой экономической зоны – юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и получившие регистрационные свидетельства участника. При этом в случае нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации администрация Особой экономической зоны вправе аннулировать регистрационное свидетельство. Участники Особой экономической зоны обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации Особой экономической зоны и в таможенный орган отчетность. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах Особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах.
Киотской конвенцией не допускается введение количественных ограничений на ввоз товаров на территории свободных зон. При ввозе иностранных товаров в Особые экономические зоны на территории Российской Федерации к отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Квоты на отдельные виды товаров, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года № 526 «Об установлении на 2000-2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области».
Свободный склад. Принципы и характер функционирования свободных складов позволяют судить о том, что свободный склад представляет собой узкоспециализированную малую свободную зону.
В настоящее время указанный институт имеет применение только в сфере автомобильной промышленности, однако, как представляется, в будущем будет использован и для целей реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в различных сферах экономики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1998 года № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» утверждено Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада.
Согласно положениям указанного постановления Правительства Российской Федерации свободный склад представляет собой автомобильный завод, имеющий ограждение по всему периметру, что обеспечивает невозможность поступления и изъятия товаров на/с территории свободного склада без контроля таможенных органов.
Свободный склад учреждается по решению Правительства Российской Федерации при условии наличия соответствующего соглашения на реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта, продолжительность которого не может превышать семи лет и, как представляется, не может быть менее пяти.
Иностранные товары, представляющие собой автомобильные комплектующие для производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, размещаются без уплаты таможенных пошлин и налогов на территории свободного склада, где происходит фактическая сборка готовой продукции – автомобилей.
Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) в части, применимой к свободным складам, осуществляется выпуска для в свободное обращение (помещение под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления) произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов без уплаты таможенных пошлин и налогов при условии соблюдения количественных ограничений (квоты на очередной год функционирования устанавливаются Правительством Российской Федерации) и выполнения требований определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при вывозе таких товаров с территории свободного склада.
При выпуске товаров, при производстве которых соблюдены указанные выше условия, сверх установленных Правительством Российской Федерации квот, подлежат уплате таможенные платежи в отношении комплектующих иностранного происхождения, использованных для изготовления таких товаров, по ставкам, действующим на день помещения комплектующих под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).
При нарушении условий определения происхождения товаров, при выпуске товаров, подлежат уплате таможенные платежи в отношении комплектующих иностранного происхождения, использованных для изготовления таких товаров, по ставкам, действующим на день вывоза товаров с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.
Одной из основных проблем функционирования свободных складов на территории Российской Федерации является то, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает возможность предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и акциза при последующем выпуске товаров для свободного обращения (внутреннего потребления).
В настоящее время на территории России функционирует только один свободный склад, учрежденный ЗАО «Форд Мотор Компани» в 2002 году.
Немаловажную роль в функционировании особых экономических зон и свободных складов, что отражается на применении таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада), играет создание благоприятного инвестиционного климата.
Для осуществления внешнеторгового обмена и привлечения средств в развитие национальной экономики, особенно в переходный период, необходимы обеспеченные и четко зафиксированные гарантии участникам внешнеэкономической деятельности, выступающим в качестве инвесторов, со стороны государства.
В Российской Федерации защита от неблагоприятных последствий изменений направления, в частности, таможенной политики государства обеспечивается Федеральными законами от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Иные специальные таможенные режимы. Порядок применения иных специальных таможенных режимов не установлен Таможенным кодексом РФ. В параграфе 4 главы 21 Таможенного кодекса РФ раскрывается перечень товаров, в целях перемещения через таможенную границу Российской Федерации которых такие режимы устанавливаются.
Данная группа включает в себя, в первую очередь, перемещение товаров для различных государственных нужд:
- вывозимых с таможенной территории Российской Федерации предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;
- перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;
- перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
- вывозимых в государства – бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах РФ на некоммерческой основе, а также перемещение российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.
По общему правилу иные специальные таможенные режимы предусматривают полное освобождение товаров от таможенных пошлин, налогов, а также неприменение к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов при помещении товаров под специальные таможенные режимы не производятся, за исключением случаев, когда избранный специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта.
Иные требования и условия помещения товаров под специальные таможенные режимы, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под указанные таможенные режимы, определяются Правительством Российской Федерации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.