Совершенствование таможенного законодательства как основа развития таможенного дела в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 1 января 2004 года вступил в силу Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый в 2003 году. Главной целью данного нормативно-правового акта является выработка механизмов защиты участников внешнеэкономической деятельности от беззакония и произвола со стороны органов государственной власти. Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года построен на принципиально иных основах, которые используют наиболее развитые страны, работающие в условиях значительных объемов внешнеторговой деятельности.

Новый Таможенный кодекс РФ по содержанию значительно объемнее Таможенного кодекса 1993 года. Появилось детальное описание процедур, механизмов взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года сформулирован на основе принципиально новых идеологических принципов.

Таможенная служба, являвшаяся исключительно контролирующим ведомством, должна трансформироваться в организацию, основная задача которой – содействие внешней торговле и предоставление услуг участникам внешнеэкономической деятельности.

На стадиях подготовки и принятия Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года был предметом широкого публичного обсуждения среди представителей деловых кругов, экспертов, научной общественности, всех заинтересованных общественных организаций и стал разумным компромиссом, отвечающим интересам и бизнеса, и государства.

Либерализация таможенного законодательства предопределяется также перспективой вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведь либеральные таможенные процедуры, основанные на Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), являются одним из условий присоединения.

Положения Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года, касающиеся нормативных актов в области таможенного дела (ст.ст. 3-6), должны, безусловно, позитивно повлиять на таможенные правоотношения. В настоящее время эти отношения регулируются помимо федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ огромным количеством актов Государственного таможенного комитета РФ и региональных таможенных управлений. Их объем, неоднозначное толкование при неравнозначности по юридической силе значительно осложняют взаимоотношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому Таможенный кодекс Российской Федерации призван урегулировать значительный круг правоотношений собственными нормами.

Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года, в сравнении с Таможенным кодексом Российской Федерации 1993 года, содержит значительное количество нововведений, касающихся таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Проверка таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении и соответственно выпуск товаров должны быть осуществлены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров (статьи 152, 359 ТК РФ). Случаи продления этого срока также прямо оговорены Таможенным кодексом РФ. Кроме того, если в Таможенном кодексе РФ 1993 года таможенная декларация могла быть подана по общему правилу в тот таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности, то статьей 125 Таможенного кодекса РФ 2003 года установлено, что таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Определенные таможенные органы могут быть установлены только для декларирования отдельных видов товаров. Указанная норма тоже создает удобную альтернативу для участников внешнеэкономической деятельности и может повлечь ряд трудностей для таможенных органов. Это связано, главным образом, с тем, что относительно постоянное количество участников внешнеэкономической деятельности и декларируемых ими в определенном таможенном органе товаров может значительно измениться, причем как в сторону уменьшения, так и увеличения, в зависимости от места нахождения таможенного органа, его репутации и т.д., что, в свою очередь, может привести к трудностям при ведении таможенными органами таможенной статистики, а также при планировании сумм денежных поступлений в федеральный бюджет из того или иного таможенного органа. Еще более негативные последствия для таможенной статистики может повлечь применение ст. 128 Таможенного кодекса РФ 2003 года, согласно которой по желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) при условии, что этому классификационному коду соответствует наиболее высокий уровень ставки таможенной пошлины, ставки акциза (при равных ставках пошлин) или ставки налога на добавленную стоимость (при равных ставках акциза).

Таможенный кодекс РФ 1993 года практически не содержал положений, касающихся таможенной стоимости, ссылаясь на Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», в то время как в Таможенном кодексе РФ 2003 года есть отдельная статья, регулирующая порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров (ст. 323 ТК РФ). В ней закреплено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации.

Определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин и иных таможенных платежей – одна из наиболее сложных таможенных процедур. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены фоб, в других – с цены сиф (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (о таможенной стоимости ГАТТ), которое стало международно-правовым стандартом.

На сегодняшний день методы определения таможенной стоимости, которыми руководствуются декларанты при таможенной оценке товаров, определены в Законе РФ «О таможенном тарифе».

Значительные изменения в Таможенном кодексе РФ 2003 года претерпели положения, касающиеся осуществления деятельности в области таможенного дела, а именно – деятельности в качестве таможенного брокера, владельца таможенного склада, владельца склада временного хранения, таможенного перевозчика:

- во-первых, Таможенный кодекс РФ 2003 года, в отличие от Таможенного кодекса РФ 1993 года, не предусматривает необходимости получения лицензии для осуществления данных видов деятельности;

- во-вторых, в нем зафиксированы минимальные размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности (ст. 339 ТК РФ), а также минимальные размеры страховых сумм по договорам страхования риска гражданской ответственности лиц, осуществляющих данные виды деятельности (ст. ст. 94, 109, 140, 227 ТК РФ). Указанные минимальные размеры значительно превышают предусмотренные действующими на сегодняшний день нормативными актами суммы, требуемые как для обеспечения уплаты платежей, так и для страхования. Выполнение предписаний указанных статей будет являться необходимым условием для включения заинтересованных субъектов в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Следовательно, без включения в соответствующий реестр лица не вправе осуществлять ни один из указанных видов деятельности.

Цель этих нововведений – сделать лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, материально ответственными за свои действия и риски. Следовательно, данные нововведения более выгодны таможенным органам, а также страховым компаниям, услугами которых будут пользоваться лица для страхования риска своей гражданской ответственности. В то же время для самих лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, особенно для брокеров и перевозчиков, суммы обеспечительных и страховых платежей могут оказаться обременительными.

Указанные нормы также призваны ограничить сферу деятельности так называемых «серых брокеров», т.е. лиц, фактически осуществляющих посреднические услуги в таможенно-правовых отношениях, но не имеющих предусмотренной Таможенным кодексом РФ 1993 года лицензии, дающей право на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Как уже отмечалось, Таможенным кодексом РФ 2003 года (ст. 18) установлено, что деятельность юридических лиц в качестве таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения в Реестр таможенных брокеров (представителей). В связи с этим требованием, а также с увеличением денежных затрат на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера «серые брокеры» будут искать пути для «правомерного» продолжения своей деятельности без включения в Реестр таможенных брокеров.

Положения, касающиеся порядка перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также претерпели в Таможенном кодексе РФ 2003 года некоторые изменения. Если Таможенным кодексом 1993 года было установлено, что такой порядок определяется Правительством РФ и ГТК России, то согласно ст. 281 ТК РФ 2003 года перемещение товаров физическими лицами осуществляется в соответствии с положениями, установленными Таможенным кодексом РФ. Причем положения, регулирующие порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей, почти не изменились, а изменились стоимостные характеристики товаров, от которых зависит порядок исчисления и уплаты таможенных платежей. Так, согласно порядку, действующему до вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставлялось, если стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров не превышала 1000 долларов США, а применение единых ставок таможенных пошлин и налогов возможно в отношении товаров, стоимость которых превышала 1000, но не превышала 10 тысяч долларов США. Таможенным кодексом РФ 2003 года данные стоимостные пределы установлены соответственно в сумме 65 тыс. и 650 тыс. рублей (ст. 282).

Значительное увеличение стоимостных пределов применения льготного порядка уплаты таможенных платежей представляется весьма благоприятным для физических лиц. Что касается интересов государства в этой части, то физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации не для коммерческих целей, не оказывают значительного влияния на пополнение федерального бюджета посредством уплаты таможенных платежей. С другой стороны, с учетом постоянного увеличения международного пассажиропотока данное повышение стоимостных пределов может оказать влияние на внутренний потребительский рынок, а именно – повлечь снижение спроса на бытовые товары иностранного производства, т.к. на территории Российской Федерации они объективно будут предлагаться для продажи по более высоким ценам, чем за ее пределами. По-видимому, ситуация будет регулироваться Правительством РФ, правомочным согласно Таможенному кодексу РФ 2003 года устанавливать количественные пределы, в которых возможно применение полного освобождения от уплаты таможенных платежей или единых ставок пошлин и налогов.

В Таможенном кодексе РФ 2003 года появилась расшифровка понятия «транспортные (перевозочные) и коммерческие документы». Разделение понятий содержится в положениях о таможенном оформлении, декларировании и процедурах, связанных с внутренним таможенным транзитом.

Изменилось понятие «иностранные и российские товары». Российскими называются товары:

- российского происхождения;

- выпущенные для свободного обращения на территории Российской Федерации;

- изготовленные из товаров российского происхождения или товаров, выпущенных для свободного обращения.

Российскими признаются только товары, имеющие свободное обращение на территории Российской Федерации, без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов с точки зрения таможенного законодательства. Продукты любой степени переработки будут считаться иностранными, поскольку остаются под таможенным контролем. Речь идет не об определении страны происхождения товара, а об определении статуса с точки зрения таможенного законодательства при обращении товаров на таможенной территории Российской Федерации.

Статус товара теперь связан с физическим нахождением его на территории Российской Федерации. Любой товар, даже российского происхождения, ввозимый из-за границы, до его выпуска в свободное обращение будет иметь статус иностранного товара.

Таможенный кодекс РФ 2003 года продлевает процедуру перемещения товаров через таможенную границу при ввозе с момента пересечения таможенной границы до момента его выпуска для внутреннего потребления (на сегодняшний день под перемещением товаров понимается пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации, т.е. «одномоментное» действие).

Приведен закрытый перечень таможенных режимов. Новые режимы могут быть установлены только путем внесения дополнений в Таможенном кодексе РФ, вводится новая классификация таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные.

Появятся стабильные нормы, регулирующие те виды таможенных режимов, которые так и не получили четкой нормативно-правовой регламентации даже на ведомственном уровне, такие, например, как режим переработки под таможенным контролем, таможенное регулирование которого осуществляется на основании двух постановлений Правительства РФ, касающихся авиационной техники и отдельных сырьевых товаров для алюминиевой промышленности, а также некоторого числа указаний и писем ФТС России.

Увеличился перечень специальных таможенных режимов, включены таможенные режимы в отношении товаров, перемещаемых частями в Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за ее пределами, а также товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства (ст. 268 ТК РФ).

Отдельными главами регулируются специальные таможенные процедуры. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года содержит новую главу (гл. 23) о перемещении товаров физическими лицами, где закреплены подробные правила перемещения пассажирами своего багажа через таможенную границу.

Закреплены специальные правила для перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (гл. 26 ТК РФ), предусматривающие возможность уплачивать 50% сумм вывозных таможенных пошлин, а оставшуюся часть сумм доплачивать после вывоза товара; детально регламентирован порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).

Впервые появилась законодательная регламентация взятия проб и образцов для проведения экспертиз и исследований при осуществлении таможенного контроля (гл. 36, ст. 378-385 ТК РФ), существовавшая ранее в виде трех положений, утвержденных приказами ГТК России в 1994 и 2001 годах.

Детально описаны способы и случаи идентификации товаров и оборудования транспортных средств, установлен срок давности по уплате таможенных пошлин и налогов, который составляет три года, что чрезвычайно важно при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков правонарушения и привлечении его к юридической ответственности.

Установлено временное ограничение по проведению таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами – проверка достоверности заявленных при декларировании сведений о товарах может проводиться только в течение года после их выпуска. Запрещено повторное проведение специальной таможенной ревизии, что устраняет возможность административного давления на участников внешнеэкономической деятельности.

Перечисленные изменения свидетельствуют о том, что Таможенный кодекс РФ 2003 года направлен на создание комплексной правовой основы регулирования деятельности государственных и негосударственных, индивидуальных и коллективных субъектов, участвующих в отношениях по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

К положительным положениям Таможенного кодекса 2003 года можно отнести сокращение сроков выпуска товаров. В соответствии с Таможенным кодексом РФ 1993 года срок таможенного оформления составлял 10 дней и исчислялся с момента представления таможенному органу последнего документа. У таможенного органа существовало легальное средство увеличения срока оформления – неоднократно запрашивать дополнительные документы.

С 1 января 2004 года срок проверки таможенной декларации таможенными органами сокращается до 3 дней, что приведет к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с хранением товаров на таможенных терминалах и простоем транспортных средств. Если в этот срок товар не может быть передан импортеру, таможенный орган обязан в письменном виде информировать его о причинах и указать, что должен сделать импортер для выпуска товаров. Импортер может забрать товар под обеспечение уплаты таможенных платежей. Выпуск товаров будет исчисляться с момента принятия таможенной декларации, документов и товаров. Если используется форма предварительного декларирования, которая предоставляется за 15 дней до ввоза, срок исчисляется с момента предоставления товара.

Таможенный кодекс РФ 2003 года констатирует, что таможенный орган имеет право затребовать дополнительные документы, но их запрос не препятствует выпуску товаров.

Еще один механизм ускорения таможенных формальностей, закрепленный в Таможенный кодекс РФ 2003 года, – внедрение практики подачи неполных таможенных деклараций и периодического декларирования, а также предварительное декларирование до фактического ввоза товаров.

Предполагается также широкое использование таможенной процедуры условного выпуска, при которой товар может быть выпущен в соответствии с условиями таможенного режима с последующим представлением всего пакета необходимых документов.

Таможенный кодекс РФ 2003 года разделяет понятия «таможенное оформление» и «выпуск товаров». Выпуск представляет собой одну из стадий таможенного оформления. ТК РФ предусматривает возможность выпуска товаров и до подачи таможенной декларации, например грузов, предназначенных для ликвидации последствий стихийных бедствий, и скоропортящихся товаров в виде гуманитарной помощи. Таким образом, установление факта ввоза товара, фиксирование импортера и товара, подача декларации и уплата таможенных платежей (либо предоставление обеспечения их уплаты) являются достаточными условиями для выпуска товара, а все остальные проверочные мероприятия можно завершить после передачи товара импортеру (аналогично выпуску товара под временную условную оценку).

Такой выпуск не накладывает дополнительные ограничения на пользование товарами, кроме ограничений, предусмотренных избранным таможенным режимом. Однако факт выпуска товаров не свидетельствует о том, что все юридические обязанности декларанта перед таможенным органом исполнены и взаимоотношения с таможней по поводу данного товара закончены, поскольку таможенное оформление начинается с представлением в таможенный орган первого документа, а завершается урегулированием всех вопросов, связанных с ввозом конкретных товаров и помещением их под определенный таможенный режим, а также завершением действия этого режима, если он действует в течение определенного срока, а также исчислением и взиманием таможенных платежей. Это составляет суть нового содержания понятий «выпуск товаров» и «таможенное оформление».

Перспективна также организация таможенного оформления и таможенного контроля на основе системы управления рисками, исходящей не из тотального контроля, а из выборочности таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, составляющими группу риска (товарами, по которым возможно занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование).

Важным нововведением Таможенного кодекса РФ 2003 года является возможность применения упрощенных процедур в отношении не только отдельных категорий товаров (ст. 67 ТК РФ), но и отдельных категорий участников внешнеэкономической деятельности (ст. 68 ТК РФ). Такие процедуры могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при предъявлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах такого лица, хранение товаров на своем складе и др. Их применение ни в коей мере не затрагивает обязанностей этих лиц по уплате таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Для возможности применения таких процедур участник внешнеэкономической деятельности не должен иметь на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (гл. 16 КоАП); обязан вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ФТС России, позволяющем сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления; а также осуществлять внешнеэкономическую деятельность в течение трех лет.

В целях реализации такой нормы ФТС России предлагает построить работу таможенных органов с использованием принципа трехканальной системы, получившей название «принципа светофора», которая предполагает разделение участников внешнеэкономической деятельности на три группы, различающиеся глубиной и степенью таможенного контроля, что повлечет создание трех «коридоров»:

- красного (с применением всех закрепленных в ТК РФ мер по отношению к нарушителям таможенных правил);

- желтого (с проведением контроля в общеустановленном порядке);

- и зеленого (минимум таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности – крупных плательщиков, подтвердивших свою добросовестность).

Таможенный кодекс РФ 2003 года предусматривает существенное упрощение проведения таможенных процедур. Таможенный кодекс РФ объединяет под «таможенными процедурами» практически все понятия:

- таможенное оформление;

- предварительные операции;

- таможенные режимы;

- специальные процедуры.

Два привычных элемента – таможенное оформление и таможенный контроль сейчас переименованы в «таможенные процедуры» и «таможенный контроль». Таможенное оформление – элемент таможенных процедур.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом счете либо ином документе, имеющем отношение к товару. Такое определение данному документу содержится в п. 10 Правил определения страны происхождения товаров (утв. решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года). В Таможенном кодексе 2003 года это понятие также закреплено – ему посвящены положения ст. 35 ТК РФ.

Данный документ составляется в произвольной форме, и в нем указываются сведения, которые должны позволить определить страну происхождения товара. В таможенной практике в качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие (к числу таких коммерческих документов относятся, например: счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и др.) или транспортные (к числу таких транспортных документов относятся коносамент, накладная и др.), а также и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товара.

В таможенном деле декларация о происхождении товара в конкретном государстве-участнике Соглашения о создании зоны свободной торговли (заключено в г. Москве 15 апреля 1994 года) используется для удостоверения страны происхождения, и для этого она может быть представлена в таможенный орган.

Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза (п. 18 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года). Это положение нашло свое дальнейшее развитие и в ст. 31 Таможенного кодекса 2003 года: для того чтобы декларация (внешнеторговый документ, выступающий в ее качестве) была принята таможенным органом Российской Федерации в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, необходимо, чтобы сведения о происхождении товаров основывались на критериях, применяемых в Российской Федерации.

Поэтому декларация о происхождении товара, и сертификат о происхождении товара – это документы, необходимые для установления и подтверждения страны происхождения товара. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (ст. 35 ТК РФ) или, в случаях, определяемых Правительством РФ, сертификат о происхождении товара (ст. 36 ТК РФ).

Теперь же обратим внимание на наиболее значимые отличия этих двух документов. Во-первых, сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров (п. 1
ст. 36 Таможенного кодекса 2003 года), а декларация о происхождении товара может являться документом, удостоверяющим страну происхождения данного товара (п. 1 ст. 35 Таможенного кодекса 2003 года).

Во-вторых, сертификат о происхождении товара выдается компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров, а при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается органами или организациями, уполномоченными Правительством РФ, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Что же касается декларации о таможенной стоимости, то так как в ее качестве могут использоваться различные документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров, то и выдаваться она может различными органами или организациями.

В-третьих, сертификат о происхождении товара таможенными органами принимается оформленным по определенной форме (форма «А» и «Ст-1»), с соблюдением предъявляемых к его оформлению требований и выдается по определенному порядку, что же касается декларации о происхождении товара, то это документ произвольной формы.

Различны и последствия представления этих документов: если стране происхождения данных товаров Российская Федерация представляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации, то должен в таможенный орган представляться сертификат о происхождении товара.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации – такое определение содержится
в ст. 358 Таможенного кодекса 2003 года.

Система управления рисками должна быть призвана добиться такой организации таможенного контроля, чтобы при соблюдении таможенного законодательства он был эффективным – достижение поставленных целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление; в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности.

Система управления рисками призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т.д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля. К числу таких направлений в ст. 358 Таможенного кодекса 2003 года отнесены те направления таможенного контроля, которые нацелены на предотвращение:

- нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер;

- нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- нарушений, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Одним из направлений деятельности таможенных органов является анализ риска нарушения таможенного законодательств, определяющий товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Также таможенные органы устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

ФТС России, систематизируя и обобщая информацию о рисках, поступающую от таможенных органов, формирует стратегию таможенного контроля.

Таможенный контроль может проводиться только таможенными органами и только в тех формах, которые перечислены в Таможенном кодексе РФ (ст. 366 ТК РФ). Некоторые формы таможенного контроля, которые закреплены в Таможенном кодексе РФ 2003 года, являются его новшеством. К таким новшествам относится таможенная ревизия.

Таможенная ревизия – это проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц. Проведение таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Соответственно таможенная ревизия также проводится таможенными органами, и, осуществляя ее, они обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и т.д.

Законодательно закреплены и формы, в которых таможенная ревизия может проводиться: общая и специальная формы (п. 1 ст. 376 Таможенного кодекса РФ).

Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы могут использовать:

- результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами;

- аудиторские заключения;

- акты и заключения, составленные государственными органами.

При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается, акт о результатах проведения таможенной ревизии в такой ситуации составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации является пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности. Осуществление мероприятий по защите интеллектуальной собственности является важным фактором, обеспечивающим повышение собираемости таможенных платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, стимулирование отечественного товарного производства, привлечение инвестиций, защиту прав потребителей.

Правообладатель, то есть лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности (или иное лицо, на законных основаниях представляющее его интересы), имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации нарушаются его права на объект авторского права, смежных прав, товарный знак и др., вправе подать заявление в ФТС России заявление о включении в реестр объектов интеллектуальной собственности.

Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному
в ст. 16 Таможенного кодекса РФ 2003 года, в связи с приостановлением выпуска товаров, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу вышеперечисленных лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тысяч рублей.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ФТС России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товара в соответствии с гл. 38 Таможенного кодекса РФ 2003 года, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. ФТС России данный реестр и ведет, и порядок ведения такого реестра устанавливается также ФТС России.

Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

Порядок принятия таких мер закреплен в гл. 38 Таможенного кодекса РФ 2003 года, и они принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Таким образом, настоящее время можно выделить следующие основные направления, по которым происходит реформирование современного таможенного законодательства:

- максимальное сближение с существующими в международной практике стандартами по таможенному делу;

- создание стабильных и четких правил, в соответствии с которыми участник внешнеэкономической деятельности строит свои отношения с таможней, – таких правил, которые создавали бы на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных процессов;

- эффективная защита публичного порядка и национальных интересов Российской Федерации в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

С принятием Таможенного кодекса РФ 2003 года удалось многое сделать в этом направлении. Однако при всей прогрессивности нового кодекса трудно судить, насколько применение его норм позволит реализовать все заложенные в них идеи. По оценкам специалистов, наряду с прогрессивным и «полезным», кодекс содержит много неоднозначных положений, противоречивых норм, требующих отдельного анализа. Более обоснованные и объективные выводы о преимуществах и недостатках Таможенного кодекса РФ 2003 года возможно будет сделать лишь после того, как сложится определенная практика реализации его норм.

 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.