В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
С учетом этого таможенными органами России была разработана Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства от 14 декабря 2005 года № 2225-р.
Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов.
Концепция является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.
При развитии таможенных органов Российской Федерации, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения Российской Федерации – значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, непосредственно граничащими с Российской Федерацией.
В результате проведения административной реформы сформирована новая структура государственных органов, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности, предполагающая комплексный подход к межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Вступление в силу с 1 января 2004 года Таможенного кодекса Российской Федерации создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации.
Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами в работе таможенных органов Российской Федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.
Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям. В этой связи возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства, а также определить цель, задачи и принципы развития таможенных органов России (рис. 48).
В качестве основы деятельности таможенных органов Российской Федерации будут использованы новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией и одобренных Федеральной таможенной службой.
С одной стороны, будут сформированы новые подходы к таможенному администрированию, которые предполагают обеспечение его высокой эффективности при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны, данные подходы помогут решить проблемы, связанные с занижением таможенной стоимости товаров и их недостоверным декларированием участниками внешнеторговой деятельности.
Рис. 48. Цель, задачи и принципы развития таможенных органов
Российской Федерации
В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:
- обустройство государственной границы Российской Федерации;
- создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
- размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
- развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
- внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты;
- внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;
- создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;
- создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
- совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
- усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).
В современных условиях таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на деятельность участников внешней торговли. Таможенная служба Российской Федерации представляет собой один из важнейших институтов повышения эффективности внешней торговли, улучшения макроэкономической ситуации в стране.
Рассматривая информационную политику таможенной службы, прежде всего необходимо отметить, что Федеральная таможенная служба России не является специализированной организацией по разработке информационных технологий. Создание прикладных системы и применение информационных технологий осуществляется в конкретных информационно-управляющих комплексах.
Развитие таможенной службы в настоящее время динамично осуществляется по четырем направлениям:
- развитие инфраструктуры таможенных органов;
- внедрение современных информационных технологий;
- созданию соответствующей нормативной базы;
- подготовка кадров.
По аналогичным направлениям идет работа в таможенных службах всего мира и международный опыт доказывает, что без информационных технологий сделать таможенный контроль и таможенное оформление быстрыми и эффективными невозможно.
Изменение ситуации в таможенной сфере – это возможность готовить и принимать грамотные и своевременные управленческие решения в экономике, что может быть достигнуто только в результате решения целого ряда задач.
Одной из важнейших задач, требующих решения, является обустройство и интегрированное управление на границе, переход на работу по принципу «одно окно», «одна остановка», создание единой базы данных контролирующих органов, а также условий, необходимых для деятельности этих органов вне зоны пограничного и таможенного контроля. В настоящее время в пунктах пропуска в установленном порядке располагаются сотрудники 6 государственных контрольных органов (Федеральной службы безопасности России, Федеральной таможенной службы России, ФМС России, Ространснадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор) последовательно осуществляющие 7 видов государственного контроля: пограничный, таможенный, а при необходимости иммиграционный, транспортный, ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный.
Недостатками действующей типовой схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации являются:
- наличие очередей транспортных средств;
- недостаточная регламентация функций государственных контрольных органов и режима в пунктах пропуска, что приводит к их дублированию;
- необходимость обращения к услугам коммерческих структур при подготовке документов для прохождения контроля и заполнения необходимых документов (подготовка электронной версии транзитной таможенной декларации);
- возможность выполнения эксплуатационными и другими организациями деятельности, не связанной с обеспечением функционирования пунктов пропуска (брокерской и страховой), а также с обслуживанием транспортных средств и пассажиров в пунктах пропуска;
- необходимость выдачи миграционных карт всем категориям иностранных граждан и лицам без гражданства, в том числе въехавшим в Российскую Федерацию в визовом порядке.
Новый порядок осуществления государственного контроля в пунктах пропуска предусматривает:
- сокращение количества государственных контрольных органов, находящихся в режимной зоне пункта пропуска на постоянной основе, до двух – пограничных и таможенных;
- исключение дублирования государственными контрольными органами закрепленных в соответствии с законодательством Российской Федерации функций при проведении различных видов государственного контроля в пунктах пропуска;
- обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска с учетом их специализации (наличие или отсутствие органов ветеринарного и (или) фитосанитарного надзора и возможность пропуска соответствующих товаров и транспортных средств);
- возложение функций иммиграционного контроля на пограничные органы Федеральной службы безопасности России, а ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля и санитарно-эпидемиологического надзора (только в части проверки наличия документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления въезда/выезда лиц и транспортных средств, ввоза/вывоза в Российскую Федерацию грузов, товаров и животных) – на таможенные органы Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- ограничение количества транспортных средств, подлежащих государственному контролю и находящихся в пункте пропуска;
- вывод за пределы территории пункта пропуска физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, за исключением службы эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на территории пункта пропуска;
- оптимизация размещения объектов пункта пропуска, их современное техническое оснащение, в том числе инспекционно-досмотровыми комплексами, которые в современных условиях являются неотъемлемой частью пунктов пропуска через государственную границу (рис. 49).
Рис.49. Оснащение таможенных органов инспекционно-досмотровыми комплексами
В рамках Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)" предусматривается установка 17 инспекционно-досмотровых комплексов, в том числе 11 инспекционно-досмотровых комплексов для автомобильных пунктов пропуска в объеме 3 047,0 млрд. рублей и 6 инспекционно-досмотровых комплексов для морских портов в объеме 1925,5 млрд. рублей. За счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в 2006 году будет построено 4 инспекционно-досмотровых комплекса. Вместе с тем для развертывания эффективной системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в период до 2010 года требуется дополнительное финансирование в объеме ориентировочно 7,293 млрд. рублей: на оснащение 22 мобильным инспекционно-досмотровыми комплексами – 2,20 млрд. рублей, 9 легковозводимыми (перебазируемыми) инспекционно-досмотровыми комплексами – 1,80 млрд. рублей; на оснащение 6 инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля железнодорожных вагонов – 1,38 млрд. рублей; на оснащение 10 инспекционно-досмотровых комплексов для контроля авиационных контейнеров – 0,725 млрд. рублей, на оснащение 4 инспекционно-досмотровых комплексов для контроля морских контейнеров – 1,188 млрд. руб.
Общие проблемы функционирования пунктов пропуска требуют создания единой структуры, отвечающей за содержание пунктов пропуска, их строительство, реконструкцию и техническое оснащение. Одновременно данная структура должна быть и балансодержателем. Это позволит внедрять единые нормы, правила строительства и эксплуатации, позволит значительно сократить расходы на содержание пунктов пропуска. Существующая ныне система ведет к разобщенности в работе, общей неразберихе в строительстве и эксплуатации пунктов пропуска.
Реализация мер, направленных на обустройство и интегрированное управление на границе позволит в целом повысить эффективность таможенного контроля сократить время на его проведение, увеличить пропускную способность пунктов пропуска, сократить время на выполнение таможенных формальностей, повысить эффективность борьбы с контрабандой, увеличить поступление таможенных платежей в федеральный бюджет (рис. 50).
Рис. 50. Схема контроля в пункте пропуска
Одновременно это позволит ликвидировать очередь на границе, сократить время и финансовые затраты участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур, которые, в конечном итоге, тяжелым грузом ложатся на плечи и карманы простых людей. Ведь один час простоя в очередях на границе – это дополнительно 0,04 % к стоимости товара.
Основной тезис концепции развития таможенных органов России – осуществление таможенного контроля как сервиса для участников международной торговли. Осуществление бесконтактного таможенного оформления и таможенного контроля, т.е. попытка свести к минимуму прямое общение между участниками внешнеэкономической деятельности и работниками таможенных органов, возможно лишь в том случае, когда будут разнесены в пространстве и времени две компоненты – груз или товар и сопроводительные документы. Практика показывает, что сопроводительные документы, как правило, перевозятся в транспортных средствах вместе с товарами. Поэтому задача таможенных органов – получить документы в электронном виде, максимально быстро и отдельно от самих товаров, чтобы информация поступала в систему раньше, чем товары начинают перемещаться. Это так называемый принцип предварительного информирования таможенных органов, основанный на том, что данные из товаросопроводительных документов, инвойсов и контрактов заносятся в таможенную информационную систему при формировании товарной партии. После обработки этих сведении и проверки их с использованием системы анализа и управления рисками вся необходимая для реализации таможенных процедур информация поступает на пограничные пункты пропуска и в таможню назначения. Перевозчик, подъезжая к границе, предъявляет уже не сами документы, а специальный идентификационный код, который выдается из таможенной информационной системы для данной товарной поставки. Таможенный инспектор, введя этот код, получает из системы всю информацию о товаре и контролирует представленные документы и товары практически в режиме «зеленого коридора».
Такой порядок проведения таможенного контроля значительно отличается от осуществляемого ранее, когда на первом этапе автоматизации данные о товаре попадали в таможенную информационную систему только в пункте пропуска на границе. В настоящее же время таможенные органы стремятся наиболее полно использовать информационное взаимодействие таможенной системы с системами, которые находятся на месте формирования грузопотоков, например, логистическими или складскими, и, тем самым, максимально удалить таможенного инспектора от участия в этих процессах.
Таким образом, информационная система становится помощником работников таможенных органов, инструментом выполнения таможенных процедур, во-первых, без личного контакта, во-вторых, абсолютно прозрачно, в-третьих, максимально быстро. Эти составляющие обязательно должны учитываться информационными технологами при оптимизации информационных систем, повышении их производительности, быстродействия и эффективности.
На использовании современных информационных технологий базируется система управления рисками, комплексное использование которой должно играть огромную роль.
На основе принципа анализа управления рисками выявляются товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяется степень такой проверки. Ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где есть повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений либо подрываются интересы отечественных товаропроизводителей или создается угроза нарушений других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И, напротив, там, где рисков нет либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале. Пока применяются лишь отдельные ее элементы.
Значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков. При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.
Управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной системы управления рисками.
Цель системы управления рисками – создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Положительный результат применения в деятельности таможенных органов системы управления рисками подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран. Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации.
Система управления рисками должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации:
- сокращение времени таможенного оформления,
- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Под риском подразумевается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Товары риска – товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски. Товары прикрытия – товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Для выявления случаев недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров в работе таможенных органов предлагается использовать систему управления рисками по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, представленную на рисунке 51.
Рис. 51. Система управления рисками по вопросам классификации товаров
в соответствии с ТН ВЭД России
Таким образом, система управления рисками позволяет более эффективно проводить таможенный контроль с применением определенных форм таможенного контроля (рис. 52).
Рис. 52. Новые информационные технологии таможенного администрирования с учетом применения системы управления рисками
В настоящее время необходимо уже сейчас начать разрабатывать подсистему «Постконтроль», которая стала бы неотъемлемым элементом системы управления рисками и в автоматическом режиме по заданным индикаторам производила бы точечный эффективный выбор объектов для постаудита в зависимости от степени и видов риска. Более того, в дальнейшем система управления рисками должна быть ориентирована на использование именно в процессе проведения постаудита (как это происходит в странах Евросоюза), а не при таможенном оформлении товаров, как это происходит сейчас у нас. А вот результаты ревизий, проведенных подразделениями таможенной инспекции, должны интегрироваться в информационную составляющую системы управления рисками с тем, чтобы их можно было использовать на этапе таможенного оформления товаров.
Во-первых, анализ материалов ревизий позволит не только выявлять риски, но и прогнозировать их актуальность во времени. Если в течение достаточно продолжительного времени риски будут сохранять свою актуальность, то информация о них будет поступать непосредственно в места таможенного оформления, даже на те посты, где осуществляется предварительное электронное декларирование, во-вторых, результаты проверок могут послужить основанием для предоставления участнику внешнеэкономической деятельности упрощенных процедур таможенного оформления.
Анализ материалов аудита позволяет определять как степень надежности участников внешнеэкономической деятельности в плане соблюдения таможенного законодательства, так и степень риска в отношении конкретных товаров. В дальнейшем эта информация может послужить основанием для применения тех или иных форм таможенного контроля в отношении конкретных организаций как на стадии таможенного оформления, так и после выпуска товаров. Это должно существенно упростить контроль и сделает его более эффективным.
Таможенные инспекции на местах должны разрабатывать и применять методики по выбору объектов для постаудита, проводить мониторинг таможенного оформления для определения закономерностей товаропотоков, выявления наиболее «тревожных» их участков и товаров, при импорте которых наиболее часто нарушаются таможенные правила, занижается таможенная стоимость.
Необходимо поддерживать и обратную связь между таможенной инспекцией и подразделениями таможенного оформления, что пока еще не осуществляется.
Принятие решения о переносе углубленного таможенного контроля на этап после выпуска товаров не означает отказ от других форм таможенного контроля, которые являются частью таможенного оформления. К тому же с помощью аудита не всегда возможно установить нарушения таможенного законодательства. Здесь должны существовать четкие критерии и для видов риска, и для лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Интегрирование России в систему международных стандартов осуществляется планомерно и прежним методам работы здесь уже не место.
Степень ответственности и уровень возлагаемых задач на сотрудников таможенных инспекций в ближайшие годы будет неуклонно возрастать по мере того, как центр тяжести контроля внешнеэкономической деятельности все больше будет смещаться в сторону таможенного аудита.
Однако идеология самих инспекционных мероприятий должна постепенно меняться. Целью проверок должен стать не столько поиск нарушений в деятельность компаний, сколько оказание им методологической помощи в правильном отражении внешнеэкономической деятельности в системе учета.
В этом случае участники внешнеэкономической деятельности сами будут заинтересованы в проведении у них ревизии. Так как, если проверка документально подтвердит, что у них все в порядке, ее рейтинг как делового партнера значительно повысится.
Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную и правоохранительную):
- пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- на эффективность таможенного контроля;
- на полноту взысканных таможенных платежей;
- на ускорение товарооборота;
- на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;
- на изменение времени таможенного оформления.
Таким образом, реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы. В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе анализа и управления рисками, при таможенном контроле товаров используется перечень товаров группы «риска» и перечень товаров группы «прикрытия».
На сегодняшний день разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, направленные на упрощение процедур и автоматизацию технологий таможенного контроля и таможенного оформления.
В статье 63.8. Таможенного кодекса Российской Федерации отмечается, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Это краткое положение открывает новое направление в деятельности российской таможенной службы. Передача, обработка и хранение документов в электронной форме позволяет перевести значительную часть рутинной работы таможенных служащих в автоматический режим, осуществляемый электронными методами.
С помощью электронных методов таможенные власти в будущем смогут решать различные задачи:
- осуществлять быструю и четкую обработку грузовых таможенных деклараций и сопровождающих документов (в автоматическом режиме);
- повышать эффективность таможенного контроля на основе определения наиболее важных направлений контроля;
- добиваться полного применения всех нормативных положений таможенного законодательства (используя компьютерный пакет данных);
- увеличить эффективность сбора таможенных платежей и создать быстродействующий контроль за их уплатой;
- обеспечить автоматический сбор и анализ статистической и другой информации, за предоставление которой отвечают таможенные власти.
Применение документов в электронной форме, и в более широком плане новых информационных технологий не только позволит ускорить таможенную обработку грузов и транспортных средств, но и сможет проявить себя в дальнейшей реформе и модернизации неэффективных таможенных процедур.
Применение информационных технологий – путь к резкому ускорению процесса таможенного оформления с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.
Обязательным условием решения задач совершенствования помещения товаров под таможенные режимы является создание межведомственной системы сбора, хранения и обработки информации для контроля внешнеторговой деятельности и определения системного администратора (рис. 53).
Рис. 53. Межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации для контроля внешнеторговой деятельности
Данная информационная система предназначена для использования уполномоченными государственными контрольными органами при проведении всех видов государственного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных как в пунктах пропуска, так и на территории Российской Федерации и обеспечения непрерывности этого контроля.
Одновременно это позволит ликвидировать очередь на границе, сократить время и финансовые затраты участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур.
Важной задачей деятельности таможенных органов, требующей безотлагательного решения, остается борьба с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных данных о стране происхождения товаров.
При рассмотрении таможенных мер могут быть созданы оптимальные условия помещения товаров под таможенные режимы, а также это положительно отразится на взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности, кроме того, такое взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности дает экономический эффект.
Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость применения выборочного таможенного контроля, что будет выглядеть, как упрощение таможенных процедур для многих добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, экономии рабочего времени и ресурсов.
Совершенствование работы по борьбе с недостоверным декларированием страны происхождения товаров, классификации товаров, является на сегодняшний день одним из самых важных вопросов в деятельности таможенных органов.
Именно это направление призвано обеспечить выполнение таможенной службой как фискальных, так и протекционистских функций, в конечном итоге содействовать осуществлению мировой торговли при условии минимальных затрат для экономики страны, а также способствовать защите общества от незаконного перемещения товаров через границу.
В целях обеспечения комплексного анализа информации о внешнеэкономических сделках предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации Операционного центра для обработки и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и оперативное управление таможенными органами Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля (рис. 54).
Рис. 54. Операционный центр принятия решений
Схема работы Операционного центра предполагает, что Центр получает информацию в рамках международного, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия от зарубежных таможенных органов, федеральных министерств, служб и агентств, структурных подразделений ФТС России. Сбор и анализ должен осуществляться от обработки предварительной информации до результатов пост-контроля на всем перемещении товаров.
Операционный центр проводит постоянный мониторинг информации из баз данных таможенных органов и любой иной информации для выявления рисков, осуществляет стратегическое, тактическое и оперативное администрирование процессов таможенного контроля.
Работа Операционного центра позволит своевременно реагировать на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства, в том числе заявлением недостоверных сведений о наименовании и количестве товаров, занижением их таможенной стоимости, что в конечном итоге будет способствовать формированию равных условий конкуренции на российском рынке и повышению уровня собираемости таможенных платежей.
Планируется также создание региональных центров анализа и управления рисками. Они будут осуществлять мониторинг для выявления рисков и обеспечивать оперативное реагирование на выявленные риски в подчиненных таможенных органах.
Начиная с 1 января 2006 года, все таможенные органы перешли на работу с системой анализа и управления рисками в автоматизированном режиме. В дальнейшем планируется переход к полностью автоматической схеме, с полной регламентацией действий инспектора при принятии решения о выполняемых таможенных процедурах.
Второй базовой технологией является предварительное информирование о товарах, направляемых на российскую территорию. Предварительная информация будет полностью определять формы применяемого таможенного контроля и служить основой для работы системы управления рисками.
Развитие практики внедрения предварительного информирования таможенных органов предполагает включение данных вопросов в межправительственные и межведомственные соглашения, заключаемые с государствами – основными торговыми партнерами Российской Федерации, а также внесения изменений в Таможенный кодекс РФ, определяющие обязательное предоставление предварительной информации участниками внешнеторговой деятельности таможенным органам (рис. 55).
Рис. 55. Внедрение системы предварительного информирования
Подготовлена Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, которой определено, что таможенные органы могут использовать для таможенных целей информацию, поступающую:
- от любого заинтересованного лица как при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, так и при вывозе с ее территории;
- от таможенной службы страны экспорта или транзита, если предварительное информирование осуществляется в соответствии с договоренностями (соглашениями) между ней и ФТС России;
- от администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если предварительное уведомление осуществляется в соответствии со статьей 71 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Реальные результаты использования предварительной информации позволяют сказать, что получение информации о товарах до их представления таможенным органам, позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски», за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют усиленной проверки.
Комплексный подход к созданию и внедрению системы предварительного информирования рассматривается как необходимый шаг для подготовки условий для внедрения института обязательного представления предварительной информации, базирующегося на мировых стандартах и рекомендациях Всемирной таможенной организации.
Применение системы предварительного информирования (информационный обмен между таможенными службами), предусмотренный Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Российской Федерацией и странами-контрагентами на 10% ежегодно, повысит эффективность борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что за 2003-2005 годы органы исполнительной и законодательной власти провели объемную работу по оптимизации таможенного регулирования в Российской Федерации. Основными направлениями в данной работе явились реформирование таможенных органов, ужесточение мер административного воздействия, применяемых к нарушителям таможенных правил, а также внесение корректировок в процесс взимания платежей, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.
Таким образом, выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Тем не менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.
Планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.
Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы "одного окна" (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль).
Реализацию Концепции развития таможенных органов России планируется осуществлять в 2 этапа (рис. 56).
Рис. 56. Этапы реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации
Выполнение мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, будет способствовать:
- уменьшению времени, затрачиваемого участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;
- увеличению пропускной способности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;
- обеспечению внедрения единых стандартов и правил таможенного администрирования, повышению качества обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применению унифицированных таможенных документов и декларирования в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;
- содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.
Комплексная реализация Концепции позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте становление таможенной службы России в период с 1991 по 2000 год.
2. В чем Роль закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (1993 г.) и Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 г.) в формировании таможенной политики и таможенного дела?
3. Что представляет собой таможенная инфраструктура?
4. В чем смысл совершенствования и модернизации таможенной инфраструктуры?
5. Каким образом осуществляется кадровая работа, направленная на укрепление таможенных органов и учреждений кадрами?
6. Дайте характеристику деятельности Российской таможенной академии.
7. Какой существует порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы?
8. Какие квалификационные требования предъявляются к начальникам таможен?
9. Что входит в понятие таможенная политика?
10. Каким образом осуществляется таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности?
11. Что представляет собой таможенный тариф?
12. Как различаются таможенные тарифы по своей правовой природе?
13. Перечислите основные цели таможенного тарифа.
14. Что такое ТН ВЭД России?
15. Укажите особенности расчета ввозной таможенной пошлины пошлина.
16. Что такое режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования)?
17. Какие меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности называются нетарифными?
18. Как классифицируются меры нетарифного регулирования?
19. Перечислите и охарактеризуйте экономические меры нетарифного регулирования.
20. Дайте характеристику административных мер нетарифного регулирования.
21. Что такое таможенный режим?
22. Дайте характеристику основных таможенных режимов.
23. Перечислите и охарактеризуйте экономические таможенные режимы.
24. Укажите в чем сущность завершающих таможенных режимов.
25. Охарактеризуйте специальные таможенные режимы.
26. Когда принята Концепция развития таможенных органов Российской Федерации?
27. Какие цели, задачи и принципы определены Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации?
28. Перечислите мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования.
29. По каким направлениям в настоящее время осуществляется развитие таможенной службы России?
30. Что представляет собой управление система рисками?
31. Как планируется осуществлять реализацию Концепции развития таможенных органов России?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.