Организация и развитие таможенной инфраструктуры – неотъемлемый атрибут единой системы таможенных органов, одно из ключевых условий ее дееспособности. Инфраструктурное обеспечение в той или иной степени сопровождает все стадии и процедуры организации и осуществления таможенного дела, определяет качественные характеристики и прогресс таможенной службы России.
На возрастание роли и значения таможенной инфраструктуры воздействует целый ряд факторов первостепенного и долгосрочного характера.
Во-первых, развитие рыночной экономики, либерализация внешнеэкономической деятельности. Такая экономика, в том числе ее внешнеэкономический сектор, без развитой инфраструктуры рынка нормально функционировать не может.
Во-вторых, усложнение и динамичность функций таможенных органов, усиление их полномочий и ответственности, обусловленные потребностями регулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечения экономической безопасности страны, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
В-третьих, усиление прямой зависимости результатов и последствий осуществления таможенного дела от качества инфраструктурного обеспечения бесперебойного и оперативного проведения таможенного оформления и таможенного контроля, полного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу, упрощения этих процедур, эффективного применения всего спектра таможенных режимов, ускорения товарооборота, развития сферы услуг для участников внешнеэкономической деятельности, сокращения их накладных расходов.
В-четвертых, потребность укрепления и улучшения качественного состава кадров таможенных учреждений, повышения их профессионализма, компетентности, воспитания высоких морально-нравственных качеств.
В-пятых, необходимость преодолеть отставание социальной сферы функционирования таможенной службы, обеспечить социальную защиту таможенных работников, их жизнедеятельность.
В-шестых, развивающийся процесс расширения и углубления международного сотрудничества в области таможенного дела, который требует повышения инфраструктурного обеспечения таможенных органов России до международных стандартов. Сквозь призму этих факторов и порождаемых ими тенденций очевидна необходимость глубокого осознания места, роли и функционального назначения таможенной инфраструктуры в таможенной системе.
Основываясь на общей типологии инфрастуктуры, можно охарактеризовать общие и особенные черты и свойства таможенной инфраструктуры. Во-первых, она не изолирована от всей системы инфраструктуры национальной экономики, создается и функционирует в ее составе. Очевидно, что таможенная инфраструктура не может нормально функционировать в отрыве от сети путей сообщения, различных видов магистралей и коммуникаций, систем передачи и хранения информации, организаций, оказывающих деловые услуги, складского хозяйства и других элементов инфраструктуры общего пользования как в полосе, прилегающей к таможенной границе России, так и внутри страны. Во-вторых, таможенная служба в целом является составной частью, элементом отраслевой институциональной инфраструктуры, то есть той сферы деятельности, которая связана с институтами регулятивного, правового, правоохранительного, защитного, управленческого характера. В этом качестве она обслуживает свою базисную отрасль – внешнеэкономическую деятельность, выполняет функции инфраструктурного обеспечения регулирования внешнеэкономических связей России, исполнения доходной части федерального бюджета, участвует в решении других задач национальной экономики. В-третьих, таможенная инфраструктура имеет свое внутриведомственное назначение, создает необходимые условия для функционирования таможенной службы, прежде всего обеспечения дееспособности таможенных органов в осуществлении всего комплекса процедур и правил таможенного дела, борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил.
Таким образом, таможенную инфраструктуру можно определить как комплекс (совокупность) институциональных, социальных структур и видов деятельности, технических средств (систем) таможенного контроля, экспертизы и связи, информационных систем, материально-технической базы таможенных органов, обеспечивающих условия таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, функционирования таможенной системы в целом и осуществления таможенного дела в частности, социального обслуживания таможенных работников.
Такое определение основывается на анализе и обобщении общего и особенного в характеристике таможенной инфраструктуры, дает реальное представление об организационном составе и целевых направлениях ее функционирования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 325.