Влияние таможенной политики России на таможенные доходы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В Российском государстве таможенные тарифы до XVIII века были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10% стоимости товаров, то есть проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

Лишь в начале XVIII века в связи с новыми взглядами на развитие страны и проведением крупных экономических мероприятий по созданию заводов, фабрик, мануфактур расширяется внешняя торговля, принимаются меры по защите экономических интересов России.

Особенность развития таможенного дела в России и формирования таможенной политики как в начале XVIII века, так и в последующие годы, состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал. Он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов.

Лишь 31 января 1724 года механизм регулирования торговли начал действовать в соответствии с протекционистским тарифом.

Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по мере роста производства. В данном случае можно считать, что таможенная пошлина рассматривалась как премия производителям. Тарифом предусматривалось наибольшее обложение в размере 75%. В соответствии с тарифом 1724 года ввозимые железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались в размере 75% от цены товаров, голландское полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – в размере 50%, шерстяные ткани, железное оружие – в размере 25% от стоимости товаров.

Товары, не производившиеся в стране, облагались умеренной пошлиной – от 10%.

На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной. Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались в силе существовавшие тогда местные тарифы.

Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране.

Протекционистский тариф 1724 года сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. В 1725 и 1727 годах тарифы на ряд товаров были снижены.

В торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования.

В связи с проведенными мероприятиями поступления от таможенных сборов несколько возросли. В петровский период ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов.

Протекционистский, покровительственный тариф 1724 года просуществовал до 1731 года, когда был принят новый тариф.

До середины XVIII века таможенная политика строилась с учетом дальнейшего развития торговли как внутри страны, так и с зарубежными странами. Серьезным препятствием в развития таможенного дела явилось наличие внутренних таможен, огромное количество различных таможенных сборов, сложность таможенной процедуры.

С 1753 по 1757 годы в России была проведена крупная таможенная реформа, суть которой состояла в ликвидации внутренних таможенных органов и введении рублевой пошлины.

С целью компенсации таможенных доходов с внутренних таможен в интересах стабильности пополнения казны в портовых и пограничных таможнях пошлины были увеличены на 13%, что позволяло не снижать долю таможенных сборов, поступающих в доход государства.

К середине XVIII века таможенное дело стало централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Изложите особенности развития внешней торговли России в XIII веке.

2. Как развивалось таможенное дело в период царствования Елизаветы Петровны?

3. В чем суть влияния таможенной политики России на таможенные доходы?

4. Охарактеризуйте протекционистский таможенный тариф 1724 года.

5. Изложите сущность таможенной реформы 50-х годов XIII века.


11. Таможенное дело в России в 60-е годы XVIII -
60-е годы XIX веков

 

Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение.

Вступив на престол, Екатерина II отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила ввоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и др.

Закон 1762 года уравнял в правах порты в Архангельске и Петербурге. В 1763 году при Дворе была учреждена Комиссия о коммерции, приступившая к составлению нового тарифа. Вскоре ею были выявлены серьезные недостатки тарифа 1757 года, а именно:

- импортируемые товары широкого потребления (даже те, которые в стране не производились) облагались той же пошлиной, что и ввозимые предметы роскоши;

- отдельные товары русского экспорта подлежали чрезмерному таможенно-пошлинному обложению;

- потребительские товары «равной надобности» были «не равно обложены пошлинами».

В мае 1766 года результаты работы были доложены императрице и получили высочайшее одобрение. Новый тариф был опубликован 1 сентября 1766 года, вступив в силу в большинстве таможен империи с 1 марта 1767 года.

Поддержав предложение Комиссии о коммерции о регулярном пересмотре тарифа, Екатерина II поручила Коммерц-коллегии осуществлять пересмотр тарифа через каждые пять лет, используя для этого достоверные справки из таможен.

В основу тарифа 1766 года были положены следующие правила:

- все импортные товары, которые в России не производились, «и без которых для общей нужды никак обойтись нельзя», были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;

- весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находилось в стадии зарождения;

- ввозные пошлины на «материалы или составы» для отечественных предприятий также отличались умеренностью;

- готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной в сравнении с полуфабрикатами;

- импортные товары, производство аналогов которых в стране уже было освоено, облагались сравнительно высокой 30% пошлиной, признававшейся совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства, а «ежели того недовольно окажется, то ясно заключить можно, что такие фабрики держать бесполезно».

Вывозные пошлины, как правило, не превышали 5% с объявленной цены товара. Сырьевой экспорт подлежал повышенному таможенно-пошлинному обложению по сравнению с вывозом готовой продукции.

Принятие тарифа 1766 года означало продвижение России по пути свободной торговли.

После отмены в 1762 году откупной системы и возвращения таможен в казенное ведомство была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия, которой и было поручено управление таможенным делом. Изменился социальный состав таможенных чиновников. В результате кадровых перестановок откупного периода в таможенную службу пришло немало лиц из разночинцев.

В конце 1781 года Комиссия о коммерции приступила к работе по составлению нового тарифа. При этом она руководствовалась указанием Екатерины II о том, чтобы российские товары особенно высокой степени обработки, предназначенные на экспорт, а также иностранные товары, «необходимые для русского народа» и внутреннее производство которых было незначительным (при условии, «чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям»), были обложены умеренными таможенными пошлинами. В сентябре 1782 года проект тарифа был утвержден императрицей и передан в Сенат для опубликования.

С принятием нового тарифа:

- в среднем до 2% понижался размер таможенно-пошлинного обложения ввозимого в Россию сырья;

- умеренной пошлиной облагались импортируемые в страну полуфабрикаты;

- на дорогую мебель, ткани высших сортов, которые выделывались в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20%;

- на импортируемые предметы роскоши, которые производились в России в достаточном количестве, была установлена пошлина до 30%; ,

- вывозные пошлины были понижены до 2-4%;

- в тарифе фигурировал целый ряд товаров (селитра, ядра и т.п.), ранее запрещенных к вывозу из страны.

Таможням, затруднявшимся с определением статьи, по которой следовало взыскивать пошлину, предписывалось направлять образцы соответствующих товаров в Главную над таможенными сборами канцелярию.

Именным указом Екатерины от 27 сентября 1782 года Сенату «Об учреждении особой Таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась Таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей. Таможенные объездчики принимались на службу «добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным».

В скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. В стремлении остановить поток контрабандных товаров правительство Екатерины II в июне 1789 года издало указ о запрещении привоза, ввоза и пропуска в Россию шелковых, бумажных и прочих иностранных товаров «сухим путем через таможни, в наместничествах Полоцком, Могилевском, Киевском и Екатеринославском». Важность принятого решения заключалась в том, что «всякому таможенному служителю, объездчику и надзирателю за содействие в поимке или обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за вычетом ввозной пошлины.

Протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе 14 сентября 1795 года, с помощью которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства. Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года, отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800 году запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801 года был также издан указ, запретивший вывоз любых российских товаров из российских портов и пограничных сухопутных таможен без особого высочайшего повеления. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел был убит в Михайловском замке во время дворцового переворота.

Таможенная политика Александра I также не отличалась последовательностью. Так, вслед за введением тарифа 1797 года и снятием запрета на вывоз из России разных товаров последовали постановления и практические меры, направленные на либерализацию торговли и ослабление таможенных запретов.

В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной таможенной комиссией был разработан предельно запретительный таможенный тариф, отвечавший интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов. В декабре было утверждено «Положение о нейтральной торговле на 1811 год в портах Белаго, Балтийкаго, Чернаго и Азовскаго морей и по всей Западной сухопутной границе», которым устанавливались правила «коих целью, преградить усиление непомерной роскоши, сократить привоз товаров иностранных, и поощрить, сколь можно, произведения внутреннего труда и промышленности».

Определяя приоритеты национальной таможенной политики, правительство продолжало исходить из интересов государственного казначейства, стремившегося любой ценой (в том числе и за счет сокращения импорта) к достижению активного торгового баланса и повышению на этой основе курса рубля.

Как и прежде, задачи правительства в области таможенного дела выходили за рамки таможенно-тарифного регулирования.

В июне 1811 года Александр I учредил Таможенное управление по Европейской торговле. Было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых вошло определенное число таможен. Каждый таможенный округ управлялся начальником, который имел в своем ведомстве таможни и заставы, составлявшие округ. Все таможни были разделены на два класса. Те из них, которым был разрешен привоз иностранных товаров, стали называться главными. Они состояли из управляющего, положенных по штату членов и необходимого числа таможенных чиновников и служителей, заменивших прежних директоров таможен, цольнеров и унтерцольнеров.

Наибольшее воздействие на развитие отечественной внешней торговли в 1809 году оказывали взаимоотношения с Францией в рамках Континентальной блокады. Негативное влияние на экономику и бесперспективность участия в Блокаде к 1810 года стали очевидны практически для всех слоев российского общества. Департамент государственной экономии Государственного совета направил императору доклад: сохраняя союз с Францией, принять все меры к расширению внешнего рынка по всем направлениям в сочетании с жесткими мерами по таможенному управлению. При обсуждении в Государственном совете, последний полностью поддержал предложения о более самостоятельной внешнеторговой политике и т.п., по существу определив основные принципы будущего таможенного тарифа.

Логическим итогом такого развития русско-французских взаимоотношений стал важнейший законопроект в области внешней торговли, определивший таможенную политику на следующее десятилетие – «Положение о нейтральной торговле на 1811 год» Данный документ был частью разработанного Сперанским в 1809 году плана по оздоровлению русских финансов. Являясь по существу новым таможенным тарифом, Положение получило свое официальное название, по всей видимости, чтобы подчеркнуть его временный характер. Проект тарифа после одобрения Александром I был утвержден Государственным советом только на 1811 год, но затем ежегодно продлевался до принятия нового тарифа в 1816 г. Документ выделяется в ряду таможенных тарифов империи, как пишет
К. Лодыженский «...своей необыкновенною простотою и ясностью». Во многом это связано с ярко выраженным запретительным характером тарифа. Например, вместо списка запрещенных товаров и подробной росписи разрешенных, был составлен только список разрешенных товаров из 208 наименований. Положение исключало способ исчисления пошлин по ценовой стоимости товара, назначив только фиксированные суммы с количества товаров. Исчисление должно было осуществляться только в ассигнациях, а уплата пошлин только в талерах (бывших «ефимках») из расчета 1:4. В порты России по-прежнему могли заходить только нейтральные суда со свидетельствами о прохождении товара, запрещенные товары изымались. Владелец такого груза или покупатель – комиссионер, а при невозможности их наказания – капитан корабля, уплачивал стоимость товара лицу, обнаружившему нарушение, отвечая всем своим имуществом. Виновные преследовались по суду, вплоть до лишения «честного имени» и отправки в ссылку.

Все вышеназванные мероприятия на деле стали частью политики по ограничению импорта для поднятия курса ассигнаций и поощрения отечественного производства. Более того, Положение о нейтральной торговле, по мнению многих историков, сыграло не последнюю роль среди поводов к началу Отечественной войны 1812 года.

Положение 1810 года вызывало нараставшее недовольство Франции. Правила нового тарифа на практике приравняли Францию по правовому положению к остальным торговым партнерам России. Расчет французов на то, что франко-русское соглашение о союзе в рамках Тильзитского мира обязывает Россию предоставить Франции особый привилегированный статус, не оправдался. Более того, тариф изменил объем пошлин на ввоз важных для французского экспорта товаров, и в частности вин. Хотя это коснулось и других стран (Испании, Португалии и т.д.), но именно равное положение с другими и не устраивало Францию.

Другими ключевыми разногласиями между Россией и Францией по вопросам осуществления новой таможенной политики были проблемы морской торговли под нейтральным флагом. Франция не без основания указывала на то, что подобная торговля стала крупнейшим каналом экспортно-импортных операций России и Англии, позволяющим поддерживать торговлю в обход правового режима Континентальной блокады. Контраргументом России было утверждение о том, что Положение 1810 года является только пробной мерой, не представляя собой постоянно действующего законодательства о торговле, а также указание на невозможность участия в Блокаде при удовлетворении всех французских условий. Нельзя не отметить, что фактически Положение стало полноценным таможенным тарифом, а его «временность» растянулась на шесть лет.

Положение 1810 года о нейтральной торговле положило конец политике уступок Наполеону во внешней торговле и одновременно значительно упорядочило ее законодательную базу, особенно в сравнении с периодом 1806-1810 гг.

Несмотря на чрезвычайный характер, Положение стало первым оригинальным таможенным тарифом XIX столетия и правовой основой русской внешнеторговой политики вплоть до окончания наполеоновских войн. Нарастание военной конфронтации привело к давно назревавшему выходу России из Континентальной блокады.

Отдельный вопрос в изучении действия Положения 1810 года представляет собой морская торговля через черноморские проливы. Контроль традиционно враждебной нам Османской империи над проливами с одной стороны, и большое значение беспрепятственного транзита через проливы с другой – все это порождало множество разногласий в русско-турецких взаимоотношениях. С учетом преобладающей роли именно морских торговых путей в рассматриваемый период вопрос о контроле над черноморскими проливами стал для России одной из важнейших геополитических проблем со времен Екатерины II Великой и вплоть до сегодняшнего дня.

Характерной чертой внешней торговли является сочетание норм внутреннего законодательства и международных договоров. Вместе с тем, на протяжении рассматриваемого периода четко прослеживается тенденция унификации внешнеторговых договоров на основе единых правил Положения 1810 года, сыгравшего очень важную роль в развитии таможенного дела.

Венский Конгресс и либерализация внешней торговли в 1815-1822 годах. Решения Венского конгресса открыли новый этап в развитии таможенного и торгового законодательств. Конгресс декларировал принципы свободной торговли и отмену таможенных ограничений: установление свободного судоходства по главным речным артериям восточной и центральной Европы.

На конгрессе были достигнуты договоренности с Австрией и Пруссией о будущем режиме торговли в польских землях, включая транзитную. Устанавливался принцип свободного обращения между разделенными польскими землями. Все судоходство в рамках польских границ, существовавших до 1772 года, должно было стать свободным. Сборы с судов должны были лишь покрывать расходы по содержанию коммуникаций, провозглашался свободный транзит Броды – Одесса и провоз товаров между частями Польши в составе договаривающихся государств. Таможенные пошлины при торговле между этими землями не должны были превышать 10% от цены товара, при этом вводились свидетельства для подтверждения польского происхождения товаров и т.п.

Проекты отмены запретительного Положения 1810 года во множестве появлялись уже на первом году его действия и процесс этот последовательно нарастал.

Впоследствии структура основного таможенного документа несколько расширилась и усложнилась. Тариф 1816 года предусматривал обложение как ad valorem (пошлина с цены), так и неценовыми пошлинами, в зависимости от категории товара. Пошлины должны были исчисляться в серебряной валюте, а оплачиваться ассигнациями по официальному курсу на текущий год. Количество дозволенных к ввозу товаров, а значит и разрешительных статей, увеличилось, запретительных – уменьшилось. Чтобы смягчить недовольство сторонников запретительной системы, которое носило среди русских промышленников и купечества массовый характер, было официально заявлено о «замораживании» списка запрещенного импорта на 12 лет. Вместе с тарифом манифест вводил в действие новые правила по его применению. Для борьбы с заниженной оценкой товаров, облагаемых пошлиной с цены товара, таможенники получили право оставлять товары в свою пользу по заявленной цене плюс 10% и т.п.

Таможенный тариф 1816 года, как один из важнейших документов внешнеторговых отношений страны, четко отразил новую государственную политику в данной сфере. Взятый правительством после Венского конгресса курс на либерализацию внешней торговли был продолжен и после принятия нового тарифа. В целом, законодательные акты и межгосударственные соглашения России в период 1815-1819 гг. были выражением последовательного усиления позиций сторонников фритредерства.

Тариф 1816 года на практике так и не вступил в действие полном объеме из-за разногласий с Пруссией и Австрией по таможенному режиму в польских землях. Изменения правовой базы поставили вопрос о необходимости обновления торговли Царства Польского и общей таможенно-тарифной системы европейской торговли. Возникла необходимость отмены списка запрещенных к ввозу товаров, неприкосновенность которой была официально гарантирована на 12 лет. Более того, сам таможенный тариф 1816 года теперь подлежал пересмотру в соответствии с достигнутыми договоренностями до конца 1819 года.

Масштабное изменение внешнеполитического положения в Европе и принятие новых принципов внешней торговли объективно привели к значительному увеличению числа новых договоров и нормативных актов. Новый тариф 1816 года в целом носил гораздо более либеральный характер, но по многим позициям вступал в противоречие с межгосударственными торговыми соглашениями, что не могло не вызвать проблем по приоритету применения тех или иных положений.

После подписания в 1818 году новых, или «дополнительных», конвенций с Пруссией и Австрией возникла необходимость доработки проектов единого таможенного тарифа и устава по европейской торговле.

Новый таможенный тариф был опубликован в ноябре 1819 года Манифест на введение тарифа в действие четко обусловил его принятие необходимостью укрепления экономических связей Империи с Царством Польским и договорными обязательствами перед Пруссией и Австрией, а также описывал механизм принятия документа.

Тариф 1819 года стал одним из самых либеральных в истории российских таможенных тарифов. Он содержал ценовые пошлины в размере 2, 3, 5, 6 и 15%, но только для не производимого внутри страны сырья и легко провозимых тайными способами предметов (например, драгоценностей). Прочие товары облагались ввозными пошлинами от 25 до 60%. Запретительных норм по импорту стало гораздо меньше, но реальное обложение ранее запрещенных товаров достигало 60%.

Реальными изменениями в системе регулирования внешнеторговой деятельности явились следующие нововведения. Еще до опубликования нового тарифа Александр I своим указом установил беспошлинную торговлю с Царством Польским (за некоторыми исключениями). В целях борьбы с коррупцией на таможнях был отменен порядок расчета пошлин в процентах от объявленной цены конкретной партии товаров. Фиксированные пошлины на каждый вид товара с учетом величины партии делали тарифную систему очень громоздкой. Была предпринята попытка сократить количество статей через объединение товаров по группам с усредненными ценами, например башенные, колокольные и настенные часы облагались из расчета 7 руб. за фунт веса. Условность и несовершенство подобной системы очевидны, на практике многие ставки тарифа 1819 года стимулировали ввоз более дорогих сортов товаров и предметов роскоши.

В целом, новый таможенный тариф, вступивший в действие с 1820 года, и сопутствующие нормативные акты привели к реальной корректировке российской внешней торговли в интересах других государств, прежде всего Пруссии, Австрии и новых польских земель. Несмотря на то, что тариф 1819 года просуществовал столь же мало, как и тариф 1816 года, его реальное воздействие оказалось ощутимо больше. Страна за короткий срок (1816-1819 годы) перешла от запретительной к умеренно-либеральной таможенной системе, которая объективно была качественно сложнее предшествующей. Отечественное производство, резко перешедшее, от «тепличных» условий запретительной системы к введению элементов свободной торговли не сумело эффективно приспособиться к новой таможенной системе. Давление промышленников быстро нарастало, и в марте 1822 года появился новый таможенный тариф.

В целом, с принятием таможенного тарифа 1819 года в России и соответствующих законодательных актов в Пруссии и Австрии, послевоенная правовая система торговли между ними, включая польские земли, была, наконец, сформирована.

В начале того же года императором был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи на границах западных губерний».

Таможенные чиновники наделялись большими правами. «Таможенный присмотр» для отвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе формировался из команд таможенной стражи, каждая из которых состояла из 10 рядовых объездчиков.

После победы над Наполеоном влияние России в европейских делах чрезвычайно возросло. Весомым было ее участие в работе Венского конгресса 1814-1815 годов и в «Священном союзе» европейских государств. В Одессе была введена зона порто-франко. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских.

В целях преодоления кризиса национального производства в 1822 году был принят охранительный тариф, запретивший вывоз 21 наименования и ввоз 300 наименований товаров.

С введением нового покровительственного тарифа русская промышленность оказалась на время избавлена от конкуренции иностранных производителей.

Тариф 1822 года неоднократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838 и 1841 годах в него вносились изменения, общую направленность которых можно выразить формулой: от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.

Одновременно происходили серьезные изменения в организации таможенной службы. В декабре 1819 года был принят новый Таможенный Устав по Европейской торговле, состоявший из 726 статей. Согласно ему все российские морские и сухопутные таможни по европейской границе были разделены на 4 класса.

В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «О последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров», который разбивался на главы:

- об утайке пошлин и тайном провозе вообще;

- о доносах на тайный провоз товаров;

- о наказании занимающихся противозаконной торговлей;

- о производстве дел по конфискации товаров;

- о производстве продажи при таможнях с публичного торга товаров.

Наряду с особыми таможенными правилами Царства Польского исключительный таможенный режим в системе торговли через европейскую границу был введен для Финляндии, которая получила некоторую свободу в таможенной политике. Княжество имело несколько отличные от российских таможенные тарифы, особенно в отношении Швеции. Импортные пошлины по местному тарифу обычно были заметно ниже общероссийских, а иногда и вовсе отсутствовали. Основу регулирования торгово-таможенных взаимоотношений с Россией составляли правила, лично утверждаемые императором и являвшиеся внутренними таможенными тарифами империи для торговли с Финляндией.

Неудовлетворительные итоги развития внешней торговли и промышленности в 1820-1821 гг. вызвали серьезную обеспокоенность правящих кругов. Как показали последующие события, был поставлен вопрос о разработке нового таможенного тарифа, способного скорректировать ситуацию. Утвержденный Александром I комитет приступил к работе в ноябре 1821 года Комитет ознакомился с материалами министра финансов по этому вопросу и на их основании постановил, что снятие запретов на ввоз товаров при усилении Европой запретительной системы и невозможности быстро справиться с резко возросшим потоком контрабанды лишает Россию всех преимуществ либерализации внешней торговли. В соответствии со сделанными выводами надлежало:

- вновь ввести некоторые запреты;

- разграничить управление российскими таможнями и управление таможнями Царства Польского;

- впредь не разрешать транзит иностранных сукон для продажи в Азии».

В соответствии с действовавшими соглашениями пересмотр указанных положений таможенного законодательства необходимо было согласовывать с Пруссией. На практике она была лишь поставлена в известность о скором пересмотре тарифа со ссылкой на действия самой Пруссии, в октябре 1821 года повысившей пошлины на традиционные статьи русско-польского экспорта в 3-4 раза.

Характеризуя положения нового таможенного тарифа 1822 года как основополагающего, отражающего внешнеторговую политику страны законодательного акта, необходимо отметить, что закрепленные в нем идеи и принципы составили основу таможенной политики России вплоть до середины столетия, а изменения правил внешней торговли в этот период носили непринципиальный характер и касались в основном частных вопросов ввоза-вывоза. Корректировка правовой таможенной системы в 1822 года носила комплексный характер. Вместе с основным тарифом по европейской торговле для портовых и приграничных таможен империи вводились Правила для взимания пошлин с цены привозных товаров и Общие правила действия тарифа. Одновременно с таможенным тарифом вышел указ Александра I, утверждавший особые временные правила обращения с импортируемыми товарами, отправленными до сообщения об издании нового таможенного тарифа. В С.-Петербурге была учреждена специальная комиссия для рассмотрения вопросов взимания пошлин с таких товаров, запрещенных к ввозу.

В целом, тариф ознаменовал собой возвращение России к строго-охранительной таможенной системе. Частично произошел возврат к положениям тарифа 1816 года, особенно в области запрещений на ввоз товаров. Импортируемые товары разделялись на 4 группы обложения по степени их необходимости и наличию российских аналогов. Сырье, медикаменты и так называемые жизненные припасы, не производимые в стране, освобождались от уплаты пошлин. Умеренному обложению подлежали изделия и сырые материалы, востребованные отечественным производством с перспективой развития собственного. Предметы роскоши и мануфактурные изделия, производство которых возможно в обозримом будущем, облагались высокими охранительными пошлинами. Ввоз и вывоз, могущий повредить развитию отечественной промышленности, был полностью запрещен (около 300 и более 20 наименований товаров соответственно). Размеры пошлин по-прежнему устанавливались в серебряной валюте, а взимались ассигнациями по официальному курсу текущего года.

Новый тариф привел к восстановлению погранично-таможенной черты между империей и польскими землями, в связи с тем, что для последних тариф 1819 года был в целом сохранен. Соответствующие правила ввоза-вывоза между Россией и Царством Польским установил указ Александра I Сенату 1822 года. Был разрешен свободный провоз сырья, но для изделий требовались свидетельства о происхождении, плюс пошлина 1-3% с цены для изделий из собственного или импортного сырья соответственно.

Таможенная политика второй четверти XIX в. характеризуется единой концепцией и постепенностью эволюции правовой базы. Внешнеторговая деятельность была подчинена, прежде всего, интересам развития отечественного производства и пополнения государственной казны. Долговременный характер государственных задач внешнеторговой политики предопределил и стабильное развитие законодательной базы в данной области экономики.

Непринципиальные изменения содержания правовых актов, регулировавших внешнеторговую деятельность, производились достаточно часто. Частичный пересмотр самого таможенного тарифа 1822 г. последовательно осуществлялся в 1824, 1825, 1826, 1830, 1831, 1836, 1838 и 1841 годах. Изменения часто настолько мало затрагивали таможенно-правовую систему, что даже не выделялись многими исследователями русской внешней торговли. Принятый в 1841 году новый таможенный тариф на практике лишь подытожил произведенные нововведения. Суммы пошлин были округлены, упорядочена структура документа и т.п. Таким образом, до конца 40-х годов XIX в. принципиальные правовые основы внешней торговли оставались неизменными.

В 1824-1825 гг. было произведено значительное повышение пошлин на ряд товаров с фискальными целями. В феврале 1824 года были введены новые правила оформления документов для ввоза товаров через европейскую границу в рамках новой таможенно-правовой системы. В ноябре 1824 года вышел императорский манифест о регулировании торговли со следующего 1825 года. Согласно нему правовая база государственного регулирования внешней торговли была дополнена целым рядом новых постановлений. В частности, иностранным торговцам вновь была предоставлена возможность вступать в гильдии и пользоваться соответствующими правами и привилегиями торговых сословий, чьи права и обязанности подверглись уточнению и детализации. Среди мер внутреннего законодательства, относящихся к регулированию отдельных аспектов внешнеторговой деятельности, выделяются утвержденные Александром I Правила провоза в Молдавское княжество транзитных иностранных товаров из порто-франко Одессы. Особый таможенный статус Одессы приводил к недобору таможенных сборов: по данным местного таможенного округа за 1822-1831 годы он составил более 17,6 млн. рублей.

С 1826 года берет начало процесс сокращения запрещений ввоза. Совершенствование изделий собственной промышленности и необходимость восполнить большие военные расходы приводило к вынужденному снятию запретов, с одновременным назначением высоких пошлин на эти товары. Постепенно фискальные интересы возобладали не только над внешнеторговыми задачами, но и над интересами отечественного производства и экономики в целом. Огромные расходы на подавление мятежа в Польше, растущий государственный долг – все это вызвало новое повышение пошлин в 1831 году. Были изменены ввозные пошлины на дорогие сорта дерева, краски, масла, пряности, бакалею, вина и т.п. Специальный указ объявлял о временном введении дополнительной пошлины на весь ввоз, в т.ч. и вышеперечисленные товары, в размере 1/8 (12,5%) от существующей, что было закреплено и тарифом 1841 года. Через несколько лет назрела необходимость новой корректировки таможенного тарифа, так как слишком высокие ставки снова сдерживали улучшение собственных изделий. Были отменены многие запрещения ввоза, на 10-12% понижен ряд пошлин как для сырья, так и для готовых изделий, и т.д.

Переход России к политике умеренного протекционизма вызвал необходимость отделения таможенных систем Польши и Финляндии. Соответствующий таможенный тариф для последней был издан в том же 1822 году, что и общероссийский. Такое разделение стало окончательным и таможенные системы империи и княжества более никогда не объединялись.

«Финский» тариф 1822 года установил гораздо более высокие импортные пошлины, что вызвало рост контрабанды и падение таможенных доходов за первый год на 16%. Для регулирования товарообмена в январе 1824 года вышел сенатский указ «О правилах для товаров и изделий, привозимых из Финляндии в Россию», деливший ввозимые из Княжества товары на три группы: собственно финляндские, ввозимые беспошлинно со свидетельством о происхождении или без; и иностранные, облагаемые по российскому тарифу 1822 года. Все просьбы таможенного управления Княжества Финляндского о смягчении тарифа отклонялись вплоть до 1826 года, когда было принято два постановления в интересах финской промышленности.

В целом, таможенно-правовая система Финляндии первой половины XIX столетия отличалась многоуровневой структурой, где существовали отдельные правила товарооборота с Россией и заграницей для товаров собственного производства или иностранных, для сухопутного или морского провоза, и т. д.

В 1841 года был подготовлен новый таможенный тариф, который должен был завершить формирование складывавшейся при Николае I системы внешнеторговых отношений. Никаких принципиальных изменений во внешнеторговой деятельности не произошло. Политика сокращения количества запретительных статей импорта была продолжена. Последние практически перестали играть существенную роль в таможенном законодательстве, затрагивая в основном малозначимые для отечественного производства товары: альбомы, зонты, подтяжки и т.п. Некоторые пошлины были повышены до 30% (оптика, олово, проволока и др.), ряд пошлин значительно понижен (какао, пряности, дорогие меха), а с сельхозмашин и бочарных изделий ввозная пошлина не взималась. Таким образом, продолжая курс на осторожную либерализацию таможенной политики, новый тариф не затрагивал ее основ. Данный документ стал своего рода апогеем развития и систематизации основ таможенной системы России за предшествующие два десятилетия.

В феврале 1845 года министры финансов и иностранных дел внесли Николаю I представление о пересмотре таможенного тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен был отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, и способствовать повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов.

В 1845 году был также образован Особый комитет из правительственных чиновников по «коммерциальному» исследованию России с точки зрения таможенного тарифа «в видах соглашения выгод сельского хозяйства, торговли, промышленности и таможенных доходов империи». Комитету было предоставлено право приглашать для объяснений заслуживающих доверия купцов и фабрикантов.

Таможенно-тарифная политика второй половины XIX века отличалась своей либеральностью по отношению к иностранным товарам (рис. 20).

Рис. 20. Фритредерские тенденции в таможенно-тарифной политике России во второй половине XIX века

 

В октябре 1850 года был утвержден новый таможенный тариф. Разрешив ввоз 65 из 89 товаров, запрещенных тарифом 1841 года, он смягчил запретительную систему внешней торговли, которая господствовала с 1822 года, и положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся до 1877 года.

В последующие годы правительство; озабоченное поисками путей увеличения таможенных доходов, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны 1853-1856 годов, а также начавшиеся буржуазные реформы, приведшие четверть века спустя к коренному обновлению социально-экономической основы российского общества.

В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и об учреждении очередного Особого комитета из чиновников министерств финансов, иностранных и внутренних дел, государственных служащих.

Обсуждение вопросов тарифной политики протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговли и приверженцами протекционизма.

Новый таможенный тариф, утвержденный Александром II в апреле 1857 года, представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Он ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции.

В 1857 году был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Некоторые из них имели передовые филиалы. Так, Петербургская таможня имела своим форпостом Кронштадскую таможню, через которую привозимые товары переправлялись в столицу для досмотра и оформления. Существовали также переходные таможенные пункты, местоположение которых определялось соответствующими межправительственными соглашениями.

В дополнение к линии таможенных застав для предотвращения тайного провоза товаров по всей сухопутной и морской границам Империи учреждалась пограничная стража, на которую по берегам Черного моря и по сухопутной русско-турецкой границе дополнительно возлагался и карантинный надзор.

Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые уже имели выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны». Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений. За нарушение устава предусматривалась ответственность по Уложению о наказаниях как для самого таможенника, так и для лиц, спровоцировавших его на должностное преступление.

Период с 1857 по 1868 годы отличался стремлением к обновлению таможенной политики в соответствии с проводившимися либеральными реформами. Продолжалось понижение ввозных таможенных пошлин по целому ряду товаров. Главными мотивами понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, а также финансовая стабилизация и безопасность страны.

Согласно закону 1861 года машиностроительным заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель, предоставлялось право на получение из-за границы чугуна и железа в необходимом количестве без уплаты пошлины.

В числе важнейших мер правительственной политики в области таможенного дела следует также назвать решение 1863 года о беспошлинном ввозе в страну хлопка-сырца через европейскую границу.

В 1865 году состоялся очередной пересмотр таможенного тарифа. Комиссия в этот раз не созывалась и пересмотр производился «бюрократическим порядком». Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, имевших однородный характер, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение таможенно-пошлинного обложения ввозимых товаров.

В 1867 году, руководствуясь главным образом фискальными интересами, министр финансов представил Александру II доклад о необходимости пересмотра таможенного тарифа и назначения для этого специальной комиссии.

Тарифная комиссия была утверждена. Всего было образовано 12 экспертных комиссий, в деятельности которых участвовало 239 специалистов.

Новый тариф был утвержден в июне 1868 года. Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел ряд важных особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки 152 товаров и увеличил для 35 товаров, не ущемляя при этом интересы отечественных производителей. Во-вторых, тарифом 1868 года вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары, что свидетельствовало о возросшем влиянии заинтересованных групп торгово-промышленного класса на процесс выработки правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, можно говорить об умеренно-протекционистской, охранительной природе тарифа 1868 года для главных отраслей отечественной промышленности.

Последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. Железные дороги в России до конца 70-х годов XIX века строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала. Тариф 1868 года оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов.

Контрольные вопросы

 

1. Что входило в компетенцию Коммерц-коллегии в начале XIX века?

2. Какие правила были положены в основу таможенного тарифа 1766 года?

3. Какие отделения предусматривались в соответствии с Высочайшим манифестом об учреждении министерств от
8 сентября 1802 г.?

4. В состав какого Министерства вошли таможенные учреждения в начале XIX века?

5. Сколько отделений включал Департамент внешней торговли?

6. В каком году Александр I учредил Таможенное управление по Европейской торговле, в соответствии с которым было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых вошло определенное число таможен?

7. Какие таможни стали называться главными после учреждения Таможенного управления по Европейской торговле в 1811 году?

8. Какие особенности управления таможнями существовали в начале XIX века?

9. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в связи с принятием таможенного устава по Европейской торговле 1819 года.

10. В чем выражена централизация управления таможенной службой и таможенными сборами?

11. Какой нормативный акт был принят с целью преградить усиление непомерной роскоши, сократить привоз иностранных товаров и поощрять внутреннее производство?

12. В каком году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 наименований товаров?

13. Какие главы содержал специальный раздел Таможенного устава 1819 года?

14. Что предусматривал Таможенный тариф 1868 года?

15. Какие из требований предъявлял к таможенным служащим таможенный устав 1857 года?

16. Согласно Таможенного устава какого года все таможни в зависимости от выполняемых операций подразделялись на три класса?

17. В каком году был утвержден тариф, в соответствии с которым вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары?

 


12. Таможенная система при капитализме.
70-е годы XIX века - 1917 год

 

В 1873 году с первыми признаками кризиса, ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Это также было связано с прекращением в середине 70-х годов притока иностранного капитала и необходимостью обслуживания ранее заключенных облигационных займов. Таможенно-политическая переориентация обуславливалась и русско-турецкой войной 1877-1878 годов.

В рассматриваемый период уже сложилась определенная структура таможенного ведомства в составе Министерства финансов (рис. 21).

Рис. 21. Структура таможенного ведомства в составе Министерства финансов

 

Создание подобной структуры таможенного ведомства в составе Министерства финансов диктовалось потребностью дальнейшего совершенствования органов государственного управления Российской империи, ростом экономики страны и ее внешнеэкономических связей. Департаменту таможенных сборов кроме таможен подчинялись пограничная и корчемная стражи.

С января 1877 года кредитный билет перестал служить расчетной единицей при начислении и уплате таможенных платежей. Его вытеснил золотой рубль, что означало повышение пошлин на 30, 40, 50 и более процентов, приведшее к сокращению ввоза в страну иностранных товаров.

Торговый баланс снова сделался активным. В 1881 году вводился дополнительный 10%-й сбор со всех ввозимых товаров. За этим последовало еще два повышения таможенных пошлин: в 1885 году – на 10-20%, в 1890 году – еще на 20%.

Отказ от либеральной таможенной политики имел и более глубокие причины. Такая политика была закономерна на этапе промышленного переворота и перехода от феодально-крепостнического, во многом натурального хозяйства, к рыночному – капиталистическому, индустриальному.

Вошедший на престол в 1881 году Александр III, который был убежденным защитником национальной промышленности, во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства. Правительство Александра III «весьма энергично возрождало политику сильной власти, и это содействовало тому, что вместо праздных политических мечтаний и несбыточных проектов социальных реформ отрезвившееся общество могло обратиться к разрешению более реальных и обещавших лучших успехов хозяйственных проблем».

В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз – в сторону увеличения.

Повышение таможенных пошлин в 1885 и 1890 годах производилось стихийно, то есть с нарушением устоявшегося правила подвергать рассмотрению каждую отдельную статью тарифа исходя из интересов не только казны, но и приоритетных отраслей промышленности.

В 1891 году был разработан новый таможенный тариф. Официально провозглашались следующие принципы таможенной политики России на ближайшую перспективу:

- первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальными;

- равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности на всех стадиях производства;

- поддержка российских производителей на внутреннем рынке.

Тариф вырабатывался с участием заинтересованных промышленников. В состав тарифной комиссии входили представители Москвы, Петербурга и других торгово-промышленных центров. К участию в подготовительной работе также привлекались ученые, специалисты, техники во главе с Д.И. Менделеевым. Неудивительно, что в заинтересованных и сведущих кругах тариф признавался своего рода образцовым творением государственного попечительства о национальном труде в протекционистском направлении. Важно отметить и то, что крупная буржуазия в этом вопросе выступила на удивление солидарно. Наиболее влиятельные предпринимательские организации страны единодушно высказывались в пользу укрепления протекционистских мер. В свою очередь, принимая тариф 1891 года, правительство считалось с этой позицией капиталистов и дорожило завоеванным к этому времени их доверием к устойчивости дарованного покровительства. Хотя тариф 1891 года и стал апогеем таможенной политики предыдущих лет, с его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на целый ряд товаров, которые до этого ввозились в Россию свободно или подлежали сравнительно невысокому обложению. Одновременно произошло усиление таможенного покровительства отраслям, уже защищенным тарифными барьерами от иностранной конкуренции.

Участие Дмитрия Ивановича Менделеева в разработке и осуществлении таможенно-тарифной политики России остается до настоящего времени одной из наименее изученных областей научного наследия ученого. Между тем, сам ученый считал труд на пользу роста русской промышленности одной из трех своих служб Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью.

Интерес Д.И. Менделеева к общим вопросам социально-экономического развития России складывался постепенно. Еще в 1860-е гг. он начал заниматься проблемами конкретных производств и целых отраслей, изучал условия экономического развития отдельных регионов. По образному выражению одного из биографов ученого, Дмитрий Иванович «все время держал ногу в экономическом стремени», и в конце 1880-х гг. приступил к разработке таможенного тарифа. К этому времени после фритредерских тенденций 1850-1870 гг. таможенная политика России стала приобретать строго протекционистский характер. По отношению к стоимости ввезенных в страну товаров таможенные пошлины составляли: в 1857-1868 гг. – 18%, в 1869-1876 гг. – 13%, в 1877-1880 гг. – 16%, в 1881-1884 гг. – 19%, в 1884-1890 гг. – 28%.

В научной литературе существуют различия в понимании целей и характера таможенной политики России 1880-х гг. Например, Н.Н. Шапошников видел в ней «рецидив меркантилизма и огульный протекционизм», П.Б. Струве – взаимодействие фискализма и протекционизма, которое привело к созданию таможенной системы, окончательно оформившейся в 1891 года, М.Н. Соболев признавал в ней доминирующей фискальную цель, полагая, что именно она была «блестяще осуществлена при величайшем напряжении платежных сил народной массы». Несмотря на различие в оценках, ясно, что наряду с протекционными соображениями фискальные интересы являлись определяющими при осуществлении таможенных мер – увеличение государственных доходов было приоритетным направлением политики.

Д.И. Менделеев был привлечен к разработке таможенного тарифа министром финансов
И.А. Вышнеградским в сентябре 1889 года и, будучи наиболее ярким выразителем протекционистских воззрений, имел весьма значительное влияние в деле выработки пошлинных ставок. Доказывая историческую необходимость индустриализации в России, он указывал на таможенный тариф как на одну из мер поддержки отечественной промышленности. В острых дискуссиях Д.И. Менделееву удалось отстоять главные принципы своего проекта, они не затерялись в многочисленных замечаниях, поправках и легли в основу общего таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле. Современники и исследователи отечественной экономической истории не без оснований называли тариф 1891 года «менделеевским».

В 1891-1892 гг. появился «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» – главное произведение Д.И. Менделеева по этой проблематике, представляющее собой подробные комментарии к таможенному тарифу с экономическим обоснованием принятых в нем ставок обложения по отдельным видам товаров, описанием состояния основных отраслей и выяснением перспектив их развития. Широкий круг использованных источников, обширность представленного материала, тщательность его обработки и систематизации сделали «Толковый тариф» своеобразной экономической энциклопедией пореформенной России.

Обосновывая свою концепцию, ученый обращался к мировому и отечественному историческому опыту внешней торговли и таможенной политики, широко использовал собственные наблюдения и знания, полученные при изучении разных отраслей русской промышленности. По наблюдениям В.И. Ковалевского, «своим идеям о промышленности он пытался дать политическое, научное, философское и этическое обоснование. Логические построения его о промышленности категоричны, тоже имеют свои ряды, как бы периодическую систему».

Д.И. Менделеев видел сущность протекционизма не в высоте пошлин на ввозимые товары и, тем более, не в запрете ввоза, а в создании экономических условий для развития промышленности. Ученый пришел к выводу, что правильным «толковым» тарифом следует считать только такой, в котором каждый вид и род товаров обсужден в отдельности, а не в какой-либо теоретической абстракции – фритредеров или протекционистов. Первостепенное значение он придавал обоснованию принципов таможенного протекционизма. При разработке тарифа, по его мнению, следует исходить из того, что:

- во-первых, «таможенный тариф всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны, к которой прилагается»;

- во-вторых, «от тарифа можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью»;

- в-третьих, тариф должен «ясно указывать всем и каждому его истинные цели и те начала, которые определяют размеры его таможенных окладов».

В статье «Оправдание протекционизма», опубликованной в 1897 году, Д.И. Менделеев предостерегал от узкого понимания покровительственной политики и сведения ее только к одним таможенным пошлинам. По его мнению, «протекционизм подразумевает не их только, а всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промыслам и торговле и к ним приноравливаемых, от школ до внешней политики, от дороги до банков, от законоположений до всемирных выставок, от бороньбы земли до скорости перевозки. Он обязателен и составляет общую формулу, в которой таможенные пошлины только малая часть целого». В статье получила развитие и другая основополагающая идея Д.И. Менделеева – признание необходимости активного воздействия государства на экономику. Ученый подчеркивает, что государство обязано возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами. Годы, прошедшие после принятия тарифа 1891 года, по мнению Д.И. Менделеева, показали правильность избранного курса в таможенной политике: тариф не уменьшил ввоза, таможенные доходы возросли, а вместе с ними возросли и общие доходы государства.

В то же время в высказываниях Д.И. Менделеева нельзя не увидеть некоторое преувеличение роли протекционистской политики государства и возможностей ее благотворного воздействия на экономику. Он явно идеализировал индустриальное развитие, утверждая, что «если видно впереди мерцание зари общего мира и правомерного распределения возможного для стран и людей благополучия, то не иначе, как через посредство той же промышленности. Справедливо обращая внимание на всеохватывающий характер капитала, Менделеев переоценивал его возможности в решении ключевых проблем мирового сообщества: «У капитала нет отечества: он, как и более высокие виды человечности – религия, художества, науки – всемирен, назначен к мирному объединению людей и к уравниванию стран».

Сторонники курса на индустриализацию в среде высшей бюрократии высоко ценили Д.И. Менделеева как ученого и общественного деятеля, стремились полнее использовать потенциал этой незаурядной личности. Особенно активно Д.И. Менделеев сотрудничал с С.Ю. Витте в годы, когда тот занимал ключевые посты во властной иерархии и, опираясь на «высочайшую волю», в значительной мере определял экономическую и таможенную политику Империи. «Создание своей собственной промышленности – это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы», – отмечал С.Ю. Витте в 1899 году. В формировании этой системы Менделееву принадлежала значительная роль.

Ученый оказал значительное влияние на подготовленную в 1893 году в финансовом ведомстве программу развития отечественной промышленности и торговли, участвовал в разработке таможенного тарифа 1903 года. На рубеже веков, когда в практике международной торговли ясно обнаружился переход ведущих мировых держав от автономной таможенной политики к системе конвенционных тарифов, он много внимания уделял подготовке торговых договоров с другими странами. При С.Ю. Витте без заключения Дмитрия Ивановича не осуществлялось ни одно сколько-нибудь важное мероприятие, касавшееся торговли и промышленности. Его деятельность в этой области характеризовалась исключительным многообразием. Подготовку аналитических записок и заключений для министерств и ведомств ученый совмещал с работой на торгово-промышленных съездах и выступлениями в научных обществах; создание капитальных трудов (или глав в трудах) – с поездками для изучения отдельных экономических регионов страны; участие в многочисленных правительственных совещаниях и комиссиях – с выяснением состояния и экспортного потенциала конкретных отраслей и производств; работу на всемирных выставках и международных научных форумах – с газетными интервью и полемикой в прессе.

В конце 1890-х гг. в условиях очередного обострения борьбы по проблемам экономического развития страны С.Ю. Витте счел необходимым прибегнуть к авторитету Д.И. Менделеева, но уже с целью воздействовать на самого Николая II. В 1897-1901 гг. ученый по просьбе министра написал царю серию писем, в которых высказывался за сохранение преемственности и последовательности в экономической политике (курс на индустриализацию завещан Александром III), обосновывал умеренность и строгую обдуманность покровительственной системы в России, признавал неизбежность жертв протекционизма и т.д. По свидетельству самого Д.И. Менделеева, его обращения «приняты были государем хорошо и некоторое действие произвели».

Проблемы торговой политики оставались одним из важных направлений в деятельности Д.И. Менделеева до конца жизни как ученого, обладающего выдающимся общественным темпераментом, талантом полемиста, острым публицистическим пером. Сохранив до преклонных лет, по свидетельствам мемуаристов, «природную диковатость сибиряка, не поддававшуюся никогда никакому лоску»,
Д.И. Менделеев многие годы оставался на переднем крае борьбы за экономическое развитие страны. Современники отмечали, что его вера в могучую и многостороннюю силу промышленности была безусловна, беспредельна, носила некоторые черты фанатизма. Ученому приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью в делах определенных компаний: «Мой голос в свое время слышали в сферах как административных, так и предпринимательских. Последним я много помогал, не только советами, но и на практике, хотя всегда отказывался от принятия участия в выгодах, так как знал, что у нас это повело бы к ослаблению возможного влияния в руководящих сферах, и мои мысли не ограничивались узкими рамками какого-либо отдельного предприятия…»

Размышляя над результатами своей многолетней научной деятельности и принимая вызовы времени, Д.И. Менделеев все больше обращался к социально-экономической проблематике, исследовал закономерности исторического процесса, выяснял сущность и особенности современной ему эпохи. Не случайно в творчестве ученого, особенно в последние годы, значительное место стала занимать социально-философская публицистика. Примечательно, что такая направленность движения мысли является одной из характерных интеллектуальных традиций отечественной науки, достаточно назвать имена М.В. Ломоносова, В.И. Вернадского, А.Д. Сахарова и др.

Профессор химии Л.А. Чугаев в одном из первых исследований жизни и творчества Д.И. Менделеева характеризовал его не только как гениального естествоиспытателя, но и как глубокого знатока промышленности, особенно русской, оригинального мыслителя в области учения о народном хозяйстве, как ученого, обладающего государственным умом, «которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти». В этой характеристике нашли отражение те стороны личности Д.И. Менделеева, которые с особой силой проявились в его деятельности по разработке и осуществлению таможенно-тарифной политики России. «Тарифные дела» оказались областью соединения естественнонаучного, экономического и социального знания, синтеза теории и практики, к чему всегда стремился ученый.

Введение тарифа 1891 года обострило проблему контрабандного воза. Поэтому в 1892 году был принят новый Таможенный устав, обновивший таможенное законодательство, в соответствии с которым были определены различные проявления контрабанды и правовые санкции.

К началу 90-х годов XIX века в стране сформировалась разветвленная система таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступлений. В их число входили внешние пошлины (ввозные и отпускные), складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение на товары таможенного клейма, за бандероли, с судоходства, «за командирование досмотрщиков по надобностям купечества», штрафные деньги, доходы от хозяйственной деятельности и др.

Основные экспортно-импортные операции в это время осуществлялись по европейской границе. Морская торговля продолжала преобладать над сухопутной, хотя с развитием сухопутного транспорта их соотношение постепенно изменялось в пользу последней.

Как и прежде, основной поток торговых грузов проходил через Балтику. Однако, если в 1856-1860 годах на этот морской путь приходилось 56% внешнеторгового оборота России, то в 1886-1887 годах – 35,5 %, а в 1893 году – 34,9%. С каждым годом сокращался внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга, который продолжал оставаться крупнейшим центром внешней торговли России. Одновременно возрастало торговое значение морских портов Юга России.

Покровительственный тариф, вступивший в силу в июле 1891 года, рассматривался правительством России в качестве минимального. В дополнение к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в Законе о двойном (двойственном) таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России в предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинами,
на 15-20% превышавшими обычные ставки.

Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товары из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Германия ответила повышением пошлины на русские товары на 50%. Россия, в свою очередь, увеличила таможенное обложение германских товаров еще на 100%. После нескольких месяцев изнурительной для обеих сторон таможенной войны Россия и Германия в начале 1894 года пришли к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. К этому договору прилагался «конвенционный тариф» 1894 года, который частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьям и пунктам таможенного тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%. В отдельных случаях оно было еще более значительным: по191 химическим продуктам – до 37%, по металлоизделиям –
10-50%.

Частичное изменение тарифа было необходимо для развития новых отраслей и дальнейшей специализации промышленности.

Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. В целях избежания конфликтов, подобных русско-германскому, европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывали двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия заключила конвенционные соглашения не только с Германией, но также с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.

По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве.

Еще до вступления его в силу в июле 1904 года была заключена дополнительная конвенция к русско-германскому торговому договору 1894 года, значительно изменявшая таможенно-пошлинное обложение германских привозных товаров. Германии пришлось согласиться с повышением таможенных пошлин против конвенциовдьк ставок тарифа 1894 года по 96 статьям.

Введенный в действие с февраля 1906 года тариф закреплял надбавки 1900 года к тарифу 1891 года и содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок».

Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX - начала XX веков следует отметить, что в эти годы она заметно подвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».

Результативность таможенной политики России двух предвоенных десятилетий (1893-1913 годы) проявилась в безудержном росте таможенных доходов. Их сумма в 1893-1897 годах составляла 181,3 млн. руб.; в 1898-1902 годах – 217,4 млн. руб.; в 1903-1907 годах – 235,0 млн. руб.; в 1908-1912 годах –301,9 млн. руб.; в 1913 году – 352,9 млн. руб. Поступления от таможенной деятельности на всем протяжении пореформенного периода оставались второй по значимости статьей доходов государственного бюджета России. Удельный вес таможенных платежей в общей сумме доходов государства составлял в 1887 году 11,8%, в 1897 году – 13,8%, в начале XX века – 14,5%.

К концу ХГХ века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и т.д.

Таможни, таможенные заставы и переходные пункты подразделялись в зависимости от прав, предоставленных им по привозу и очистке пошлинной товаров на главные складочные таможни, таможни первого класса, таможни второго класса, таможни третьего класса, таможенные заставы, переходные пункты.

Таможенные уставы 1904 и 1910 годов отразили происшедшие после 1892 году перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Последние были систематизированы в «Правилах об Отдельном корпусе пограничной стражи».

Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам», свидетельствовавший о радикальной перестройке транспортной системы страны.

Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и изъятии контрабандных товаров.

События Первой мировой войны (1914-1918 годы) оказали негативное влияние на таможенное дело. К осени 1917 года таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок или прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 года.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем выражается протекционистская направленность таможенного тарифа 1891 года.

2. Охарактеризуйте процесс выработки таможенного тарифа 1891 года.

3. В чем сущность закона о двойном таможенном тарифе?

4. Что послужило началом таможенной войны России и Германии?

5. Последствия таможенной войны России с Германией.

6. Дайте характеристику таможенного тарифа 1903 года.

7. Что нового было привнесено в устройство единой системы таможенных органов России с введением в действие таможенных уставов 1904 и 1910 годов?

8. В создании таможенного тарифа какого года принял участие Д.И. Менделеев?

9. По какому уставу основная ответственность за контрабанду возлагалась на владельца товара?

10. Какие изменения в структуре таможенных органов предусматривались Таможенным уставом 1892 года?

11. Что послужило началом таможенной войны России с Германией?

12. В каком году был принят Конвенционный тариф?

13. Какой раздел был впервые включен в Таможенный устав 1904 года?

14. Какая организация согласно Таможенного устава 1910 года осуществляла руководство таможенным делом России?

15. В каком Таможенном уставе впервые появилось понятие «главные складочные таможни»?


13. Таможенная система в Советском государстве
(1917-1991 гг.)

 













Дата: 2019-02-02, просмотров: 385.