Лекция  11 Формирование городов в XIX — начале XX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По числу вновь образованных городов этот период сильно уступает ХVIII в. Массовых преобразований в городах не происходило. В Европейской России (без Северного Кавказа и Урала) было образовано всего лишь 13 городов, рассеявшихся по огромной территории. Два входили в ближайшее окружение российской столицы: Царское Село (образован в 1808 г. слиянием двух соседних поселений — Царского и Софии) и Любань, получившая городской статус в 1912 г.

Примечательно преобразование в 1871 г. фабричного села Иваново и Вознесенского посада в уездный город Иваново-Вознесенск, заслуживший известность как «Русский Манчестер». Несколько раньше получил статус посада Павловский Посад - крупный текстильный центр Восточного Подмосковья. А в 1865 г. городами стали три уральских центра - Златоуст, Орск и Соль-Илецк.

Подобные случаи были редкими, хотя разница между экономическим значением и юридическим, рангом поселения часто была разительной. Например, в поселении при Ижевском казенном оружейном заводе, основанном в 1760 г., насчитывалась в 1859 г. 21 тыс. душ обоего пола, т.е. значительно больше, чем в большинстве уездных городов того времени.

Снизилась интенсивность образования городов в Сибири. Однако событием в формировании сети российских городов явилось появление Новониколаевска (нынешнего Новосибирска). Возникнув в 1893 г. как поселок при строительстве железнодорожного моста через Обь, он стал быстро расти, реализуя свое выдающееся макрогеографическое положение. В 1903 г. Ново-николаевск получил городской статус, а к концу 1920-х гг., когда он уже назывался Новосибирском, первенствовал среди городов Сибири.

В 1851 г. стали городами Кяхта - один из ключевых центров русской восточной торговли, и Чита, начавшая свое существование, как и многие другие сибирские города, с укрепленного пункта, а затем превратившаяся в важный административный и хозяйственно-организационный центр Забайкалья. Была создана пока чрезвычайно редкая сеть городов на территории Приамурья и Приморья, вошедших в состав Российской империи в середине XIX в. Первым был основан Г.И. Невельским в 1850 г. близ устья Амура Николаевск-на-Амуре. Затем появились и другие города: Благовещенск (1858), Владивосток (1860), Уссурийск (1866), Хабаровск (военный пост учрежден в 1858 г., с 1880 г. - город). Ранее, в 1822 г., стал городом Петропавловск-Камчатский. В начале XX в. число официальных городов пополнили Зея (1906) и Алексеевск (ныне Свободный, 1912).

Свыше трети общего числа городов, образованных в ХIХ в., возникло на Северном Кавказе, где быстрыми темпами развивались высокотоварное сельское хозяйство и торговля хлебом, прошла важная межрегиональная железнодорожная магистраль Ростов - Баку, сооружены морские порты - Новороссийск (стал городом в 1838) и Туапсе (1896), устроены курорты - Кисловодск и Пятигорск (оба в 1830 г. стали городами), Анапа (1846), Сочи (1896), Геленджик (1915). В начале ХIХ в. был основан административный центр Области войска Донского город Новочеркасск. Стали городами центры будущих автономий - Петровск-Порт (Махачкала, 1857), Владикавказ (I860), Грозный (1870). В 1818 г. в числе других укреплений в предгорной полосе основан Нальчик, столетие спустя получивший городской статус.

Последним из городов, учрежденных до революции, стал Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск). Он возник как порт на Кольском заливе, после того как сюда в 1916г. подошла железная дорога из Петрограда. Город сыграл выдающуюся роль в освоении Арктики, являясь главной базой ледокольного, в том числе атомного, флота, в освоении природных ресурсов Кольского полуострова, развитии океанического рыбного лова в Атлантике.

Урбанизация в XIX - начале XX в. характеризовалась двумя диаметрально противоположными процессами: деградацией значительной части административных городов, не сумевших приобрести достаточной экономической базы, и быстрым развитием на основе промышленности «истинных» городов, которые оставались формально сельскими поселениями, хотя достигали во многих случаях значительных размеров. Это были фабричные поселения старопромышленного центра, заводские, шахтные и рудничные поселки в базовых районах тяжелой промышленности, повсеместно становившиеся фокусами местных связей, обычно расположенные на железных дорогах и обслуживавшие районы, в которых развивались товарные отрасли сельского и лесного хозяйства.

В целом сеть городов России была редкой, в ее рисунке определяющее значение сохраняло административно-полицейское начало. Больших городов, с которыми связывается более высокий уровень урбанизации, на территории Европейской России в 1897 г. было семь: Санкт-Петербург (1267 тыс. жителей), Москва (1035,7 тыс. жителей), Саратов (137,1 тыс. жителей), Казань (131,5 тыс. жителей), Ростов-на-Дону (119,9 тыс. жителей), Астрахань (115,0 тыс. жителей), Тула (111,0 тыс. жителей). Примечателен и резкий отрыв столиц от остальных городов и то, что три из семи больших городов располагались на Волге. Эффективного опорного каркаса дореволюционная Россия не имела. Наиболее распространенным в России был малый беспромышленный город, нередко удаленный от железной дороги, плохо включенный в хозяйственные связи, выполнявший в основном административные и торговые функции.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 389.