Становление и развитие англосаксонского права связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С исторической точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нормандского завоевания. До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правившие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено местными нормами. Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом I Завоевателем (1066г.). В этот период формируется централизованная судебная система, появляются (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выездом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название "commonlaw" (общее право) В решении судебных споров принимали участие присяжные - свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии - обычное, традиционное право.
Таким образом, в развитии права континентальной Европы огромное значение сыграли следующие факторы:
1. Основой правовой системы стало римское право, характеризующееся высокой степенью разработанности, точностью и законченностью.
2. Большую роль в правотворчестве играли университеты, деятельность ученых-юристов, теоретическая разработка правовых институтов. Профессора университетов имели компетенцию толковать правовые нормы, а, кроме этого, их влияние на правовую систему сказывалось через подготовку кадров для судебных учреждений, они формулировали общие принципы, разрабатывали теоретические вопросы права и его использования.
Все это придало континентальной системе права ее системность, теоретическую проработанность, четкость и определенность. Была преодолена тенденция развития права только через собирание казуальных норм, судебной практики. Теоретические работы ученых-юристов систематизировали правовые знания, сделав судебные решения нормой права через выражение из в законах.
Наиболее законченным выражением континентальной формы буржуазного права стал Французский гражданский кодекс 1804 года. Его основными особенностями стали:
-небольшой объем,
-четкость и лаконичность формулировок,
-простота языка изложения.
Он полностью перенял из Конституций Юстиниана структуру, деление на три основных раздела: лица, вещи, обязательства. Также, в большой мере была скопирована система договоров римского классического периода. Стендаль говорил, что он, чтобы избежать в своих произведениях слащавости и излишней красивости стиля, ежедневно читал страницы из кодекса Наполеона. Французский гражданский кодекс не только внешней структурой, но и в формулировках подобен нормам римского права. Кодекс закрепляет основные принципы римского права: равной правоспособности граждан ,абсолютный характер права частной собственности (в статье 554 говорится: "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентом."3).
Континентальная правовая система четко разграничивает право материальное и право процессуальное. Основным источником права является закон. Широко используется кодификация отраслей материального и процессуального права. Судебный прецедент создает не общие, а лишь казуистические нормы, то есть правила для решения конкретного дела.
Англосаксонское право, напротив, сформировалось без сильного влияния римского права, путем постепенного приспособления к возникающим экономическим отношениям с сохранением пережитков в правовой системе. Правовая система Англии характерна своей непоследовательностью и незавершённостью, соблюдением исторических традиций, обычаев. В Англии не была проведена коренная реорганизация правовой системы, как это происходило в странах континентальной Европы после буржуазных революций. Взяв за основу местное обычное право, а не римское право, как страны континентальной Европы, англосаксонское право вынуждено было пройти в своем развитии те этапы, которые прошло римское право. Английское "общее право" со своим формализмом, консерватизмом, ограниченностью имеет много общего с квиритским правом Рима. Основой и того и другого стало обычное право. В результате развития товарного производства в Англии стали необходимы суды лорда-канцлера, который руководствовался в своих решениях не судебными решениями предыдущих времен, не отвечающих новым экономическим отношениям, а принципом "справедливости для данного случая" с правом отступать от предписаний существующего судебного прецедента. Это аналогично преторскому суду Древнего Рима, на котором решение связывалось принципом equitas (справедливости) самого претора. Английское право так и не прошло этап в своем развитии, аналогичный этапу развития римского права Главенствующее место в англосаксонской системе занимают судебные прецеденты. Существует выражение "Английский судья раб прошлого и деспот для будущих поколений". Правовая система не имеет четкой структуры, не систематизирована и не кодифицирована.
Основными доктринами английского буржуазного права являются:
· Доктрина "обязательности судебного прецедента", заключающаяся в том, что решения палаты лордов, апелляционного суда, высшего суда являются обязательными, составляют прецедент, которому должны следовать перечисленные суды и все нижестоящие судебные органы. В судебной практике Англии считается, что принцип обязательности прецедента применяется лишь к той части судебного мнения, которая непосредственно обосновывает решение по делу, тогда как за прочими рассуждениями судьи не признается обязательная сила.
· Доктрина "верховенства права", которая противопоставляется принципу "верховенства закона" и делает основой правовой базы судебный прецедент. В Анлийской практике сложилось положение о том, что если существует право - то его можно найти в судебных отчетах, из которых выводятся прецеденты, если же оно там не найдено - это не право.
Важные различия англосаксонского и континентального права заметны и в государственном праве. Английская правовая система вообще не восприняла деления права на частное и общественное (основанное на римском праве). В то время, как во Франции конституционные изменения следовали за каждым крупным вооруженным столкновением или переворотом: в 1793, 1794, 1799, 1844, 1830, 1848, 1852, 1970 годах, политическое развитие в Англии вообще не привело к появлению конституции, как единого писанного закона. Важные принципы государственного права до сих пор регулируются не законом, а сложившимися неписанными правилами. Так, например, именно по этой причине королева не присутствует на заседаниях кабинета министров.
49. Образование США. "Декларация независимости" 1776 г. "Статьи конфедерации" 1781 г. Причина перехода от конфедерации к федерации.
Предпосылки войны за независимость:
" Примерно 1000 г. - скандинавские викинги под предводительством Лейфа
" 1492 г. - открытие Америки Христофором Колумбом
" 1585 г. - основание первой английской колонии Вирджиния
" 1606 г. - возобновление Вирджинии на континенте.
11 декабря 1620г. - день отцов-пилигримов. Высадка переселенцев с корабля "Мэйфлауэр". Основание колонии Плимут.
" За полтора века основано 13 колоний
" Различный статус (госуд., частные, коммерческие)
" Различный уровень самоуправления
" Специализация (Север - Юг)
" Феодальные институты малочисленны
" Экономическое давление со стороны метрополии.
1760-е гг. - экономический гнёт метрополии возрастает (запрет переселения на Запад, увеличение налогообложения)
1760-е г. - начало 1770-х гг. - серия разрозненных антианглийских выступлений.
1773 г. - выступление жителей Бостона против монополии ("Бостонское чаепитие").
1174-1775 гг. - начало вооружённого противостояния.
4 июня 1176 г. -IIIКонтинентальный конгресс - Декларация независимости. Автор - Томас Джефферсон.
1) Документ-оправдание
2) Впервые словосочетание "США"
Статьи Конфедерации 1781 г.
Май 1787 г. - собрание Конвента (Филадельфия)
" Официальная задача - обсуждение "Статей конфедерации"
" На практике - создание новой конституции федерации.
Причины перехода от конфедерации к федерации:
О причинах перехода к федерации наиболее отчетливо говорится в преамбуле:
" создание более совершенного союза народом США;
" обеспечение внутреннего спокойствия;
" установление справедливости;
" организация совместной обороны,
" гарантирование общего благосостояния;
" обеспечение нам и нашему потомству благ свободы.
50. Конституция США 1787г. "Билль о правах" 1791 г.
Конституция США действует в стране до сих пор - с внесёнными в неё 27 поправками.
Основные принципы Конституции США:
1) разделение властей
2) принцип федерализма- приоритет федерального законодательства над законодательством штатов
3) конституционный контроль - проверка законов на предмет соответствия конституции (обозначен не в Конституции, а в законе "О судоустройстве" 1791 г.)
Конституция закрепила республиканский строй. Во главе исполнительной власти был поставлен президент, избираемый на 4 года и наделённый широкими полномочиями. Первым президентом был избран Д. Вашингтон.
Конституция составлена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Высший законодательный орган - Конгресс США. Он состоял из двух палат - нижней (Палаты представителей), избирающейся населением штатов, и верхней (Сената), членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Палата представителей и Сенат получили равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов.
Двухпалатная структура парламента отражает федеративное устройство государства.
Конгресс обладал следующими полномочиями:
1) издавать законы по регулированию внутренней и внешней торговли;
2) чеканка монет;
3) набор и содержание армии;
4) объявление войны;
5) заключение внешних займов;
6) установление единиц мер и весов и др.
Исполнительная власть принадлежала президенту США. Он избирался двухстепенными выборами сроком на 4 года. Его возраст должен быть не моложе 35 лет. Количество президентских выборщиков в штате равно общему числу представителей этого штата в обеих палатах конгресса.
Президент - глава государства и федеральной администрации. Он может быть отрешён от должности резолюцией недоверия, принятой Конгрессом.
В случае разногласий между палатами Конгресса президент имеет право перенести срок начала сессии, а при необходимости созвать заседание палат.
Всякий билль, принятый Конгрессом, нуждается в подписи президента.
Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда. Его члены назначаются президентом с согласия Сената и сохраняют там свои должности пожизненно. Конституция запрещает уменьшать их жалованье.
Судебная система включает федеральные суды, суды штатов и местные суды.
Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора.
По наиболее важным делам введён суд присяжных.
Система "сдержек и противовесов" - взаимовлияние ветвей власти друг на друга.
Конституция была дополнена Биллем о правах (1791 г. - первые 10 поправок). Но многие бедняки, все негры и индейцы, а также женщины избирательного права не получили.
Поправки:
1) о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;
2) о праве народа хранить и носить оружие;
3) о запрете принудительного расквартирования солдат в мирное время;
4) о неприкосновенности личности, жилища, имущества;
5) о суде присяжных и процессуальных гарантиях, запрете безвозмездного изъятия частной собственности;
6) об установлении начал гражданского и уголовного процессов, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей.
7) Девятая поправка устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не предусмотренных Конституцией;
8) Десятая поправка говорила, что права, не отнятые Федеральной конституцией у штатов, "принадлежат" штатам и народу".
Дата: 2019-02-02, просмотров: 468.