Государственный переворот 1688 г. и становление парламентской монархии в Англии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1688 г. парламент предложил корону при живом Якове II зятю Якова II - Вильгельму Оранскому - мужу дочери Марии.

Особенности английской конституции:

" Эволюционный характер;

" Отсутствие единой даты;

" Различные источники (Великая хартия вольностей, прецеденты, обычаи, конституционные соглашения - конвенции - не имеют юрид. значимости)

" Нежёсткое разделение властей

Возвышение парламента:

Статуты:

" Билль о правах 1689 г. - приняли после "Славной революции";

" Новшество - фраза, что парламент должен собираться довольно часто.

" 1649 г. - Трёхгодичный акт

" 1701г. - Акт престолонаследия

" Не католик, не сочетающийся в браке с католиком;

" Судьи находятся на местах, пока ведут достойно себя;

" Принцип контрассигнации - на каждом приказе монарха подпись соответствующего министра;

" 1716 г. - Акт о семилетнем сроке полномочий

Факторы олигархического состава парламента:

1. Высокий ценз (300-600 ф. ст.)

2. Избирательная система ("гнилые местечки")- при переходе крестьян многие места опустели, поскольку перепись была лишь в 13 в., а представители были от таких мест)

"карманные местечки" - места, где людей было очень мало (несколько десятков).

Практиковалось: подкуп избирателей.

Формирование парламентской монархии в Англии.

Начало формирования парламентской монархии в Англии произошло тогда, когда Долгий парламент принял к обсуждению билль о ликвидации епископата, отнял у короля Карла I командование армией и устранил ряд должностей королевских чиновников.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определённой разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между сторонниками короля и парламента (1642-1647 и 1648-1649гг.)

18 в. - время формирования английской конституционной монархии.

В 18 в. конституционное развитие Англии шло по 2-ум основным направлениям: возвышение парламента и образование правительства (кабинета министров).

Парламент состоял из 2-ух палат: Палаты лордов (состояла из лиц, занимающих места по наследству, должности) и Палаты общин (формировалась на основе избирательного права). В 1701 г. был установлен имущественный ценз. Заседания парламента проходили тайно.

В 18 в. сформировался кабинет министров. Парламент стремится ограничить деятельность короля в области исполнительной власти (правило непосещения королём заседаний кабинета). Складывается политическая ответственность кабинета перед парламентом ("ответственное правительство").

После реформы 1832г. произошло преобразование партии вигов в либеральную партию, а тори - в консервативную. Изменилась структура партии, появилось понятие постоянного партийного членства.

Период с 1832-1867 гг. называют "золотой эрой" английского парламентаризма. Палата общин смещает неугодных ей министров.

Одновременно получила юридическое закрепление парламентарная "двухпартийная система": победившая на выборах партия приходит к власти и формирует правительство, побеждённая - переходит в оппозицию.

Во второй половине 19 в. "лояльная оппозиция" становится официально признанной нормой неписанной британской конституции.

В 1839г. был образован комитет Тайного совета по распоряжению выделенными на нужды образования суммами. Меры, направленные на создание чётко работающего гос. аппарата, принимались в министерствах финансов и военном, а также в адмиралтействе.

В 70-х гг. 19 в. кабинет министров складывается в немногочисленный (7-11 чел.), но властный орган, состоящий из лиц, принадлежащих к одной и той же партии, из её лидеров, связанных коллективной ответственностью как за политику в целом, так и за действия любого из министров.

Оттеснив короля от руководства кабинетом, его лидер приобретает полномочия премьер-министра, которым он в конечном счёте и становится: назначения и исключения министров, определение политики кабинета, надзор за деятельностью ведомств и право директивы.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 473.