В определении агломерации среди исследователей нет единодушия. Скопление городских поселений, называемое у нас, в России, агломерацией, ближе подходит к определению конурбация. Термин «конурбация» введен П. Геддом в 1910 г. для обозначения совокупности нескольких городов, которые приблизились друг к другу настолько, что между ними возник общий пригород, но при этом каждый из этих городов сохранил свою индивидуальность. Агломерация же в определении французских исследователей - территория со сплошной городской застройкой, в то время как пригороды - это зона, в которой застроенные площади перемеживаются с садами, огородами и полями.
Агломерация - это скопление близкорасположенных городских поселений, объединенных сложными и многообразными связями. Ей характерны в первую очередь связи «по населению», среди которых особое значение имеют маятниковые поездки на работу.
Для многих работающих жителей агломерации места работы и проживания находятся в разных населенных пунктах, поэтому агломерации, по выражению В.Г. Давидовича, являются «ареалами взаимосвязанного расселения».
Переход от города к агломерации совершается вследствие того, что компактный город как форма расселения и территориальной организации производительных сил исчерпывает свои возможности. Возникновение агломераций - качественный сдвиг в расселении, новая стадия эволюции, когда сеть превращается в систему расселения.
Городская агломерация рассматривается как ареал расселения в целом, как территория, города которой являются остовом и которая, кроме того, включает сельские поселения, рекреационные зоны, сельскохозяйственные угодья и земли других видов использования. Г.М. Лаппо указывает на то, что границы между городскими и сельскими поселениями весьма условны и динамичны. Это обстоятельство необходимо учитывать при исследовании агломераций, характеристике открытых пространств, разделяющих города агломерации, выявлении рекреационных зон как очень важного компонента агломерации и при оценке резервов пространственного развития образующих агломерацию центров.
Существует два типа городских агломераций: моноцентрических, сформированных «от города» и полицентрических - «от района». Формирование агломерации «от города» связано с развитием крупного города. При достижении определенного «порога» город начинает ощущать потребность в новых ресурсах. Дальнейшее сплошное расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями. Возникают поселения-спутники различного профиля.
Формирование агломерации «от района» характерно для ресурсных районов, где при разработке месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. Со временем один из них берет на себя функции обслуживания всей территории, становится культурным, образовательным, научным, транспортным центром, постепенно возвышаясь над остальными поселениями. Так возникает город — центр будущей агломерации. По мере дальнейшего развития многофункционального города-центра различия между агломерациями двух типов ослабевают.
Как особые формы расселения агломерации имеют некоторые общие свойства:
• сближенность городов и поселков;
• взаимодополняемость;
• динамизм развития и функционирования;
• концентрация прогрессивных элементов.
Основу территориальной структуры агломерации образует центральный город (ядро) и радиальные транспортные магистрали. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные поездки в город-центр превышают целесообразные для населения пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды (рис. 4).
Между лучами расселения простираются зеленые клинья. Важным компонентом агломерации являются города-спутники. Г.М. Лаппо указывает на возможность типологизации спутников в зависимости от характера взаимодействия городов-спутников с городом-центром, положения в агломерации и функциональной структуры. Зоны спутников и города-центра охватываются общим экологическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат продолжением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.
Определение границ городской агломерации, особенно крупномасштабной, требует введения критериев и показателей. Польский исследователь Иваницка-Лира применила с этой целью метод суммарного показателя следующих признаков:
• плотности населения;
• доли занятых вне сельского хозяйства;
• доли приезжающих на работу в центр агломерации;
• среднего числа комнат в доме;
• средних размеров сельскохозяйственной площади.
А.П. Бурьян определила границы Челябинской агломерации на основе предварительного выделения ареалов проявления трудовых, культурно-бытовых, производственных, коммунально-хозяйственных, продовольственных и рекреационных связей города-центра с окружающей его территорией. Метод соизмерения совокупности связей использует Н.Ф. Тимчук. Все применяемые показатели можно разделить на две основные группы:
1)показатели состояния, характеризующие величину и структуру агломерации, раскрывающие степень ее плотности, соотношение главных составных частей;
Рис. 4. Территориальная структура крупной городской агломерации
(по Г.М. Лаппо, 1997. С. 95):
1 - центральный город (ядро агломерации); 2 - замыкающие спутники; 3 - прочие спутники; 4 - агломерации второго порядка; 5 - первый пояс спутников; 6 — второй пояс спутников; 7 - периферийная зона; 8 - узлы-«противовесы»; 9 - транспортные линии.
2)показатели динамики, характеризующие внутриагломерационное взаимодействие, различного рода связи, объединяющие части агломерации в единое целое.
Масштабы и интенсивность взаимодействия компонентов агломерации зависят не только от города-центра, его величины, степени многофункциональности, характера функций, но и от зоны спутников. Для характеристики зоны спутников могут применяться следующие показатели: число городских поселений, численность городского населения зоны спутников и его доля в общей численности населения агломерации. В работах Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству число городских поселений зоны спутников было принято равным трем.
Г.М. Лаппо считает, что поскольку агломерация - совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии, то ее территория отличается высокой плотностью взаимосвязей. Там, где связи сходят на нет, проходит внешняя граница агломерации, отделяющая ее от остальной территории. Внутриагломерационные связи многообразны. Все они преимущественно ориентированы на главный город. В результате вокруг центра образуется совокупность ареалов с несовпадающими, как правило, границами. На местности эти границы не всегда отчетливо выражены. Многообразные внутриагломерационные связи могут быть сведены в следующие основные группы:
• производственные;
• коммунально-хозяйственные;
• трудовые и культурно-бытовые.
Показатели связанности в наибольшей степени отвечают делимитации. К таким показателям относятся число поездок в центральный город, приходящееся на одного жителя (или одного работающего жителя), зоны спутников, и доля выезжающих на работу за пределы данного поселения в общем числе имеющих занятия жителей.
Однако при мелкомасштабном исследовании, которым охватывается множество агломераций, получение таких данных затруднительно. Наиболее предпочтителен в таком случае способ изохрон. Изохронами очерчиваются зоны, все точки которых отдалены от центра затратами времени, не превышающими той или иной величины (обычно 0,5; 1; 1,5; 2 часа и т.д.). Ряд исследований городских агломераций в России показал, что зона непосредственного тяготения к крупному городу-центру очерчивается двухчасовой изохроной, построенной относительно города-ядра.
Опорный каркас расселения
Опорным каркасом расселения называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. B . C . Хореев ввел этот термин в предложенной им концепции единой системы расселения в 1971г. По выражению Г.М. Лаппо, опорный каркас - генерализированный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации.
Выделяют узловые и линейные элементы опорного каркаса. Узлы опорного каркаса - это города и агломерации. Они выполняют три главные функции:
• районообразующую и районоорганизующую;
• факторов взаимодействия;
• освоенческую.
Узлы опорного каркаса можно разделить на две группы, отличающиеся территориальным содержанием осуществляемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Линейные элементы опорного каркаса составляют магистрали (линии того или иного вида транспорта) и полимагистрали (возникают в результате следования по общей трассе нескольких видов транспорта).
Формирование опорного каркаса происходит в три стадии (рис. 5):
1. Центровая (точечная) концентрация - нарастание числа и увеличение размеров крупного города.
2. Агломерирование - формирование вокруг крупного города спутниковой зоны.
3. Регионализация - происходит имплозия, экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта.
На формирование опорного каркаса влияет несколько групп факторов, среди них природные (географическое положение, зональность, природные рубежи, гидрографическая сеть, орография), экономические (географическое разделение труда, степень экономической освоенности территории).
Рис. 5. Формы и стадии формирования опорного каркаса (по Г.М. Лаппо, 1997): 1 - центростремительные потоки; 2 - центробежные потоки: 3 - центральная часть города; 4 - срединная зона города; 5 - зона спутников; 6 - межгородские магистрали; 7 - периферийная зона
Дата: 2018-12-28, просмотров: 704.