Лекция 1 УРБАНИЗАЦИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Глобальный рост и развитие городов со всеми экономическими, социальными и политическими противоречиями и конфликтами не отделимы от всемирно-исторического процесса урбанизации – важной стороны общественного развития. Поэтому для понимания основных и непосредственных истоков и причин возникновения большинства городских проблем, а также для оценки государственной политики, направленной на их разрешение, необходимо уделить особое внимание анализу специфики урбанизационного процесса
Дефиниции урбанизации
Урбанизация как яркое проявление процесса общественного развития отличается многоплановостью и сложностью методологического восприятия, в широком смысле ее можно рассматривать с нескольких точек зрения.
Б.С. Хорев подчеркивал, что с социологических позиций урбанизация – это определенная фаза развития общества. Появление прогрессивных инноваций носит очаговый характер, они возникают, концентрируются и развиваются в особых точках, фокусах деятельности, центрах относительно более эффективного производства, науки и искусства.
С экономических позиций – это процесс концентрации производственных сил на индустриальной стадии их развития. Индустриализация ускорила, а в некоторых случаях «породила» урбанизацию. Так, например, для России индустриализация стала важнейшим фактором роста городов . Впрочем, экономия, обусловленная урбанизацией, способствовала росту городов во всех регионах и странах.
С «расселенческих» позиций – процесс усложнения и концентрации функций в сети поселений, обусловленный социально-экономическим развитием. Окружающее пространство превращается в сложнейшую мозаику иерархически соотносящихся центров расселения. Урбанизация придает каждой точке территории определенный ценностный смысл, где один ареал обладает относительно высокой ценностью, а другой – низкой.
С демографических позиций – процесс концентрации населения в городах. Городское население отличается от сельского не только характером экономической занятости, образом или стилем жизни, но и демографическим поведением и, как следствие, половозрастным составом.
С социокультурных позиций – процесс формирования и распространения городской культуры. Урбанизацию можно рассматривать как сложный процесс формирования качественных сдвигов в культуре. Без этого процесса нет реальной урбанизации, и можно говорить лишь о псевдоурбанизации. Урбанизация с этой позиции проявляется в формировании общего пространства урбанизированной культуры. При таком подходе основу урбанизации составляет сам человек, как отмечает Ю.Л. Пивоваров.
Таким образом, урбанизацию можно рассматривать как проекцию исторического процесса развития общества и его закономерностей на территорию, процесс повышения роли городов в развитии общества.
В более узком демографо-статистическом понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. В данном случае имеет смысл говорить об урбанизации населения.
Выделим характерные черты урбанизации.
1) Территориальная концентрация населения и хозяйства. Чем выше организованность материи, тем, по-видимому, значительнее присущая ей пространственная концентрация. Она проявляется в концентрации населения, культуры и разнообразных видов деятельности в городах. Более того, на всех этапах своего развития города концентрировали в себе важные для общества дефицитные формы деятельности, которые не могли быть рассеяны в каждой точке общества, например сельскохозяйственный труд. Растущая эффективность агросектора «вытолкнула» рабочую силу из сельскохозяйственного производства, экономия, обусловленная урбанизацией, напротив, «притянула» население и промышленность в городские поселения. Эффект концентрации в одном месте большого количества людей, которые вместе создают громадный экономический, научный и интеллектуальный потенциал больших городов, огромен и в конечном счете стимулирует их рост. Существует зависимость между величиной людности городи и характером выполняемых им функций. Большие города обладают быстро вводимыми в действие ресурсами роста и дифференциации выполняемых ими функций. Здесь наиболее благоприятны условия для кооперирования промышленности, развития науки и высшего образования, для административных, организационных и распределительных функций.
В результате концентрации нарастают контрасты в мире природы. Не избежала этого характерного явления и урбанизация.
2) Контрастность расселения, его поляризация – вторая важная характеристика урбанизации. Контрастность расселения на основе пространственной дифференциации и концентрации производства в наиболее благоприятных для развития районах наблюдается повсеместно. Урбанизация как процесс протекает в постоянном взаимопроникновении, как проникновение городских ресурсов, ценностей, целей, потребностей, отношений в общество и одновременно проникновение ценностей, ресурсов деревни в город. Значение города в том, что к нему тяготеют и в нем концентрируются все самые ценные инновации, созданные человечеством. Здесь они культивируются, получают свое дальнейшее развитие, после чего результаты этого сложного процесса возвращаются в общество. Сочетание концентрации и рассеивания характерно для урбанизации. Одновременно действуют центростремительные процессы концентрации городского населения в отдельных ареалах, в пределах освоенных территорий и центробежные процессы возникновения новых полюсов и зон роста в районах нового освоения. По выражению Б.Б. Родомана, все очаги человеческой деятельности являются центрами сформированных ими локальных районов и генераторами радиальной зонно-волновой диффузии. Поляризация урбанизации является необходимым условием стремления людей к прогрессу, постоянному развитию, совершенствованию воспроизводственного процесса во всех его формах. Она является важнейшей пружиной мировой истории, элементом ее движущих сил.
Концентрация и контрастность урбанизации предопределена ее выборочностью в пространстве.
3) Выборочность в пространстве разнообразных форм городского расселения, фокусированием населения в наиболее выгодных (с выдающимся географическим положением) точках и ареалах социально-экономического развития. Не случайно наиболее крупные города, приблизительно 90 %, исторически сложились вокруг естественных или искусственных транспортных узлов, вблизи устьев крупных рек, впадающих в озера, моря, океаны. Важность географического, особенно транспортного положения, для городов доказывается самими городами. Многочисленные примеры указывают на «живучесть» городов в некоторых географических точках, в которых города возникали снова после разрушений и полного уничтожения. Таковы, например, Карфаген, разрушенный римлянами, и современный Тунис рядом с ним.
В свою очередь, урбанизация порождает разнообразие ареалов. Каждое поселение, каждая точка территории уникальна своей историей, природой, своими формами и уровнем труда, воспроизводства, своими людьми. Это разнообразие включает развитие различных поселений: от городов-миллионеров (самых крупных центров страны, центров сложных форм труда, отдыха, науки, искусства, культуры) до отдаленных и мелких поселений. Некоторые городские поселения, по выражению Б.Б. Родомана, выступают лишь в роли ретрансляторов новшеств – они их перерабатывают, улучшают, а иногда искажают. Многие являются лишь трансляторами – простыми передатчиками новшеств. Подлинными генераторами- первоисточниками нововведений – являются немногие фокусные места, располагающие соответствующими условиями. В городском расселении это, как правило, столичные города.
Для урбанизации характерны два различных и, известной мере, противоположных процесса. Урбанизация, с одной стороны, сочетание, концентрация всех творческих сил общества, результатов их деятельности в ведущих центрах. Но, с другой – она является распространением этого высшего синтеза на все поселения, включая самые отдаленные районы. Эти процессы идут последовательно и составляют суть эволюции расселения и урбанизации.
Дефиниции города
В научной литературе существует несколько определений понятия «город». Так, например, в словаре С.И. Ожегова «Город – это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный центр». В энциклопедическом словаре начала XX в. можно встретить следующее определение города: «… особый тип поселения, который эволюция различных общественных отношений постепенно выделяет из категории сельских поселений». В Большой Советской энциклопедии: «Город – населенный пункт, исторически сложившийся при переходе от первобытно-общинного строя к рабовладельческому в результате отделения ремесла от земледелия, появления классов и государства». В современном энциклопедическом словаре «город – населенный пункт, отнесенный, согласно законодательству государства, к категории городских поселений».
В Российской Федерации имеется две категории городских поселений – города и поселки городского типа. Основные критерии отнесения к городским поселениям устанавливаются законодательно. Важнейшие критерии: минимальная численность населения (в России: города – 12 тыс. чел., рабочие поселки – 3 тыс. чел., поселения курортного типа – 2 тыс. чел.) и минимальная доля занятых несельскохозяйственным трудом и членов их семей в общей численности населения (в России – 85 %).
За рубежом понятия «город» и «городское поселение», как правило, совпадают. Ведущим критерием города остается число жителей, а также развитие административной, торговой, финансовой деятельности. Эти критерии различны: в одних странах относят все поселения, достигших определенной людности (в США – 2,5 тыс. чел., в Исландии – 200 тыс. чел.), в других – все административные центры (в Дании).
Как видим, в основе определения города лежат определенные критерии и показатели, набор и значения которых могут сильно отличаться, следовательно, все эти определения не идеальны. В научной литературе имеется самое краткое определение: город – это антиномия села. В основе этого противопоставления лежат культурно-исторические особенности развития поселенческих общностей. По мнения А. Нещадина и Н. Горина, селу характерна территориальная общность, это его историческая основа. В работе «Феномен города: социально-экономический анализ» они выделяют существенные различия между городом и селом (табл. 1).
Таблица 1
Лекция 4 ГОРОД КАК СИСТЕМА
Современная наука рассматривает город как систему в большой системе городов. По мнению Е.Н. Перцика, это единственно возможный, методологически верный путь, позволяющий проводить научное исследование. Системный подход предполагает поиск наиболее общих свойств и принципов конструирования больших систем, позволяющих выработать стратегию движения к цели, обеспечивающую успех применения частных подходов и методов. Системный подход важен как на стадии проектирования так и на стадии теоретического обобщения процессов развития урбанизированных систем.
Урбанизированная система представляет собой сложную динамическую систему управления, включающую управляемую систему (планировку города, население, социально-экономическую ситуацию) и управляющую систему (проект, схему, процесс планирования и проектирования, область знания).
Город, являясь сложной социально-экономической системой, включает следующие основные системные структуры: социальную, демографическую, экономическую, пространственную или планировочную.
Социальная структура города. По мнению А.Г. Вишневского, городское социальное пространство намного более сложное и дифференцированное, чем сельское. В городе получает небывалое развитие внутреннее пространство личности человека, проявляется его индивидуализм, социальная мобильность. На смену внешнему контролю деревенской общины приходит внутренний цензор, контролирующий каждого горожанина «изнутри». Так, получает новое звучание средневековая поговорка: «город делает человека свободным».
Население – главная подсистема города, определяющая параметры и организацию всех других систем. Численность и состав городского населения изменяются за счет трех источников: а) естественного прироста; б) механического прироста; в) преобразования сельских поселений или включение их в городскую черту. Соотношение в показателях прироста городского населения по указанным трем источникам позволяет судить не только о динамике развития города, но и о его возрасте.
В разных срезах структуры населения выражаются многие важные стороны деятельности и особенности города. Структура занятости, то есть распределение рабочего населения по отраслям хозяйства, дает представление о функциональном типе города, социальная структура дает представление о функциональном типе города, социальная структура дает представление об уровне и качестве жизни в городе. С половозрастной структурой населения связаны демографическое поведение населения, уровни рождаемости, смертности, естественного прироста. Соотношение трех основных возрастных групп – дотрудоспособной, трудоспособной и послетрудоспособной – позволяет охарактеризовать трудовой потенциал города. Половая структура населения влияет на брачность и формирование семейной структуры городского населения, так же как и возрастная структура населения.
Города в отличие от населенных пунктов многонациональны. С многонациональностью связана конфессиональная структура населения, что может проявиться и в микрогеографии города.
Изучение экономической подсистемы города предполагает исследование его хозяйственного комплекса. Чаще всего анализ отраслевой структуры и ее изменений во времени проводится на основе изучения характера распределения по отдельным отраслям хозяйства, стоимости основных фондов, произведенной продукции и услуг или созданного национального дохода.
В итоге определяются функции города. В градостроительстве и социально-экономической географии выделяют две категории видов деятельности: градообразующие и градообслуживающие. К первой относятся те виды деятельности, которые «вызывают город к жизни», составляют базу, основу его развития и определяют основные черты специализации. Ко второй – блок отраслей, предназначенных для всестороннего обслуживания, во-первых, внешних функций, во-вторых, собственно населения города.
Для оценки характера и степени выраженности функций города существует целый ряд приемов и методов, основанных на анализе поотраслевой занятости населения. Наиболее популярный, в силу сравнительно небольшой трудоемкости расчетной части и хорошей репрезентативности результатов, индекс специализации:
S 1 = ( N I – N J )/ NJ ,
где S 1 – индекс специализации города i по отрасли N ; N I – доля отрасли N в суммарной занятости города i ; NJ - доля отрасли N в суммарной занятости по стране (П. Хаггет).
Для определения уровня специализации может быть использован индекс Флоренса, или индекс локализации, который рассчитывается по формуле
Q i = EiN / ENi ,
где Ei – число занятых в отрасли в данном городе; E – число занятых в хозяйстве города; Ni – число занятых в отрасли по стране в целом; N – число занятых в хозяйстве страны в целом. Среднее значение Q i равно 1, если оно больше 1, то данный вид деятельности является отраслью специализации, если меньше 1 – не является.
Заслуживает внимания показатели основных фондов для характеристики функциональной структуры. Н.А. Слука считает, что они характеризуют экономическую мощь города, а их структура может использоваться как типологический признак.
При анализе пространственной или планировочной структуры города рассматриваются следующие вопросы: факторы, формирующие планировочную структуру города, функциональное зонирование, размещение промышленности в городе, планировка жилых районов, система общественных центров, система зеленых насаждений, организация городского транспорта, оценка качества планировочной структуры города.
Город обладает особой композицией территории, компактностью. Простой мерой компактности может быть показатель вытянутости фигуры, введенный Шумом:
ПВ = (2√ (Ѕ/π)) / L.
Детальный анализ картосхем города позволяет визуально исследовать степень застроенности городской территории и определить причины, корректирующие пространственную организацию города.
В зависимости от того, насколько полно схема планировки дает возможность развитию производственных зон и сохраняет устойчивые взаимосвязи функциональных районов, планировочные структуры индустриальных городов можно подразделить на три основные группы: статичные, полугибкие (переходные) и гибкие.
Статичная (замкнутая) структура города возникает при расположении основных функциональных зон без учета возможности их дальнейшего развития. Для нее характерны концентрические зоны различного функционального значения с расположением по периметру города промышленных районов, коммунально-складских объектов, зон внешнего транспорта и крупных инженерных сооружений. Типичным для статической планировочной структуры является расположение промышленности в центральном районе города.
При гибкой планировочной структуре территориальный рост города происходит преимущественно в одном направлении, возникают предпосылки для сосредоточения промышленного строительства в строго ограниченном числе районов. В условиях направленного территориального роста форма города постепенно отходит от характерной для статичной структуры, округлой или звезднообразной, и приобретает близкую к прямоугольнику форму с более или менее свободными очертаниями и главной осью. Для гибкой планировочной структуры типично параллельное расположение производственных и жилых районов, при котором территориальное расширение города не вызывает резкого увеличения расстояния между жилыми кварталами и местами приложения труда.
Полугибкие (переходные) планировочные структуры сочетают отдельные признаки статичных и гибких планировочных решений. При переходной планировочной структуре создаются условия для развития только некоторых производственных зон, вследствие чего в процессе роста города связи между отдельными районами ухудшаются или возникает необходимость в реконструкции крупных неамортизированных коммунальных объектов, транспортных устройств.
В более широком смысле планировочная структура определяет форму, рисунок города, расположенного на территории, имеющей свои природные условия. Естественно образуется полосовидная структура, когда город вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья, особенно когда береговые горные хребты препятствуют развитию города в глубь территории. Многолучевая, звездчатая структура возникает в городах, располагающихся в узле дорог. Городу, сформировавшемуся вокруг нескольких территориально сближенных крупных объектов, свойственна многоядерная структура.
Особым аспектом изучения пространственной структуры городов является историко-географический анализ их формирования. Практически в каждом городе можно выделить городские пояса: историческое ядро, «внутренний город», «внешний город», периферийная часть города.
Функциональный признак может выступать еще одним важным основанием при изучении территориальной структуры – функциональное зонирование. Разные функциональные подсистемы весьма различаются по территориальной организации и характеру землепользования. Для материального производства более характерен ареальный или точечно-дискретный тип размещения, для объектов производственной инфраструктуры - преимущественно линейно-сетевой.
Типология городов
Типология – метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Н.Н. Баранский считал вопрос о типологии городов одним из двух главных общих вопросов, которые возникают при изучении городов. Типология городов нужна для того, чтобы определить место данного города в ряду других. Тип города – это краткая, предельно сжатая характеристика, своего рода его формула. По мнению Г.М. Лаппо, крупные города, у которых, как правило, рельефнее выражены индивидуальные особенности, больше подходят для монографического описания, а малые города, обладающие в основном типовыми чертами, должны изучаться типологически. Преддверием типологии служит классификация – распределение городов по какому-либо одному признаку (людности, экономико-географическому положению, времени возникновения). В географии городов и градостроительстве принята следующая классификация городов по людности: малые города – до 50 тыс. жителей, средние – 50–100, большие – 100-250, крупные – 250-500, крупнейшие – 500 тыс. – 1 млн, города-миллионники – свыше 1 млн.
Типология — распределение городов по типу, она основывается на сочетании признаков. Выделяют несколько подходов в типологии. При генетической типологии за точку отсчета принимается время возникновения города. При функциональной типологии приобретают значение следующие признаки: степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, экономико-географическое положение. При этом выделяется категория однофункциональных городов. Однофункциональные города, в свою очередь, делятся на две большие группы: города, специализирующиеся на производственных функциях, (в большинстве своем это промышленные, транспортные центры) и центры непроизводственных функций (центры науки, курорты). За редким исключением однофункциональны малые города. Но среди малых городов есть весьма распространенная категория и многофункциональных центров. Это города - местные центры, в том числе главы административных районов. Как правило, чем больше по величине город, тем сильнее у него выражена многофункциональность. Принято различать два ее уровня. На первом сочетаются производственные функции, чаще всего промышленность и транспорт, разные их отрасли. На втором уровне совмещаются производственные и непроизводственные функции. Характерным для эпохи НТР стало развитие центров науки, опытно-конструкторских разработок и опытных производств, научных центров фундаментальной науки с предприятиями научного приборостроения, центров прикладной науки, образования и промышленности и др.
Если функциональная типология основывается на статистических данных, характеризующих степень выраженности той или иной функции, соотношение функций, то это еще не делает типологию географической. Географической же она становится, если в нее включены такие критерии, как экономико-географическое положение города и территориальное содержание функций. Территориальное содержание функций — это картина основных связей города с теми или иными районами и центрами, его вхождения в систему внутрирайонных, межрайонных. Развитие функций, выполняемых городом, формирование функциональной структуры, по сути дела, являются реализацией его экономико-географического положения (ЭГП).
Синтетическая (интегральная) функциональная типология городов. Такая типология может быть построена на сочетании признаков: людность, сочетание функций, территориальное содержание функций, экономико-географическое положение.
Что касается социально-географической типологии городов, то ее еще предстоит создать. Для этого нужны основания в виде набора ведущих признаков и соответствующие статистические данные. Можно предложить следующие показатели, характеризующие наиболее существенные признаки города как социального организма и среды жизнедеятельности людей:
относящиеся к населению и раскрывающие особенности его структуры, динамики, территориального распределения, например качество населения (здоровье, образование, квалификация);
относящиеся к городской среде, оценивающие состояние природной среды, наличие и ценность историко-культурного наследия, развитость сферы обслуживания, само население как компонент среды;
характеризующие город как своеобразную форму бытия и позволяющие представить особенности ритма городской жизни, мобильность жителей города, роль центра и особенности функционирования разных функциональных зон.
Лекция 5 ГОРОД В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ
Системный подход в изучении городов имеет большое значение и является традиционным. На него ссылаются в своих исследованиях как американские ученые: Б. Берри, Дж. Форрестер, так и отечественные исследователи В.Я. Любовный, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцик, A.M. Трофимов и др. В дополнение к системному подходу все большее признание в градостроительстве, географии, социологии находит средовой подход, предполагающий междисциплинарное исследование интегрированной естественной и искусственной среды, то есть всего, что окружает человека, во взаимосвязи с человеческой деятельностью (исследования А.В. Иконникова, В.Л. Глазычева, О.Н. Яницкого, С. Б. Лаврова, О.П. Литовки и др.).
Опорный каркас расселения
Опорным каркасом расселения называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. B . C . Хореев ввел этот термин в предложенной им концепции единой системы расселения в 1971г. По выражению Г.М. Лаппо, опорный каркас - генерализированный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации.
Выделяют узловые и линейные элементы опорного каркаса. Узлы опорного каркаса - это города и агломерации. Они выполняют три главные функции:
• районообразующую и районоорганизующую;
• факторов взаимодействия;
• освоенческую.
Узлы опорного каркаса можно разделить на две группы, отличающиеся территориальным содержанием осуществляемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Линейные элементы опорного каркаса составляют магистрали (линии того или иного вида транспорта) и полимагистрали (возникают в результате следования по общей трассе нескольких видов транспорта).
Формирование опорного каркаса происходит в три стадии (рис. 5):
1. Центровая (точечная) концентрация - нарастание числа и увеличение размеров крупного города.
2. Агломерирование - формирование вокруг крупного города спутниковой зоны.
3. Регионализация - происходит имплозия, экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта.
На формирование опорного каркаса влияет несколько групп факторов, среди них природные (географическое положение, зональность, природные рубежи, гидрографическая сеть, орография), экономические (географическое разделение труда, степень экономической освоенности территории).
Рис. 5. Формы и стадии формирования опорного каркаса (по Г.М. Лаппо, 1997): 1 - центростремительные потоки; 2 - центробежные потоки: 3 - центральная часть города; 4 - срединная зона города; 5 - зона спутников; 6 - межгородские магистрали; 7 - периферийная зона
Города Древнего мира
История Древнего мира охватывает несколько тысячелетий, примерно до V в. н.э., и включает ряд цивилизаций, среди которых особое значение имели цивилизации Древнего Востока (Египет, Двуречье, Индия, Китай) и Античного мира (Древняя Греция, Древний Рим).
Возникновение городов связано с углублением общественного разделения труда, в процессе которого из массы населения, занятого сельскохозяйственным трудом, выделяются как представители государственной власти, крупные землевладельцы, жрецы, торговцы, так и многочисленное ремесленное население. Время возникновения первых городов - IV-II тысячелетия до н.э. Наибольшее развитие города в Древнем мире получили в I тысячелетии до н.э. и в начале I тысячелетия н.э.
Древний Восток. На протяжении шести тысячелетий в долине Нила последовательно главенствовало несколько столичных городов: Мемфис, Фивы, Кахун, Ахетатон, Саис, Танис и Александрия, обладавших в разные периоды наиболее удобным стратегическим положением. Огромные по размерам столичные города Древнего Египта включали обширные некрополи, храмовые комплексы, жилые районы. Характерной их особенностью была, по-видимому, традиция основания фараоном новой резиденции, храмов, гробниц поблизости от старых. Так складывалась своеобразная микрогеография этих столиц, в пределах которых создавались из камня все новые некрополи, дворцовые и храмовые комплексы. Сохранившиеся остатки храмовых комплексов в Карнаке и Луксоре показывают, что важнейшую задачу градостроители того времени видели в создании подавляющего впечатления. Жилые кварталы, возводимые из сырцового кирпича поблизости от храмовых комплексов, со временем забрасывались и отмирали, погребенные под последующими культурными наслоениями.
Во II-I тысячелетиях до н.э. на территории стран Леванта или Восточного Средиземноморья располагались древние города - Тир (нынешний Сур), Сидон (Сайда), Библ (Джубейбль), Верит (Бейрут), Гелиополь (Баальбек) в Ливане, Рабат-Аммон (Амман), Кир-Арешт (Керек), Петра в Иордании, Дамаск, Рамита (позднее Лаодикея Приморская, ныне Латакия), Халаб (Халпа, позднее Беройя, ныне Халеб, Алеппо), Пальмира (Тадмор) в Сирии, Антиохия (Антакья) на р. Оронто в Южной Турции, Иерусалим, Иерихон, Кесария, Иоппия (Яффа), Самария, Вифлеем, Назарет в Палестине и многие другие. От некоторых из них, когда-то богатых и знаменитых, остались остатки величественных древних сооружений (Баальбек, Петра, Пальмира), на месте других выросли современные города (Дамаск, Бейрут, Иерусалим, Амман, Халеб, Латакия, Иерихон), остальные стали небольшими поселениями либо совсем исчезли с географической карты.
Одними из первых в истории человечества возникли, по-видимому, города в южной части Месопотамии. Здесь образовалось около 20 небольших городов-государств, среди которых Урук, Ур, Ниппур, Лагаш. Город включал храмовый комплекс в виде высокого ступенчатого зиккурата. дворец правителя, глинобитные дома жителей, а также прилегающие участки садов и сельскохозяйственных земель. На небольшом пространстве Междуречья возникают, жестоко разрушаются и создаются поблизости вновь (не дальше 150 км друг от друга) огромные города - Вавилон, Селевкия, Ктесифон, Багдад - столицы сменяющих друг друга на исторической арене государств.
Еще один ареал строительства городов располагался на юге современного Ирана. Здесь среди древних городов государства Ахменидов выделяется Персеполис (близ современного Шираза). В Индии древнейшая городская цивилизация сложилась в долине Инда. Археологические раскопки в Хараппе и других местах позволили установить существование здесь уже в середине II - середине I тысячелетия до н.э. (предположительно XIII-XVII вв. до н.э.) значительных городских поселений с прямоугольной планировкой, цитаделями, оборонительными стенами. Важные городские центры находились в долине Ганга, где ведущее значение приобрела столица Магадхи Паталипутра (современная Патна), сооруженная в V в. до н.э. у впадения в Ганг р. Сон. В Китае древнейшие города возникли в долине Хуанхэ. Столичные города нередко были весьма велики, среди них Саньян - столица государства Цинь, расположенная на берегах р. Вай, насчитывала около 1 млн жителей.
Труднопреодолимые природные барьеры защищали бассейны рек - колыбели цивилизаций Древнего Востока от вторжений извне, но они же, ограничивая внешние связи, способствовали застою техники, замедленному развитию общественных отношений. Изолированность и консервативность общественного развития древневосточных цивилизаций способствовали и характерной каноничности основных приемов в строительстве городов, в архитектуре и искусстве.
Античная эпоха оставила не только непревзойденные образцы градостроительного искусства, запечатленные в замечательных и частично сохранившихся архитектурных ансамблях и сооружениях, но и обширное наследие в поразительной по масштабам и охвату территории «географической экспансии городов». В VIII-VII вв. до н.э. выходцами из городов материковой Греции, с островов и побережья Эгейского моря были основаны сотни городов-колоний на берегах Средиземного и Черного морей. В IV—III вв. до н.э. появились многочисленные эллинистические города на Востоке: позднее, во II—I вв. до н.э., создавались сотни городов эпохи римского градостроительства. При этом были выработаны многие важнейшие принципы и приемы не только архитектурного искусства, но и выбора мест для городов, их территориальной организации и застройки, учета природных условий. Никогда раньше в истории человечества и примерно в течение 1000 лет после падения Рима этот феномен массового строительства городов на огромной территории не повторялся.
Основные этапы строительства древнегреческих городов соответствуют общепринятой периодизации истории Древней Греции, включая пять периодов: Крита-Микенский (Эгейский) период (ХХII-XII вв. до н.э.), гомеровский (героический) период (XI-VII вв. до н.э.), архаический период (VII-VI вв. до н.э.), классический период (V в. - первые три четверти IV в. до н.э.), эллинистический период (конец VI-I вв. до н.э.). Сооружая свои города, греки могли строить, не испытывая давящую власть деспота и религии. Греческий город принадлежит общинам, свободным людям, образующим полисы.
Особенности природных условий, в которых первоначально создавались греческие города, оказали сильное воздействие на образ жизни, экономическую и социальную организацию городов-государств и исторически складывавшиеся приемы их строительства. Грекам, окруженным «райской» природой, казалось, что боги должны жить среди них, и они наделили их человеческими чертами. В природе Греции нет ничего чрезмерного, давящего, сам пейзаж как бы воспитывает в человеке чувство меры. «Человек - мера всех вещей» - впервые было провозглашено в греческой архитектуре, и эта идея определила ее гуманистическое содержание. В центре греческого города, обычно на холме, возвышался акрополь («верхний город») с главными храмами, другими культовыми и общественными сооружениями. Вокруг располагалась остальная часть города с жилыми и ремесленными кварталами и агорой - рыночной площадью.
Несколько городов или несколько десятков городов создавали союзы (например, союз аркадских городов во главе с Мегалополем). Каждая община, город приобретали черты «полиса» (государства) и стремились к «автономии» («жизни по своим законам») и «автаркии» («самоудовлетворению»). Периодические объединения греческих городов-полисов в недолговечные союзы и войны между ними - главные события греческой политической истории.
Недостаток хлеба в греческих городах был одним из стимулов колонизации хлебородных областей в Северном Причерноморье и Сицилии, борьбы за понтийскую и сицилийскую «хлебные дороги». Благодаря чему возникают новые многочисленные колонии в Италии («Великая Греция») - Сиракузы, Селинунт, Кумы, Неаполис, Элея и др., на Черном море - Синоп, Трапезунд. Истрия (Варна), Тира (Белгород-Днестровский), Ольвия (Херсон), Феодосия, Пантикапей (Керчь), Танаис (Ростов), Фанагория, Фасис (Поти), Византии и др., на средиземноморском побережье современной Франции - Массилия (Марсель), Египта - Навкратида. О размере этой необычной в истории градостроительной деятельности свидетельствует тот факт, что только из Милета было основано 75 колоний.
При сооружении городов греки стремились хорошо вписаться в рельеф, внимательно учитывали микроклимат (строили под защитой гор от сильных ветров, на южном склоне с хорошей инсоляцией). Выбирали территорию с небольшим уклоном, чтобы не осложнять отведение стока, умело использовали естественные террасы. Непременно стремились располагать в черте города удобной возвышенностью, на которой можно было бы разместить акрополь, и пологими склонами, подходящими для устройства с наименьшими затратами трибун для зрителей театров и стадионов.
Главный опыт древнегреческих городов заключается в том, что при их создании впервые был достигнут человечеством замечательный синтез художественных, географических и инженерных подходов и решений, на протяжении многих столетий не повторявшихся больше нигде с такой ясностью и силой.
В эпоху Древнего Рима географический и градостроительный опыт человечества в сооружении городов еще более расширился. Восприняв греческий опыт строительства городов, римляне широко использовали методы и приемы строительства, обнаруженные у других народов, они необычайно расширили географические рамки градостроительства, подчинили его стратегическим задачам расширения и управления гигантской империей. Ими было создано много новых видов сооружений (форумы, амфитеатры, цирки, термы, базилики, мосты, дороги, акведуки), разработаны новые типы конструкций (арки, аркады, купольные перекрытия). Вновь, как в городах Древнего Востока и городах эпохи эллинизма, но в другом стиле и на другой технической основе, в Риме, во многих провинциальных центрах империи создавались гигантские сооружения, рассчитанные на одновременное пребывание в них десятков тысяч людей и призванные внушить преклонение перед мощью империи.
Римское градостроительство оставило обширное наследие во всех частях огромной империи. Выявляя на завоеванной территории стратегически важные точки, римляне выбрали площадки многих будущих европейских столиц - Лютеции Паризиорум (Парижа), Виндобоны (Вены), Лондониума (Лондона), Аквинкума (Будапешта), ряда будущих крупных городов - Колонии Агриппины (Кёльна), Августы Винделикорума (Аугсбурга), Аргентораты (Страсбурга), Августы Треверов (Трира), Лугдуна (Лиона) и др. В мастерстве выбирать красивые места, гармонично вписывать города в природное окружение римляне сильно уступали грекам. Располагая большим числом рабов и более совершенной строительной техникой, они не считались с затратами на вертикальную планировку территории, срывали холмы, засыпали овраги, сооружали мосты и акведуки. Знаменитые римские акведуки - «водопровод, сработанный еще рабами Рима» - не только тянулись со всех сторон к городу через равнины Римской Кампаньи, но и стали неотъемлемой чертой ландшафта вблизи многих основанных римлянами городов (в некоторых из них они сохранились до сих пор, например в испанской Сеговии). Однако военно-стратегическое положение будущих городов римляне оценивали почти безошибочно. Римские военные лагеря строились по единому плану: на пересечении двух перпендикулярных улиц («кордо» и «декуманус») располагался общественный центр с командным пунктом, алтарем, хранилищем казны; в строго предусмотренном порядке вокруг размешались дома офицеров, солдат, склады оружия, бани, склады продовольствия; прямоугольник лагеря окружался стеной и рвом, заполненным водой. Как правило, военный лагерь становился ядром городского поселения.
Помимо многих военно-административных центров среди городов Римской империи важное место занимали торговые, портовые, курортные и другие города. Большое значение имели некоторые центры провинций, среди них Афины, Александрия, Пергам, Пальмира, Карфаген, Тимгад, Ламгезис, Баальбека, Помпея и Геркуланум.
Численность населения Древнего мира на рубеже новой эры составляла около 230 млн человек. В странах Древнего Востока доля городского населения была незначительна, но отдельные города достигали огромных размеров (Вавилон, Патна, Александрия - до 500 тыс., Мемфис, Ниневия - 100-250 тыс. человек). В греческих городах-«полисах» сосредоточивается преобладающая часть населения, но сами они невелики и стабильность обеспечения их продовольствием поддерживается оттоком избыточного населения в города-колонии. Некоторые города, политические и экономические центры античных государств, достигают очень большой величины (Рим - 1 млн, Афины и Карфаген - по 150-200 тыс. человек).
Средневековые города
Средние века - сложный и противоречивый период человеческой истории, наследие которого в формировании сети, планировки и облика городов на всех континентах огромно. В Средневековой Европе была создана сеть городов, сохранившая основные черты и поныне. Отчасти она была унаследована от времен Римской империи. Экономическим источником роста городов было общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства. По правилам того времени крепостной крестьянин, проживший год и один день в городе, становился свободным. Большое значение приобрели торговые пути, постепенно связавшие главные районы Европы между собой и с Востоком.
Главные морские пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в Венецию и Геную, далее через альпийские перевалы (Бреннер, Сен-Готард), от Марселя по Роне шли дороги в верховья Дуная, Рейна и Сены и затем по Рейну и Сене - к Балтийскому и Северному морям. Важный морской торговый путь шел по Северному и Балтийскому морям к Новгороду, встречаясь здесь с путями по Волге и Днепру, шедшими в Среднюю Азию и Константинополь. Еще один морской путь прошел вокруг Пиренейского полуострова к портам Северного моря {Брюгге, позднее Антверпену и Лондону); на этом пути особенно выросло значение Барселоны, Севильи, Лиссабона. Наряду с меридиональными сухопутными путями, большое значение приобрели широтные пути, например, вдоль северных отрогов Рудных гор, Судет и Карпат (Лейпциг - Вроцлав - Краков - Львов - Киев).
Большое влияние на рост городов оказало расположение феодальных замков и монастырей. При крайней мозаичности политической карты средневековой Европы, при многочисленности монастырей и аббатств (их количество исчислялось многими тысячами) замки и монастыри представляли собой очень плотную сеть «ядер» будущих городов. Но лишь немногие из них, ставшие резиденциями королей и крупных феодалов или привлекавшие большое число паломников, способствовали значительному экономическому росту городов. Позднее фактором роста городов стали университеты, близ которых возникали жилые кварталы (Латинский в Париже и др.).
Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, длившиеся почти непрерывно. Необходимость сократить оборонительный периметр стен определяла микрогеографию средневекового города. Город наращивал высоту зданий: жилых домов - до 20-30 м, башен церквей и соборов - до 100-150 м. Улицы были очень узкими (5-7 м, иногда 2-3 м). Чтобы сократить площадь, отведенную улицам и проездам, жилые дома строились в глубь участка и выходили на улицу коротким фасадом в 2-3 окна. Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: не было, как правило, водопровода, канализации. Неудовлетворительное санитарное состояние городов способствовало частым эпидемиям.
При ограниченных затратах на вертикальную планировку территории застройка большей частью следовала рельефу и гидрографической сети, постепенно развиваясь вдоль сходящихся к городу дорог. Со временем она охватывалась все новыми кольцами стен. В старых средневековых городах можно легко обнаружить остатки нескольких поясов стен, после сноса которых в позднейшее время обычно прокладывались кольцевые улицы или бульвары. Сходившиеся к городу дороги и повторявшие их улицы складывались веками, часто нерационально. Корбюзье, отмечая, что многие из них следовали старым трактам, служившим для гужевых перевозок, называл улицы средневековых городов «дорогами ослов».
Два ядра - замок феодала или монастырь и выраставшее рядом торгово-ремесленное поселение - формировали структуру средневекового города. Не всегда торгово-ремесленное поселение, расположенное в низине, развивалось в крупный город, но когда это происходило, именно сюда смещался главный центр города, здесь сооружались соборы, церкви, ратуши, дома богатых купцов, банкиров, старшин ремесленных цехов.
В XI- ХII вв. церкви, монастыри, замки в средневековых городах возводятся в так называемом романском стиле - это стиль тяжелых сводов, грузных башен, массивных стен. В XII-XIV вв. над средневековыми городами возносятся шпили и башни готических соборов.
Сложившиеся на главных путях восточной торговли города Италии: Венеция, Флоренция, Милан, Неаполь, Рим насчитывали по 100-200 тыс. жителей, тогда как многие крупные торговые и промышленные центры тогдашней Европы {Кёльн, Гамбург, Нюрнберг, Любек и др.) имели едва 20-25 тыс., а менее крупные - 5-10 тыс. жителей. В ХIII-XV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения. Искусство Возрождения создает светлый образ человека - творца своей судьбы, героизированный, идеальный и неповторимо прекрасный. Оно слагает гимн человеку, его мужеству, силе, которой все доступно (Микеланд-жело), его красоте и изяществу (Рафаэль), его разуму (Леонардо да Винчи), оно стремится к глубокому постижению его индивидуальных черт, привлекательных или некрасивых, но всегда значительных (Тициан), часто таинственных, недосказанных (Леонардо да Винчи, Джорджоне), оно славит прелесть, красоту человеческого тела (Тициан, Джорджоне), разрывая с мрачной традицией средневековых фресок, изображающих бесконечные мучения святых или истязания грешников в аду. В архитектуре на смену мистической экзальтированности готических соборов, каменным кружевным мантиям ратуш и дворцов приходят ясные, спокойные, гармоничные решения, ориентированные на масштаб и пропорции человеческого тела.
В XVI в. в Италии утверждается сложный и пышный стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный). Наиболее яркое воплощение этот стиль получил в Риме. Вместо классической простоты, гармонии ренессанса в сооружениях и ансамблях возобладал чувственный порыв к неведомому, ирреальному; четкое построение заменила капризная усложненность и запуганность форм; вместо ровного и яркого освещения - контрасты резкого света и таинственного полумрака; спокойный и устойчивый план зданий и площадей (квадрат, круг), характерный для ренессансных построений, сменился стремлением к подвижным, нарочито неясным «текучим» планам (овал, эллипс, прямоугольник). В планировке городов возникает стремление к прямолинейным перспективам улиц, призванным раскрыть огромное пространство (ряд новых улиц-проспектов в Риме), к вычурным, живописным, но имеющим четкую ось симметрии, формам площадей.
Один из феноменов средневековья — развитие арабских городов в VII-ХIII вв. Градостроительная деятельность арабов вначале была ограниченной. Они создавали военные лагеря (например, лагеря с красноречивыми названиями Фустат - «палатки» - будущий Каир; Рибат-эль-Фатх - «лагерь победы» -будущий Рабат). Позднее для контроля над покоренной страной сооружались цитадели (шахристаны), в которых располагались резиденции правителей и поселялись придворные, слуги, военная дружина и ремесленники. Рядом с шахристаном стали расти торгово-ремесленные слободы-рабоды, которые, в свою очередь, окружались крепостными стенами. Непременной принадлежностью шахристанов и рабодов стали мечети с высокими минаретами. В рабодах сооружались обширные базары с крытыми переходами и купольными павильонами, караван-сараи, медресе, бани, жилые кварталы. Ремесленники, как правило, селились по профессиональному признаку в кварталах, также обносившихся стенами. Со временем на основе сочетания приемов, выработанных арабами, и местных традиций сложились устойчивые принципы планировки городов, распространившиеся на огромную территорию, завоеванную арабами. Среди основанных арабами на этой территории городов следует отметить Куфу, Басру, Мосул, Багдад, Кайруан, Фес, Каир, Алжир, Марракеш, Рабат. Крупнейшими центрами арабского мира в средние века были Кордова и Гранада в Испании, Дамаск в Сирии, Багдад в Ираке. В развитии средневековых городов Средней Азии арабское влияние сочеталось с богатыми градостроительными традициями, сложившимися здесь с древних времен. К моменту арабского вторжения города Средней Азии уже имели длительную и яркую историю (Самарканд, Бухара, Хива).
В Индии в средние века создавались, разрушались и вновь сооружались многие города. Отметим Дели и Агру - столицы Делийского султаната (ХIII-XIV вв.) и Монгольской империи (XVI-XVIII вв.). Градостроительные традиции и высокое искусство индийских зодчих проникают в страны Юго-Восточной Азии и отчетливо прослеживаются в великолепных сооружениях, посвященных богу Вишне в Ангкоре (Камбоджа), Будде в Боробудуре (Индонезия), в буддийской ступе Шуэ-дагоун в Янгоне (Мьянма). Размеры индийских городов, как и других средневековых городов, можно определить лишь по косвенным признакам. Полагают, что население Ахмедабада в XVII в. составляло 600-900 тыс. человек. В Агре в конце XVI в. насчитывалось 600-700 тыс. человек. Дели, уступавший в это время Агре и Ахмедабаду по численности населения, был примерно такого же масштаба, что и Париж, а Лахор конца XVI-XVII вв. описывали как один из самых больших городов мира, превосходивший своим величием Константинополь. В Патне (бывшей Погалипутре) насчитывалось 200 тыс. жителей.
В Китае в раннем и особенно зрелом средневековье города получают значительное развитие. Особенно велики были столичные города: Чаньань — столица империи Тан (VII—X вв.), Банълян (ныне Кайфын) и Ханчжоу - столицы династий Сев. Сун (X-XI вв.) и Южн. Сун (ХII-ХIII вв.). Город Чаньань, как полагают, имел около 2 млн жителей и был одним из крупнейших городов мира, Банълян – около1,5 млн жителей. В периоды монгольской династии Юань (ХIII-XIV вв.), а затем династий Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII в. - 1911 г.) столицей Китая становится Пекин (с 1263 г.). Китайские города, как и в более глубокой древности, сооружались на основе очень жестко разработанных регламентации, предписывавших регулярную прямоугольную планировку, определенное расположение и величину кварталов, этажность и размеры жилых домов. Жестко регламентировалась жизнь населения и даже связи между кварталами. Феодальные власти, видимо, испытывали постоянный страх, что огромные массы людей, сосредоточенные в городах, выйдут из повиновения. Рядом с великолепными дворцами и парками простирались перенаселенные кварталы, представлявшие собой скопления тесных и грязных улиц и переулков, где часто возникали пожары и эпидемии.
Средневековые города Востока, при всем их разнообразии, имели общую черту, существенно отличавшую их от европейских средневековых городов: город существовал как центр в системе деспотического восточного государства, управляя подведомственной территорией, но не имел никакого самоуправления, никаких прав. Вместе с тем социально-экономическая (торгово-ремесленная) основа этих городов в основном та же, что и в городах средневековой Европы. Не войны и нашествия являлись определяющей или единственной чертой их истории: более важными были экономические предпосылки, стимулировавшие их рост или увядание.
Города Древней Руси
В скандинавских сагах Древняя Русь называлась Страной городов - Гардарики. По некоторым оценкам в пределах Древней Руси насчитывалось около 300 городов.
Раннесредневековые русские города, обязательным признаком которых было наличие укреплений, являлись центрами управления достаточно обширных территорий, военным оплотом феодальных государств, местами концентрации знати, идеологическими и культурными центрами. К ХIII в. сложилась иерархически построенная сеть городов. Они располагались своеобразными «гнездами» - территориальными группировками в пределах крупных объединений феодальных удельных княжеств. Столицы крупных княжеств - Владимир, Смоленск, Рязань, Тверь и другие были окружены менее значительными центрами-пригородами, возглавлявшими еще более мелкие центры волостей. Наряду с ними существовали частновладельческие города и усадьбы-замки - центры феодальных вотчин. На рубежах стояли сторожевые города-крепости.
Наиболее значительные города располагались по берегам рек и озер, служивших основными торговыми путями. На знаменитом пути «Из варяг в греки» расположились Ладога и Новгород на Волхове, Торопец — второй по значению город Смоленской земли, Смоленск на Днепре. Множество городов располагалось по берегам Оки, служившей важнейшим торговым путем, связывавшим Восток и Запад: Ростиславль, Коломна, Переяславль Рязанский, Перевитеск, Ожск, Ольгов, Рязань и др.
Притягательными для городов были также плодородные ополья - житницы Древней Руси. В опольях выросли Ростов Великий, Суздаль, Юрьев Польской, Углече Поле (Углич), Трубчевск, Мосальск, Мезецк (Мещовск), Серпейск, Переславль Залесский. Ровесниками ныне существующих древнейших русских городов - Новгорода, Смоленска, Мурома, Ростова, Белоозера (Белозерск) — были покинувшие впоследствии ряды городов Изборск и Ладога.
Татаро-монгольское нашествие причинило городам страшные бедствия и губительно сказалось на их судьбах. Примерно 2/3 их подверглись осадам, взятиям и разорениям. Некоторые из них не возродились, в силу слабости экономико-географического положения. Города лишались не только своих укреплений и лучших сооружений - храмов и княжеских дворцов. Из них уводили ремесленников, строителей, купцов. Но крупные города, подвергаясь частым разорениям, упрямо возрождались.
Особая роль принадлежит Великому Новгороду. Он сыграл выдающуюся роль в истории Руси. Новгородская феодальная республика выступила надежным щитом Русской земли, отразившим агрессию шведских феодалов и тевтонских рыцарей. Новгород торговал с городами Ганзейского союза. Под его властью находилась обширная территория от Финского залива до Великих Лук и от Ливонии до Урала.
Уже к середине ХII в. архитектурное лицо города полностью определилось. Центр Новгорода имел две части: детинец с Софийским собором на Софийской стороне и Ярославов двор с Николо-Дворищенским собором на противоположной Торговой стороне. Обе части центрального ядра соединялись мостом через Волхов в красивейший архитектурный ансамбль. Перпендикулярно этой композиционной оси «запад — восток» проходила по реке Волхов вторая ось «север-юг». Жилая застройка, представлявшая собой живописный массив из усадеб и храмов, формировала пять селитебных образований — концов вокруг городского ядра. В период с ХIII по XV в. застраивается город и окрестности. Монастыри окружали Новгород тремя рядами (в 2-3, 5-6 и 10-12 км от него).
Список рекомендуемой литературы
1. Браде И., Перцик Е.Н., Питерский Д.С. Районная планировка и разработка схем расселения: опыт и перспективы. М.: Междунар. отношения, 2000.136 с.
2. Города-миллионеры России // География. 2003. №33.
3. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М.: Наука, 1991.
4. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
5. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 1996 года № 440.
6. Котляков В.М., Глазовский Н.Ф., Руденко Л.Г. Географические подходы к проблеме устойчивого развития // Изв. РАН. Сер. географическая. 1997. №6. С. 8-15.
7. Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. фак-тов вузов. М : Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1997. 480 с.
8. Лаппо Г.М. Москва и Петербург // География в школе. 1997. №1.
9. Лаппо Г.М., Полян П.М. Новые тенденции в изменении геоурбанистической ситуации в России // Изв. АН. Сер. географическая. 1996. № 6. С. 7.
10. Маергойз И.М. Географическое учение о городах. М.: Наука, 1987.
11. Машбиц Я.Г. Метрополитическая зона Мехико // Изв. РАН. Сер. географическая. 1995. № 2.
12. Мироненко Н.С. Теория и методы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001.268 с.
13. Народонаселение. Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян. М.: Большая рос. энцикл., 1994. 640 с.
14. Нещадин А., Горин Н. Феномен города: социально-экономический анализ. М.: Изограф, 2001. 239 с.
15. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М., 1981.
16. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. М.: Междунар. отношения, 1999. 380 с.
17. Перцик Е.Н., Питерский Д.С. Оценка потенциала развития городов России // Вестник МГУ. Сер. 5. География. 2000. №1.
18. Перцик Е.Н., Питерский Д.С. Оценка потенциала развития городов России // Вестник МГУ. Сер. 5. География. 2000. №1.
19. Пивоваров Ю.Л. Глобальная урбанизация и Россия на пороге XXI века: антропокультурный подход // Изв. РАН. Сер. географическая. 1996. № 4. С. 64-76.
20. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. М., Владос, 1999. 232 с.
21. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. М., 1988.
22. Симагин Ю.А. Закрытые города в России // География в школе. 1997. №1.
23. Симагин Ю.А. Изменение соотношения городского и сельского населения в регионах России за 1991-1997гг. // Изв. РАН. Сер. географическая. 2000. № 4.
24. Скляренко А.В., Ятманова В.В. Особенности размещения урбанизированного населения Японии // Известия русского географического общества. Т. 128. Вып.З. 1996.
25. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968.
26. Харитонов В.М. Качество жизни в американском городе // Вестник МГУ. Сер.5. География. 1995. № 2.
27. Харитонов В.М. Язык градоведения // География. 1994. №11, 14, 19-20, 35.
28. Холина В.Н. Модели в географии городов // География. 1994. № 3-9.
29. Щитинский В.А. Концепция устойчивого развития и модельное про-ектирование городов, http://www.urbanistika.ru .
Лекция 1 УРБАНИЗАЦИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Глобальный рост и развитие городов со всеми экономическими, социальными и политическими противоречиями и конфликтами не отделимы от всемирно-исторического процесса урбанизации – важной стороны общественного развития. Поэтому для понимания основных и непосредственных истоков и причин возникновения большинства городских проблем, а также для оценки государственной политики, направленной на их разрешение, необходимо уделить особое внимание анализу специфики урбанизационного процесса
Дефиниции урбанизации
Урбанизация как яркое проявление процесса общественного развития отличается многоплановостью и сложностью методологического восприятия, в широком смысле ее можно рассматривать с нескольких точек зрения.
Б.С. Хорев подчеркивал, что с социологических позиций урбанизация – это определенная фаза развития общества. Появление прогрессивных инноваций носит очаговый характер, они возникают, концентрируются и развиваются в особых точках, фокусах деятельности, центрах относительно более эффективного производства, науки и искусства.
С экономических позиций – это процесс концентрации производственных сил на индустриальной стадии их развития. Индустриализация ускорила, а в некоторых случаях «породила» урбанизацию. Так, например, для России индустриализация стала важнейшим фактором роста городов . Впрочем, экономия, обусловленная урбанизацией, способствовала росту городов во всех регионах и странах.
С «расселенческих» позиций – процесс усложнения и концентрации функций в сети поселений, обусловленный социально-экономическим развитием. Окружающее пространство превращается в сложнейшую мозаику иерархически соотносящихся центров расселения. Урбанизация придает каждой точке территории определенный ценностный смысл, где один ареал обладает относительно высокой ценностью, а другой – низкой.
С демографических позиций – процесс концентрации населения в городах. Городское население отличается от сельского не только характером экономической занятости, образом или стилем жизни, но и демографическим поведением и, как следствие, половозрастным составом.
С социокультурных позиций – процесс формирования и распространения городской культуры. Урбанизацию можно рассматривать как сложный процесс формирования качественных сдвигов в культуре. Без этого процесса нет реальной урбанизации, и можно говорить лишь о псевдоурбанизации. Урбанизация с этой позиции проявляется в формировании общего пространства урбанизированной культуры. При таком подходе основу урбанизации составляет сам человек, как отмечает Ю.Л. Пивоваров.
Таким образом, урбанизацию можно рассматривать как проекцию исторического процесса развития общества и его закономерностей на территорию, процесс повышения роли городов в развитии общества.
В более узком демографо-статистическом понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. В данном случае имеет смысл говорить об урбанизации населения.
Выделим характерные черты урбанизации.
1) Территориальная концентрация населения и хозяйства. Чем выше организованность материи, тем, по-видимому, значительнее присущая ей пространственная концентрация. Она проявляется в концентрации населения, культуры и разнообразных видов деятельности в городах. Более того, на всех этапах своего развития города концентрировали в себе важные для общества дефицитные формы деятельности, которые не могли быть рассеяны в каждой точке общества, например сельскохозяйственный труд. Растущая эффективность агросектора «вытолкнула» рабочую силу из сельскохозяйственного производства, экономия, обусловленная урбанизацией, напротив, «притянула» население и промышленность в городские поселения. Эффект концентрации в одном месте большого количества людей, которые вместе создают громадный экономический, научный и интеллектуальный потенциал больших городов, огромен и в конечном счете стимулирует их рост. Существует зависимость между величиной людности городи и характером выполняемых им функций. Большие города обладают быстро вводимыми в действие ресурсами роста и дифференциации выполняемых ими функций. Здесь наиболее благоприятны условия для кооперирования промышленности, развития науки и высшего образования, для административных, организационных и распределительных функций.
В результате концентрации нарастают контрасты в мире природы. Не избежала этого характерного явления и урбанизация.
2) Контрастность расселения, его поляризация – вторая важная характеристика урбанизации. Контрастность расселения на основе пространственной дифференциации и концентрации производства в наиболее благоприятных для развития районах наблюдается повсеместно. Урбанизация как процесс протекает в постоянном взаимопроникновении, как проникновение городских ресурсов, ценностей, целей, потребностей, отношений в общество и одновременно проникновение ценностей, ресурсов деревни в город. Значение города в том, что к нему тяготеют и в нем концентрируются все самые ценные инновации, созданные человечеством. Здесь они культивируются, получают свое дальнейшее развитие, после чего результаты этого сложного процесса возвращаются в общество. Сочетание концентрации и рассеивания характерно для урбанизации. Одновременно действуют центростремительные процессы концентрации городского населения в отдельных ареалах, в пределах освоенных территорий и центробежные процессы возникновения новых полюсов и зон роста в районах нового освоения. По выражению Б.Б. Родомана, все очаги человеческой деятельности являются центрами сформированных ими локальных районов и генераторами радиальной зонно-волновой диффузии. Поляризация урбанизации является необходимым условием стремления людей к прогрессу, постоянному развитию, совершенствованию воспроизводственного процесса во всех его формах. Она является важнейшей пружиной мировой истории, элементом ее движущих сил.
Концентрация и контрастность урбанизации предопределена ее выборочностью в пространстве.
3) Выборочность в пространстве разнообразных форм городского расселения, фокусированием населения в наиболее выгодных (с выдающимся географическим положением) точках и ареалах социально-экономического развития. Не случайно наиболее крупные города, приблизительно 90 %, исторически сложились вокруг естественных или искусственных транспортных узлов, вблизи устьев крупных рек, впадающих в озера, моря, океаны. Важность географического, особенно транспортного положения, для городов доказывается самими городами. Многочисленные примеры указывают на «живучесть» городов в некоторых географических точках, в которых города возникали снова после разрушений и полного уничтожения. Таковы, например, Карфаген, разрушенный римлянами, и современный Тунис рядом с ним.
В свою очередь, урбанизация порождает разнообразие ареалов. Каждое поселение, каждая точка территории уникальна своей историей, природой, своими формами и уровнем труда, воспроизводства, своими людьми. Это разнообразие включает развитие различных поселений: от городов-миллионеров (самых крупных центров страны, центров сложных форм труда, отдыха, науки, искусства, культуры) до отдаленных и мелких поселений. Некоторые городские поселения, по выражению Б.Б. Родомана, выступают лишь в роли ретрансляторов новшеств – они их перерабатывают, улучшают, а иногда искажают. Многие являются лишь трансляторами – простыми передатчиками новшеств. Подлинными генераторами- первоисточниками нововведений – являются немногие фокусные места, располагающие соответствующими условиями. В городском расселении это, как правило, столичные города.
Для урбанизации характерны два различных и, известной мере, противоположных процесса. Урбанизация, с одной стороны, сочетание, концентрация всех творческих сил общества, результатов их деятельности в ведущих центрах. Но, с другой – она является распространением этого высшего синтеза на все поселения, включая самые отдаленные районы. Эти процессы идут последовательно и составляют суть эволюции расселения и урбанизации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 928.