Революция вызвала усиление карательных функций всех звеньев правительственного аппарата. С другой стороны, правительство стало прибегать к более гибким формам борьбы – лавированию,, обещаниям, умеренным уступкам, рассчитанным на то, что-бы отколоть от революции крестьянство, успокоить и сделать своими союзниками буржуазию. Уже на втором месяце революции царизм заявил о подготовке законопроекта о высшем законосовещательном представительном органе, названном впоследствии Государственной думой. В правительственном аппарате были созданы межведомственные и ведомственные особые комиссии и совещания по подготовки различных «реформ». С реализацией этих обещаний самодержавие не торопилось; оно еще рассчитывало на подавление революции силой карательного аппарата. Однако к осени 1905 года этот аппарат оказался парализованным революционной борьбой народных масс: стачками, аграрными выступлениями, вооруженными восстаниями. В 60 пунктах России возникли Советы рабочих, а кое-где Советы солдатских и крестьянских депутатов.
Подъем революции к осени 1905 года вынудил самоудержание пойти на реальные уступки. 13 октября председатель Комитета министров граф С. Ю. Витте составил на имя Николая II доклад, в котором предлагалось сделать некоторые уступки, направлявшие Россию «к строю правовому на основе гражданской свободы». Царь одобрил доклад и поручил Витте подготовить текст манифеста к населению.
17 октября Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В манифесте 17 октября царь обещал ввести гражданские свободы слова, печати, неприкосновенность личности, совести, свободу собраний и союзов, привлечь к участию в Государственной думе те классы населения, которые были лишены избирательных прав (рабочий класс), а Гос. Дума признавалась законодательным учреждением.
Манифест 17 октября не остановил нарастания революции, которая в декабре 1905 года достигла кульминационного пункта – Московского вооруженного восстания и ряда восстаний в других городах России. После подавления Декабрьского вооруженного восстания начались медленный спад и отступление революции. Самодержавие использовало это для того, что бы стеснить обещанные манифестом свободы.
В конце 1905 - начале 1906 г был издан ряд «временных правил» («о повременных изданиях», «для непериодической печати» «об обществах и союзах» «о собраниях»), которые якобы «временно» ограничивали соответствующие свободы.
В Государственной канцелярии и Совете министров был подготовлен текст новой редакции «Основных государственных законов», тщательно обсуждаемых на Царско-сельском совещании в апреле 1906 года. Из текста было исключено «император Российский есть монах самодержавный и неограниченный» и заменено на «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».Законодательная власть Государственной думы и Государственного совета закреплялась в статье 86: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Гос. думы и Гос. совета и воспринять силу без утверждения государя императора».
Результатом народной борьбы в осенние месяцы 1905 г., помимо издания Манифеста 17 октября, стало принятие других актов, вносивших изменения в политическую жизнь страны. После публикации 24 ноября «Временных правил о повременных изданиях», упразднявших предварительную цензуру периодики, создались более благоприятные условия для развития российской прессы. В 1906–1907 гг. печать в России стремительно увеличивается по числу, типам, тиражностиизданий. Она отличается разнообразием идейно политических направлений и ориентированностью на различные слои российского общества. Конечно, цензура не отменялась окончательно: продолжалось взимание штрафов, вынесение предупреждений, приостановка и закрытие изданий.
Создание Государственной думы:
На заседании Совета министров 3 февраля 1905 года было решено обнародовать на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина особое распоряжение о разработке законопроекта о создании Государственной думы. В этом распоряжении давались обещания «привлечь достойнейших, доверием народа облученных, избранных от населения людей» к работе над законопроектом. Одновременно был обнародован манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего и искоренению крамолы и противодействию смуте внутренней».
Практическая разработка законопроекта затягивалась. Проект был представлен в Совет Министров только к 23 мая. Совещания высших чинов о создании Государственной думы проходили 19-26 июля 1905 года. Только 6 августа царь утвердил «Учреждение государственной думы», ему присваивали законосовещательный характер.
Широкие слои населения: женщины, военные, учащиеся, городская беднота, многие нерусские народы, рабочий класс избирательных прав не имели.
Царизм, избрав консервативно-реформаторский курс и стараясь максимально сохранить за собой все прежние властные полномочия, был все-таки вынужден реализовать обещанные нововведения. В декабре 1905 года принят Закон о выборах в Государственную думу : устанавливались землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая избирательные курии. Выборы были многоступенчатыми, т. е. избрание депутатов осуществлялось на губернском избирательном собрании уполномоченными (или выборщиками), которых избрали курии. Только 26 крупных городов получили право непосредственного выбора своих депутатов. Избирательными правами наделялись не все подданные империи, в частности ихбыли лишены чины полиции и военные. В рабочей курии преимущества имели более мелкие заведения. Соответствие числа выборщиков и избираемых ими депутатов было неодинаковым для разных сословий: 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. В итоге землевладельцы избирали почти 32 % депутатов, крестьяне — 43 %, горожане — 22 %, рабочие — 3 %.
Вопрос о преобразовании Государственного совета был изложен в Манифесте от 20 февраля 1906 г. Часть Совета формировалась из лиц по высочайшему назначению, список которых объявлялся каждый год 1 января, другая — из выборных. Из 98 членов Совета крупные землевладельцы избирали 74, по 6 членов — духовенство и Академия наук совместно с университетами, 12 — торгово-промышленная буржуазия. Члены Совета избирались на 9 лет, но каждые 3 года треть состава обновлялась.
I Государственная дума начала свою работу 27 апреля 1906 г., просуществовав всего 72 дня. Кадеты получили в ней 35 % депутатских мест. В условиях незавершенности процесса создания политических партий мелкие либеральные группировки примкнули к ним, обеспечив устойчивое кадетское большинство в Думе. Поднявшееся на активную борьбу за свои права, прежде всего за землю, русское крестьянство оказалось достаточно широко представленным в I Думе. Большинство избранных крестьян и леворадикальных интеллигентов, среди которых преобладали эсеры, энесы (свыше 20 % мест), объединились в Трудовую группу. Большевики бойкотировали выборы в Думу. Первая Гос. дума проработала всего 72 дня. II Государственная дума отличалась изменением партийного состава.Кадеты потеряли почти половину своих мест, но увеличилось число депутатов, представлявших октябристов и черносотенцев, а также левые партии. Трудовики, эсеры и энесы получили во II Думе 157 мест вместо прежних 94, социал-демократы — соответственно 65 вместо 18. С помощью октябристов и запугивания трудовиков угрозой роспуска Думы кадеты добивались принятия большинства правительственных законопроектов. Предложенный кадетами новый земельный закон отличался от предыдущего проекта: не все крупные владения подлежали отчуждению; примерно половина расходов по вознаграждению помещиков за отчуждаемую землю возлагалась на крестьян; исчезло признание национализации в виде образования постоянного государственного фонда. Слушания аграрного вопроса показали, что кадетский центр не способен добиться соглашения с левыми фракциями, но распускать Думу в ходе данных дебатов, когда усмирение деревни не закончилось, было рискованно. Власти прибегли к обвинению в «военном заговоре» против государственного строя.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.