Причины централизации государственного управления при Николае 1. Возрастание роли отдельной императорской канцелярии (новые функции). Кодификация законов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Восстание декабристов нанесло огромный отпечаток на правление Николая 1, он решил, что политика либерализации Александра 1 во многом распустил российское общество и народ решил, то ему все можно. Поэтому политика Николая 1 будет отличатся консервативность и антилиберальностью, а так же жесткому слежению за народом.

Причины проведение принципа централизации рассматривалось как важное средство укрепления самодержавия и: противодействия подтачивающим его устои процессам.

При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства. При нем вошло в практику для решения того или иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня "дополнения" к разросшейся бюрократической машине.

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она была учреждена еще Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора для рассмотрения прошений на "высочайшее имя". Николай I уже в первый год своего царствования существенно расширил состав, размеры и функции этой канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа управления государством.

Прежняя, "александровская", канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его личные повеления и поручения.

Второе отделение (кодификационное) занималось переданными в его ведение делами александровской "Комиссии о составлении законов".

Кодификация законов В царствование Николая I в числе первоочередных задач была была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации постоянно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и предложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких "новшеств", упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма.

Глава - М.А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощники".

В 1830 г. издан Полное собрание законов.

 В 1832 г. он был издан в 15 томах Свод законов.

Кодификация законов, проведенная при Николае I, несомненно упорядочила российское законодательство. Вместе с тем она нисколько не меняла политической и социальной структуры самодержавно-крепостнической России, ни самой системы управления, не устраняла произвол, волокиту и коррупцию чиновников, достигшие именно в николаевское царствование особого расцвета. Развитие бюрократии вело к бумажному делопроизводству, протекавшему

бесконтрольно в канцелярской тайне. Резко возрос чиновничье-бюрократический аппарат управления: за первую половину XIX в.

Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни.

Создан Корпус жандармов. Шеф- генерал А. X. Бенкендорф.

Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.

Это был орган осведомления царя обо всех "происшествиях" в Российской империи.

В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управлению учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями.

Затем были учреждены два временных отделения:

в 1835 г. пятое — для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ

в 1843 г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа.

 

Крестьянская реформа 1861 г. Причины. Содержание. Значение.

 

19 февраля( 3 марта) 1861г-крестьянская реформа, отмена

крепостного права. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Причины:

* Труд крепостных являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом из чего следует : 1- отсутствие рыка и рабочей силы, 2-низкая покупательная способность населения.

* Кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина,оброк) достигли наивысшего уровня, кризис дворянства как сословия )

* Военно-техническая отсталось (продемонстрировала Крымская война)

* Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества

* Правительство опасалось стихийных выступлений

Изменения в жизни крестьян: более половины из них освобождалось из-под личной власти помещиков, получало свободу, различные гражданские права (совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом и т.д.).

При этом реформаторы сохраняли общинный принцип землевладения, опасаясь разрушительных последствий введения частной собственности на землю. Крестьянская собственность на землю в общинной форме была нужна для ограждения крестьян от массового разорения; она являлась способом защиты всего крестьянского сословия.

Значение:

* К.Р стала результатом компромисса между помещиками крестьянами и правительством

* Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками : крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями.

* Реформа предотвратила массовые выступления крестьян ,хотя локальные имели место быть (апрель 1861 г-восстания крестьян в селах )

* С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй , основанный на крепостном праве и привилегированности дворянства из чего появляется необходимость преобразований , имевших целью создать новую систему государственного управления.

 

Земская и городская реформы Александра II. Содержание. Значение.

Содержание земской реформы

Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения. Для того чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии - особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее. Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение - право выбора регулировалось имущественным цензом. В результате в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались решением не серьезных вопросов, а хозяйственных и бытовых дел уездов -

строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и т.д. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды. Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут, земства стали появляться по всей стране.

Итоги земской реформы

Несмотря на недостатки земской реформы, она все же оказала значительное влияние на экономику. Создание земств было активно поддержано гражданами и сторонниками конституционного строя, которые воспринимали эту реформу как зарождение демократического строя.

Земства помогли регионам значительно улучшить свою экономику, избежать многих проблем с управлением, существовавших со старой системой, а также освободили высшие государственные органы от решения мелких проблем. Земская реформа считается одной из самых неудачных реформ Александра 2-го, так как она было непоследовательной и во многом несостоятельной, охватывала лишь некоторые стороны местного самоуправления, однако свои плоды она все же принесла.

Содержание реформы городского самоуправления

Основная цель нового законопроекта заключалась в том, чтобы создать на местах органы местного городского самоуправления, которые занимались бы различными хозяйственными делами - благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (постройка школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройством праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим. Основными учреждениями местного самоуправления стали избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые при голосовании имели право решающего голоса. Остальные члены думы избирались на обычных открытых выборах, которые проходили раз в четыре года. Быть избранным мог представитель любого сословия, являющийся гражданином России. Некоторые ограничения были лишь в вопросах вероисповедания (в частности, председатель думы не мог быть иудеем, а общее число нехристиан не должно было превышать одну треть).

Выбранная дума занималась выбором различных должностных лиц, решала вопросы общественного устройства и городского управления. Дума также заведовала финансовыми делами, назначая те или иные налоги, однако сама их сбором не занималась. Губернатор города мог в любой момент отменить решение думы или скорректировать его, так что полной свободы этот орган все же не имел. Дума также избирала членов в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Члены городской управы собирали налоги, составляли городские сметы и занимались прочими более мелкими хозяйственными делами по указу думы. Членом совета или думы мог стать любой горожанин старше 25 лет, не имевший судимости и задолженностей по налогам.

Итоги и значение реформы городского самоуправления Александра 2-го

Городская реформа во многом повторяла земскую реформу. Она послужила значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась

и стала более гибкой и эффективной (так как решения теперь принимались исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Город теперь сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, освободило себя от решения мелких задач и могло полностью сфокусироваться на делах государственной важности. К сожалению, реформа имела определенные минусы, с которыми столкнулись мелкие города. Согласно новому закону город должен был сам содержать ряд государственных учреждений (например, полицию), а денег на это у небольших поселений просто не хватало. Однако, несмотря на недостатки, в целом реформа помогла России сделать шаг в сторону более эффективного управления и развития внутренней экономики.

 

18. Реформы в области финансов и образования в 60–70-е гг. XIX в.

 

Фин реформа

Причины:

1. Расстройство финансов в ходе Крымской войны настоятельно потребовало упорядочения всего финансового дела.

2. Необходимость централизации финансов

Содержание и проведение:

1. 31 мая 1860 – учреждение гос банка «для оживления промышленности и торговли», которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений — Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения

2. Отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов шла не в казну, а в карманы откуп­щиков (практика отдачи на откуп частным лицам сбора с населения косвенных налогов на соль, табак, вино и пр., сопровождавшаяся злоупотреблениями и вымогательствами откупщиков, была ненавистна народу)

3. Ввод акцизов -1863- свободная продажа вина, но облагаемая особым акцизом

4. Сохранение подушной подати (для мещан заменена на налог на недвижимость в 1863) - бывшие помещичьи, удельные и государственные крестьяне несли на себе всю тяжесть оброчных и выкупных платежей — по сути дела, феодальных повинностей.

5. ПП отменена в Евр Росии 1 января 1887, в сибири – 1899.

6. Расходы бюджета: 50% - армия и аппарат управления, 35% - погашение гос долгов, 10% - социалка.

Р-ма образования:

Причины:

1. Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства,

2. внедрение машинной техники требует расширения народного образования.

3. Невозможность реформирования суда и военного дела без создания сети спец уч заведений

Школьная реформа:

1. 14 июля 1864 г. - “Положение о начальных народных училищах” - право открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. 4 вида нач школ: учрежденные частными лицами, Министерством народного просвещения, земствами и церковно-приходские

2. 19 ноября 1864 г. - “Устав гимназий и прогимназий”. Принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.

3. Гимназии разделялись на классические (гуманитарные) и реальные (математические)

4. 1858 – закрытие ИБД и открытие женских училищ для девочек из непривилегированных сословий → 1862 – женские гимназии

Университетский устав 1863 г

1. Распространился на 5 существующих университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский

2. каждый университет дб иметь 4 факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского был восточный факультет

3. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров.

4. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с этим открывались новые кафедры.

5. Х2 денежные оклады профессорам и преподавателям.

6. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса.

7. 25-летний преподавательский стаж → профессор университета уходил в отставку с пенсией в размере полного оклада профессорского жалованья

8. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку

9. выборность ректора, проректоров, деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения

10. студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров университетским советом

11. Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам

Реформа цензуры

1865 – «временные правила о печати». Ну как временные – 40 лет J

1. отмена предварительной цензуры для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатных листов, а для переводных — не менее 20 листов.

2. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел, но издатель обязан был представить денежный залог от 2,5 до 5 тыс. руб.

3. Автор, редактор, издатель и даже книготорговец в случае “нарушения закона” отвечали перед судом.

4. Освобожденные от предварительной цензуры периодические издания могли подвергаться и административному воздействию: “предостережениям” (после трех таких “предостережений” журнал или газета закрывались), денежному штрафу, временной приостановке на полгода или прекращению издания.

5. От цензуры освобождались правительственные и научные издания (только мск и спб)

6. На провинциальную печать и массовую литературу для народа цензура сохранилась в полной мере.

7. духовная цензура Святейшего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если затрагивались вопросы веры.

Судебная и военная реформы Александра II. Причины. Содержание. Значение.

Причины подготовки судебной реформы.

1. Российская Империя занимала первое место в Европе по количеству судебных инстанций, так как вся судебная система была построена по сословному принципу. Для каждой категории населения и даже для отдельной категории деятельности существовала отдельная, замкнутая судебная система. Это конечно же затрудняло функционирование судебной системы в целом.

2. Судебной системе в России был свойственен исключительно низкий профессиональный уровень судей, прокуроров и следователей. Это было связано с господством инквизиционного процесса (основное доказательство – собственное признание вины, которую просто человека заставляли признать), который не требовал этого профессионализма, знания права. Суд превращался в механизм, предназначенный для подсчета баллов.

3. Для судебной системы был характерен очень высокий уровень коррупции, взяточничества, т.к неконкретно сформулированные положения и законы давали очень широкий простор для судебных усмотрений.

4. Наличие и главенство теории формальных доказательств, исключающая возможность субъективной оценки значимости доказательств самим судом.

5. Конечно же важнейшим катализатором подготовки и проведения судебной реформы являлась крестьянская реформа.

Действовало несколько комиссий по подготовке проведения реформы (во главе с Зарудным, например). Было достаточно много разных предложений, концептуальных подходов в том смысле как проводить эту реформу. Комиссия во главе с Зарудным провела огромную, титаническую работу, по результатам деятельности которой было издано 74 огромных тома подготовительных материалов, поскольку эта комиссия изучила весь отечественный и западноевропейский опыт функционирования судебной системы.

Судебная реформа Подготовка судебной реформы началась в конце 1861 г., когда Александр II поручил Государственной канцелярии приступить к разработке "Основных положений преобразования судебной части в России". К подготовке реформы были привлечены видные юристы страны. Среди них важную роль играл С. И. Зарудный, под руководством которого были выработаны основные начала судоустройства и судопроизводства. После их обсуждения в Государственном совете и одобрения в сентябре 1862 г. царем они были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам, а затем легли в основу разработки судебных уставов. Для этого при Государственной канцелярии была образована специальная комиссия, состоявшая из трех отделений:

Судебные уставы, предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это явилось значительным шагом вперед по сравнению с прежним сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла судебный округ), второй — судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения каких либо новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе учреждались кассационно-уголовный и кассационно-гражданский департаменты. Не решая дела по существу, они передавали его на вторичное рассмотрение в другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом судей и присяжных заседателей.

Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался в уездах и городах мировой суд в составе одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов, с упрощенным делопроизводством. Он обеспечивал "скорое" решение дел с учетом "местных условий". Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе — городскими думами сроком на 3 года. В губерниях, где не было земств, мировые судьи назначались местной администрацией. Мировым судьей мог быть избран (или назначен) только "местный житель" в возрасте не моложе 25 лет, "не опороченный по суду или общественному приговору", имевший высшее или среднее образование, или прослуживший, преимущественно по судебной части, не менее трех лет". Кроме того, он должен был обладать имущественным цензом, вдвое превосходившим ценз избираемых в уездные земские гласные по первой курии.

Мировой судья был первой инстанцией, представлявшей собой мировой участок.

Второй инстанцией являлся уездный съезд мировых судей, состоявший из всех мировых участковых и некоторых "почетных" судей. Они избирали из своей среды председателя мирового съезда. В рамках уезда они составляли мировой уездный округ. Мировой судья мог приговаривать признанных виновными к денежному штрафу не свыше 300 руб., аресту до 6 месяцев или к заключению в тюрьму на срок не более одного года. Решения мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей. Мировой суд, «скорый" в решении дел, без волокиты и материальных издержек, пользовался популярностью у населения.

Председателей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей — Сенат. После этого они по закону не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Их можно было отстранить от должности лишь тогда, если они привлекались к суду по обвинению в уголовном преступлении. В таких случаях суд принимал решение о смещении их с должности.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а

также институт судебных следователей — особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. Членами этих судов назначались лица, прослужившие "по судебной части" не менее трех лет;

судебными следователями — лица, занимавшиеся судебной практикой не менее 4 лет;

а присяжные поверенные помимо высшего юридического образования должны были иметь и пятилетний стаж судебной практики. В присяжные заседатели избирались лица, обладавшие определенным имущественным цензом и проживавшие в данной местности не менее двух лет.

Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ, а также "опороченные по суду".

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер прокурорами Сената, npoкурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Прокуроры имели штат своих помощников — "товарищей прокурора".

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения".

Действие судебных уставов 1864 г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России. Новые судебные учреждения вводились не сразу. Помимо значительных средств для их учреждения, требовалось еще время для подготовки необходимого штата профессиональных судебных чиновников. В 1866 г. было образовано лишь два судебных округа — в Москве и Петербурге. К 1870 г. новые суды были введены в 23 губерниях из 44, на которые распространялось действие уставов 1864 г. В остальных губерниях образование новых судов завершилось лишь к 1896 г.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Тем не менее в новой судебной системе сохранялось еще немало черт сословного суда. Так, сохранялись духовный суд по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники — члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы — за совершенные ими преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат.

Последующие узаконения вносили другие отступления от принципов буржуазного права. С 1866 г., когда новые судебные учреждения лишь начали вводиться, последовали различные изъятия, "дополнения" и "разъяснения", ограничивавшие сферу их деятельности. В 1866 г.

судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов: они

обязаны были являться к губернатору по первому вызову и "подчиняться его законным требованиям". С 1867 г. вместо следователей стали назначать "исправляющих должность следователя", на которых принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра юстиции перемещать их из одного судебного округа в другой.

Закон 1871 г. передал производство дознания по политическим делам жандармерии, а с 1878 г. значительная часть политических дел изымалась из ведения судебных палат и передавалась военным судам. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был упразднен и мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, "кошками" (плети с несколькими просмоленными концами), клеймение.

Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Применялись розги к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения.

Значение судебной реформы Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и прогрессивной. Она утверждала Равенство граждан перед законом. Несменяемость судей и независимость их от администрации. Гласность судопроизводства. Состязательность судопроизводства (обвинение-защита); Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных); Учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Создание системы быстрых и бесплатных мировых судов. Как видим, судебная реформа была значительным и прогрессивным шагом. Судебная система России по реформе 1864 г. Но у нее были недостатки и ограничения, связанные с -компетенцией суда присяжных; -особым порядком предания суду должностных лиц; -относительной (а не полной) независимостью судей от администрации (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению); -сохранением сословных судов (для крестьян, духовенства, высших чиновников и военных).

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

* Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.

* Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.

* Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».

* Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!

* Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.

* Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Содержание

В 60—70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой — новой системой комплектования армии путем введения все сословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф. В. Ридигера.

Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн.

человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н. А. Милютина), профессора Академии

Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

15 января 1862 г. он представил Александру. II программу военных преобразований.

Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания — шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления.

По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ:

ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий — действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции — полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военно-полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции — военного министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г.

кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам.

В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях — Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военной юридической.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии.

Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии — замены старой, рекрутской системы всесословной (т. е. всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I.

Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60 х — начале 70-х годов XIX в. в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешнеполитической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом Франции Пруссией в 1870 г. и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д. А. Милютин представил Александру II доклад о введении всеобщей воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и вынесен на обсуждение Государственного совета. Обсуждение шло остро. Против введения всесословной воинской повинности активно выступали министр просвещения Д. А. Толстой и шеф жандармов П. А. Шувалов, а в печати — редактор и издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков. 1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности" и специальный Манифест о нем.

По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда:

регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение.

Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т. е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы.

Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс.

— 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. — 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брали в армию 25—30%. От действительной службы освобождались, в первую очередь, по семейному положению:

единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось от действительной службы до половины призывников. Около 15—20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготу, так и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении этого срока — в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет — для окончивших начальную школу, до 3 лет — городскую школу, до полутора лет — гимназию и до полугода — для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.

Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте.

Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военноучебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли-новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13 летний срок пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу.

Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2—4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Значение

Военные реформы 1861—1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс пере вооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов.

 

20. Контрреформы Александра III. Причины, содержание, итоги.

Александр III - 1881 – 1894

Причины:
1. Страх придворных кругов перед развитием революционного движения, результат убийства Императора Александра II
2. Начавшаяся при Александра II модернизация общества сама порождала собственных противников и множила их ряды. Самодержавие лишь попыталось встать во главе этих сил и использовать их в своих интересах.
Даты Контрреформы. Ее суть и последствия:

14 августа «Положение о мерах к сохранению увеличение штата жандармов, создание огромных отделений, введение политического сыска, поощрение
1881 г. государственного порядка и общественного спокойствия». провокаторства, ограничение гласности судопроизводства по политическим делам.

27 августа 1882 г. Новые «Временные правила о печати». Любое издание могло быть закрыто навсегда, или его деятельность признавалось вредной для общества по решению четырёх министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода)

23 августа 1884 г. Новый университетский устав. Упрощалась внутренняя автономия университетов. Сократились права ученых советов. Назначения ректоров и замещение профессорских вакансий осуществлялось министром народного образования. Была усилена роль попечителя учебного округа, который получил возможность широко вмешиваться в работу университетов, выполняя контролирующие функции. Ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение с 50 до 100 рублей в год.

18 декабря 1886 г. Программа пересмотра реформ Д.А. Толстого 6 пунктов: 1. создание адм органов управления крестьянскими делами, 2. сведение до min роли общественного самоуправления земских и городских учреждений, 3. усиление власти МВД по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями, 4. ограничение выборного начала при замещении должностей МСУ и замену его системой правительственного назначения, 5. предоставление больших полномочий дворянству в делах МСУ и 6. передача дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью.

12 июля 1889 г. Реализация программы Д.А. Толстого. Введение института земских участковых начальников. Дела, рассматриваемые в Мировых судах, теперь должны были рассматриваться земскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении.

12 июня 1890 г. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Усиление позиций дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Все выборщики делились на 3 категории: 1) крестьяне; 2) дворне, независимо от места владения имуществом в деревне или в городе; 3) прочие сельские и городские сословия. Ценз в большинстве уездов был понижен, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имеющие купеческие свидетельства. Право на участие в выборах теперь – земля или недвижимое имущество на сумму от 15 тысяч рублей.

11 июня 1892 г. Новое Городовое положение . Предусматривало ограничение круга городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения. Налоговый ценз был заменен имущественным. Избирательное право - частным лицам, которые владели крупной недвижимостью в черте города. Минимальное число гласных в городах было сокращено до 20 человек (в столицах до 160). Ограничились права и независимость органов городского самоуправления. Существенные решения городских дум, а также избранный руководящий состав подлежали утверждению царской администрацией. Изменение ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия и изъятия части дел из ведения суда присяжных.

18 марта 1886 г. Закон о крестьянах. Затруднялись крестьянские семейные разделы. Ограничение права общины на передел земли и закрепления наделов за крестьянами. Запрещалось закладывать надельные земли.

1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях». Ограничение при поступлении в гимназии детей низших сословий.

Главная задача, которую ставило себе самодержавие – укрепить класс помещиков, позиции которого были подорваны условиями социально-экономического развития пореформенной России. Однако политика “контрреформ” вовсе не говорила о силе самодержавия. Она свидетельствовала о всё большем страхе перед усиливавшейся классовой борьбой как в городе, так и в деревне.

 





Дата: 2019-02-02, просмотров: 649.