Губернская реформа
Причина – Крестьянская война под рук. Е.И. Пугачева (1773-1775), необходимость усиления власти на местах и более активное участие местного дворянства в делах государства
Суть реформы:
- 50 губерний вместо 23 старых. Губернии формировались по численному признаку (300-400 ревизских душ каждая) для обеспечения порядка.
- Отмена провинций, в каждой губернии по 10-15 уездов
-2-3 губернии подчинялись генерал-губернатору (наставнику), обладающему неограниченными полномочиями и подотчетными только Екатерине 2
- Город - самостоятельная административная единица.
-Особое место в администрации каждой губернии занимало совершенно новое учреждение — приказ общественного призрения. В состав этого учреждения, возглавляемого губернатором, входили управляли местными школами, медицинскими и благотворительными учреждениями (госпиталями, больницами, богадельнями, сиротскими домами). Кроме того, они заведовали некоторыми тюремными учреждениями — в виде «работных» и «смирительных» домов. В смирительные дома разрешалось сдавать непокорных помещикам крепостных. С момента появления приказы общественного призрения стали играть роль своеобразных банков – ссужали дворян под залог имений.
-Учреждена казенная палата – орган, занимающийся расходами, доходами губернии, промышленностью, сбором налогов, управлением государственным имуществом и строительством
-Введен Губернский прокурор и целая система судебных учреждений с приданными к ней прокурорами. Однако губернский прокурор по статусу и полномочиям не был равен даже губернатору.
-Губернатору и губернскому правлению в уезде был подведомствен нижний земский суд — полицейский орган, состоящий из избираемых дворянством уезда земского исправника или капитана и 2—3 заседателей
-Важнейшими местными судами признавались палаты уголовного и гражданского су да. Палаты уголовного суда наследовали права Юстиц-коллегии, а палаты гражданского суда — Юстиц- и Вотчинной коллегий. Обе палаты являлись апелляционными инстанциями для пересмотра дел, решенных в нижестоящих судах.
В каждой губернии создавались сословные суды для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел дворян — верхний земский суд, горожан — губернский магистрат, а также государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков, однодворцев — верхняя расправа. Председатели этих судов назначались Сенатом, а заседатели избирались соответствующими сословиями. Закон делал оговорку, что для свободных крестьян в верхние расправы «не запрещается» засе- [133] дателей «избирать и из дворян». Практически местные власти комплектовали заседателей расправ из дворян. В самодержавно-крепостнической России последней четверти XVIII в. государственные крестьяне не имели политических прав, ими управляли чиновники-дворяне.
Реформа 1775 г. не только усилила местный чиновничий аппарат, но повысила значение местного дворянства в управлении и суде.
Жалованная грамота дворянству- систематический свод всех прав и привилегий
Жалованная грамота дворянству 1775 | Жалованная грамота городам 1785 |
· вольность от обязательной государственной службы, · свобода от уплаты податей, постоя в дворянских домах войск, от нанесения дворянам телесных наказаний за какие-либо преступления. · исключительная прерогатива во владении населенными имениями, т. е. землей и крестьянами (так называемой крещеной собственностью). · Дворянина имели право судить только равные ему. · Имения дворян не подлежали конфискации · право заниматься торговлей, иметь в городах дома, строить промышленные заведения · обер-офицерский чин – право организации дворянских обществ в уездах и губерниях · Право быть избранным на выборные должности в губернии или в уезде – дворяне с доходом не менее 100 руб · сословное самоуправление дворянской корпорации было ограничено и поставлено под контроль государственной власти. · Право созыва дворянских собраний (раз в 3 года) принадлежало лишь генерал-губернатору и губернатору. | · деление всех городских жителей на шесть групп, или разрядов. · Первый – все городские домовладельцы и землевладельцы + владельцы городских строений (дворяне, чиновники и духовенство) Второй – купечество · три гильдии: 1ая - капитал = 10—50 тыс. руб.; 2ая = 5—10 тыс. руб.; 3я = 1—5 тыс. руб. льготы по уплате подушной подати, по рекрутской повинности, + освобождение от некоторых казенных служб (продажа соли, вина и т. д.). 1 и 2 гильдии освобождены от телесных наказаний. · Третий – ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики). · Четвертый – иногородные и иностранцы, проживающие в данном городе. · Пятая – «именитые граждане» - предприниматели с капиталом от 50 тыс. руб., банкиры – от 100 тыс. руб. + бургомистры, городские головы, заседатели магистратов и т. п., прослужившие более двух сроков, ученые, художники, музыканты. · Шестой – простые «посадские люди». · По-прежнему огромны были полномочия губернатора, губернского правления, городничего с его командой, управы благочиния и т. д. вплоть до квартального надзирателя. В их руках была вся власть. |
14. Реформы Александра I: реформа в области образования, крестьянский вопрос («указ о военных хлебопашцах»), министерская реформа, Государственный совет.
Изданный 20 февраля 1803 г. указ о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Ничтожные практические результаты указа видны из того, что до конца царствования Александра I отпущено на основании указа 47 тыс. д. м. п. (0,5% ко всему крепостному населению). За все же время действия указа (до 1858 г.) выкупилось всего 152 тыс. д. м. п. (или 1,5%)
В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты. Всей системой образования ведало Главное управление училищ (позднее Министерство народного просвещения). Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор за учебными заведениями во вверенных им округах. Всеми делами в учебном округе ведал университет через посредство своего ученого совета. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
1 января 1810 г. – учреждение Государственного совета, состоявшего из Общего собрания членов совета и четырех департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем — им стал Сперанский. Председателем Совета являлся один из членов по назначению императора. Если император присутствовал на его заседаниях, то он занимал место председателя. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица, назначаемые императором пожизненно из высших сановников. Государственный совет был высшим законосовещательным органом при императоре. Сначала законопроекты обсуждались в департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание и только после утверждения их императором получали силу закона. При этом император мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Государственного совета или отвергнуть то и другое, приняв собственное решение. В составе Государственного совета сначала числилось 25 человек, в 1825 г. — 36, в конце XIX в. — свыше 70. Как законосовещательный орган Государственный совет просуществовал до 1906 г., когда с появлением Государственной думы ему были приданы права верхней законодательной палаты и состав его был существенно расширен.
В 1802 — 1811 гг. была проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось восемь министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, финансов, коммерции, народного просвещения, внутренних дел, юстиции и иностранных дел (до 1832 г. оно именовалось еще коллегией). Коллегии были заменены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты — на отделения
во главе с начальниками отделений, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой екатерининской знати (Г. Р. Державин, Н. С. Мордвинов, П. В. Завадовский), так и «молодые друзья» Александра I (Новосильцев, Воронцов, Кочубей, Строганов, Чарторыйский), чем преследовалась цель противопоставить новую знать старой. Первоначально структура и функции министерств еще не были четко определены. Их подробно разработал М. М. Сперанский в подготовленном им «Общем учреждении министерств», утвержденном императором 25 июня 1811 г. и явившемся завершением министерской реформы. Число министерств увеличивалось до 12. Появились Министерство полиции и приравненные к министерствам главные управления — духовных дел и разных исповеданий, ревизий государственных счетов, путей сообщения во главе с главноуправляющими этих трех ведомств. Упразднялось Министерство коммерции, его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры входили в состав Сената. Закон 1811 г. четко разграничивал круг вопросов, которыми ведало каждое министерство, устанавливал единые принципы организации структуры министерств и общий порядок прохождения в них дел, отношения министерств с другими ведомствами, органами государственного управления.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.