Изменения в системе слабых глаголов

Количество слабых глаголов значительно увеличилось, поскольку присоединение окончаний прошедшего времени было продуктивным способом образования форм прошедшего времени. 1 класс значительно сократился. Наибольшую роль играет тип, восходящий к д.а. 2 классу.

Ослабление гласных в неударных слогах привело к стиранию ряда признаков, служивших для отличия одного класса от другого.

Изменения в инфинитиве вследствие редукции произошли у глаголов всех классов:

1 класс: deman > demen, styrian > stiren:

demen – demde – demed, stiren – stirede – stired.

2 класс: lufian > loven, macian > maken

3 класс: secʒan > seyen, habban > haven, libban > liven*

*У 3 класса удвоенные –bb- cократились до-v-

У второго класса редуцируется гласная в основообразующем суффиксе: /o/ > /ə/ в формах прошедшего времени, вследствие чего утрачиваются различия между первым и вторым классами: loven – lovede – loved, maken – makede – maked.

В 14 веке оглушение дентального суффикса по аналогии с kepte, mette распространилось на глаголы, основы которых оканчивались на –nd, -ld, -rd, также на –l, -m, -n, -v, например:

Д.а. 1 класс: sendan – sende – send/ed, с.а. senden – sente – sent.

Д.а. 2 класс: leornian – leornode – leornod, с.а. lernen – lernte – lernt.

Формы глаголов 1класса с переднеязычной перегласовкой сохранились:

д.а. brinʒan – brōhte – brōht, с.а. bringen – broughte – brought

В формах c преломлением произошла монофтонгизация:

д.а. sellan – sealde – seald, c.a. sellen – solde – sold.

Итак, фонетические изменения привели к постепенной утрате различий между классами слабых глаголов.

Изменения в системе претерито-презентных глаголов:

1) Изменился звуковой ряд (фонетические изменения):

Примеры: д.а. wītan > с.а. witen, д.а. wāt > с.а.wot,

 д.а. āʒan > с.а. owen, д.а. āʒ > с.а. owe, д.а. āhte > с.а. oughte,

д.а. sceal > с.а. shal(l), д.а. sceolde > с.а. sholde, д.а. sculan > с.а. shulen

2) Некоторые глаголы вышли из употребления:  глаголы thurven ‘сметь’, dowen ‘годиться, быть достойным’, unnen ‘даровать’, munen ‘помнить’,  witen ‘знать’ просуществовали до 15 века, witen ‘знать’ – до 17 века.

3) Изменились значения некоторых глаголов:

д.а. сunnan > с.а. cunnen, д.а. cann > с.а. can – в д.а. имел значение ‘знать’, в с.а. – ‘мочь’.

 Глагол mot исчез, а прежняя форма прошедшего времени moste стала формой настоящего. Изменилось его значение – в д.а. имел значение ‘мочь’, в с.а. ‘долженствовать’.

У д.а. maʒan > с.а. mowen– ‘мочь’, д.а. mжʒ > с.а. may развивается дополнительное значение ‘иметь возможность’.

Большинство глаголов по функции являются модальными, т.е. они обозначают не действие, а отношение к действию. Интересна в этом отношении судьба глагола owen, который в форме настоящего времени перестаёт быть модальным (совр. to owe), а его форма прошедшего времени oughte сохранил модальное значение, но стал относиться к настоящему времени. 

Глагол д.а. sceal > с.а. shal(l) наряду со старым значением ‘долженствовать’ начинает употребляться как вспомогательный глагол.

В конце среднеанглийского в группу модальных глаголов входит и глагол will, would.  

Д.а. глагол ʒeneah ‘хватает’ становится наречием enough.

 

Изменения супплетивных глаголов:

1. Глагол ‘быть’: д.а. bēōn  > с.а. ben,

                        д.а. wesan – утрачен.

В начале с.а. периода функционировали оба спряжения от разных корней:

Настоящее время

Изъявит. накл.

           1. am         be

Ед.ч.        2. art, ert bist          – эти формы выходят из употребления 

.           3. is        biю

Мн.ч. are(n), arn   ben, beю

 

Cослагат. накл.   be – ед.ч. ben – мн.ч.

Старые формы sīe и sīen не употрбляются.

Прошедшее время

Изъявит. накл.

Ед.ч. 1, 3 л. was 2 л. were; мн.ч. weren

C ослагат . накл .   were – ед.ч. weren – мн.ч.

 

2. Глагол ‘идти, ходить’: д.а. ʒān > с.а. gon

Настоящее время

Изъявит. накл.

           1. go           

Ед.ч.   2. gost   

.           3. goth        

Мн. ч. goth

В прошедшем времени д.а.  eode, eodest, eodon заменяются формой wende > wente от синонимичного глагола wenden – ‘идти, направляться’.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 176.