Исследование по депривации . Картина мира, детско-родительских отношений в лонгитюде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выводы (решение) о картине мира, которые ребенок принимает в возрасте 8-11 мес (кризис «свои-чужие») остаются с ним. (Программа требует «привяжись», а ему не к кому).

1. Решение ребенка:

если нет родителя, ставит крест

На фигуре родителя и привя-

Зывается к группе сверстников

(перемещенная привязанность).

Может сформировать привязанность,                                                          30%

например, к белому халату,

к тетеньке в рекламе по ТВ.

Характерно в поведении:

-противоположное поведение – орет, если брать на руки – это д\д норма;

-не обращается к вхзрослому, т.к. взрослые для него не существуют.

Это не привязанность к людям, а привязанность к функции.

После выхода из д\д держатся в группе; часто итог невеселый, т.к только –мафия основана на привязанности к группе («шестерка» в криминале).

В семье часто аналог формируется при следующей цепочке: «пятидневка» - школа с продленкой – происходит замещение на группу.

Запрос родителей.

-Мы не знаем, что не так, вроде ребенок как ребенок, ничего особенного не делает, скажешь что-то сделать – сделает… Но невозможно…

-Что невозможно?

-Не знаем…

Или «запрос» ребенка.

-Верните меня обратно. Меня не обижают, но верните.

Для ребенка не существуют взрослые, он не знает, что делать с родителями.

Когда звучит жалоба «очень плохо» - это неотрастание привязанности. Обычно с такой жалобой приходят через1.5-2 года.

В этой ситуации для всех есть дискомфорт, а явного трудного поведения нет. Это очень тяжелая ситуация для родителей в силу своей непонятности.

Стратегии.

Многодетная семья. Т.е. родители наполнены, они не так разрушаются. Процесс привязанности начинает формироваться из наблюдений и повторений за другими детьми. И в процессе формального изображения поведения постепенно просачиваются чувства. В этой ситуации родителя надо очень поддерживать, обращая их внимания на признаки формирования привязанности:

-смотрит в глаза;

-обращается за помощью;

-может расслабиться на руках;

-может успокоиться рядом с родителем.

Если семья не многодетная: создавать детское сообщество – приглашать детей, брать детей из окружения.

Эта категория детей уменьшается, т.к. меняется ситуация в д\д.

2.Решение ребенка:

привязаться не получается –                                                           10%

ставят крест на привязанности,

  и начинают иметь с каждого

(дифференцированная привязанность)

Это привязанность, в которой нет исклю-

чительности: порвется одна, есть другие.

Это очень обаятельные дети, нет «своих-чужих».

В д\д это «звезды». Эти дети, как правило, -

жертвы спонтанного усыновления (увидела ребенка – усыновила).

Это один из самых тяжелых случаев семейного устройства, потому что такой ребенок говорит то, что хотят слышать, врет, манипулирует, пользуется. Часто это дети с многочисленными перемещениями или очень симпатичные дети. Происходит следующее: берут на руки и уходят, т.е. обещают привязанность, а как только он верит –забирают привязанность. У этой привязанности нет избирательности и надежности. И ребенок сам себе добывает ее, сам с ней и расстается.. Эти дети часто меняют семьи. На самом деле они очень несчастны (внутри орет та-а-акая сирота!...).

Трагедия – тотальное неверие не позволяет ребенку брать любовь, он не насыщается, не верит.. Они легко вовлекают в конфликт всех членов семьи, семьи со специалистами, специалистов между собой.

Стратегии

Важно понимать, что вами играют, нужен единый фронт, здравый ум. Для таких людей шанс – опытные родители, у которых есть опыт семьи с детьми, где все хорошо. Тогда они могут взаимодействовать.

Литературный пример – Печорин.

Принцип работы: через увиденную картину мира глазами ребенка – любовь это когда колбасу на веревочке вытягивают обратно из горла.

Первый этап: ребенок должен поверить, что вы никуда не денетесь (на первые 2-3 года задача – доказать, что родитель никуда не денется). Родитель, обычно, в такой ситуации быстро перегорает. Важно не перекормить – продожди обожать, нужно сосредоточиться на правилах, границах, предсказуемости, стабильности. Не в коем случае не исчезать!

Аналог: голодного нельзя сразу кормить до отвала.

Важно, быть спокойным как скала при любых обстоятельствах.

Могут быть полезны «гости», т.к. такие дети не склонны быстро очаровываться, с их стороны эти «гости» не о чем.

Этот случай требует внимательного сопровождения. Важны опытные родители. Нежелательно иметь в семье двух таких детей. Необходимо поддерживать родителей, хвалить и «гладить их по голове». Отслеживать способность провоцировать конфликты и не вовлекаться в них.

Таких детей будет становиться больше.

 

3.Решение ребенка:

Ставит крест на себе.

Это случаи летального исхода

госпитализма, тяжелой психиатрии –

шизофрения, аутизм, глубокое УО без

органической подоплеки.

В этом случае ничего не сделать.

 

 

4. Решение ребенка:                                                                                        30%

 У меня не этого, я подожду, что будет –

«ставят себя на паузу». Заморыши –

Останавливаются в развитии.

Если остаются в системе – прогноз плох. В семье, в силу того, что ему удалось задержать картину мира в заторможенном виде, он сразу включает программу. Хотя внешне они более неблагополучные, чем все остальные. Формирование првязанности идет быстро, хотя проблемы остаются. Как признак этой категории – гармоничное отставание по всем сферам.

 


5.Решение ребенка:                                                                                     10%

Нет взрослого, а жить надо – пойду сам

в доминантную роль. Он всех строит,

заботится, контролирует. У такого ребенка

очень сильный характер – его бесполезно

запугивать, наказывать.

Участь в системе незавидная – психиатрия

в подростковом возрасте. Часто идут в криминал на роль лидеров.

В семье: всех стоит, качает права, нарушает правила.

Картина мира у ребенк не деформирована, а перевернута. Важно свершить обратный переворот. Если удается установить правильную иерархию – формируется хорошая глубокая привязанность.

Часто это одаренные дети.

Если родитель не может совершить переворот, могут пойти в деструктивную привязанность – «лучше вы меня будете бояться».


Стратегия

Властная забота – возвращение ребенка в роль ребенка.

Жестокий родитель потерпит фиаско, т.к. он не умеет, не может заботиться.

 

6. Нет искажений

«Подарочные» дети.       

 

 

 



ТРАВМА

 дефицитарная                                                                                  шоковая

 

Вопрос: почему при одном воздействии у разных детей разные последствия?

Есть совокупность воздействий:

- само травматическое воздействие, его уровень, характер травмы (более домашний ребенок, менее домашний ребенок, больница..);

- кроме травмы есть еще что-то в жизни (нянечки, волонтеры), ресурсы;

- есть конституциональные особенности ребенка (сильные и пасующие дети, очень чувствительные и не очень);

- разная степень записи программы (от чего зависит непонятно); забота приемного родителя активизирует запись этой программы, воздействует на реализацию программы (если бы этого не было, мы бы не наблюдали смены стратегии привязанности);

- решение ребенка (перерешать он может в том случае, если на чаше ресурса лежит больше, чем на чаше травмы).

Для специалистов важно понимать границы возможностей приемных родителей. Приемные родители ответственны не за все.

С ребенком имеет смысл работать, если у него есть явная травма, и ему надо осознать, пережить ее, в остальном надо вкладываться в ресурсность родителей.

 

ПОТЕРЯ (смерть или возврат)

Это случай избегающей привязанности – многоуровневые или осложненные потери; потери, если отношения с потерянным человеком были сложные, конфликтные, тогда можно ожидать застревания в стадиях торга и гнева.

Проявления:

-боязнь физического контакта;

-проблемы контакта в общем;

-отказывается признавать родителей;

-недоверие;

-снижение самооценки.

При попадании в учреждение происходит вторичная травматизация (особенно для детей до 7-8 лет). Ребенок в шоковом состоянии попадает в учреждение, наименее подходящее место для проживания горя (требуется покоц, уединение, не выполнение регулярных обязанностей, индивидуальный контакт – контейнирование). В реальности ребенок вынужден отмораживать чувства, демонстрируя прожитость, чтобы от него отстали. Последствия: нельзя отморозить одно чувство, не отморозив другие – эмоции становятся плоскими, примитивными. Замораживаются раскаяние, сочувствие - тонкие эмоции, интерес, любознательность. Замораживается горе на какой-то стадии:

                -если гнева возникает агрессия;

                -если вины возникает аутоагрессия, аутизм;

                -ести торга – ребенок демонстрирунет гиперпослушность.

В семье сначала ребенку не до чего ( у него новые правила, отношения), после прохождения вживания начинается проживание отложенного горя (слезы по каждому поводу; крушит мебель; аутоагрессия; на заключительной стадии – депрессмвность – снижение энергии, деятельности, душевных сил).

Как правило в семью ребенок попадает в депрессивной стадии. Надо быть внимательным – перемены (новая школа, кружки) – не полезно. Эта стадия длится до полугода.

Не полезно брать ребенка после своей потери, тюк как правило, мысли взять ребенка приходятся на собственную депрессивную стадию.

Чего не нужно делать: диагностические выводы по отношению к ребенку.

Острое горе – симптом хорошей программы привязанности (психодраматические техники разговора с мамой присуцицидальных попытках).

Если будет развиваться семейное устройство, то таких детей будет много. Важная функция службы сопровождения – просветительская работа среди всех (персонал, родители, учителя).

 

 

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

Признаки, связанные с дефицитарной картиной мира («на всех не хватит»), оборотная сторона – «ненасытное потребительство».

У ребенка не формируется доверие. Привязанность дает субъективное чувство безопасности (субъективное чувство покоя), не всегда связанную с объективным положением вещей.

Как формируется доверие? (круг заботы)

                               Сигнал                             Этот опыт повторяется много раз

                                                                             и суммируется. Ребенок орет,

RE  дискомфорт                              RO      когда голоден, как будто умирает

                                                                              (голод – это про жизнь и смерть, и

                                                                              ребенок еще не знает, что не  

                                                                              дадут умереть) – но круг заботы

                                                                              работает много раз – и ребенок                              

                                                                              обобщает: так устроено – с роди-

                            комфорт                             телем не пропадешь. После мно-

                                                                               гократного повторения круга за-

                                                                               боты ребенок начинает успокаи-

ваться при появлении родителя (плач сменяется хныканьем). Формируется чувство безопасности и начало комфортного состояния от присутствия значимого человека (чувство субъективной безопасности).

Если я – ребенок в этом круге, то мой вклад – качество сигнала (сначала громкость, потом точность – речь). Есть этап, когда ребенок сердится, если его не понимают.

Но перед этим ребенок должен понять, чего он хочет (есть, больно, грустно), ребенок начинает наводить резкость на свои ощущения, таким образом формируется рефлексия (контак с самим собой, своим телом, своими потребностями - чего я хочу).

Круг заботы развивает речь и рефлексию. При депривации все происходит иначе.

                      C                           и плачу, пока не устану

            

                                        Д+Д получаю пинок, добавляю дискомфорт

Re                                                    

Д                                   Ro

 

 


      К                                                                                            

Вместо предсказуемого круга заботы есть непредсказуемый ход событий.

Если ребенок большой (на ранних стадиях развития был круг заботы)   анализ поведения родителя. Если маленький    мир непредсказуем      нет смысла улучшать качество сигнала и вступать в контакт со своими потребностями, более того безопаснее не чувствовать голод (диссоциироваться – это не со мной, это не я). Диссоциация – наиболее ранний вид защиты    результат пренебрежения – феномен отрезанного тела (ударяется – не плачет; не понимает, когда хочет в туалет; не может понять, когда насытился или когда проголодался, не чувствует поднявшейся температуры тела.

С точки зрения перспектив на самостоятельную жизнедеятельность – это опасно.

Есть пренебрежение к ребенку – и ребенок переходит к пренебрежению к себе, снижается самооценка (я не важен, ничего из себя не представляю, мои потребности не важны).

Если семья стала скатываться позже – перевернутая привязанность (парантификация) (ребенок становиться родителем по отношению к своим родителям) –убирает в доме, выводит из запоя, защищает маму от сожителя. В таком состоянии при изъятии из семьи в приюте он испытывает чувства родителя, потерявшего ребенка, и испытывает вину, свойственную взрослым в этой ситуации.

Более мягкая реакция на пренебрежение – привязанность тревожная. Образ тревожной привязанности – дерганье- ребенок более капризный, прилипчивый, навязчивый. Может идеализировать кровного родителя (если ему сказать, что его мама плохая, может кинутся на сказавшего это с кулаками).Он вряд ли будет хамить – слишком рискованно (связь ненадежная). При тревожно-депрессивных состояниях показана когнитивная терапия.

Иногда пренебрежения – оставление ребенка (фильм «Волчок»).

Мерцающая мать – тяжелый вариант. Ситуация «колбасы на веревочке» - в результате мерцающая привязанность.

Итак,

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ                    тревожная привязанность

 

 


                                        перевернутая привязанность

 

 


                диффузная привязанность

 

 


избегающая привязанность (результат многократных потерь) – не надо мне, не хочу

Что происходит в учреждении? (ДР, больница)

                С

                                                   иногда не кормят, плачу, пока не устану

                     

 


                                          иногда покормят (совпадет потребность с графиком

 Д                              кормления)  

 


                     потребности нет, а по графику пора кормить – кормят

                     насильно (еда не наслаждение, а пытка)    

В этом случае причиной пренебрежения является не хаос, а порядок. «+» нет того человека, от появления которого возникает уверенность, что меня спасут, т.е нет субъективной безопасности, поэтому появляется витальная тревога (пример с отелем «все включено», лагерем – т.к. витальные потребности будет удовлетворять не объект привязанности).

Дефицитарная модель мира новым дефицитом не решить (т.е бесполезно запрещать доп.питание), ее можно решить только альтернативным опытом, «+» контроль за едой – совместная разборка продуктов после магазина; большие магазины. Т.е. насыщение по всем каналам восприятия. Отягощают положение ситуации запрета (нельзя еду под подушку), наоборот предложить коробочку под подушку. Полезно конфету, сухофрукт при просыпании, т.е. дать раньше, чем попросил.

 







Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.