Сопровождение принимающих семей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сопровождение принимающих семей

 

Вступление.

 

ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Минусы системы сопровождения (системы взаимодействия со специалистами)- когда родитель может почувствовать себя плохо :

-поиск компромата на родиителей;

-родитель средство для воспитания ребенка (детоцентрированный подход);

-ребенок априори плох («мрачный» прогноз);

-игнорирование динамики;

-решение проблемы путем дискриминации/изоляции;

-подгонка живой ситуации под теорию;

-эзотерика;

-выход за рамки профессиональной этики (примеры из жизни других, нарушение конфиденциальности);

-отсутствие твердой позиции специалиста.

Плюсы системы сопровождения – когда родитель почувствует себя хорошо:

-нормализация (это нормально, потому что…);

-обмен эмоциями в группе;

-эмпатия (даже без совета, просто выслушивание);

-поддержка (снижение тревоги, повышение уровня родительской уверенности);

-индивидуальность совета, исходя из конкретной ситуации через объяснение того, что происходит и почему;

-конкретизация жалоб (80% на 20%; снижение генерализации жалобы);

-объективность, не вовлеченность ни в одну из позиций;

-положительный прогноз (наличие «+» динамики);

-ощущение безопасности;

-ресурсное состояние специалиста.

ВАЖНО:

o отношения в процессе помощи партнерские, а не сверху вниз;

o важен конкретный человек, а не теория, важно понимать, что есть цель, а что средство (теория или человек);

o ценить семью как систему взаимодействия; взаимодействовать с каждым не за счет других;

o присутствие надежды, шанса, перспективы (нахождение ценного в том, что есть);

o наличие безопасности (неиспользование информации против).

o улучшение зависит не от умного совета, а от состояния родителя (родитель должен выйти с уменьшением тревоги, с более оптимистичным настроением, в более ресурсном состоянии).

 

СУТЬ работы по сопровождению: повышение ресурсности родителя.

 

Этап                    второй кризис 7-8 мес      14 мес                 3 этап

                 в состоянии донашивания до момента хождения                                                                                                                                         

                                                       

                                      

                       

Этап донашивания                                                             Этап «у юбки» 1-3года

Если нет опыта позитивного отзеркаливания, или он недостаточен (отказ, материнская депрессия, пьющая мать, личностные особенности матери),снижается самооценка ребенка (высокая уязвимость по самооценке), повышается зависимость от чужого мнения, повышается уровень тревожности в ситуации даже гипотетического неуспеха. Это наиболее длительные последствия (представление о себе как неценном, о своем неправе существовать), обостряются в период стресса.

Чем раньше случилась травма, тем дольше она будет сказываться, т.к. ребенку нечего противопоставить витальной угрозе.

Кризис 7-8  (8-11)месяцев проявляется в боязни посторонних – при появлении чужого человека пытается прижать к матери (значимому человеку) как бы ввинтиться в него. Ребенок в этот период как бы фиксирует для себя свой круг привязанностей (не только мама). Этот момент связан с выживанием: повышенная материнская смертность     формирование деревни привязанности, открыто окно перепривязанности. К моменту слезания с рук должно быть сформировано понятие «мои-не мои».

Такой же кризис можно наблюдать у приемного ребенка.

Важная характеристика привязанности – избирательность: привязанность нормально посажена на конкретного человека, не на роль, не на функцию, а на человека.

Этап у юбки.

На этом этапе происходит формирование поведения «следования». Устойчивым оно становиться к 3-4 годам.

Чтобы успешно освоить навык следования:

· четкая избирательность (удерживать объект, не путать объект);

· способность оценивать расстояние до объекта (безопасно ли оно);

· способность оценивать свою скорость (догоню ли?);

· способность преодолевать препятствия.

Много конфликтов связано со способностью родителя  оценивать оценить способность ребенка «следовать» (если расстояние больше, чем расстояние безопасности      ребенок переходить к более ранней программе «оставаться на месте и кричать»; если в этот момент начать его воспитывать, он регрессирует еще больше – кричит еще громче).

Поведение «следования» - важнейший залог выживания ребенка. ( У кочевых народов именно из этого момента вытекает разница между детьми в семье – 3-4 года. До достижения младшим ребенком 3-4 лет существует табу на половые контакты).

У современных женщин много сбоев программы привязанности, ошибок оценки сформированности в связи с урбанизацией, т.к нет опыта наблюдения за детьми (свой ребенок – первый).

Если есть сбой     поведение привязанности не получает ответа, ребенок не может идти дальше     тне формируется следующий этап программы.

К концу 3 этапа поведение «следования» осуществляется не только физически (телом), но и в переносном смысле (следование указаниям взрослого, т.е послушание). Таким образом поведение следования выводится на уровень абстракции.

От 1,5-годовалого нельзя требовать прекратить нежелательное поведение. 3-летний способен понять требование, но может качать права.

К концу периода взрослый может управлять на расстоянии словами – привязанность начинает выдерживать расстояние (можно осуществлять защиту, заботу на расстоянии).

Любой навык (и контакт с собственными потребностями) приходит извне, усваивается, а потом транслируется во вне (сначала на себя, а потом на другого).

К 3 годам в безопасных (не техногенных) условиях ребенок в общем не пропадет. В архаичных цивилизациях 3-летних детей не пасли..

Самые важные умения формируются до 3 лет, они на 80% определяют качество нашей жизни.

У ребенка этого периода должен быть огромный ресурс для того, чтобы пережить такое кол-во фрустраций в осваивании нового (не получается). Когда фрустрация выше порога непереносимости – ребенок бежит к родителю ( значимому взрослому). Важно, чтобы эта стратегия у него была: возвращения к маме в случае неудачи для восстановления, т.е стратегия восстановления, техника восстановления. В танце привязанности ребенок делает первое па, мама делает ему па навстречу, ребенок получает поддержку и может продолжать исследование дальше. Таким образом закладывается способность справляться с фрустрацией, отсюда, из формирования этой способности, вытекает возможность с учебой и прочим. Родительслужит контейнером для сильных чувств ребенка. «Контейнирование» - тоже программа, заложенная природой.

 Если все формируется хорошо, без сбоев, то реакция ребенка в случае опасности – бросаться к родителю – автоматическая.

Кризис 3лет.

Ребенок этого возраста характеризуется полным отсутствием критичности. Иллюстрация: -Ты большой?                     Да! (3 года)

                                                                           Нет. (5 лет)

                             Для сравнения :           Да! (13 лет)

                                                                          Не очень. (15 лет)

В 3 года – головокружение от успеха (сколькиму научился!!!)          кризис, который выражается в негативизме, потребности сепарации вследствие уверенности в собственном всемогуществе (в смысле «все могу сам»). Длительность приблизительно от 2 мес. Это первое столкновение ребенка с родителем в схеме, действовавшей до сих пор без сбоев схеме удовлетворения потребностей: РЕ(потребность)       РО (удовлетворение).

Ребенок осознает свои потребностей, называет их (овладевает речью) – мама, как только поймет потребность (задача ребенка как можно качественнее назвать ее, т.е. как можно лучше овладеть речью) – удовлетворит ее. И вдруг, по мере взросления:

Я захотел (шоколад)    Я сказал  Мама - «нет, после обеда»

                                                                  Мама поломалась        Конфликт 3 лет

Упражнение «Да-Нет» (противостояние в парах)

Вопросы к упр.: -что чувствовали стороны (по очереди)?;

                          - какие стратегии заметили (выделили) наблюдатели?

напролом           схитрить             отвлечь           удушить в объятиях

Есть люди, которые застревают в какой-то стратегии. Крайние стратегии чреваты страданиями: отношения рвутся, здоровье ухудшается( содной стороны – инфаркт, с другой – язва). Стратегии успешного взрослого – разные (чем больше стратегий – тем лучше). Фактически ребенок в 3 года учится быть в конфликте (когда с мамой хотим разного), учится стратегиям (когда по разному с мамой выходим из противостояния), это пойдет с ним по жизни. То, что происходит с ребенком в 3 года (протестное поведение) – это происходит как будто и не с ним (это не он только что стучал ногами – это что-то в нем стучало), тк ребенок не владеет своими чувствами, это чувства владеют им. Очень важно, чтобы ребенок видел и усваивал разные стратегии поведения родителя; важно, чтобы он видел, что отношения могут переживать конфликт. Важно, чтобы он видел: можно поругаться и остаться вместе. Трехлетка, сердящийся на маму, в этот момент маму ненавидит («ты дура! Я тебя не люблю, уходи!»). Через 10 минут он уже может не помнить своего гнева. Многие детско-родительские отношения дают трещину в этот период: если родитель не выдерживает и отдает ребенку право ответственности за их отношения («пока не извинишься, не подходи ко мне», «если ты такой – я тебя не люблю»). Т.Е. родитель делегирует ребенку ответственность за отношения («ты решаешь, каковы наши отношения»), таким образом родитель увольняется с позиции взрослого        а ребенок изображает из себя доминантную особь (альфу): - всех контролирует, обо всех заботится. Он искренне считает себя главным, остальные беспомощны. И это тотальное увольнение. У ребенка формируется перевернутая иерархия, появляется ощущение беспомощности.

Стратегии помощи:

Если у взрослого нарушены границы, то ему важно, чтобы все члены семьи чувствовали то, что чувствует он. Т.е взрослый не может сам контейнировать свои чувства. Быть взрослым, быть ответьственным, значит контейнировать себя самому (или терапия – ситуация, в которой есть возможность побыть самому побыть ребенком в безопасной ситуации)

Чаще всего все конфликты от того, что у взрослого нет ресурса. И в этой ситуации нельзя говорить со взрослым сверху вниз. Эта ситуация усугубляет ощущение беспомощности, а родитель не может быть беспомощным, он должен занимать позицию властной заботы. Привязанность – это отношения неравные.

 

                                                                                                               кризис 6-7 лет                      

3 этап                                                                                              4 этап                            

                                                                                                                                 

 

 


Этап «у юбки»                                                           4-7 лет - самый покладистый,

                                                                                                  сговорчивый возраст

Дети этого возраста очень нацелены на взрослых, погружены в отношения, они висследуют отношения со всех сторон, все знают об отношениях внутри семьи. Они не очень нуждаются в уходе (за ними смотрят, а не нянчат). Происходит осознание привязанности. Та забота, которой вы его «напихивали» все эти годы идет от него обратно (тапочки, одеялко, чай), они начинают понимать чувства и состояния других людей. К этому возрасту привязанность заполняет ребенка до ушей и льется из него во вне.. Благодаря этому дети очень «удобны». У этого состояния есть обратная сторона – дети очень уязвимы по линии привязанности, отношений (все детские неврозы – тики, астмы, энурезы – стартуют в этом возрасте). Это возраст пика детских страхов.


Кризис 6-7 лет

В этом возрасте в организме происходят серьезные физиологические процессы, созревает мозг, компенсируются микротравмы, созревают лобные доли, центры волевого регулирования, формируется способность к обобщению (без нее невозможно учиться), способность к транспонированию (к переносу) как с людьми ( ты мама, я папа), так и с предметами (пусть кубик будет машинкой).

С точки зрения привязанности, когда ребенок научается обобщать предметы, явления, он может обобщать людей и отношения. Следовательно, у него формируется образ внутреннего родителя (он может ответить на вопрос: что сказала бы мама?)

                                                                     Ребенок младшего возраста часто                                                  

                                                                     попадает в ситуацию, когда он не

                                                                     может предсказать реакцию родителя

                                                                     после 7 лет реакция родителя может

                                                                     ребенком прогнозироваться. В 5 лет

                                                                     бесполезно говорить ребенку, как он

                                                                     должен вести себя завтра. В 7-8 лет у                ребенка может не хватить саморегуляции затормозиться в том или ином действии, но установку родителя. Как себя надо вести, он помнит.

Когда появляется внутренний родитель, разлука с родителем больше не разрушает ребенка ( при потере родителя будет горе, но не будет госпитализма).

Во многих культурах возраст 7 лет – возраст перехода: у мусульман мальчик переходит на мужскую половину; у горцев – в другую семью; у японцев к ребенку начинают относиться как к слуге.

Кризис 6-7 лет означает завершение процесса формирования привязанности. Наступает возраст, когда ребенок живет чувствами, отношениями (собирает то, что есть – этим похож на кризис 1 года – собирает в кучку – «вот, что у меня есть: ты, папа, братик). Если интеграция внутри себя завершена, то ребенок готов к следующему этапу жизни – «в людях».

                                                                                                     

Лет                                                                                                     13-15 лет

                                                5 этап «в людях»

На этом этапе события происходят вне семьи ( у нас – школа, в других цивилизациях – по другому).

Привязанность выдерживает расстояние, привязанность начинает выдерживать время (мы можем заботиться, не находясь с ребенком в контакте – можем вечером проговорить – дать указания на следующий день). В 3 года привязанность перекрывает расстояние с помощью речи, после 7 перекрывание осуществляется за счет формирования «внутреннего родителя». Ребенок может прогнозировать реакцию родителя, но может путать степень реакции (родители убъют за «двойку»).  

Формируется способность транспонировать привязанность (может переносить привязанность на чужих людей – обожание первой учительницы, наставника). В казачестве в возрасте 7 лет ребенок переходит к «дядьке».

Основное содержание жизни – освоение новых взрослых дел в среде сверстников под руководством наставника. Это хороший, благополучный, устойчивый возраст, малоуязвимый (редкр стартуют неврозы, соматика).

В архаичном обществе наставник учил ребенка «понятно чему». Сейчас ситуация иная (нет связи знаний в школе и занятиями родителей). Наставник – человек, который входит в отношения, похожие на привязанность: обеспечение защиты, заботы. Но в отличии от родителей нет ситуации безусловного принятия, а есть договор на определенные отношения, поэтому он имеет право на оценку, на суждения даже в резкой форме. Наставник – немного «супермен» - все знает, умеет, поможет.

                  безусловное                                          должен соответствовать

Подростковый возраст

Подростковый возраст, с точки зрения природы, - половозрелая личность. Программа привязанности (обеспечения безопасности) больше не лежит на взрослом. С точки зрения программы привязанности ребенок напитат, упакован.

Но картина в реальности складывается иначе: она двусмысленна – программа привязанности и реальность сильно расходятся.

 


Требует завершения детско-родительских отношений (иерархия завершается: родитель не отвечает

 За ребенка и не содержит его, ребенок не должен слушаться. Остаются человеческие отношения. Природой заложены механизмы, облегчающие сепарацию: защита от инцеста (это древнее, чем табу) – запах взрослого ребенка             в семьях агрессия, борьба за территорию          территорию надо делить.

 

 

Социальный возраст совершен-нолетия – 18-21 год, а где-то еще больше.

 


                                  Расхождение началось всего 200-300 лет назад (эпоха Возрождения). А программа привязанности – штука значительно более древняя, поэтому мы не готовы, следствием нашей «неготовности» является «переходный период» и мы не знаем, что нам в этом периоде с ребенком делать.

В подростковом возрасте подводятся итоги с привязанностью: если все хорошо, то сепарация проходит относительно безболезненно; если нет – то это время катаклизмов – может быть перенесение привязанности на сверстников, на вещества, на кумиров, на группы; т.е. родители не дали опыт стабилизации за счет себя и близких – и подросток ищет точку покоя во внешнем мире – сверстниках, веществах…

 

Ребенок может уехать учиться, жить отдельно, родитель может быть старым, но это не отражается на жизненной способности ребенка. Появляется свой ребенок и он осуществляет программу привязанности по отношению к нему.

 



ТРАВМЫ ПРИВЯЗАННОСТИ

Что может быть не так?

1. Отказ в роддоме.

          депривация

не с кем формировать привязанность

 

2. Смерть, потеря, утрата

 


Прерванная привязанность

 

 

3. Непредсказуемость, пренебрежение

    

   Ненадежная привязанность                                -_

 


4. Жестокое обращение

 


Токсичная привязанность

 


5. Родители ненавидят друг друга


Конфликт привязанностей  

Приемный родитель презирает

кровного родителя.

Ребенок не может осуществить разделение на «свои-чужие».

 

ВИННТКОТ: нарушение развития ребенка происходит, когда в его отношениях с родителями есть то, чего не должно быть, или нет того, что должно быть.

 

Травмы привязанности могут быть событийные и дефицитарные.

Разные травмы могут приводить к разным нарушениям и нарушениям разной степени. У нас теория нарушения привязанностей (РАД) еще не прижилась.

Существует два риска: есть люди внешне вообще не понимающие роли привязанностей; есть люди, считающие, что все от расстройства привязанностей.

УПР. По каждой травме ответить на вопросы:

1. что я думаю о себе?

2. Что я думаю о взрослых?

3. Что я думаю о любви?

4. Как устроен мир?

5. Что мне тяжело дается?

6. Чего я больше всего боюсь?

7. Чего я больше всего хочу?

8. Если бы появилась фея, то какие важные слова сказала бы?

9. Какие чувства?

С этими чувствами ребенок приходит в семью. Родитель либо к этим чувствам присоединяется (чувствует то же), либо испытывает дополнительные чувства, например:

                            Ребенок                              Родитель

                           Страх                                   Агрессия

 

Возникает сопротивление – нарушение границ, отпор, у родителей – травмв усыновления у родителей (см.Нэнси Верриер).

Соединиться, не прикоснувшись к травме невозможно, т.е. семьи тоже травмируются. Важно, чтобы семья оставалась ресурсной, переживая эту вторичную травму. Очень важно родителю иметь что-то кроме этих чувств.

 






ДЕПРИВАЦИЯ (РАННЯЯ)

ЧТО МОЖЕМ НАБЛЮДАТЬ?

· нарушение функций тела, нарушения с едой и сном;

· поверхностное обаяние;

· неумение сопереживать;

· опасное поведение;

· требование вместо просьбы;

· не сформированный образ тела;

· навязчивости, госпитализм;

· неуверенность, готовность к отвержению;

· трудности контакта

На фигуре родителя и привя-

Стратегии

Важно понимать, что вами играют, нужен единый фронт, здравый ум. Для таких людей шанс – опытные родители, у которых есть опыт семьи с детьми, где все хорошо. Тогда они могут взаимодействовать.

Литературный пример – Печорин.

Принцип работы: через увиденную картину мира глазами ребенка – любовь это когда колбасу на веревочке вытягивают обратно из горла.

Первый этап: ребенок должен поверить, что вы никуда не денетесь (на первые 2-3 года задача – доказать, что родитель никуда не денется). Родитель, обычно, в такой ситуации быстро перегорает. Важно не перекормить – продожди обожать, нужно сосредоточиться на правилах, границах, предсказуемости, стабильности. Не в коем случае не исчезать!

Аналог: голодного нельзя сразу кормить до отвала.

Важно, быть спокойным как скала при любых обстоятельствах.

Могут быть полезны «гости», т.к. такие дети не склонны быстро очаровываться, с их стороны эти «гости» не о чем.

Этот случай требует внимательного сопровождения. Важны опытные родители. Нежелательно иметь в семье двух таких детей. Необходимо поддерживать родителей, хвалить и «гладить их по голове». Отслеживать способность провоцировать конфликты и не вовлекаться в них.

Таких детей будет становиться больше.

 

3.Решение ребенка:

Ставит крест на себе.

Это случаи летального исхода

госпитализма, тяжелой психиатрии –

шизофрения, аутизм, глубокое УО без

органической подоплеки.

В этом случае ничего не сделать.

 

 

4. Решение ребенка:                                                                                        30%

 У меня не этого, я подожду, что будет –

«ставят себя на паузу». Заморыши –

Останавливаются в развитии.

Если остаются в системе – прогноз плох. В семье, в силу того, что ему удалось задержать картину мира в заторможенном виде, он сразу включает программу. Хотя внешне они более неблагополучные, чем все остальные. Формирование првязанности идет быстро, хотя проблемы остаются. Как признак этой категории – гармоничное отставание по всем сферам.

 


5.Решение ребенка:                                                                                     10%

Нет взрослого, а жить надо – пойду сам

в доминантную роль. Он всех строит,

заботится, контролирует. У такого ребенка

очень сильный характер – его бесполезно

запугивать, наказывать.

Участь в системе незавидная – психиатрия

в подростковом возрасте. Часто идут в криминал на роль лидеров.

В семье: всех стоит, качает права, нарушает правила.

Картина мира у ребенк не деформирована, а перевернута. Важно свершить обратный переворот. Если удается установить правильную иерархию – формируется хорошая глубокая привязанность.

Часто это одаренные дети.

Если родитель не может совершить переворот, могут пойти в деструктивную привязанность – «лучше вы меня будете бояться».


Стратегия

Властная забота – возвращение ребенка в роль ребенка.

Жестокий родитель потерпит фиаско, т.к. он не умеет, не может заботиться.

 

6. Нет искажений

«Подарочные» дети.       

 

 

 



ТРАВМА

 дефицитарная                                                                                  шоковая

 

Вопрос: почему при одном воздействии у разных детей разные последствия?

Есть совокупность воздействий:

- само травматическое воздействие, его уровень, характер травмы (более домашний ребенок, менее домашний ребенок, больница..);

- кроме травмы есть еще что-то в жизни (нянечки, волонтеры), ресурсы;

- есть конституциональные особенности ребенка (сильные и пасующие дети, очень чувствительные и не очень);

- разная степень записи программы (от чего зависит непонятно); забота приемного родителя активизирует запись этой программы, воздействует на реализацию программы (если бы этого не было, мы бы не наблюдали смены стратегии привязанности);

- решение ребенка (перерешать он может в том случае, если на чаше ресурса лежит больше, чем на чаше травмы).

Для специалистов важно понимать границы возможностей приемных родителей. Приемные родители ответственны не за все.

С ребенком имеет смысл работать, если у него есть явная травма, и ему надо осознать, пережить ее, в остальном надо вкладываться в ресурсность родителей.

 

ПОТЕРЯ (смерть или возврат)

Это случай избегающей привязанности – многоуровневые или осложненные потери; потери, если отношения с потерянным человеком были сложные, конфликтные, тогда можно ожидать застревания в стадиях торга и гнева.

Проявления:

-боязнь физического контакта;

-проблемы контакта в общем;

-отказывается признавать родителей;

-недоверие;

-снижение самооценки.

При попадании в учреждение происходит вторичная травматизация (особенно для детей до 7-8 лет). Ребенок в шоковом состоянии попадает в учреждение, наименее подходящее место для проживания горя (требуется покоц, уединение, не выполнение регулярных обязанностей, индивидуальный контакт – контейнирование). В реальности ребенок вынужден отмораживать чувства, демонстрируя прожитость, чтобы от него отстали. Последствия: нельзя отморозить одно чувство, не отморозив другие – эмоции становятся плоскими, примитивными. Замораживаются раскаяние, сочувствие - тонкие эмоции, интерес, любознательность. Замораживается горе на какой-то стадии:

                -если гнева возникает агрессия;

                -если вины возникает аутоагрессия, аутизм;

                -ести торга – ребенок демонстрирунет гиперпослушность.

В семье сначала ребенку не до чего ( у него новые правила, отношения), после прохождения вживания начинается проживание отложенного горя (слезы по каждому поводу; крушит мебель; аутоагрессия; на заключительной стадии – депрессмвность – снижение энергии, деятельности, душевных сил).

Как правило в семью ребенок попадает в депрессивной стадии. Надо быть внимательным – перемены (новая школа, кружки) – не полезно. Эта стадия длится до полугода.

Не полезно брать ребенка после своей потери, тюк как правило, мысли взять ребенка приходятся на собственную депрессивную стадию.

Чего не нужно делать: диагностические выводы по отношению к ребенку.

Острое горе – симптом хорошей программы привязанности (психодраматические техники разговора с мамой присуцицидальных попытках).

Если будет развиваться семейное устройство, то таких детей будет много. Важная функция службы сопровождения – просветительская работа среди всех (персонал, родители, учителя).

 

 

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

Признаки, связанные с дефицитарной картиной мира («на всех не хватит»), оборотная сторона – «ненасытное потребительство».

У ребенка не формируется доверие. Привязанность дает субъективное чувство безопасности (субъективное чувство покоя), не всегда связанную с объективным положением вещей.

Как формируется доверие? (круг заботы)

                               Сигнал                             Этот опыт повторяется много раз

                                                                             и суммируется. Ребенок орет,

RE  дискомфорт                              RO      когда голоден, как будто умирает

                                                                              (голод – это про жизнь и смерть, и

                                                                              ребенок еще не знает, что не  

                                                                              дадут умереть) – но круг заботы

                                                                              работает много раз – и ребенок                              

                                                                              обобщает: так устроено – с роди-

                            комфорт                             телем не пропадешь. После мно-

                                                                               гократного повторения круга за-

                                                                               боты ребенок начинает успокаи-

ваться при появлении родителя (плач сменяется хныканьем). Формируется чувство безопасности и начало комфортного состояния от присутствия значимого человека (чувство субъективной безопасности).

Если я – ребенок в этом круге, то мой вклад – качество сигнала (сначала громкость, потом точность – речь). Есть этап, когда ребенок сердится, если его не понимают.

Но перед этим ребенок должен понять, чего он хочет (есть, больно, грустно), ребенок начинает наводить резкость на свои ощущения, таким образом формируется рефлексия (контак с самим собой, своим телом, своими потребностями - чего я хочу).

Круг заботы развивает речь и рефлексию. При депривации все происходит иначе.

                      C                           и плачу, пока не устану

            

                                        Д+Д получаю пинок, добавляю дискомфорт

Re                                                    

Д                                   Ro

 

 


      К                                                                                            

Вместо предсказуемого круга заботы есть непредсказуемый ход событий.

Если ребенок большой (на ранних стадиях развития был круг заботы)   анализ поведения родителя. Если маленький    мир непредсказуем      нет смысла улучшать качество сигнала и вступать в контакт со своими потребностями, более того безопаснее не чувствовать голод (диссоциироваться – это не со мной, это не я). Диссоциация – наиболее ранний вид защиты    результат пренебрежения – феномен отрезанного тела (ударяется – не плачет; не понимает, когда хочет в туалет; не может понять, когда насытился или когда проголодался, не чувствует поднявшейся температуры тела.

С точки зрения перспектив на самостоятельную жизнедеятельность – это опасно.

Есть пренебрежение к ребенку – и ребенок переходит к пренебрежению к себе, снижается самооценка (я не важен, ничего из себя не представляю, мои потребности не важны).

Если семья стала скатываться позже – перевернутая привязанность (парантификация) (ребенок становиться родителем по отношению к своим родителям) –убирает в доме, выводит из запоя, защищает маму от сожителя. В таком состоянии при изъятии из семьи в приюте он испытывает чувства родителя, потерявшего ребенка, и испытывает вину, свойственную взрослым в этой ситуации.

Более мягкая реакция на пренебрежение – привязанность тревожная. Образ тревожной привязанности – дерганье- ребенок более капризный, прилипчивый, навязчивый. Может идеализировать кровного родителя (если ему сказать, что его мама плохая, может кинутся на сказавшего это с кулаками).Он вряд ли будет хамить – слишком рискованно (связь ненадежная). При тревожно-депрессивных состояниях показана когнитивная терапия.

Иногда пренебрежения – оставление ребенка (фильм «Волчок»).

Мерцающая мать – тяжелый вариант. Ситуация «колбасы на веревочке» - в результате мерцающая привязанность.

Итак,

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ                    тревожная привязанность

 

 


                                        перевернутая привязанность

 

 


                диффузная привязанность

 

 


избегающая привязанность (результат многократных потерь) – не надо мне, не хочу

Что происходит в учреждении? (ДР, больница)

                С

                                                   иногда не кормят, плачу, пока не устану

                     

 


                                          иногда покормят (совпадет потребность с графиком

 Д                              кормления)  

 


                     потребности нет, а по графику пора кормить – кормят

                     насильно (еда не наслаждение, а пытка)    

В этом случае причиной пренебрежения является не хаос, а порядок. «+» нет того человека, от появления которого возникает уверенность, что меня спасут, т.е нет субъективной безопасности, поэтому появляется витальная тревога (пример с отелем «все включено», лагерем – т.к. витальные потребности будет удовлетворять не объект привязанности).

Дефицитарная модель мира новым дефицитом не решить (т.е бесполезно запрещать доп.питание), ее можно решить только альтернативным опытом, «+» контроль за едой – совместная разборка продуктов после магазина; большие магазины. Т.е. насыщение по всем каналам восприятия. Отягощают положение ситуации запрета (нельзя еду под подушку), наоборот предложить коробочку под подушку. Полезно конфету, сухофрукт при просыпании, т.е. дать раньше, чем попросил.

 







Сопровождение принимающих семей

 

Вступление.

 

ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Минусы системы сопровождения (системы взаимодействия со специалистами)- когда родитель может почувствовать себя плохо :

-поиск компромата на родиителей;

-родитель средство для воспитания ребенка (детоцентрированный подход);

-ребенок априори плох («мрачный» прогноз);

-игнорирование динамики;

-решение проблемы путем дискриминации/изоляции;

-подгонка живой ситуации под теорию;

-эзотерика;

-выход за рамки профессиональной этики (примеры из жизни других, нарушение конфиденциальности);

-отсутствие твердой позиции специалиста.

Плюсы системы сопровождения – когда родитель почувствует себя хорошо:

-нормализация (это нормально, потому что…);

-обмен эмоциями в группе;

-эмпатия (даже без совета, просто выслушивание);

-поддержка (снижение тревоги, повышение уровня родительской уверенности);

-индивидуальность совета, исходя из конкретной ситуации через объяснение того, что происходит и почему;

-конкретизация жалоб (80% на 20%; снижение генерализации жалобы);

-объективность, не вовлеченность ни в одну из позиций;

-положительный прогноз (наличие «+» динамики);

-ощущение безопасности;

-ресурсное состояние специалиста.

ВАЖНО:

o отношения в процессе помощи партнерские, а не сверху вниз;

o важен конкретный человек, а не теория, важно понимать, что есть цель, а что средство (теория или человек);

o ценить семью как систему взаимодействия; взаимодействовать с каждым не за счет других;

o присутствие надежды, шанса, перспективы (нахождение ценного в том, что есть);

o наличие безопасности (неиспользование информации против).

o улучшение зависит не от умного совета, а от состояния родителя (родитель должен выйти с уменьшением тревоги, с более оптимистичным настроением, в более ресурсном состоянии).

 

СУТЬ работы по сопровождению: повышение ресурсности родителя.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 185.