Полезные подходы в работе по сопровождению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные:

1. теория привязанности (Боулби, Эйнсворт, Ньюфельд);

2. поведенческая терапия (формирование конкретных шагов, как техника на основе т.привязанности, т.е. отношения первичны);

3. системная семейная терапмя (В.Сатир, К.Витакер) –аппарат для видения отношений внутри семьи и специалиста с семьей;

4. психология травмы (горя. Насилия, потери), основные признаки ПТСР, стадии проживания травмы, логика работы;

5. психосинтез (самость, идентичность)

Дополнительные:

1. коучинг как способ выявления своих ресурсов;

2. психоанализ (Адлер, Юнг, Винникотт);

3. психодрама (смена ролей, примерка чужих ролей на себя, взгляд на ситуацию глазами другого);

4. игровая терапия (принципы, ходы);

5. арттерапия;

6. телесная терапия;

7. гештальт (границы +разные фишки);

8. зависимость/созависимость.

 

ВАЖНО: наработать копилку конкретных приемов и техник

Особенности привязанности:

· иррациональность

· избирательность

· успокаивающий фактор

· иррациональное чувство безопасности

· ответственность на взрослом

· универсальность (все стадии должны быть прожиты в каждой новой привязанности

· уязвимость

· парность

· свою потребность в любви взрослый должен удовлетворять не в ребенке, а в других отношениях

· властная забота (иерархичность – не надо с детьми как с друзьями)

· развитие происходит в состоянии покоя.

         Привязанность и травмы привязанности

 

Ассоциации со понятием «привязанность»:

-связь                                              -защищенность

-необходимость                           -любовь

-безопасность                               - зависимость - ответственность

-стабильность                                -доверие - уязвимость

-сильные чувства

-потребность

 

Привязанность содержит в себе не только светлые краски (уязвимость, несвобода), привязанность – это наиболее сильные чувства, определяющие благополочие жизни.

 

Отношения привязанности закладываются тем, что человеческий детеныш не способен выжить без взрослого, и этот период зависимости достаточно большой в связи с большим объемом головного мозга и прямохождением. Т.Е. наш путь – это, фактически, путь сумчатых – дозревание до пригодного состояния. Мы детей не только вынашиваем, но и донашиваем. Программа привязанности существует у всех животных, где потомство не само по себе. Программы привязанности – это разные бессознательные программы, они находятся в лимбической (досознательной) сфере головного мозга. Суть этих программ – чтобы дите выросло, стало независимым.

ЭТАПЫ  (Что происходит?)

 

1этап                       1 кризис сепарации                 2 этап

                                       рождение                   

 

 


Этап вынашивания                                   Этап донашивания (псих. эмоц. связь)

(материальная связь)                             100% зависимость (питание через тело

                                                                      Матери, 24 часа в сутки вместе)    

 

Первые проблемы привязанности ребенка возникают из этого периода. Что важно в этот период?

Ребенок родился            нужна привязанность                 

ü ребенок кричит и плачет так, что мать как минимум встанет и подойдет (от этого крика нельзя абстрагироваться, так сознание заточено на этот диапазон и следует реакция мобилизации со стороны организма матери);

ü пропорции ребенка (большая голова, маленькие конечности, большие глазки, маленький носик) таковы, что находят отклик во внутренней запрограмированности матери на особое внимание;

ü улыбка младенца (реакция взрослого – состояние неадекватной эйфории счастья, готовности расшибиться в лепешку, чтобы он улыбнулся еще раз). Фактически цель – чтобы вы старались, чтобы он был счастлив, это обеспечит его выживание;

ü рефлексы (хватательный, обхватывающий, комплекс оживления)

 

Формирование привязанности, таким образом, - это танец для двоих: ребенок вовлекает мать, она вовлекается – происходит схватывание на эмоциональном уровне. Т.е. вместо физической связи образуется психологическая связь (эмоциональная). Эта связь может возникнуть сразу, а может фрмироваться в течение нескольких часов, дней…

Программа формирования привязанности может работать по-разному: может тормозить, может давать сбой (послеродовая депрессия).

 

Когда ребенок втягивает маму в отношения привязанности формируется сильная глубокая эмоциональная связь (фактически всепоглощение друг друга). Во многих культурах в связи с этим существовало понятие «материнский месяц». Интуитивно люди понимали важность этого периода.

 

Ребенок рождается с незрелым головным мозгом, который созревает до 20 лет, но особенно активно процес созревания идет в первый год – идет закладка связей. (Пример с закладкой парка и организацией в нем дорожек: в новом парке закладывают сетку дорожек, после того, как по парку начинают ходить люди, какие-то дорожки протаптываются, какие-то зарастают.) Закладка сетки дорожек (связей) происходит на первом году жизни ребенка, протаптывание дорожек (проработка связей) осуществляется после года.

Если ребенок находится в состоянии депривации (не удовлетворяются базовые потребности), возникает сильная тревога (она витальная). Сбои программы формирования привязанности, фактически программы выживания, программы про жизнь и про смерть, приводят к возникновению витального ужаса         ребенку не до развития мозга, не до развития связей.

Если на 2этапе все хорошо, происходит определенное общение между взрослым и ребенком: высоким голосом, с максимальным количеством уменьшительных слов, все рассказываем и показываем       мы говорим ему все время про него (какие ушки, глазки; где мама, папа; что он хочет есть-спать-писать), все его желания; сообщаем все подробности-детали: внешность, имя, желания; мы переводим ему на язык слов всем его проявления. И это бессознательный процесс, бессознательная программа.

В городской культуре проявления этого процесса выражены меньше, чем в культуре природной.

Это позитивное отзеркаливание – важнейший опыт в жизни ребенка, который закладывает важный фундамент. На этом основании ребенок делает вывод: все хорошо, я существую, я прекрасен. Это фундаментальное чувство существования (экзистенции) является неким стержнем. Если этот стержень прочный – жизнеспособность повышается (способность выстаивать, сопротивляться невзгодам). У детей нарцистических родителей этот стержень формируется плохо         формируется полная зависимость от мнения окружающих, нет среднего – «я существую – это хорошо», отсюда впадение в депрессию (у взрослого нарцисса и у ребенка нарциссов).


Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.