Приемы коррекции и развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

У детей с ОНР III уровня наблюдается ограниченность и бедность словарного запаса. Это проявляется по таким лексико – понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, форма, величина, объем), ошибки языкового оформления (несоответствие изложения предложенному плану, замена описания предмета или составления рассказа перечислением деталей предметов, а также самих предметов и их действий).

Отмечаются нарушения согласования, пропуски или замены сложных предлогов, затруднение в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, естественно, все эти нарушения отражаются в связной речи дошкольников. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, они в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами.

Поэтому с дошкольниками с ОНР III уровня нужно продолжать работать над сформированностью связной речи.

Коррекционно-педагогическая работа основана на современных методологических, теоретических и экспериментальных положениях, лежащих в основе обучения и воспитания дошкольников с ОНР III уровня.

Эффективность устранения ОНР III уровня связана с умением разумно сочетать логопедическую помощь с медицинским воздействием и психолого-педагогической коррекцией. Таким образом, методика коррекционной работы должна быть комплексной.

В основу организации логопедической работы положены общедидактические и коррекционные принципы:

-Принцип индивидуальности, предусматривающий учёт возрастных и физиологических особенностей и характер патологического процесса.

-Деятельностный принцип, реализация которого позволяет определить тактику коррекционного воздействия с учётом ведущей деятельности данного возраста, в структуре игровой, предметно-практической и познавательной деятельности.

-Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к сложных задачам.

-Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое воздействие всех анализаторских систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов действия.

-Принцип комплексного подхода, который осуществляется путём реализации коррекционной работы, направленный на весь комплекс симптомов, выявленных у в процессе формирующего эксперимента, с участием логопедов, психолога, врача и других специалистов.

-Принцип развивающего обучения основывается на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

-Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусмотреть в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Для коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР III уровня нами была разработана программа на основе использования метода наглядного моделирования.

В научно-методической литературе много приёмов и рекомендаций по использованию наглядного моделирования в качестве развивающего фактора для детей дошкольного возраста. Очень часто наглядное моделирование используется для развития математических способностей ребёнка, развития психических функций. В нашей программе наглядное моделирование рассматривается с точки зрения связной речи.

Разработанная программа может быть использована логопедами и воспитателями в своей работе.

На основании проведённого нами обследования связной речи детей с ОНР III уровня, мы выделили следующие показатели уровня развития связной речи, нуждающиеся в коррекции:

-умение воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре текст

-возможность составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания

-умение составлять пересказ прочитанного текста

-умение самостоятельно решать поставленные речевые задачи

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволит целенаправленно развивать речь детей, обогащать словарный запас, закреплять навыки самообразования, формировать и совершенствовать умение составлять рассказы, так как дошкольники легко обучаемы, но они быстро утомляются и теряют интерес. А использование наглядного моделирования вызывает интерес у них и решает эту проблему.

Задачи:

-способствовать развитию у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связной речи

-совершенствовать монологическую речь

-развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развитие творческих способностей

-учить грамотно, составлять описательные рассказы

-учить пересказу коротких текстов

-воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе

Содержание программы.

Теоретической основой программы являются:

-исследования отечественных педагогов и психологов (Г.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) о методах наглядного моделирования, как эффективном средстве формирования знаний и навыков

-результаты экспериментальных обследований дошкольников (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, С.Н.Карпова, Д.Б. Эльконин) о трудностях усвоения знаний на основе словесного объяснения взрослого, и о лёгкости воспринимаемых знаний, если эти знания даются в виде действий с моделями, схемами, отражающих существенные черты изучаемых явлений.

Разрабатывая содержание программы, опираемся на принципы:

-принцип сотрудничества взрослых и детей

- принцип уважительного отношения к личности

-принцип, развивающий направленности обучения предполагает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций детей.

Подбирая речевой материал, использовали методические материалы, предполагаемые Ткаченко Т.A., Глуховым В.П.

Эффективность развития связной речи детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования определяется следующими педагогическими условиями:

-подготовка специальных пособий для выполнения детьми заданий

-умная, доброжелательная помощь педагога

-поощрение взрослыми успехов ребёнка

-комфортная психологическая обстановка

Программа разработана для детей 5-6 лет, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня. Занятия проводились в течение двух месяцев.

Вся работа проводилась в несколько этапов:

1. Знакомство детей со знаковой символикой

2. Формирование первоначальных навыков самостоятельного рассказывания с опорой на модели-схемы

3. Обучение составлять рассказ (пересказ) с использованием метода наглядного моделирования

На первом этапе знакомили детей со знаковой символикой, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование символической аналогии в учебном процессе позволит преобразовать освоение учебного материала в игру.

На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель. Символическая аналогия - это обозначение каким-либо символом реального образа по общим для них признакам. Например: круг-это сад, блюдо и так далее. Мебель, дома – прямоугольник. Человек – треугольник.

На этом этапе проводились занятия, игры и упражнения, которые подготавливают детей к построению описательных и повествовательных пересказов с использованием моделей. Дети должны овладеть способами замещения реальных компонентов объекта условными обозначениями. У детей развивается наблюдательность, обогащается словарный запас, лексика.

Задача этого этапа - научить ребёнка правильно использовать заместителей. На данном этапе работы внимание уделялось развитию у детей сенсорного восприятия. Использовались упражнения, игры на узнавание предмета по его описанию, сравнения предметов по основным признакам.

На втором этапе работы обучения мы формировали навыки составления описания предметов с опорой на модели-схемы.

На этом этапе разрабатывали схемы для заучивания стихотворений. Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. В работу включаются слуховые и зрительные анализаторы.

При обучении детей описанию игрушек, предметов, объектов использовали схематические модели. С их помощью развивали у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание признаков, свойств, качеств.

Читая произведения, просим детей нарисовать самое главное, отобразить главных героев, не увлекаясь подробностями. А потом эти рисунки – схемы использовать при рассказывании рассказов, сказок.

Например: составляем модели знакомых сказок «Теремок», «Три медведя».

Моделирование развивает фантазию ребёнка, делает обучение интересным, творческим. На этом этапе у детей идёт развитие творческих способностей, развивается наглядно–образное и словесно–логическое мышление.

На третьем этапе детей учили составлять пересказ текста, используя модели. Использование моделей при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. При составлении модели нужно, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы был центральный герой. Модели размещаются последовательно, и перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.

Самое главное при обучении пересказыванию - выставить модели тогда, когда идёт беседа и содержание произведения. Модели-символы характеризуют каждую часть текста и дают возможность ребёнку не упустить главную мысль произведения. Главное в работе с детьми с применением моделирования заинтересовать ребёнка. Получив знания, дети самостоятельно применяют их при составлении рассказов.

По программе разработан тематический план по формированию связной речи детей с ОНР III уровня. Всего 17 занятий. (табл.2.3) (приложение В).

 

В своей работе мы развивали связную речь у детей в различных видах деятельности:

- игровая деятельность

- восприятие художественной литературы и фольклора

- продуктивная деятельность

- познавательно-исследовательская деятельность

Игровая деятельность – форма активности ребёнка, которая направлена не на результат, а на процесс действия и способы осуществления. Она характеризуется принятием ребёнком условной (в отличие от реальной жизненной) позиции. Виды игровой деятельности: творческие игры (сюжетно - ролевые, игры – драматизации, игры – фантазирования и другие), игры с правилами ( дидактические, подвижные, развивающие, компьютерные и т. д. )

Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате возникает эффект личного участия в событиях. (Чтение, рассказывание, разучивание)

Продуктивная деятельность – форма активности ребёнка, в результате которой создаётся материальный продукт. ( Рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. ( Исследование, экспериментирование, моделирование) [34].

 


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.