ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы. Состояние развития речи играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка, его социальной адаптации.

Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школе. В последнее время в РФ увеличилось количество детей с нарушениями речи. Своевременная диагностика и коррекция речевых нарушений у детей является насущной необходимостью сегодняшнего дня.

Недостаточное усвоение языковых средств и речевых навыков ограничивают возможности самостоятельного развития речевой системы. Это приводит к неполному пониманию устной или письменной речи и затрудняет процесс получения школьных знаний. Особенно важное значение приобретает развитие связной речи ребенка дошкольника, ведь связная речь - это высшая форма речевопонимающей деятельности, определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи является - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно выражать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Развитие связной речи у детей с ОНР происходит с учетом этапов коррекции нарушений звукопроизношения и на материале звуков, правильно произносимых ребенком с целью формирования речевых средств связного высказывания и усовершенствование навыкой диалогической и монологической речи в процессе предметнопрактичной деятельности и на специальных занятиях.

На протяжении многих лет изучалась, основательно разрабатывалась и освещалась в медицинской, дефектологической, педагогической, психолингвистической литературе проблема общего недоразвития речи.

Анализ литературы по данному вопросу показал, что проблема развития связной речи у детей с ОНР является весьма актуальной. Данный вопрос отражено в трудах многих авторов (Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко, Корчуганова Е.Ю., В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, Ханьшева, Г. В.  и др.).

Цель данной работы: рассмореть систему логопедической работы по коррекции ОНР у детей старшей группы специального детского сада.

Проблема исследования: развитие связной речи у детей с ОНР III уровня является одним из условий готовности их к обучению в школе.

Объект данной дипломной работы: связная речь у детей с ОНР III уровня.

Предмет данной работы: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

1. раскрыть ососбенности формирования связной речи в онтогенезе;

2. изучить общее недоразвитие речи и особенности его проявления у детей дошкольного возраста;

3. рассмотреть состояние развития связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста;

4. раскрыть методические подходы к коррекции связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста;

5. провести исследование и выявить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР;

6. выявить приемы коррекции и развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;

7. выявить эффективность коррекционной работы, направленной на развитие связной речи у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что связная речь у детей с ОНР III уровня сформирована недостаточно и логопедические занятия по обучению связной речи с использованием наглядного моделирования в различных видах деятельности, повысят уровень сформированности связной речи.

В ходе исследования дипломной работы применялись следующие методы: теоретические, эмпирические, математические.

В работе были использованы методики В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубит научные представления об особенностях психологического развития у детей с ОНР III уровня.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и определёнии основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующих развитию связной речи, что в конечном счёте позволит успешнее решить проблему готовности детей с ОНР III уровня к школьному обучению.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Изучено состояние развития связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста. Раскрыты методические подходы к коррекции связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста.

Во второй главе рассмотрена работы по коррекции и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Был выявлен уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, раскрыты приемы коррекции и развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и проведен повторный анализ для выявления эффективности коррекционной работы, направленной на развитие связной речи у дошкольников с ОНР.

 


 


Выводы по 1 главе

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что связная речь представляет собой последовательно и систематически развернутое изложение, осуществляемое в двух основных формах – диалоге и монологе, при этом первостепенной функцией связной речи является коммуникативная. Для того чтобы быть понятым слушателем, связное высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно.

Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами связной речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

Формирование связного высказывания в онтогенезе проходит сложный путь развития, который реализуется в двух направлениях: в овладении языковой действительностью - от слова к связному монологическому высказыванию; в овладении содержательной стороной связного высказывания - от общего смысла к конкретному детализированному представлению. Дети пяти-шести лет владеют основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). К моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Общее недоразвитие речи как системное речевое нарушение, проявляется у детей в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с аграмматизмами и элементами фонетико-фонематического недоразвития.


 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

 

Выводы по 2 главе

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что метод наглядного моделирования приемлем для формирования связной речи детей в различных видах деятельности, так как дети наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, они учатся сравнивать, обобщать.

При обследовании экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы дети показали улучшение своих результатов: с высоким уровнем сформированности связной речи - не выявлено, средний уровень составляет 80 %, низкий уровень – 20%

Данные контрольного этапа исследования показали, что в рассказах детей после проведённой работы была правильная последовательность изложения рассказов, не было пауз при рассказывании, словарный запас был значительно обогащён, между предложениями была логическая связь.

Такие приемы работы, как использование метода наглядного моделирования активно способствовали тому, что дети экспериментальной группы продемонстрировали значительную динамику развития навыков связной речи по сравнению с детьми контрольной группы.

 

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: была рассморена система логопедической работы по коррекции ОНР у детей старшей группы специального детского сада.

Также были поставлены и решены следующие задачи: были раскрыты ососбенности формирования связной речи в онтогенезе, изучено общее недоразвитие речи и особенности его проявления у детей дошкольного возраста, рассмотрено состояние развития связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста, раскрыты методические подходы к коррекции связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста, проведено исследование и выявлен уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, выявлены приемы коррекции и развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, выявлена эффективность коррекционной работы, направленной на развитие связной речи у дошкольников с ОНР.

В заключение можно отметить, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. К концу дошкольного возраста связная речь детей достигает довольно высокого уровня. Детям становятся доступны практически все виды связных высказываний.

Среди различных речевых патологий общее недоразвитие речи занимает лидирующую позицию по распространенности этого диагноза у детей. При этом данное расстройство речи может быть, как самостоятельным нарушением, так и наблюдаться при более сложных нарушениях, таких как алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.

Дети с ОНР с большим трудом составляют рассказы по сюжетным картинам. Многим из них рассказ доступен лишь при наличии наводящих вопросов или указаний педагога. Между отдельными фразами у детей с ОНР присутствуют длительные, необоснованные паузы, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа.

Дети не могут уловить сюжет картины, выделить основных участников сюжета, перечисляют второстепенные, незначимые детали картины. Также у них часто возникают лексические затруднения, дети не могут подобрать нужное по значению слово.

В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по теме, охарактеризовали связную речь и изучили возможности развития связной речи детей с ОНР. Провели исследование и выбрали методики, проанализировали результаты исследования, сделали выводы.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у большинства обследуемых детей с ОНР развитие связной речи не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок и неумением составить связное высказывание. Детей с высоким уровнем сформированности связной речи не выявлено, средний уровень составил 8 детей (40 %), низкий уровень – 12 детей (60%)

После констатирующего этапа исследования с детьми экспериментальной группы была проведена коррекционная работа по формированию связной речи. Для коррекции связной речи детей были подобраны и разработаны задания. После окончания коррекционной работы с детьми был проведён контрольный эксперимент.

Данные контрольного этапа исследования показали, что у детей после проведённой коррекционной работы, в экспериментальной группе значительно улучшились результаты, повысился уровень активизации связной речи. Дети показали следующие результаты: с высоким уровнем сформированности связной речи - не выявлено, средний уровень у 8 детей (80 %), низкий уровень – 2 ребёнка (20%).

Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что связная речь у детей с ОНР III уровня сформирована недостаточно. Логопедические занятия по обучению связной речи с использованием наглядного моделирования в различных видах деятельности, повысят уровень сформированности связной речи.

Применение наглядных моделей в работе над связной речью детей с ОНР позволяет логопеду впоследствии более успешно обучить детей планировать свою речь, сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Всё это более эффективно подготовит детей к школьному обучению, свободному изложению своих мыслей.

Данные исследования и разработанная программа по формированию связной речи могут использовать в своей работе воспитатели, дефектологи и логопеды в решении задач по подготовке дошкольников с ОНР III уровня к обучению в школе.

 


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Книги, статьи

 

1. Авакумова, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 80 c.

2. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 767 c.

3. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н.Е. Арбекова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 168 c.

4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 670 c.

5. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2018. - 176 c.

6. Бусс, О. В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания «Ступени»/ О. В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №1. — С. 17-22.

7. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 941 c.

8. Валерий, Вотрин Логопед / Вотрин Валерий. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2013. - 764 c.

9. Веселая логопедия. Буква С. - М.: Детский мир, 2013. - 589 c.

10. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2014. - 256 c.

11. Вологодина, Л. Г. Домашний логопед / Л.Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2015. - 288 c.

12. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых / Н.А. Гегелия. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 270 c.

13. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2014. - 388 c.

14. Горлова, Н. Проблема профилактики возможных отклонений в коммуникативно-речевом развитии современных детей в раннем возрасте / Н. Горлова // Коррекционно-развивающее образование. — 2017. — №4. — С. 43-69.

15. Гусев, Антон Закон "Об образовании в Российской Федерации". Комментарии юристов / Антон Гусев , Андрей Шатин. - М.: Феникс, 2015. - 224 c.

16. Докутович, В. В. Дневник учителя-логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчетность / В.В. Докутович, Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2014. - 68 c.

17. Елизавета, Хлиян Большая книга логопеда для маленьких детей / Хлиян Елизавета. - М.: Феникс, 2016. - 238 c.

18. Есина, О.В. Приемы формирования самоконтроля за звукопроизношением дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Есина // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 39-50.

19. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 2016. - 240 c.

20. Журавлева, А. Домашняя логопедия / А. Журавлева, В. Федиенко. - М.: Издательский дом "Школа", 2014. - 48 c.

21. Журавлева, А. Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. - М.: Эксмо, 2013. - 112 c.

22. Ивановская, О. Г. 50 занятий с логопедом. Преодоление нарушений обозначения мягкости согласных / О.Г. Ивановская. - М.: Каро, 2013. - 96 c.

23. Ивченко, Е. П. Игры в коррекционной работе логопеда / Е. П. Ивченко // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 46-60.

24. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.

25. Кожевникова, Д. В. Домашний логопед. Практическое пособие (+ DVD-ROM) / Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников. - М.: Наука и техника, 2016. - 256 c.

26. Коноваленко, В. В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 3 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 56 c.

27. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2014. - 216 c.

28. Консультации логопеда. Старшая группа (наглядное пособие). - М.: Детство-Пресс, 2013. - 34 c.

29. Корчуганова Е.Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. // Дошкольное воспитание. – 2013. - №6. – С.10-14

30. Кулакова, Л. Развиваем речь детей-дошкольников/ Л. Кулакова // Коррекционно-развивающее образование. — 2014. — № 1. — С. 15-35.

31. Куликовская, Татьяна Анатольевна Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 705 c.

32. Купенчук, О. Логопед советует / О. Купенчук. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 958 c.

33. Мазанова, Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2013. - 422 c.

34. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей. // Дошкольное воспитание.- 2017. - №6.-с. 28-29.

35. Мартыненко, Л. А. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого-логопедических занятий / Л.А. Мартыненко, Л.Д. Постоева. - М.: Речь, Сфера, 2017. - 176 c.

36. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 208 c.

37. Наталья, Свободина Беседы с логопедом. Вопросы и ответы / Свободина Наталья. - М.: Сфера, 2015. - 196 c.

38. Нищева, Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2014. — №1. — С. 29-30.

39. Нищева, Н. В. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. — 2017. — №6. — С. 36-49.

40. Новотворцева, Н.В. Домашние уроки логопеда / Н.В. Новотворцева. - М.: АСТ, 2014. - 251 c.

41. Оглоблина, И. Ю. Логопедический массаж. Игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста / И.Ю. Оглоблина, С.Ю. Танцюра. - М.: Сфера, 2015. - 588 c.

42. Османова, Г. А. Логопед - родителям / Г.А. Османова. - М.: Каро, 2017. - 192 c.

43. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. - М.: Астрель, 2016. - 517 c.

44. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2015. - 176 c.

45. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - Москва: Наука, 2015. - 288 c.

46. Светлова, И.Е. Домашний логопед / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2016. - 256 c.

47. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Огни, 2016. - 288 c.

48. Степанова, Е. Л. Стихи для автоматизации звуков у детей 4-6 лет. Речевой материал для работы с дошкольниками с нарушением звукопроизношения / Е.Л. Степанова. - М.: Гном, 2013. - 825 c.

49. Тихонова, Е. С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР / Е.С. Тихонова. - М.: АРКТИ, 2014. - 331 c.

50. Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2017. — №. — С.67-73

51. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. Пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2014. - 112 c.

52. Трушина, Л. П. Логопедический пазл. Звук - Ж / Л.П. Трушина, Е.А. Голомага, С.Г. Дмитриева. - М.: Речь, 2013. - 978 c.

53. Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. - М.: АСТ, 2016. - 67 c.

54. Фомичева, М. Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.В. Оганесян. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2017. - 88 c.

55. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. - М.: Феникс, 2017. - 112 c.

56. Шалаева, Галина Логопедические игры / Галина Шалаева. - М.: Слово, Эксмо, 2018. - 176 c.

 

II. Интернет-ресурсы

 

57. https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr/ - Развитие связной речи у детей с ОНР

58. http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr - Общее недоразвитие речи (ОНР)

59. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-metodom-poetapnogo-formirovaniya-umstvennyh-deystviy - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

60. https://interactive-plus.ru/ru/article/10101/discussion_platform - Логопедическая работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


61.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Имя: Иван В.

Дата рождения 04.06.2012.

Сведения о семье:

Мать: Ольга Николаевна. Отец: Олег Викторович

Общий анамнез

Ребёнок от первой беременности

Характер беременности: был токсикоз, угроза выкидыша.

Роды: затяжные, обезвоженные

Крик: был.

Асфиксия: синяя

Вес и рост ребенка при рождении 51см.,2.400 кг.

Вскармливание: к груди приложили на 1 день, грудь взял не активно, сосал плохо, быстро утомлялся, срыгивал, вскармливание грудью до 2 мес.; последующее вскармливание: искусственное

Раннее развитие

Держит голову с 3 мес. Сидит с 7 мес. Ходит с 1.2мес.

Речевое развитие

Лепет с 9 мес., первые слова 1.2 мес.

Речевая среда: норма

Исследование общей и мелкой моторики: развито не достаточно, ведущая рука правая.

Исследование зрительного восприятия. Называет основные цвета, оттенки, подбирает картинки к данному цветовому фону.

Исследование пространственного праксиса: присутствовала неуверенность в выполнении заданий.

Строение артикуляционного аппарата - губы: норма - зубы: норма

- прикус: норма - язык: напряжён, произвольные движения языка ограничены. - твердое и мягкое небо: норма

Обследование состояния речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры: нормальное

2. Состояние артикуляторной моторики

- Объем движений: неполный

- Точность выполнения: неточно;

- Активность: заторможенность - Мышечный тонус: повышен;

- Темп выполнения: медленный - Подвижность: недостаточная - Переключаемость, точность движений - недостаточная; - Саливация - повышенная;

Исследование дыхательной и голосовой функции

- Дыхание: затрудненное, неглубокое - Голос: чрезмерно тихий, гнусавый - Направление голосовой дыхательной струи при речи соответствует норме Исследование просодической стороны речи - Разборчивость: смазанная - Темп: замедленный - Ритм : растянутый - Паузация: очень много пауз в речи Фонетика Парасигматизмы шипящих (Ш-С) ; (Ж-З) ; (Щ-СЬ) Ротацизм (Р;РЬ, - отст.) Ламбдацизм ( Л;Ль- отст.)

Исследование звукослоговой структуры слов

Негрубые дефекты звукослоговой структуры слова (нарушения отмечаются в многосложных словах и касаются структуры отдельного слога: выпадение, перестановка, замена звука в стечениях согласных)

Исследование фонематического восприятия

Слуховая дифференциация: не нарушена

Произносительная дифференциация: свистящих и шипящих звуков, звуковых рядов нарушена.

Дифференциация слов, отличающихся парами фонем

- по твердости – мягкости нарушена: по признаку мягкости

- по глухости – звонкости нарушена: озвончение

- свистящие – шипящие нарушена

- сонорные нарушена

Исследование языкового анализа, синтеза и представлений

Определение количества звуков в слове (имеются затруднения)

Определение первого и последнего звука в слове (имеются затруднения )

Определение последовательности звуков в слове ( имеются затруднения)

Фонематический синтез: (не сформирован)

Подбор слов на данный звук (нарушен: искажение); на заданный слог звук (нарушен: уподобление искажение).

Подбор картинок на данный звук (имеются затруднения);

Исследование понимания речи ( импрессивная речь)

Понимание на бытовом уровне.

Исследование состояния лексики

Активный словарь ограничен рамками обиходно – бытовой тематики. Словарь ниже возрастной нормы. Ребёнок владеет в основном простыми обобщающими понятиями, в речи использует чаще всего существительные и глаголы. В предложениях использует в основном простые предлоги. Словообразование находится на стадии формирования.

Исследование состояния грамматического строя речи

Ребёнок допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании. Допускает ошибки согласования имен существительных с прилагательными, названий детенышей, ошибки образования глаголов с помощью приставок.

Исследование состояния связной речи

Пересказ составлен по наводящим вопросам, нарушена связность изложения. В речи отмечаются значительные сокращения текста, повторы, аграмматизмы.

Рассказ по картине составляет по наводящим вопросам, подсказкам. В речи наблюдаются неадекватное использование лексических средств. В некоторых случаях искажался смысл или рассказ был не завершен.

Логопедическое заключение:

Состояние общей и мелкой моторики: развито недостаточно.

Звучание речи: речь в основном невнятная, смазанная, присутствуют нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса.

Имеются нарушения в состоянии артикуляционного аппарата, в артикуляционной моторике (длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии).

Присутствуют нарушения звукопроизношения - фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения).

Нарушенные звуки: Ш, Ж, Щ, Л, Ль, Р, Рь

Состояние языкового анализа и синтеза: присутствует простая форма звукового анализа.

Лексика: активный словарь ниже возрастной нормы и ограничен рамками обиходно – бытовой тематики.

Грамматический строй речи: сформирован недостаточно. В речи много встречается аграмматизмов.

Связная речь: недостаточно полное и не связное описание в рассказе, искажается смысл, не правильная последовательность изложения материала текста.

Заключение о состоянии речевого развития: ОНР III уровня у ребёнка с дизартрией.


 

Приложение Б

 

Конспект занятия по формированию связной речи

 

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: формирование умения использовать метод моделирования на занятии по развитию связной речи

Задачи:

1.Образовательные.

- формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий

- совершенствование грамматического строя речи (формировать навык правильного употребления предлогов)

2.Коррекционно-развивающие

- развивать связную речь

- развивать пространственные представления детей.

3. Воспитательные.

- Формирование навыков сотрудничества

- воспитывать чувство коллективизма, умения сострадать героям сказки.

Оборудование: книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке. Вырезанные из бумаги геометрические фигуры – квадрат, круг, два треугольника. Игрушки – домик, кот, петух, лиса.

Ход занятия: Педагог, обращаясь к детям, говорит, что сегодня утром почтальон принес в детский сад посылку. Что находится в ней, они сейчас посмотрят вместе.

Педагог открывает посылку .В посылке лежит книга «Кот, петух и лиса».

Педагог: Ребята, что это за книга? Кто знает? Кто из вас может прочитать название этой книги? О чём эта книга?

Педагог показывает иллюстрацию с изображением домика и спрашивает у детей: А вы хотите узнать, кто же живет в этом домике? Я вам помогу, но для этого вы должны отгадать несколько загадки.

Педагог, загадывает загадки.

У кого усатая морда полосатая, спинка словно мостик, за мосточком хвостик? Кто это? (Кот)

Белые перышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петя-петушок)

Дети отгадывают загадки. По мере их отгадывания, педагог выставляет иллюстрации с изображением главных героев сказки. Воспитатель знакомит детей с ними и читает сказку «Кот, петух и лиса». Во время чтения сказки педагог показывает детям красочные иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки.

1. Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

2. Расскажите, как лиса хотела забрать петушка. Что она ему говорила? Каким голосом?

3. Как звал петушок котика? Каким голоском?

4. Как котик забрал петушка у хитрой лисы?

Дети отвечают на вопросы заданные педагогом, добивается от детей полного связного рассказа, помогая им в случае необходимости.

Педагог: Ребята, котик наверно любит играть, а вы любите? Сегодня мы будем с вами котятами. Книга-то у нас не простая, а волшебная, я сейчас открою книгу, и вы превратитесь в котят. Книга открывается и дети превращаются.

Физминутка

Вот какой котишка (Крадутся на месте на носочках.)

Круглая мордашка( Показывают обеими руками мордашку.)

И на каждой лапке (Вытягивают вперед, то левую, то правую руку.)

Коготки царапки.

Все ему игрушки ( Прыгают на носочках. Руки держат на поясе.)

Кубик и катушки.

Котик, точно мячик (Выполняют подскоки, вокруг себя.)

По квартире скачет.

А теперь книга закрывается, и ребята возвращаются на свои места.

Педагог предлагает поиграть детям в сказку. Раздает геометрические фигуры.

Пусть квадрат в нашей сказке будет домик, в котором живут кот и петух. Какая фигура будет у нас в сказке петушком?

Дети. Треугольник

Педагог: Да, потому что он красного цвета.

А где у нас будет котик?

Дети: Это будет кружок.

Педагог: Почему котик у нас серый кружок?

Дети: Потому что он серого цвета.

Педагог: Да котик серого цвета.

А большой, оранжевый треугольник будет обозначать в нашей сказке лису.

Кот и петух у нас в домике – сложим наши фигуры вот так. Показываем на примере.

А теперь кот ушел. Петушок наш дома остался. Покажите, как это мы сделаем в нашей сказке.

Дети выводят круг из квадрата.

Вот лиса пришла к домику.

Лиса уносит петушка, а кот их догоняет.

Рассказываем сказку с использованием геометрических фигур - заменителей

Подводится итог занятия:

Ребята вы молодцы. Хорошо запомнили сказку. Оказывается в посылке, были конверты, посмотрите здесь фигуры, я вам их подарю. Можете взять их себе, и теперь вы сможете рассказать сказку своей маме.

 

 


 

Приложение В

 

Таблица 2.3

Тематическое планирование по программе развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

 

п/п

Содержание работы

Программные задачи

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Знакомим детей со знаковой символикой.

Установить эмоциональный контроль с детьми, сформировать положительное отношение и интерес к занятиям по развитию связной речи.

Игровая деятельность

 

2

Игра «Что в круге?»

(в треугольнике, в квадрате)

Научить детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Игровая деятельность

 

3

Игра «На что похоже?»

Познакомить детей с символической аналогией (изображения с символикой животных, людей). Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Игровая деятельность

 

4

Игра «Назови предмет».

Закрепить у детей умение видеть абстрактный образ объекта (квадрат-это дом, кубик-телевизор, круг-солнце, колесо, треугольник-крыша, дерево.

Игровая деятельность

 

5

Заучивание стихотворений и потешек с помощью моделей.

Использовать картинки в качестве опоры на запоминания словесного материала путём соотнесения каждого слова с рисунками, наиболее подходящим по смыслу.

Восприятие художественной литературы и фольклора

 

6

Повторение стихотворения наизусть

Вызвать у детей желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения. Находить картинки-символы, соответствующие животным или предметам.

Восприятие художественно литературы и фольклора

 

7

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий. Совершенствовать связную речь.

Восприятие художественной литературы и фольклора

 

8

Рассказывание сказки «Теремок»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей и учить называть характерные признаки персонажей

Продуктивная деятельность

 

9

Знакомим детей с составлением пересказа по опорным картинкам (рассказ осень)

Учить детей составлять связный пересказ теста с использованием опорных картинок, развивать у детей все речевые компоненты, воспитываем потребность в речевом общении.

Познавательно – исследовательская деятельность

 

10

Составление пересказа истории «Голубой платок» , используя имеющиеся опорные картинки.

Продолжать учить детей пересказывать простые тесты с опорой на картинки-символы, нарисованные самими детьми . Совершенствать монологическую речь, развивать наглядно-образное мышление.

Продуктивная деятельность

 

11

Знакомим детей с составлением рассказов-описаний (рассказ-описание об осеннем листе)

Учить детей составлять рассказ с использованием схем. Развивать наглядно-образное и словесное логическое мышление.

Развивать связную речь .

Познавательно – исследовательская деятельность

 

12

Составление рассказа-описания с использованием схем (рассказы об одежде и другие)

Продолжать учить составлять рассказ с использованием схем, совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях.

Игровая деятельность

 

13

Составление рассказов-описаний с использованием схем.

Продолжать учить составлять рассказ с использованием схем. Совершенствовать связную речь.

Игровая деятельность

 

14

Составление простых рассказов по сюжетной картинке.

Учить воспроизводить простой рассказ по сюжетной картинке. Развивать умение самостоятельно решать поставленные речевые задачи.

Продуктивная деятельность

 

15

Развитие навыков пересказов.

Учить навыкам пересказа коротких текстов, используя схему, совершенствовать монологическую речь. Способствовать развитию у детей связной речи.

Восприятие художественной литературы и фольклора

 

16

Составление схемы для пересказа (произведение К.П.Чуковского «Федорино горе»)

Продолжать учить пересказывать простые тексты на основе схемы, учить самостоятельно схему для пересказа.

Восприятие художественной литературы и фольклора

 

17

Составление описательных рассказов по пейзажной картине.

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине. Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях. Воспитывать у детей потребность в речевом общении. Совершенствовать связную речь.

Игровая деятельность

 
                 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы. Состояние развития речи играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка, его социальной адаптации.

Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школе. В последнее время в РФ увеличилось количество детей с нарушениями речи. Своевременная диагностика и коррекция речевых нарушений у детей является насущной необходимостью сегодняшнего дня.

Недостаточное усвоение языковых средств и речевых навыков ограничивают возможности самостоятельного развития речевой системы. Это приводит к неполному пониманию устной или письменной речи и затрудняет процесс получения школьных знаний. Особенно важное значение приобретает развитие связной речи ребенка дошкольника, ведь связная речь - это высшая форма речевопонимающей деятельности, определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи является - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно выражать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Развитие связной речи у детей с ОНР происходит с учетом этапов коррекции нарушений звукопроизношения и на материале звуков, правильно произносимых ребенком с целью формирования речевых средств связного высказывания и усовершенствование навыкой диалогической и монологической речи в процессе предметнопрактичной деятельности и на специальных занятиях.

На протяжении многих лет изучалась, основательно разрабатывалась и освещалась в медицинской, дефектологической, педагогической, психолингвистической литературе проблема общего недоразвития речи.

Анализ литературы по данному вопросу показал, что проблема развития связной речи у детей с ОНР является весьма актуальной. Данный вопрос отражено в трудах многих авторов (Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко, Корчуганова Е.Ю., В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, Ханьшева, Г. В.  и др.).

Цель данной работы: рассмореть систему логопедической работы по коррекции ОНР у детей старшей группы специального детского сада.

Проблема исследования: развитие связной речи у детей с ОНР III уровня является одним из условий готовности их к обучению в школе.

Объект данной дипломной работы: связная речь у детей с ОНР III уровня.

Предмет данной работы: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

1. раскрыть ососбенности формирования связной речи в онтогенезе;

2. изучить общее недоразвитие речи и особенности его проявления у детей дошкольного возраста;

3. рассмотреть состояние развития связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста;

4. раскрыть методические подходы к коррекции связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста;

5. провести исследование и выявить уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР;

6. выявить приемы коррекции и развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;

7. выявить эффективность коррекционной работы, направленной на развитие связной речи у дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что связная речь у детей с ОНР III уровня сформирована недостаточно и логопедические занятия по обучению связной речи с использованием наглядного моделирования в различных видах деятельности, повысят уровень сформированности связной речи.

В ходе исследования дипломной работы применялись следующие методы: теоретические, эмпирические, математические.

В работе были использованы методики В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубит научные представления об особенностях психологического развития у детей с ОНР III уровня.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и определёнии основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующих развитию связной речи, что в конечном счёте позволит успешнее решить проблему готовности детей с ОНР III уровня к школьному обучению.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Изучено состояние развития связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста. Раскрыты методические подходы к коррекции связной речи при ОНР у детей дошкольного возраста.

Во второй главе рассмотрена работы по коррекции и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Был выявлен уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, раскрыты приемы коррекции и развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и проведен повторный анализ для выявления эффективности коррекционной работы, направленной на развитие связной речи у дошкольников с ОНР.

 


 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.