Связная речь и особенности ее формирования в онтогенезе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Раннее развитие речи у детей - это длительный и трудоемкий процесс, который предусматривает изучение малышом сначала звуков, дальше их сочетаний, которые позже станут односложными словами. Развития связной речи малыша способствует постоянное общение с родителями и другие факторы, которые являются основой формирования активного и пассивного словарного запаса [46, с.85].

Основные факторы развития связной речи у ребенка:

1. общения с родителями,

2. обучение,

3. игровой процесс,

4. бытовая деятельность,

5. художественная (творческая) деятельность.

Связная речь, по утверждению Л. Выготского, является заключительным этапом развития речи детей. Овладения связной речью предусматривает самостоятельный выбор детьми структуры высказывания (тематическая направленность, логическая последовательность, композиционная целостность), соответствующего языкового оформления (лексико-грамматические, синтаксические и эмоционально-выразительные средства) и использования собственного речевого опыта, представляет значительные трудности для детей с нарушениями речи [51, с.70].

Сформированность связной речи знаменует собой переход на качественно новый уровень речевой-мыслительной деятельности, а также максимально способствует успешному овладению ребенком учебной деятельностью.

По определению И. Синицы, связность речи во многом зависит от связности мышления. Е. Тихеева, поддерживая положение о взаимосвязи и единство процессов мышления и речи, отмечает, что основная задача в формировании речи дошкольника состоит в обучении ребенка самостоятельно мыслить и логически и последовательно выражать свои мысли.

В своих работах В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога переходит к формам монологической речи: повествованию, а затем к описанию и рассуждению.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и многие другие исследователи в своих работах отмечают, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников.

Успешное развитие детей в данном направлении зависит от нескольких факторов, прежде всего от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.

Именно в период раннего и дошкольного детства происходит становление всех сторон речи и закладывается фундамент для дальнейшего их развития и совершенствования [54, с.41].

Связная речь, подчеркивал Ф. А Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

У детей, не имеющих речевой патологии, развитие связной речи происходит постепенно в соответствии с психологическими кризисными периодами, развитием мышления, деятельности и увеличением круга общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления [46].

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей.

К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются простой формой диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса [4, с.90].

Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем школьном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В четыре - пять лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду, о каком-либо пережитом событии.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого [4, с.95]. В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т.е. речи, которая понятна сама по себе.

На шестом и седьмом году жизни ребенок овладевает грамматическим строем и постепенно начинает пользоваться им достаточно свободно. Предложения заметно усложняются. Все реже ребенок допускает ошибки при согласовании слов, при произношении падежных окончаний существительных и прилагательных, часто употребляет правильно родительный падеж существительных во множественном числе (ромашек, ртов, дней).

Он легко образует, новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (донышко, перышко), образует прилагательные от существительных (ложка из дерева - деревянная).

Однако в речи ребенка все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неверное употребление некоторых существительных во множественном числе в родительном падеже («карандашов» - вместо карандашей, «этажов» - вместо этажей), изменения по падежам несклоняемых имен существительных (на «пальте» нет ни одной пуговиц) [8].

Таким образом, развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. К концу дошкольного возраста связная речь детей достигает довольно высокого уровня. Детям становятся доступны практически все виды связных высказываний.

 


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.