Организация исследования и выявление уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МАО ДОУ №96 города Тюмени. Для исследования состояния связной речи дошкольников были отобраны 20 детей 5-6 лет, имеющие логопедическое заключение: ОНР III уровня. В эксперименте участвовали 10 мальчиков и 10 девочек. Исследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально.

Цель исследования: оценить состояние связной речи у детей возраста, имеющих логопедическое заключение: ОНР III уровня. В задачи исследования входило: - выявить особенности речи детей с ОНР III уровня; - исследовать умение составлять рассказ по сюжетной картинке; - исследовать навыки пересказа текста; - исследовать навыки рассказа – описания.

Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе была подобрана методика эксперимента. На втором этапе проанализированы речевые и медицинские карты. (Приложение А).

На третьем этапе проводилось обследование состояния связной речи у детей. Затем обработка полученных результатов, и оценивалось состояние связной речи у детей, имеющих логопедическое заключение: ОНР III уровня. Для изучения связной речи дошкольников с ОНР III уровня мы брали за основу методики диагностики связной речи В. П. Глухова, Т.А. Ткаченко. Материалом исследования служили сюжетные картинки и небольшие рассказы.

В целях комплексного исследования были изучены навыки детей в составлении:

- пересказа текста

- рассказа по серии сюжетных картинок

- рассказа-описания.

Задания, предназначенные для изучения уровня сформированности связной речи детей:

1. Задание для обследования сформированности навыков пересказа текста.

Цель: выявить возможности детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста [11].

Материалом исследования служил текст «Галка и кувшин».

Было жарко. Галка захотела пить. А воды поблизости не было. На дворе она увидела кувшин. Галка попробовала попить воды, но не могла достать. Вода была на самом дне, а кувшин был узкий. Тогда галка стала бросать в кувшин камешки. Вода поднималась все выше и выше. И галка смогла напиться.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно его слушай и приготовься пересказать».

Текст прочитывается. После прочтения текста дается инструкция: «А теперь перескажи. Рассказ называется «Галка и кувшин»».

2. Задание для обследования сформированности навыков составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявить возможности детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания непоследовательных фрагментов эпизодов.

Материалом исследования служила серия из 4-х сюжетных картинок «Кот и грач».

1 – грач и грачата сидят в гнезде.

2 – грач улетел, а грачата остались одни.

3 – кот залез на дерево, чтобы схватить грачат.

4 – грач клюнул кота в нос. Кот упал с дерева.

Перед ребенком выкладывается серия сюжетных картинок в беспорядке (3,1,4,2).

Инструкция: «Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке».

При правильном складывании картинок выполнение задания одобрялось: «Ты правильно разложил. Молодец. А теперь составь рассказ по этим картинкам, который будет называться «Кот и грач».

При неправильном раскладывании картинок следовала фраза: «Ты тоже разложил картинки неверно. Посмотри, в каком порядке их нужно разложить». Далее картинки раскладывались в правильной последовательности, после чего давалась инструкция: «А теперь внимательно посмотри эти картинки и составь рассказ, который будет называться «Кот и грач»».

3. Задание для обследования сформированности составления рассказа-описания.

Цель: выявить возможности детей в составлении связных рассказов-описаний.

Материалом исследования служила кукла.

Инструкция. При описании куклы дается следующая инструкция-указание. «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п.

Результаты выполнения работ оценивались по следующим критериям: объем рассказа, степень самостоятельности при составлении, связность, последовательность, полнота изложения, смысловое соответствие; лексико-грамматические особенности фразовой речи.

Использовались баллы и оценки за выполнение каждого задания, так и по всем заданиям. По методике стало возможным выделить 3 уровня развития связной речи испытуемых:

1 Уровень – хороший (3 балла);

2 Уровень – средний (2 балла);

3 Уровень – низкий(1 балл).

 

Таблица 2.1

Оценка уровня выполнения заданий

Уровень выполнения задания Характеристика уровней
1 уровень (хороший) 3 балла Рассказ (пересказ) составлен самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства, в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь детей плавная, паузы единичные.
2 уровень (средний) 2 балла Рассказ (пересказ) составлен с помощью (побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов). Отмечаются небольшие нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия. Отмечаются пропуски существенных моментов действия или целого фрагмента. Не отражены некоторые причинно-следственные связи. В рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения. Рассказ состоит из простых предложений, краткий.
3 уровень (низкий) 1 балл Рассказ (пересказ) составлен по наводящим вопросам. Резко нарушена связность изложения, имеются искажения смысла, последовательности, нераскрыты причинно-следственные связи. Отмечаются бедность содержания, схематичность, незавершенность сюжета. Рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, присутствует крайняя бедность языковых средств. Рассказ очень краткий, не закончен.

 

Целенаправленное формирование связной речи требует углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей. При исследовании проводилось изучение состояния связной речи дошкольников с ОНР III уровня, посещающих логопедические группы детского сада.

Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало три последовательных экспериментальных заданий, и проводились методом индивидуального эксперимента. Высокий уровень выполнения заданий составил от 7 до 9 баллов, средний от 4 до 6, низкий от 1до 3 баллов.

Результаты выполнения заданий фиксировались и подвергались анализу. После подсчёта суммарного балла по всем заданиям мы определяли уровень сформированности связной речи каждого испытуемого.

Данные общей оценки результатов выполнения заданий по формированию связной речи на констатирующем этапе исследования представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.1. «Уровни и баллы сформированности связной речи детей на констатирующем этапе исследования».

 

Таблица 2.2

Уровни и баллы сформированности связной речи детей на констатирующем этапе исследования

 

№ п/п

Ф. И. ребенка

 

Пересказ

 Составление рассказа по серии картинок Рассказ - описание

Количество баллов

Уровень
   

1

1  

 

 
2. ВеселинаН

1

1 1

3

низкий
3. Максим П.

2

2 2

6

средний
4. Юля П.

1

1 1

3

низкий
5. Ангел П.

2

1 2

5

средний
6. Миша С.

1

1 1

3

низкий
7. Ярослав С.

1

1 1

3

низкий
8. Злата Т.

2

2 2

6

средний
9. Юля Ф.

1

1 1

3

низкий
10. Даша Х.

1

1 1

3

низкий
11. Настя Б.

1

1 1

3

низкий
12. Савелий Б.

1

1 1

3

низкий
13. Илья В.

2

1 2

5

средний
14. Ваня В.

2

2 2

6

средний
15. Рита Г.

2

2 1

5

средний
16. Семён Г.

1

1 1

3

низкий
17. Никита К.

1

1 1

3

низкий
18. Маша К.

1

1 1

3

низкий
19. Лиза К.

2

2 1

5

средний
20. Саша М.

2

2 1

5

средний

 

28б-35,4%

26б-32,9%

25б-31,6% 79б

 

                 

 

Как мы видим из таблицы, детей с высоким уровнем сформированности связной речи не выявлено, средний уровень составил 8 детей (40 %), низкий уровень – 12 детей (60%)

При обследовании связной речи по первой методике в тестовом задании № 1 (пересказ текста) дети показали следующие результаты. При выполнении задания нет детей, которые бы набрали максимальное количество баллов.

Восемь детей допустили незначительные ошибки, отмечались пропуски существенных моментов действий, присутствовало нарушение связности изложения. Остальные дети составляли рассказ по наводящим вопросам, отмечалась бедность содержания, незавершенность сюжета, им требовалась помощь, они показали низкий уровень.

Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).

Трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило в основном низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

При обследовании связной речи по второй методике (составление рассказа по серии сюжетных картинок) в тестовом задании № 2 дети показали следующие результаты

При выполнении задания №2 в группе нет детей, которые показали хороший уровень. Дети не могли самостоятельно начать составлять рассказ, допускали много ошибок в последовательности изложения. Детям требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа - кот), что свидетельствует с недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Рассказы сводились к простому называнию действий персонажей.

Выполнение данного задания – составление рассказа по серии сюжетных кар-тинок дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях монологической речи у детей с ОНР.

У детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа - кота), что свидетельствует с недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У многих детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей.

 

 

Рис. 2.1

Сравнительный анализ уровней сформированности связной речи детей на констатирующем этапе исследования

 

Результаты выполнения данного задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсут-ствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. У детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. Иногда рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Шесть из всех детей, смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех картинок.

Остальным задание объяснялось повторно, но и после повторения инструкции детям не удалось составить фразу с учетом всех смысловых звеньев. У некоторых отмечались вы-раженные синтаксические затруднения, некоторые испытуемые не справились с заданием.

При выполнении задания № 3 (составление рассказа - описания) у детей наблюдалось много ошибок при выполнении. Многим детям при составлении рассказа требовалось помощь в виде стимулирующих и наводящих вопросов.

Сложность удержания в памяти большого объема информации, необходимость придерживаться порядка изложения, наличие ограниченной лексики при составлении рассказа – описания объяснили трудности при выполнении этого задания испытуемыми.

Некоторые дети ограничивались лишь перечислением отдельных частей игрушки; при помощи наводящих вопросов смогли описать некоторые признаки игрушки, рассказать, как можно играть с этой игрушкой, из чего она сделана. У четырёх детей рассказы содержали все смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имелись связующие звенья, не было трудностей переключения.

Многие дети употребляли в своей речи повторы (Ваня В.: У неё бантик. Она большая. На ней надето платьюшко, цвета синего. У неё синий бантик.). В некоторых рассказах наблюдался неправильный порядок слов в предложении (Лиза К.: Ботиночки у него фиолетовые).

Встречались аграмматизмы (еёшняя, еёшний), замена слов их уменьшительно - ласкательными формами (платьюшко, пятнушки, перчаточки, черненько, туфельки). Дети часто начинали каждое предложение в рассказе с одного и того же слова (Она… . Ну… .). Встречалось перечисление деталей (Бантик, туфельки, платьюшко).

Исходя из данных исследования, можно говорить о том, что дети с ОНР III уровня речевого развития имеют средние и низкие показатели. У них отмечается отставание в формировании навыков связной речи.

Лучше всего дети справились с пересказом. Это может быть связано с тем, что дети с ОНР могут хорошо запоминать готовые тексты (память у таких детей развита на достаточном уровне).

Большинство детей делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не потому, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Для самостоятельных монологических высказываний детей характерно употребление коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднение в подборе нужных слов, нарушение смысловой стороны высказывания, отсутствие связи между элементами сообщения.

При анализе рассказов детей было выявлено, что у детей в рассказах нарушена логическая последовательность изложения, имеются смысловые пропуски, отсутствует самостоятельность выполнения заданий. Это говорит о том, что у них имеются трудности в программировании содержания связных высказываний.

Дети в своих рассказах допускали пропуски моментов основных действий, отсутствовала смысловая связь между предложениями, характерны бедность и однообразие используемых средств связной речи. Таким образом, у детей с ОНР III уровнем речевого развития количественные и качественные показатели (объем составленных рассказов, структура фраз, самостоятельность, связность и последовательность изложения, смысловое соответствие высказывания поставленной задаче, уровень используемых языковых средств) выполнения заданий низкие.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 314.