Общее недоразвитие речи и особенности его проявления у детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложные речевые расстройства, сопровождающиеся нарушением формирования содержательной стороны (грамматика, лексика) и звуковой стороны (фонетика).

В качестве причин появления ОНР у детей можно выделить:

- интоксикации (токсикоз) женщины во время беременности.

- Заболевания ЦНС.

- Несовместимость крови ребенка и матери по групповой принадлежности или резус-фактору.

- Патология родового периода.

- Черепно-мозговые травмы, полученные ребенком в первые годы жизни [11, с.65].

Кроме того ОНР у малыша может быть вызвано плохими условиями обучения и воспитания, психической депривацией (неспособность удовлетворения важнейших жизненных потребностей). Довольно часто она возникает в результате комплексного воздействия различных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, неблагоприятная социальная среда, органическая недостаточность ЦНС.

ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от абсолютной неспособности объединять слова в целые фразы в незначительных нарушений лексико-грамматического и фонетико-фонематического плана. Рассмотрим все четыре степени ОНР [14]:

1 степень речевого недоразвития отличается почти полным отсутствием речи. Ребенок использует некоторые глаголы и существительные бытового характера, звукоподражательные комплексы, лепетные слова, неполные лепетные предложения по смазанной и непонятной звуковой форме.

Особенность детей с общим недоразвитием речи первой степени заключается в том, что объем их пассивного словаря (запас слов, которые ребенок знает и понимает) преобладает над активным (слова, которые ребенок использует в своей речи).

Кроме того, при выражении собственных мыслей дети используют жесты и достаточно выразительную мимику, но не различают состав слова звуки. Для них характерно преобладание предложений с неправильной конструкцией.

2 степень речевого недоразвития характеризуется добавлением к лепетным словам неправильными жестами, но имеют постоянный характер слов общего потребления.

Вместе с тем ребенок со вторым уровнем ОНР уже способен различать грамматические формы слов с ударным окончанием. Однако этот процесс еще достаточно неустойчив и недоразвитие речи имеет выраженный характер. Речь ребенка отличается бедностью, он просто перечисляет те действия и предметы, которые непосредственно им воспринимаются.

Причем ребенок не обращает внимания на род, число и падеж подержанных ним слов. При совпадении согласных он укорачивает слова, меняет местами звуки, слоги. Доли и союзные слова малышом практически не употребляются.

3 степень речевого недоразвития - дети используют развернутый фразовый язык, состоящий преимущественно из простых предложений. Затруднение вызывает понимание сложных грамматических форм и логических связей (временных, пространственных, причинно-следственных отношений) [14].

Особенность детей с общим недоразвитием речи 3 степени заключается в том, что их словарный запас пополняется: дети используют практически все части речи (существительные и глаголы, в меньшей степени - прилагательные и наречия). Однако они все еще допускают ошибки в употреблении падежных окончаний, использовании предлогов, ударений. При ОНР 3 уровня фонематическое и звуковое восприятие ранее возбуждено.

4 степень речевого недоразвития. Дети с ОНР 4 степени испытывают специфические трудности в повторении слов со сложным составляющим составом, допускают ошибки при словоизменении и словообразовании. Словарный запас у таких детей достаточно разнообразен, но они не всегда точно понимают значение всех слов, синонимов и антонимов, поговорок, пословиц и т. д. В самостоятельной речи ребенка с ОНР 4 степени трудно логически излагать события, он часто «застревает» на второстепенных деталях, пропускает главное и повторяет ранее сказанное.

Малыш с общим недоразвитием речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе. Кроме речевых нарушений, у них наблюдаются вторичные отклонения в формировании психических процессов, требующих специфической работы практического психолога [14].

В норме кризис трех лет проходит достаточно легко, как один из этапов личностного становления ребенка. Однако, если малыш дошкольник имеет речевой изъян, то крайне ограниченно реализуются возможности сенситивного периода для формирования самооценки, всех компонентов речевой системы, развития основных мыслительных процессов (восприятия, наглядно-действенного (практического) и наглядно-образного мышления).

Хотя у младших дошкольников с ОНР уровень невербального интеллекта в основном приближен к норме, объектом познания у них еще остается внутреннее строение предметов, способы познания, как и в раннем возрасте:

- манипулирование и разборка, формы общения, в отличие от здоровых сверстников,

- ситуативно-личностные отношения со взрослыми проявляются лишь как потребность в защите и помощи, а отсюда - предметно-манипулятивная игровая деятельность или игры рядом, что по нормативным показателям свойственно детям раннего возраста [27, с.103].

Обычно дети с речевым недоразвитием имеют органические или функциональные отклонения в центральной нервной системе (ЦНС), а потому очень уязвимы.

 Органическое поражение головного мозга вызывает чрезмерное истощение и сверхбыструю утомляемость во время любой деятельности. В результате у малыша возникают головные боли, наблюдаются расстройства сна, вялость или, наоборот, гиперактивность.

Таким детям присущи раздражительность, повышенная возбудимость, моторная расторможенность и эмоциональная лабильность. У детей с функциональными отклонениями в ЦНС часто случаются невротические реакции, наблюдается повышенная пугливость и тревожность [30].

Признаки ОНР у младших дошкольников

- Полное отсутствие речи или наличие звукоподражаний со значительным использованием мимики и жестов.

- Формальное, поверхностное или выборочное общения.

- Недостаточное понимание обращенной к ним речи.

- Низкая мотивация к коммуникации.

- Слабое развитие подражательной деятельности.

- Неустойчивость внимания и всех видов памяти.

- Неумение играть вместе или хотя бы рядом и др [30].

Все вышеперечисленное создает дополнительный психологический барьер в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Последние часто высмеивают, дразнят или даже бьют, не принимают в игры таких детей.

Характерной особенностью дошкольников с ОНР является то, что до трехлетнего возраста у многих из них еще не сформирована "система-Я". Так, глядя на себя в зеркало, они называют только собственное имя, сказать на себя "Я" они не могут. Значительное количество детей с ОНР четвертого года жизни не понимают своей половой принадлежности, автоматически влияет на ошибочное усвоения родовых окончаний прилагательных и глаголов. Часто от детей можно услышать фраз типа "Папа после" ( "Папа пришла"), "Оя пал" ( "Оля упал"), "Ова хайося" ( "Вова хороший") и другие.

Все вышеперечисленное свидетельствует о важности комплексного педагогико-психологического воздействия на личность дошкольника с ОНР, необходимость оказания квалифицированной как логопедической, так и психологической помощи.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 197.